Главные вкладки

    Схема работы психолога со страхом у младшего школьника
    статья на тему

    Сотникова Алла Пантелеевна

    В статье предлагается схема анализа страха ребенка, поэтапная работа психолога со страхом, а также рекомендации родителям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shema_raboty_psihologa_so_strahom_u_mladshego_shkolnika.docx18.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Схема работы психолога со страхом

    I раздел

    Описание проблемы

         Мальчик Артём 7 лет посещает первый класс. Семья полная, есть еще младшая сестра 4 лет. Мать не работает, отец допоздна задерживается на работе.

       Мать обратилась за помощью к психологу школы.

        На индивидуальной консультации с матерью выявлено, что Артём стал бояться засыпать ночью без включенного света.

        Говорит, что ему страшно. Боится теней в комнате ночью. Просит родителей не выключать свет. Мать оставляет включенным ночник, сидит с Артёмом и его сестрой, пока они не уснут. Мать пугает тот факт, что появился страх, ранее ничего подобного с детьми не происходило. Она связывает появление страха теней с поступлением ребенка в школу и с изменением семейных правил в связи с этим.

            В беседе с матерью выявлено, что до школы Артём проводил время вместе с сестрой и мамой. С началом обучения в школе у Артёма появилось время, которое он сам должен проводить за выполнением домашних заданий. Мать очень тревожится по поводу того, сможет ли ее ребенок самостоятельно справляться со школьными заданиями, нужно ли оказывать ему помощь или Артём сам должен справляться со своей работой.

      Переживания матери по поводу трудностей с засыпанием, страхом у Артёма, продолжительное ожидание, когда дети заснут, заставили мать обратиться к психологу.

    (В таких случаях рекомендуется на отдельной встрече с родителями провести диагностику тревожности у них с помощью стандартизированных или проективных методик).

    II раздел

    Характеристика коррекционной работы

    Определение страха: возрастной страх, переживание страха вызвано нереальным, воображаемым объектом.

    Вид: витальный страх.

    Страх выступает как способ привлечения внимания родителей во время переломного в жизни ребенка момента (поступление в школу, выделение времени, когда Артём должен отдельно от мамы и сестры выполнять домашние задания).

    Цель коррекционной работы:  научиться справляться со страхом.

    Задачи коррекционной работы: снизить тревожность, усилить образ «Я» ребёнка, актуализировать чувство страха, осуществить контроль над объектом страха, повысить уверенность в себе.

    Работа должна проводиться в индивидуальной форме.

    Стратегия коррекционной работы с витальными страхами.

    •Возможность проявления страха

    •Уничтожение страха

    •Преобразование страха: идентификация или дистанцирование

    •Поиск ресурса

    III раздел

    Индивидуальное коррекционное занятие

    Материал: бумага А 4, цветные карандаши, мелки, пластилин, ножницы, бумажная белая одноразовая тарелка, нитки для вязания.

    Ход занятия.

    1.Организационный момент

    Приветствие.

    Установить контакт с ребенком.

    Правила работы.

    2.Определить ситуацию, которая пугает ребенка.

    Беседа с ребенком.

    Рисуем или лепим страх на выбор ребенка. Спрашиваем,  как объект себя ведет, как двигается, как рычит.

    Предлагаем ребенку на выбор что-то сделать с вылепленным  (нарисованным) страхом: замазать, разорвать, закрасить и т.д.

    3. Игра в страх.

    •Ребенок играет того, кто боится, психолог – страшного персонажа. Ребенок выражает страх.

    •Ребенок и психолог меняются ролями. Ребенок играет страшного персонажа, а психолог выражает страх.

    •Ребенок и психолог меняются ролями. Психолог играет страшного персонажа, а ребенок демонстрирует уверенное поведение.

    (Ключевой посыл: «Ты можешь справиться со страхом, ты сильнее, чем он»).

    Играем, пока ребенок хочет играть.

    4.Арт-терапевтическое упражнение «Ловец снов». Рассказываем ребенку легенду, существовавшую у индейцев, о ловце снов, который захватывает пугающие объекты,  и они уже никогда оттуда не могут выбраться.

    Предлагаем ребенку на выбор два варианта «Ловца снов»: можно сделать отверстие( диаметром 10 см) в тарелочке и при помощи нитей сделать паутину на нем, или можно поместить вылепленного персонажа-тень в центр тарелки и замотать его нитками.

    Если ребенок выбирает первый вариант «Ловца снов», то он может его забрать с собой домой, чтобы иметь инструмент для того, чтобы победить тени. Второй вариант «Ловца снов» ребенок может взять с собой, если захочет.

    6.Подведение итогов

    Психолог предлагает ребенку представить, где он расположит в своей комнате «Ловца снов», ободряет ребенка и говорит о том, что Артём такой сильный, что победит любой страх.

    IV раздел

    Рекомендации для родителей

    - Минимизировать вторичные выгоды от страха( не сидеть рядом при засыпании), найти способы поддержать ребенка, не уделяя ему при этом излишнего внимания, ободрять ребенка (« Ты такой большой и сильный, что можешь справиться с тенью»).

    - Настраивать ребенка на то, что он сможет справиться со своим страхом.

    - Ввести дома правило: родители могут помочь Артёму с заданиями, если ему понадобится помощь.  Четкое соблюдение правил.

    - Выделить матери время ребенку для совместной деятельности, не касающейся школьных заданий ( походы на горку, прогулки в парке и т.д.).

    - Матери отслеживать, как ее повышенная тревожность по поводу школьной самостоятельности Артёма влияет на эмоциональное состояние сына, наблюдать за своей тревогой и постараться уменьшить ее в присутствии сына.

    - Выражать Артёму более позитивное отношение к жизни: высказывать оптимистичные ожидания, выражать уверенность в благополучном исходе событий.

    - Обратить внимание на наличие в семье каких-то привычных ритуалов (если они есть), обеспечивающих ощущение стабильности, предсказуемости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников

    Статья Опыт работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников"...

    Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

    Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

    Приемы работы по формированию речевых умений младших школьников

    (Слайд 1)«Приемы работы по формированию речевой культуры младших школьников»Добрый день, коллеги. Позвольте начать мне свое выступление словами М.Пришвина:(Слайд 2 )«В каждой душе слово живет, г...

    Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

    Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

    Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"

    В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о...

    Психокоррекционная программа, направленная на снижение уровня страхов у младших школьников

    Предлагаемая программа является частью совместной комплексной программы по эмоционально-волевому воспитанию младших школьников, помогает сохранить и улучшить их психологическое здоровье.Данная програм...

    Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

    Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...