Авторская программа коррекции проявлений гиперактивности первоклассников на уроках развития речи
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Данная программа разработана мною с целью коррекции основных и вторичных проявлений гиперактивности у первоклассников на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc326.54 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа коррекции проявлений гиперактивности первоклассников
(поурочные планы по развитию речи для учащихся 1 классов)

Составитель: Альгпеус Е.В.

Тематическое планирование уроков

I. Для чего нужна речь

1. Плохо одному

2. Как узнать что-то новое
3. Поиграем вместе

4. Слово веселит, огорчает, утешает...

П. Устная речь

5. Какой окраски твой голос

6. Сядем на пригорке да расскажем скороговорки

ПI. Речевая этика

7. Помощники общения
8. Мы — талантливые собеседники
9. Учимся спорить и доказывать

Для чего нужна речь

Урок 1. Тема: «Плохо одному»

ЗАДАЧИ: 1. Раскрытие мысли о том, что речь является важнейшим

средством общения, обмена мыслями и чувствами между
людьми.

2. Развитие умения грамотно излагать свои мысли.

3. Оценивание поведения и поступков других, проецирование их

на себя.

4. Изображение эмоциональных состояний, связанных с

переживанием психического недовольства и довольства.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки (5 шт.).

ХОД УРОКА

l ) Упражнение «Правильное положение тела» (обеспечит правильную осанку,
поможет отрегулировать поведение).

- Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц, надо уметь принять (и запомнить!) правильное положение тела.

Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины, плеч. Потом
попробуйте, как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и откинуть его назад и
вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи — свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным не только в моменты специальной работы на уроке, но и вообще в жизни. Напоминайте себе об этом, и путем тренировки можно сделать такое положение тела привычным.

2) Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова
на букву «Б» (благодарный, благородный, бережливый, бескорыстный,
благотворительный, безупречный, безукоризненный, беззаветный и др.).

:. ) — Ребята, знаете ли вы, что только люди умеют говорить? Для чего же людям
понадобилась речь?

- Послушайте удивительную историю, которая произошла с мальчиком Палле.
Она называется
«Палле один на свете».

Утро.

Палле проснулся.

Наверное, еще очень рано, потому что в доме совсем тихо. Но в окно ярко светит солнце, и спать больше не хочется.

Палле встает и на цыпочках идет в комнату, где спят его мама и папа. Он приоткрывает дверь и заглядывает в спальню. Никого не видно.

Где же мама и папа?

Палле возвращается в свою комнату. Но снова ложиться в постель не

хочется. Лучше он оденется и пойдет играть во двор.

Одеваться Палле умеет сам — ведь он уже совсем большой мальчик.

Вот интересно — Палле один во всей квартире1

Палле спускается по лестнице и выходит на улицу без спросу, но ведь
папы и мамы нет дома. Палле пойдет их искать.

Палле заходит в молочную. Но продавщицы за прилавком нет, и
покупателей в магазине тоже нет. На улице пусто и очень тихо. Машины не
едут. Трамваи стоят. Прохожих не видно. Спросить, где мама с папой, не у
кого.

Палле один на всем белом свете...

Палле заходит во все магазины подряд, но нигде никого нет — все люди
куда-то исчезли.

В кондитерской Палле набивает себе рот шоколадом.

Он знает, конечно, что этого делать нельзя, но, раз он остался один на
свете, кто же его будет ругать?

Палле очень доволен, что остался один на свете.
Однако куда же все-таки делись люди?
За углом стоит трамвай.

Палле входит в вагон и садится на место вожатого.
Палле крутит руль, как будто он вагоновожатый.

Дзинь! Трамвай вдруг рванулся с места. Палле очень испугался. Но это
ничего. Зато теперь он настоящий вагоновожатый, его трамвай летит вперед.

Палле никак не может дотронуться ногой до звонка, поэтому он сам
выкрикивает: «Динь — динь!»

Впрочем, никому и не нужно сообщать, что едет трамвай, — ведь на
улицах никого нет.

