Решение задач здоровьесбережения младшего школьника в образовательном прцессе.
статья на тему

Многие годы человек проводит в стенах образовательного учреждения, поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЗДОРОВЬЯСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШЕГО  

             ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

                                                                   

                                                                             «Забота о здоровье ребёнка –это

                                                                              не просто комплекс санитарно-

                                                                              гигиенических норм и правил…

                                                                              и не свод требований к режиму,

                                                                              питанию, труду, отдыху.

                                                                              Это прежде всего забота о  

                                                                              гармоничной полноте  всех  

                                                                              физических и духовных сил, и

                                                                               венцом этой гармонии является

                                                                               радость творчества»

                                                                                                       В.А.Сухомлинский

         Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся.

        Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В основном проводились спортивные мероприятия в учебное время и не уделялось должного внимания оздоровительному отдыху во время каникул.  Как  показывает статистика, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

       Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья. Основополагающим в развитии здорового ребёнка является духовно – нравственный компонент здоровья, определяющий умение строить отношения с близкими и друзьями, реализацию потребности в самопознании и самосовершенствовании.

        Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и интеллектуальное развитие ребёнка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими компонентами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности. Это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость – это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь, возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал – главное условие в обеспечении благоприятных условий.

        Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования и должна обеспечить целостное развитие личности ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

        Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

         Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

               Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в  

соответствии с особенностями каждого возраста.  Например, среди различных

возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют

физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и

формирование организма, способствует становлению и совершенствованию

 высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность

 жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.

               Для этого в режим дня учащихся начальных классов были введены

физкультурные паузы и удлиненны перемены. Благодаря этому увеличили

объём двигательной активности школьников. Большое оздоровительное

 значении в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший

 отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную

 систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Во время уроков применяются физкультминутки, направленные не только на

снятие усталости, но и  на снятие усталости глаз.

        Таким образом, правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

                                               Литература

  1. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.
  2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
  3. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Программа по здоровьесбережению младших школьников "Первоклассник,будь здоров!"

Занятия по данной программе помогут организовать малышей во внеурочное время....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...

Здоровьесбережение младших школьников как основа эффективного обучения

Раскрываются цели, средства и методы здоровьесбережения младших школьников....

Оздоровительные двигательные минутки на уроке как часть системы здоровьесбережения младших школьников

Оздоровительные двигательные минутки на урокекак часть системы здоровьесбережения младших школьников...

«Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения младших школьников»

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения младших школьников" (проект на один учебный год). ...

Методические особенности работы над текстовой задачей после ее решения при обучении младших школьников математике.

Умения решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития,глубины освоения математического материала. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Тек...