«Аутизм проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции»
презентация к уроку на тему

Каминская Марина Александровна

«Аутизм:  проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm_problemy_diagnostika_metody_i_priemy_korrektsii.pptx628.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Аутизм: проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции»

Слайд 2

Мессии или ММД ? Ничто не волнует нас так, не радует и не огорчает, как собственные дети! Мы всегда готовы в них найти нечто новое, чудесное.

Слайд 3

Аутизм – нарушение психического развития Охватывает сенсомоторную, перцептивную , интеллектуальную, речевую, эмоциональную сферы. Ярким его проявлением является нарушение социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми. Симптомы: отгороженность, слабость эмоционального реагирования, стереотипия, боязнь новизны, изменения обстановки, страхи (фобии), агрессивное и аутоагрессивное поведение, активное стремление к одиночеству, склонность к вопросам и неспособность к ответам, СДВГ, патологические привычки, тики, гиперкинезы, нарушение навыков опрятности, хорошая механическая память

Слайд 4

Неуправляемые, упрямые самолюбивые всезнайки… Они не соблюдают традиции и не понимают, для чего они созданы. Ищут рациональное, что окружающие воспринимают как нарушение правил. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины. Они не стесняются, давая вам понять, в чем испытывают нужду. !!! Ненормальным они считают мир вокруг них.

Слайд 5

Они – наши! - Они приходят в мир с ощущением царственности, величия, с чувством, что «заслужили быть здесь» и бывают удивлены, что другие не всегда разделяют их мнение. Они не сомневаются в своей значимости, сообщая всем «кто они есть». Им не интересно все, что не требует творческой мысли. У них нет авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки, признают только свободу выбора. Они многих вещей не делают: стояние в очереди или в строю для них невыносимо.

Слайд 6

Виды аутизма Аутистическое расстройство Синдром Аспергера Атипичный аутизм Синдром Ретта Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями Дезинтегративное расстройство детского возраста Классификация В.Е.Кагана выделяет сл. аутистические синдромы: Аутизм при шизофрении; Аутизм при шизоидных психопатиях; Детский аутизм; Органический аутизм; Парааутистические состояния. Классификация РАМН (1997) Детский аутизм эндогенного генеза Аутистическиподобные синдромы при органическом поржении ЦНС Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и др. нарушениях Синдром Ретта ( неуточненного генеза) Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза (психогенный парааутизм ) Аутизм неясного генеза

Слайд 7

Критерии ранней диагностики 100% Нарушение зрительного контакта Нарушение комплекса оживления Измененная реакция на нового человека Нарушения общения с детьми Измененное отношение к физическому контакту Измененное отношение к словесному обращению Особенности поведения в одиночестве Особенности отношения к неодушевленному

Слайд 8

Специфические проявления Страхи - 80% Сверхценные (75%) одиночества, высоты, лестниц Обусл-ные сенсоаффективной сензитивностью - 35% шум, лифт, свет, мотор Неадекватные, бредоподобные (12%) Феномен тождества (80%) (ритуальность в режиме, трудности питания ребенка, приверженность к привычному: расположение мебели, негативизм к новой одежде …) Нарушения чувства самосохранения (25%) Стереотипы (70%) двигательные (52%), сенсорные (35%),речевые(32%), поведенческие (45%), влечение к ритму (34%) Особенности речи (70%) нарушение импрессивной речи (24%), нарушения экспрессивной речи (50%)

Слайд 9

Особенности познавательной деятельности и интеллекта (75%) Отставание (33%) Парциальное ускорение (32%) Распад (10%) Особенности игры (30%) Игровые аутодиалоги , игры-фантазии со стойким перевоплощением в неодушевленные предметы, животных, манипуляции с одной игрушкой, привязанность к форме, цвету. Особенности аффективной сферы (100%): Гипервозбудимость (60%) Гиповозбудимость (40%) Особенности восприятия (89%) : нарушения зрительного восприятия (52%), нарушения слухового восприятия (9%), тактильного восприятия (60%) (на купание, причесывание, мокрые пеленки, сопротивление при одевании, тактильные стереотипы), нарушение вкусового восприятия (18%), обонятельного восприятия (18%),

Слайд 10

Особенности моторики (68%) Грациозность, плавность, легкость, импульсивность бега, вычурность движений, некоординированность (негнущиеся ноги), Бедность мимических комплексов, неадекватные гримасы) Патология влечений (20%) Агрессия (18%), самоагрессия (3%) Особенности навыков социального поведения (80%) Запаздывание формирования санитарно-гигиенических навыков. Самообслуживания, навыки опрятности Церебрально-органические знаки (20%) судороги, гидроцефалия, органические дисплазии Соматические нарушения (25%) Предрасположенность к аллергиям, нарушение обменных процессов.