Палле очень рад, что остался один на свете. Теперь он может делать все,
что ему вздумается.

Трамвай несется к центральной площади. Но впереди на рельсах стоит
другой трамвайный вагон — дальше ехать нельзя.

Остановить трамвай — но как? Палле не знает и на полном ходу врезается в стоящий впереди вагон.

Трах!

Палле кубарем слетел с сиденья прямо на мостовую. Он не ушибся, но зато трамвай разбит вдребезги. На нем теперь далеко не уедешь.

Палле идет в парк, где он часто играл с другими ребятами.

Он шагает прямо по газону, хотя Палле прекрасно видит дощечку с надписью: «По траве не ходить»

Но не все ли ему равно, что написано, раз он остался один на свете?

На детской площадке стоят качели. Палле с удовольствием покачался бы на качелях, но это не так-то просто: кто же сядет на другой конец доски?

Вот если бы здесь были Герда или Нильс... А то и поболтать не с кем. Оказывается, вовсе не так уж приятно быть одному на всем белом свете.

Палле соскучился по своим товарищам, по папе и маме. Особенно по маме. Вот бы рассказать ей обо всем, что случилось в городе.

Палле садится в красивый автомобиль и едет по улице: а вдруг где-нибудь все-таки остались люди?

Наконец Палле подъехал к аэродрому. Там стоял большой сверкающий самолет. Палле забрался в кабину самолета и полетел высоко-высоко. Самолет поднялся до самых звезд и вдруг обо что-то ударился. Это, конечно, был месяц.

Бедный Палле полетел вниз головой...

Палле закричал во все горло — и проснулся. Он лежал в своей кроватке.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, ВСЕ ЭТО ЕМУ ТОЛЬКО ПРИСНИЛОСЬ!

Тут вошла его мама.

- Палле, что с тобой? Почему ты плачешь?

— Ой, мама, мне приснилось, что я остался совсем один на свете! Я мог
делать все, что хотел, но мне стало скучно одному, даже поговорить было не с
кем. Как хорошо, что мне это только приснилось!

Палле вскочил с постели, оделся. И вот он уже в парке, на площадке со

своими товарищами.

Как хорошо со всеми вместе! (По И.Сигсгорду)

— Почему вначале Палле был очень доволен, что остался один?
— Почему же потом ему стало так плохо оттого, что он остался совсем один на
белом свете?

— Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить,
поделиться своими горестями и радостями.

- Какие положительные (хорошие) качества вы заметили в поведении
мальчика?

- Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?
4) — Послушайте стихотворение А.Барто и подумайте, почему оно называется

«Я люблю ходить вдвоем».

Я люблю ходить вдвоем

В поле, в лес, на водоем,

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь.

Я люблю кричать: «Гляди!

Посмотри!  Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько!..»

И с обрыва, с высоты

Я зову: «Ау! Где ты?

Погляди с обрыва,

Как вокруг красиво!»

Я один брожу в лесу...

(Так бывает редко.)

Задрожала на весу,

Закачалась ветка.

Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.

Крикнуть некому: «Постой!»
Я один...

Мне красотой

Поделиться не с кем.

- Конечно, когда не с кем поговорить о том, что увидел, не с кем «поделиться
красотой», не с кем разделить свое чувство восхищения, человеку плохо.
Человеку нужно общение.

- Всегда ли вам удается поделиться своими чувствами с кем-нибудь
(поговорить, рассказать о чем-то}? А были ли случаи, когда вас не стали
слушать? Хорошо ли вам было?

5) Работа по картинкам:

1 картинка — девочка заплетает косички

2 картинка — подошел мальчик и дергает девочку за косички
3 картинка — девочка плачет, а мальчик смеется

4 картинка — мама поругала мальчика

5 картинка — мальчик просит прощения и предлагает играть вместе
- Составить рассказ по картинкам.

- Что вы можете сказать о поступке мальчика?

— Происходили ли с вами подобные случаи? Расскажите, если вы были на месте
обиженного; на месте того, кто обидел.

