Решение задач здоровьесбережения младшего школьника в образовательном прцессе.
статья на тему
Многие годы человек проводит в стенах образовательного учреждения, поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЗДОРОВЬЯСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху.
Это прежде всего забота о
гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В основном проводились спортивные мероприятия в учебное время и не уделялось должного внимания оздоровительному отдыху во время каникул. Как показывает статистика, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья. Основополагающим в развитии здорового ребёнка является духовно – нравственный компонент здоровья, определяющий умение строить отношения с близкими и друзьями, реализацию потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и интеллектуальное развитие ребёнка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими компонентами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности. Это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость – это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь, возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал – главное условие в обеспечении благоприятных условий.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования и должна обеспечить целостное развитие личности ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.
Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в
соответствии с особенностями каждого возраста. Например, среди различных
возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют
физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и
формирование организма, способствует становлению и совершенствованию
высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность
жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.
Для этого в режим дня учащихся начальных классов были введены
физкультурные паузы и удлиненны перемены. Благодаря этому увеличили
объём двигательной активности школьников. Большое оздоровительное
значении в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший
отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную
систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Во время уроков применяются физкультминутки, направленные не только на
снятие усталости, но и на снятие усталости глаз.
Таким образом, правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Литература
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
- Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-62222-1354901691.jpg)
Программа по здоровьесбережению младших школьников "Первоклассник,будь здоров!"
Занятия по данной программе помогут организовать малышей во внеурочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/21/picture-168440-1356107532.jpg)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-409342-1578596158.jpg)
Здоровьесбережение младших школьников как основа эффективного обучения
Раскрываются цели, средства и методы здоровьесбережения младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/14/picture-83338-1405354599.jpg)
Оздоровительные двигательные минутки на уроке как часть системы здоровьесбережения младших школьников
Оздоровительные двигательные минутки на урокекак часть системы здоровьесбережения младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/13/picture-781460-1460564442.jpg)
«Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения младших школьников»
Обобщение опыта по теме "Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения младших школьников" (проект на один учебный год). ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-946935-1505247576.jpg)
Методические особенности работы над текстовой задачей после ее решения при обучении младших школьников математике.
Умения решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития,глубины освоения математического материала. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Тек...