Слайд 11

Классификация О.С.Никольской 4 основные группы РДА. Осн . показатель – нарушения взаимодействия с внешней средой(т.е. основными критериями избраны характер и степени нарушения аффективной сферы) 1 гр. Дети с отрешенностью от внешней среды (глубокое погружение в себя). 2 гр. Дети с отвержением внешней среды (стереотипные действия и заглушение неприятных впечатлений извне). 3 гр. Дети с замещением внешней среды (стереотипные монологи у детей с развитой речью с фиксацией на пережитых страхах). 4 гр. Дети со сверхтормозимостью окружающей среды (застенчивость, сверхранимость ).

Слайд 12

Дифференциальная диагностика Основывается только на длительном наблюдении за динамикой состояния !!! Аутизм и шизофрения (С.А.Морозов, 2000 г.) Сходство: утеря навыков (регрессы в развитии речи, самообслуживания и т.д.); аутизм как симптом (наличие собственного мира, уход от контактов); наличие аутистических фантазий, которые часто путают с бредовыми. Различие : при шизофрении регрессы не зависят от возрастных кризов и происходят, как правило чаще, чем при аутизме; ярче выражен период нормального развития (при аутизме, если внимательно изучать анамнез — развитие искажено); уход от реальности носит активный характер, но формы контакта сохраняются (при аутизме уход от реальности носит характер недоразвития и формы контакта отсутствуют) Аутизм и нарушения психич . развития при некоторых резидуально-органических повреждениях мозга Аутизм и невропатия Аутизм и нарушения речи, зрения, слуха Аутизм и умственная отсталость, ЗПР Аутизм и ДЦП Критерии разработаны К.С. Лебединской и О.С.Никольской -1991

Слайд 13

Психолого-педагогическое обследование Способы организации: опосредованные, с помощью знакомой среды, лиц, игрушек. Предлагать невербальные задачи, соотнесение, сортировка, конструирование, использование стереотипных интересов. Моторно ловкий в спонтанных движениях, неуклюж в произвольных Основной метод: Наблюдение Типичные ошибки: Возможны как недооценка, так и переоценка возможностей ребенка

Слайд 14

Виды коррекции аутизма На сегодняшний день насчитывается более 70 разных подходов к коррекции аутизма терапия с помощью животных: лошадей, дельфинов и др., четких теоретических обоснований нет; терапия через развитие моторной сферы , осознание ребенком своего тела, постепенное освоение окружающего пространства, ТЕРАПИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ ( осознание того, что есть другие) СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ТЕРАПИЯ ИГРОЙ Пошаговое элементное разучивание многих десятков действий ( требует много времени, сил)

Слайд 15

Методы и приемы работы с детьми - аутистами Во-1-х При подборе методов и приемов работы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: возраст, особенности коммуникации, уровень развития когнитивной сферы, наличие страхов , гиперсензитивности . Во-2-х Социальную ситуацию развития: уровень социальной адаптации, позицию родителей по отношению к ребенку, позицию родителей к сотрудничеству. В-3-х Возможности ОУ, оказывающего помощь.

Слайд 16

Традиционные методы воздействия на ребенка Удерживающая терапия- холдинг («усиленные контакты») Поведенческий подход ( бихевиористский ) Групповая терапия Метод выбора («любить – это быть счастливым с тем, кто у тебя есть») Эвритмия (коммуникативная терапия, подкрепленная музыкой)

Слайд 17

Работа с родителями Холдинг-терапия Конфронтация Ребенок противится началу холдинга. Находит любые поводы, чтобы избежать начала "процедуры«. Активное отвержение. Стадия разрешения Ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется; Развивающая стадия . Отработка необходимых ребенку форм позитивного эмоционального воздействия. Холдинг должен работать в 2-х направлениях : преобразование негативных реакций, снятие эмоционального напряжения, возбуждения, тревоги, страха, преодоление агрессии; разработка новых форм эмоционального контакта, что способствует развитию взаимодействия, понимания эмоционального смысла, стимулирует развитие речи. Требования к специалисту, ведущего холдинг-т Опыт коррекц - ой работы с аутичными детьми; знание закономерностей аффект- го развития детей с РДА. Подготовка семьи к терапии Задача родителей: удержать ребенка не только физически, но и эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму и папу, объясняя, как важно быть всем вместе