— Разыграем подобную ситуацию, меняясь ролями.

— Что чувствует человек, которого обидели, которому сделали больно?
- Что испытывает человек, который всех обижает?

ИТОГИ УРОКА

2. Тема: «Как узнать что-то новое»

ЗАДАЧИ: 1. Раскрытие мысли о том, что речь является средством передачи и

усвоения определенных знаний.

2. Развитие связной речи.

3. Помощь учащимся в осознании необходимости применения

волевого усилия.

4. Составление распорядка дня.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки (4 шт.)

ХОД УРОКА

1) Упражнение «Правильное положение тела»

2) Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг
другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова
на букву «Д» (добрый, душевный, доброжелательный, достойный,
добросовестный, дружный, дружелюбный, добродушный и др.).

3) — Ребята, вы уже настоящие ученики. А помните, как вы готовились к школе, как волновались? Рассказ В.Голявкина «Как я боялся» напомнит вам об этом важном дне — 1 сентября.

Чтение рассказа учителем.

- Чего боялся герой рассказа?

— А вы не испытывали такого страха в первый учебный день?
— Откуда у людей берутся знания?

- Для чего необходимо читать журналы, газеты и книги?
— Для чего необходимо учиться'?

— Для того чтобы хорошо учиться, понимать учителя, достаточно ли просто
посещать школу?

— Учиться очень тяжело, но и очень интересно. Учатся все, и даже ... птицы.

4) Чтение стихотворения Б.Заходера «Птичья школа».

- Чему учит Старый Воробей желторотых птенцов?

— Похожа ли эта школа на обычную? Чем?

- Итак, при помощи речи мы узнаем новое, нам передают знания. Однако
некоторые ребята очень не любят выполнять домашнее задание, и вот что из
этого получается.

5) Работа по картинкам:

1 картинка — мальчик сел выполнять домашнее задание, но играет на

тетрадках с котенком

2 картинка — взяв котенка, мальчик сидит у телевизора
3 картинка — учитель вызывает его к доске, а он не может ответить урок
4 картинка — мальчик сидит за партой, ему очень стыдно
— Составьте рассказ по картинкам.

— Что вы можете сказать об этом мальчике?

— Для чего необходимо выполнять домашнюю работу?
- Важно ли выполнять ее аккуратно или нет?

- Ребята, расскажите, как справить с нежеланием выполнять какую-то работу?
— Для чего нужен распорядок дня? Что необходимо в него включить?
ИТОГИ УРОКА

Урок 3. Тема: «Поиграем вместе»

ЗАДАЧИ: 1.Знакомство учащихся с тем, что речь является средством

организации и планирования деятельности людей.

2. Развитие связной речи.

3. Изображение эмоциональных состояний, связанных с

переживанием психического довольства или недовольства.

4. Коррекция поведения (бесконфликтное разрешение спорных

ситуаций).

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки.

ХОД УРОКА

1) Упражнение «Речевое дыхание» (регулирование речевого дыхания)

Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержите
дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до
конца счета.

2)Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на
букву «Е» (естественный, единственный и др.).

3) — Любите ли вы театр? Попробуем превратиться в сказочных героев и
разыграть сказку. Но как же нам решить, кто кем будет? Что для этого нужно
сделать?

- Верно, надо организовать игру, то есть распределить роли, договориться, как
играть. Видите, опять мы не можем обойтись без речи. Ну что ж, давайте
решим, кто будет мышкой, комаром, лисой и т.д. Я буду читать за автора.
Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
— Как вы считаете, получилась ли у нас сказка? Почему мы так справились?
- Верно. Игра получилась, потому что мы знали сказку, договорились и дружно
ее разыграли.

4) — Послушайте рассказ Е.Пермяка «Хороший ветерок подул...» и
постарайтесь ответить на следующие вопросы. Почему ребятам не удалось
запустить бумажного змея?

- Что им для этого надо было сделать?

