Интегрированное психолого-логопедическое развивающее занятие "Зимние игры и забавы"
план-конспект занятия ( класс) на тему

Свентицкая Татьяна Анатольевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-logopedicheskoe_zanyatie.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Интегрированное психолого-логопедическое развивающее занятие

«Зимние игры и забавы»

Логопед ГБОУ ЦО № 1858 Бутенко Эллина Александровна

Педагог-психолог ГБОУ ЦО № 1858 Свентицкая Татьяна Анатольевна

Цель: создать условия для развития познавательных процессов в закреплении материала по лексическим темам «Зима», «Зимние забавы».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представление о времени года «Зима», ее признаках. Уточнить  с детьми знания о том, что зимой холодно, лежит снег. Дети тепло одеты, они катаются на санках, коньках, лыжах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия. Активизировать употребление слов: зимний, хрустящий, белый пушистый, холодный. Учить  детей отвечать на поставленные вопросы.
  • Закрепить обобщающие понятия «инвентарь», «зимние игры и забавы».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, умения работать в команде.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, 2 доски магнитных, магниты, снежки или набивные мячики белого цвета (по количеству детей), 2 корзины, предметные картинки (прыгалки, ватрушка, воланчик, коньки, клюшка и шайба, ледянка, снегокат, мяч, лыжи, обруч, санки), музыкальное сопровождение: звуки вьюги, метели, детские мелодии и песни на тему «Зима».

Логика построения образовательной деятельности:

Педагог

Дети

Психолог беседует с детьми для создания психоэмоционального настроя на занятие, программирует на успех.

Привлечение внимания детей. Как правило, большинство детей сразу заинтересовываются происходящим.

Психолог активизирует внимание детей, побуждает на монологическую речь:

- Ребята как вы думаете: какое сейчас время года?

- Как вы узнали, что зима пришла? 

- Как вы любите зимой играть?

Слушают друг друга, высказывают свое мнение.

Логопед создает игровую ситуацию для постановки цели: предлагает детям «одеться потеплее и отправиться на улицу», чтобы посмотреть, какая там погода, какие изменения произошли в природе и чем зимой можно заниматься на прогулке (элементы психогимнастики, имитация движений, артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Заборчик», «Ворота открываются», «Блинчик», «Печем блинчик», «Остужаем блинчик», пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»).

Дети с помощью движений имитируют одевание, затем по желанию повторяют за логопедом артикуляционную и пальчиковую гимнастику.

Психолог предлагает детям разделиться на две команды.

Дети встают парами по собственному выбору и распределяются по командам. Придумывают название команды.

Логопед загадывает по очереди каждой команде загадки, отгадки появляются на экране, за правильные ответы ребята получают по снежку.

Загадки:

- Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.

(Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(Снеговик)

Если зимнею порою

Тучи небо всё закроют,

И снежинки полетят –

Значит, будет …

(Снегопад)

В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый...

(Снегокат).

/За правильные ответы команды получают снежки/

В деятельность вовлекается большая часть детей. Активизируют мышление, развивают смекалку. Дети учатся оценивать правильность своих ответов.

Психолог обращает внимание детей на мультимедийный проектор, на котором появляются сюжетные картинки. Детям предлагается внимательно посмотреть и подумать о том, все ли правильно изобразил художник на этих картинках (игра «Нелепицы»). За правильные ответы ребята получают по снежку.

Дети рассматривают картинки, обсуждают изображения и определяют, что не соответствует реальности. Развивается внимание, мышление, память, умение высказывать свое мнение, слушать ответы друг друга.

Психолог: игра «Изобрази движение» (психогимнастика), дети, совместно с психологом изображают различные зимние забавы, которые загадывает им логопед. /Можно использовать музыкальное сопровождение/

Дети активно повторяют движения, подключая воображение и слуховое внимание /физкульт-пауза/.

Логопед зачитывает детям предложения, в большинстве из которых содержатся некоторые смысловые ошибки, детям предлагается их внимательно послушать и решить, все ли верно.

Сейчас за окном время года – ЛЕТО.

Зимой детишки любят кататься НА КАЧЕЛЯХ.

После ДОЖДЯ в городе начались снегоуборочные работы.

Дворник чистит дорогу ГРАБЛЯМИ.

Под снегом птичкам ЛЕГКО найти себе корм.

Мальчик катается с горки НА ВЕЛОСИПЕДЕ.

Девочка катается по льду НА РОЛИКАХ.

Зимой я одену на улицу ШЛЯПКУ.

Зимой после ДОЖДЯ появляются сугробы.

Дети внимательно слушают предложения и оценивают его правильность с помощью хлопков и топанья, а кто-то один из команды повторяет предложение, исправив в нём ошибку. В результате, дети активно взаимодействуют со взрослым, активизируют свои мыслительные процессы, внимание, учатся формулировать правильное предложение.

Логопед и психолог: игра «Выбор». Детям показывают предметные картинки с изображениями инвентаря для зимних и летних игр и забав. Детям предлагается по очереди выбрать изображения инвентаря только для зимних игр и прикрепить их на магнитную доску (работа в группах).

За правильные ответы команды получают снежки.

Дети активно взаимодействуют друг с другом, обсуждают свой выбор, активизируют память, мыслительные процессы, учатся работать в команде, активизируют необходимые знания для разрешения ситуации: необходимо правильно сделать выбор.

В заключение капитан команды перечисляет названия инвентаря для зимних игр и забав.

Логопед: «А теперь нас ожидает любимая зимняя забава – игра в снежки!»

«Игра в снежки». Дети встают друг за другом, у каждого в руках по снежку. Расстояние до корзины 3 м. По сигналу: «Раз-два! Не зевай! И снежки скорей бросай!» дети начинают бросать снежки в корзину. /Можно использовать музыкальное сопровождение.

Дети развивают двигательную активность, все вовлечены в процесс.

Рефлексия:

Психолог: Вам понравилось сегодня играть? В какие игры вам понравилось играть больше всего?

Поблагодарим друг друга за успешную работу! /Аплодируют в ладоши/

Дети высказываются, обучаясь диалогической речи.

Литература:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2011
  2. Синицына Е. Логические игры и загадки. Серия «Дошкольное образование». М., ЮНВЕС. 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Активизация коммуникативно-речевой сферы ребёнка с задержкой речевого развития является необходимым условием для его полноценной жизнедеятельности, развития способностей, успешного овладения им бытовы...

Интегрированное психолого-логопедическое занятие "Теремок"

Психолого-логопедическое сопровождение...

технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия "Страна Красивой Речи"

Технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия для обучающихся с ОНР 3-4 класс по теме: "Страна Красивой Речи"...

Интегрированное психолого логопедическое занятие

Интегрированное психолого - логопедическое занятие по развитию внимания, памяти, и коррекции смешанной формы дисграфии у учащихся с ОВЗ...

Конспект интегрированного занятия в рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся 3-х классов по теме: «Лучший подарок - положительные чувства и эмоции»

Конспект интегрированного занятия в рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся 3-х классов по теме: «Лучший подарок - положительные чувства и эмоции» Занятие с использова...

Конспект психолого-логопедического интегрированного занятия для 1-го класса. Тема: «Предложение. Составление предложений с использованием нейроподхода»

В уроке представлен материал для 1 класса, где говорится о закреплении формирования понятия предложение как единицы речи....