Слайд 18

Работа с агрессией Агрессия - явление неоднозначное. Она может быть проявлением влечений, формой защиты, примитивным способом взаимодействия с окружающим, а также интуитивным методом разрядки напряжения. Развитие целенаправленного поведения Необходимо, подобрать для ребенка быстро дающие эмоционально яркий эффект занятия, не требующие больших усилий, точных движений, речевого взаимодействия; нужно незаметно для ребенка облегчить осуществление даже этих простых заданий. Усвоение ребенком в ходе совместной игры новых навыков предметного действия позволяет взрослому все более усложнять взаимодействие. Обретение окружающего мира Смягчение тревоги, страхов аутичных детей, формирование эмоционально положительного отношения к окружающему, возможности взаимодействия со взрослыми позволяют обогатить знания ребенка об окружающем мире, умение активно ориентироваться в нем, уменьшить агрессию

Слайд 19

Работа по развитию речи Работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте и проводиться с учетом варианта речевого развития детей с РДА. Необходимо выполнять следующие условия: М ного разговаривать с ребенком, объяснять происходящее вокруг, говорить новые слова, не требуя немедленного их повторения; 2) П остоянно вовлекать ребенка в обсуждение планов на предстоящий день, обговаривать их в процессе исполнения, затем оценивать прошедший день; 3) П остепенно переходить к составлению планов на более длительные сроки; 4) Д авать возможность детям регулировать свои действия с помощью речевого планирования.

Слайд 20

Игра как средство коррекции поведения недирективная игровая терапия Особенность : Стереотипный и аутистический хар-р игры При "лечении игрой" желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты . Принципы организации игры: принятия ребенка установление дозволенности предоставление возможности ребенку самостоятельно выбирать линию поведения отказ от форсирования психотерапии принцип отражения чувств (авторы В. Акслайн , Ф.Аллен)

Слайд 21

Обучение бытовым навыкам Эмоциональное освоение происходящего вокруг, формирование активного отношения, заинтересованности в окружающем необходимы для адекватного приспособления аутичного ребенка к жизни семьи, преодоления его негативизма, капризов, обучения самым простым навыкам бытового поведения, самообслуживания, следования распорядку дня. Освоение ребенком необходимых бытовых навыков происходит в длительном взаимодействии с близкими и требует от них большого терпения.

Слайд 22

Арт-терапия ности ; Задачи: - развитие потребности ребенка в общении; - развитие эмоциональным опыта; - развитие воображения и способности к децентрации . - обогащение форм контакта, включая развитие навыков совместной деятельности Показания к применению : особо эффективны с интеллектуально сохранными детьми Этапы работы : 1. установление контакта с ребенком (выработка первоначальной мотивации к рисованию, преодоление негативизмов, развитие интереса к изобразительной деятельности); 2. развитие навыков рисования: овладение основными графическими схемами; расширение техник рисования. 3. использование рисования как средства развития символического (образного, эмоционально насыщенного) мышления; 4. использование рисования как способа выражения и переработки эмоционального опыта ребенка с опорой на его стереотипы. Требования к материалу Предпочтения аутистов исходят из их гиперчувствительности. Для начинаний в рисовании подойдут: толстые фломастеры с различными фруктовыми запахами; толстые восковые карандаши (предпочтительно оранжевого, красного цветов); большие плотные листы бумаги с легкой зернистой фактурой, постепенно можно переходить на акварель и более тонкие восковые мелки, их сочетание.

Слайд 23

Мир глазами аутиста

Слайд 25

Музыкотерапия В основе подхода - "зависание" аутистов на первичном языке ( языке чувств, света, запаха, вкуса и, ранее всего,звука ) В онтогенезе слуховой анализатор включается в работу на 20 - 22 неделе беременности (раньше зрит-го ): он помогает дифференцировать звуки по высоте, силе, темпу, тембру, во внутриутробном периоде формируется частотно-тональный слух. В дальнейшем, созревания структур головного мозга и развитие частотно-тонального слуха создают предпосылки для развития речевого слуха. В отличии от N у аутичного ребенка в большей степени сохраняется ориентация на акустическую сторону речи, чем на семантическую. Этим объясняются бесконечные речевые стереотипии, игры фонетикой, жонглирование словами, тогда как вторичный язык — язык смыслов уходит у детей с аутизмом на второй план.

Слайд 26

Все дети, даже самые свободолюбивые, хотят чувствовать себя в безопасности. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»

Коррекционная  школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...

для учителей начальной школы и русского языка на тему: «Методы и приемы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся»

В статье представлен практический материал для учителей начальных классов и русского языка на тему "Методы и приёмы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся"...

Методы и приемы коррекции фонематических процессов у обучающихся начальных классов

Цель данной работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи....

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

«Методы и приемы коррекции аграмматической дисграфии».

Аграмматическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.Проявления аграмматической дисграфии:трудности в...

"Методы и приемы коррекции оптико-моторных представлений у младших школьников с ОВЗ"

Одним из видов стойких специфических ошибок при письме являются оптико-моторные ошибки. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству, зеркальное написание буквы,  искажение графическог...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...