- Какой вывод вы можете сделать? (Для того чтобы организовать дружную
работу или игру, необходимо договориться, для этого нужна речь.)
— Были ли у вас случаи, когда вы не могли договориться. А как можно было по-другому выйти из этой ситуации? (Предлагаются варианты детьми и учителем.)
5) — Иногда, чтобы тебя поняли и помогли, нужно вежливо попросить.
Поиграем в такую игру — «Магазин игрушек». Выберем продавца, все
остальные становятся покупателями. Перед покупателями ставится задача:

купить как можно больше игрушек или спросить у продавца игрушку, которой
нет на прилавке. Нужно так обратиться к продавцу, чтобы ему хотелось
продать вам как можно больше игрушек.

— Как вам удавалось приобретать игрушки? Что вы для этого применили?
ИТОГИ УРОКА

Урок 4. Тема: «Слово веселит, огорчает, утешает»
ЗАДАЧИ: 1. Знакомство учащихся с тем, что речь является средством

воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

2. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.

3. Отработка четкости произношения слов, предложений.

4. Воспитание уважения к взрослым и пожилым людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки (5 штук).

ХОД УРОКА

1) Упражнение «Речевое дыхание»

Полностью выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд. Затем
наполните легким воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких,
активных вдохов.

2) Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг
другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова
на букву «К» (красивый, красноречивый и др.).

3) - Прочитайте скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает,
сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики
собеседника, отвечает, «подыгрывает» ему, соответственно утверждает,
снимает все опасения собеседника, соглашается или тоже сомневается.

1. Реплика-вопрос-сомнение:

Яблоко от яблони не далеко падает?

Шила в мешке не утаишь?!

До поры остры топоры?!

Топоры остры до поры?!

Ответная реплика — утверждение

(Да, действительно так!)

Например, шила в мешке не утаить.

2. Реплика — вопрос — удивление:

От топота копыт пыль по полю летит?

В печурке три чурки, три гуся, три утки?

Ответная реплика — утверждение и восхищение.
От топота копыт пыль по полю
летит!

3. Реплика — утверждение — восхищение:

На дворе - трава, на траве - дрова. Дрова вдоль двора! Дрова вширь двора!
Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!

Ответная реплика — сомнения (недоверия).

На дворе — трава?

4) — Ребята, вам знакомы стихи Агнии Львовны Барто. Напомню начало одного из них:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.

- Вспомнили? Теперь закончите его...

— Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему?
— Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны утешить ее, помочь
ей. Недаром говорят: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

5) Работа по картинкам.

1 картинка — мальчики играют в футбол

2 картинка — мимо них проходит бабушка с тяжелыми сумками
3 картинка — один из мальчиков подошел к бабушке
4 картинка — мальчик несет сумки

5 картинка — бабушка благодарит мальчика

- Составьте рассказ по картинкам.

- Как вы оцениваете поведение мальчика?

— Как вы думаете, важна ли для мальчика похвала бабушки? Каким стало его
настроение после слов благодарности?

— Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?
— Как нужно относиться к старшим людям?

ИТОГИ УРОКА

Устная речь

Урок 5. Тема: «Какой окраски твой голос»

ЗАДАЧИ: 1. Формирование представлений о тембре голоса.

2. Формирование умения изменять окраску голоса в зависимости

от речевой ситуации.

3. Коррекция поведения (склонность к обману).

4. Снятие эмоционального напряжения.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон.

ХОД УРОКА

l ) Упражнение «Свеча» (упражнение поможет научиться правильно
«посылать» дыхание, находить «опору» для дыхания.

Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха.

Можно держать в руке, близко перед собою, узкую полоску бумаги и
дуть на нее: тогда будет видно, насколько ровно ложится «пламя свечи».

2) Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова
на букву «Ж» (жизнерадостный, жалостливый, жизненный и др.).

3) — Сегодня на уроке, ребята, вы узнаете о некоторых особенностях устной
речи. Представьте, что в коридоре стоят знакомые вам люди. Не видя их,
можете вы определить, кто говорит?

- А как вы узнаете?

- Правильно, речь каждого человека отличается своей собственной, особой
окраской голоса. У мужчин — одна окраска голоса, у женщин — другая, у детей - третья, и голос каждого из нас отличается от голосов других людей.
- Сейчас мы проверим, узнаете ли вы свои голоса и голоса своих товарищей.

Ребята слушают и узнают записанные на магнитофон голоса своих
товарищей. Или проводится игра «День и ночь». Учитель говорит: «Ночь!» Все
учащиеся кладут головы на парты и крепко закрывают глаза. По указанию
учителя один из учеников читает 1-2 строчки стихотворения. По команде
«День!» все просыпаются, открывают глаза и говорят, кто читал.

4) — Послушайте отрывок из сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» и подумайте, почему Волку удалось обмануть Бабушку и Красную Шапочку?
— Вспомните, ребята, в какой еще сказке волку удалось обмануть других героев сказки только потому, что он изменил окраску голоса? («Волк и семеро
козлят»).

- Ребята, а обманывать кого-то хорошо?

- А некоторые ребята часто обманывают. Как вы думаете, в каких случаях они
так поступают?

— Да, очень часто к обману приводят неправильно совершенные поступки.

5) Чтение учителем рассказа Л.Толстого «Косточка».

— Как вы оцениваете поступок героя рассказа?

— Какой вывод вы теперь можете сделать?

- Как бы было правильным поступить в этой ситуации?
ИТОГИ УРОКА

Урок 6. Тема: «Сядем на пригорке да расскажем скороговорки»

ЗАДАЧИ: 1. Формирование умения изменять темп речи в зависимости от

ситуации общения.

2. Отработка четкости произношения слов, предложений.

3. Развитие произвольности внимания.

4. Развитие памяти.

5. Коррекция поведения (несамостоятельность).

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки (б штук), скороговорки.
ХОД УРОКА

1) Упражнение «Погаси свечу»

Вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдохнуть
воздух: Фу! Фу! Фу! Фу'.

2) Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова
на букву «У» (умный, убедительный, уважаемый, уверенный, увлеченный,
удалой, умелый, успешный и др.).

3) Работа по картинкам:

1 картинка — звенит будильник - мальчик проснулся

2 картинка — мальчик умывается

3 картинка — мальчик делает зарядку

4 картинка — мальчик завтракает

5 картинка — мальчик идет в школу

6 картинка — мальчик на уроке, добросовестно занимается
- Составьте рассказ по картинкам.

— Что вы можете сказать об этом мальчике?

— Как у вас начинается утро?

— Важно ли все сделать вовремя: встать, умыться и т.д.?
— Важно ли все делать самому? Почему?

4)- В нашей речи есть одна особенность, которая называется темпом. Можно
говорить с различной скоростью — медленно, нормально, быстро.

— Некоторые из вас говорят медленно, мне приходится таких ребят как бы
«тянуть за язык». Другие, наоборот, говорят так быстро, что не успеешь понять, о чем они говорят. О речи таких людей обычно говорят: «За твоим языком не успеешь босиком». Как вы понимаете эту пословицу?.. Важно говорить не очень медленно и не очень быстро, чтобы всем было понятно.

— Послушайте 3 одинаковых устных высказывания. Все они прозвучат в разных
темпах. Вы должны внимательно послушать и определить, в каком темпе
звучало высказывание, не мешал ли этот темп понять его содержание.

Чтение учителем.

Однажды я нашел белый гриб. Из него получился хороший наваристый
суп. Мы его ели с превеликим удовольствием. Вечером я еще сходил в лес,
нашел 30 грибов: сыроежек и маслят...

- Итак, с какой особенностью устной речи вы сейчас познакомились?
- А почему нам необходимо знать об этой особенности?
- Ребята, а всегда ли нужно говорить в нормальном темпе? Кто приведет
примеры, когда нужно говорить быстрее обычного? (Когда очень спешишь.
Когда читаешь скороговорку.)

- Для чего люди сочиняют скороговорки?

5) Работа со скороговоркой.

— На доске написана скороговорка. Попробуем выучить ее и научиться
произносить быстро. Сначала я читаю скороговорку, чтобы всем было понятно,
о чем в ней говорится.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене

Будет Сеня.

- Какие слова в скороговорке вам не понятны?

- Подумайте, о ком говорится в скороговорке? Что делает мальчик Сеня?

- Внимание. Проговаривать скороговорку будем точно по моей команде,
— Проговариваем все вместе хором 2 раза.

- Теперь шепотом про себя несколько раз — вначале медленно, затем по моей
команде (хлопок), быстрее, еще быстрее, быстро.

- Кто может произнести скороговорку вслух в быстром темпе?
- Сейчас по моей команде вы будете произносить скороговорку то вслух, то
шепотом: два хлопка — вслух, один хлопок — шепотом. Приготовились.

— Скороговорка очень помогает научиться говорить отчетливо, разборчиво,
внятно. Поупражняйтесь дома в произношении разученной скороговорки.
ИТОГИ УРОКА

Речевая этика

Урок 7. Тема: «Помощники общения»

ЗАДАЧИ: 1. Обучение словесной вежливости.

2. Формирование у учащихся умения признавать свои ошибки.

3. Развитие связной речи.

4. Коррекция поведения учащихся (избежание конфликтных

ситуаций).

ОБОРУДОВАНИЕ: В.Кривошеев «Доброе утро», В.Драгунский «Где это
видано... », сборник стихотворений
А.Барто.

ХОД УРОКА

1) Упражнение для отработки «гибкости» дыхания.

На одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки
между звуками:

ф! ф! ф! ф!

Чередуйте звуки «ф» и «в»:

ф! ф. 'в! в. 'ф.' ф! в! в!

Очень важно, чтобы каждый звук образовывался за счет активных толчков воздуха — это результат быстрого подтягивания живота. Чтобы исключить неверные движения мышц, помогайте себе одной или двумя руками, приложив ладонь к животу на уровне пояса.

2) Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

 -Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова ии букву «Ф» (фантастический, фантазер, феерический, феноменальный и др.).  

3) - Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов.

Чтение стихотворения В.Кривошеева «Доброе утро».

— Какие еще слова приветствия вы знаете?

4) Разыгрываются ситуации:

Встречаются учительница и ученик. Кто должен поздороваться первым?

Какие слова может употребить при приветствии утром, днем, вечером

ученик?

Встречаются мальчик и девочка. Кто должен поздороваться первым? Как

могут поздороваться ровесники?

Стоит учительница, рядом — мама одного из учеников. Кто поздоровается

первым и как?

5) Чтение отрывка из рассказа В.Драгунского «Где это видано...».

— Какие вежливые слова использовали собеседники при общении?

— Можно ли сказать, что Дениска и Люся были «умелыми собеседниками»?

— Что еще помогало им в общении (какие слова, какие жесты, как себя вели)? — Чье речевое поведение вызывает ваше порицание? Почему? Объясните герою (или героям), в чем причина их речевой неудачи. Если бы была возможность повторить диалог, то как им следовало бы себя вести, как говорить?

— Можно ли считать, что их поведение меняется в зависимости от смены или

речевого поведения собеседника?

- Каким способом вы уговариваете о чем-то своего собеседника?

- Как вы думаете, согласился бы Дениска на просьбу Люси, если бы она была
груба и неприветлива?

- Попробуйте представить свой вариант разговора.

6)— Вот какая история произошла во дворе (по стихотворению А.Барто).
Попал я в дедушку мячом

11 закричал: - А я причем?—

Но, досчитав до 30,

Сказал: — Ну, дедушка, прости.

- Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки? Как бы
извинились вы?

— Правильно, даже если ты случайно причинил боль другому человеку, надо
обязательно так извиниться, чтобы человеку стало легче после ваших слов.
— Но всегда ли вы случайно обижаете кого-то?

- Иногда, обидев кого-либо, вы извиняетесь, потому что вынуждены. Можно ли
такое извинение считать искренним?

— Постарайтесь себя поставить на место обиженного'? Какие чувства вы
испытываете?

ИТОГИ УРОКА

Урок 8. Тема: «Мы - талантливые собеседники»
ЗАДАЧИ: 1. Развитие грамотного построения предложений.

2. Формирование у учащихся умения «учиться на своих ошибках». 3. Обучение построению этикетных монологов и диалогов. 4. Коррекция поведения.

ХОД УРОКА

  1. Упражнение для отработки «гибкости» дыхания

Протяните звук «о» следующим образом: первые 5 секунд тихо, затем еще 5

секунд, увеличивая громкость, заключительные 5-10 секунд выдох
активизируется максимально и позволяет получить звук наибольшей громкости. (Следите, чтобы грудная клетка во время дыхания и выдоха не сжималась.)

  1. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на
букву «Х» (хозяйственный, хороший, хлебосольный и др.).

  1.  Мы уже много говорили о речи. О той речи, которой мы пользуемся каждый день в школе, на улице, дома. А также нам известно, что завоевать уважение собеседника возможно, если соблюдать основные правила беседы. О каких правилах идет речь? (быть доброжелательным, выбрать верный тон, подобрать нужные слова и т.д.).

Упражнение «Вежливая просьба — вежливый отказ».

Учитель вызывает 5-6 учеников к доске, они встают в круг, выбирается
ведущий. Он находится внутри круга. Ему необходимо выйти из него, но для
этого он должен ВЕЖЛИВО ПОПРОСИТЬ учащихся и обязательно объяснить
причину своего желания выйти. Учащиеся, конечно, ему ВЕЖЛИВО ОТКАЗЫВАЮТ.

Отпускается из круга только тот, кому удается наиболее убедительно объяснить свою просьбу. Решение принимают все вместе.

- Проанализируйте свое поведение и выслушайте мнение учащихся о том,
насколько умело вы вели беседу. (Вопрос к участникам упражнения.)
- Хорошо ли вы говорили: находили нужные слова, не повторяли одних и тех
же выражений и т.д.?

4)- Составьте оправдания, которые будут уместны в предлагаемых ситуациях.
— «Оправдание» предполагает честное объяснение причин нарушения любых
этикетных правил и возможные предложения, которые восстановят доверие к
тебе и помогут выйти из конфликтных ситуаций.

СИТУАЦИЯ 1. Ты не пришел к назначенному часу домой и не выполнил
поручение родителей. (Например, не сделал нужные покупки в магазине; не
зашел к бабушке, чтобы предупредить ее о семейном обеде и т.п.).
СИТУАЦИЯ 2. Ты не смог прийти на репетицию по подготовке
к школьному
празднику, организованному классным руководителем.
СИТУАЦИЯ 3. Тебе сделали замечание в общественном месте, потому что ты
нарушил общие правила поведения. Например, не уступил место пожилому
человеку в транспорте (засмотрелся в окно, задумался).
- Ребята, ваши сверстники составили вот такие «оправдания».

Мамочка, я сегодня задержалась в школе, на репетиции к концерту, а
потом нужно было обязательно зайти к Танюшке: она болеет. И вот поэтому я не
 смогла выполнить твою просьбу. Не сердись, пожалуйста, я сделаю уроки, а потом обязательно схожу в магазин. Не беспокойся, — я все успею! Хорошо?!
— Как вы считаете, достаточно ли вы были убедительны? Можно ли вас
простить? Были ли у вас в жизни такие ситуации? Как вы из них выходили?
5)- Часто ли вам приходится оказываться в ситуации, когда вас хвалят? А когда
хвалите вы? Приведите примеры.

- Что сложнее: высказать одобрительное мнение или поблагодарить за
высказанное кем-то одобрение?

— Почему принято считать, что похвалу «заслужить нужно»? Какие чувства вы испытываете, когда вас хвалят?

- Какие слова и выражения, на ваш взгляд, необходимо использовать при
обращении к
 кому-то с похвальным словом?

- Продолжите ряд слов и выражений, которые используются в такой ситуации:

  • «Я так благодарна тебе за ...».
  • «Я хочу сказать тебе, что ты, и благодарю тебя ...».
  • «Я всегда удивляюсь, как тебе ...».

- А теперь я предлагаю сыграть в игру. Она поможет закрепить умение готовить и произносить ПОХВАЛЬНОЕ слово. В известной сказке Ш.Перро «Золушка» в самом конце бала все присутствующие: и Король, и Принц, и гости, и даже злые и вредные сестры — были очарованы, как вы помните, таинственной незнакомкой. Восхищались ее манерами, ее искусно подобранным нарядом, ее добрым и мягким нравом.

Но, к сожалению, как вы помните, Золушка не услышала этих лестных одобрительный слов: герои не успели их произнести.

А вам предоставляется возможность высказать их нашей героине, и при этом
вы можете произнести
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО от лица любого из героев

ИТОГИ УРОКА

Урок 9. Тема: «Учимся спорить и доказывать»

ЗАДАЧИ:   1. Обучение «спору по правилам».

2. Развитие связной речи.

3. Формирование у детей моральных представлений.

4. Обучение детей выразительным движениям.

ОБОРУДОВАНИЕ: рассказ В.Драгунского «Удивительный день», сюжетные
картинки (5 штук), З.Успенский «Разгром».

ХОД УРОКА

1) Упражнение для регулирования речевого дыхания.

На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук.

Гудок — приближается и удаляется: М-М-М-М, Н-Н-Н-Н...

Шум ветра: В-В-В-В...

Жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж...

Рычание собаки: Р-Р-Р-Р...

Звук поддерживайте без усилий, свободно.

2) Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на
букву «Ц» (целебный, целеустремленный, цепкий, ценный и др.).

3)  -Ребята, вам, наверное, не раз приходилось попадать в ситуацию спора, то
есть из-за чего-то спорить. А знаете ли вы, что значит «спорить по правилам»?
- Да существуют определенные правила поведения в такой ситуации. Герои
рассказа В.Драгунского «Удивительный день» тоже не знали о существовании
этих правил. Они решили построить площадку для космического корабля, но в
самый разгар интересной и дружной работы начали вдруг спор о том, кто будет
в их игре космонавтом. Всем, конечно, хочется занять эту почетную роль, и
ребята пытаются каждый защитить свое право.

Послушаем, как происходит дело у героев В.Драгунского (чтение
отрывка из рассказа «Удивительный день»).

— Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло?
— Они обижают друг друга. Да, обидные высказывания в спорной беседе,
конечно, недопустимы. Когда собеседники кричат, они не слышат друг друга.
Но самая главная причина их неудачи заключается в том, что ребята СПОРЯТ
ПО ПУСТЯКАМ. Защищая свое право быть космонавтом, они не задумались,
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОСМОНАВТ: какими качествами обладать, что
уметь делать.

— Попадали ли вы в подобные ситуации? Расскажите. А как можно было бы
поступить в этой ситуации, чтобы не ругаться и не ссориться?
4)- Я предлагаю вам ситуацию из произведения М.Зощенко. Герои этого
произведения попадают в сложную ситуацию, спорят, но не могут принять
правильного решения. Представьте, что к вам обращаются за помощью:
РАССУДИТЬ, ДОКАЗАТЬ, КТО ПРАВ ИЛИ КАК НУЖНО ПОСТУПИТЬ. От
вас ждут помощи в спорной ситуации.

СИТУАЦИЯ.

Однажды я получил единицу, но, к счастью, случайно забыл дневник на

скамейке в городском саду.

На другой день мне выдали дневник с жирной единицей. Я ужасно

огорчился и забросил дневник за шкаф в классе.

Через два дня учитель выдал мне третий дневник и опять поставил в него единицу.

— Что делать? — грустно спросил я свою сестру Лелю.

- Заклеить страницу, — сказала Леля.

— Это будет вранье, — сказал я.

— Это не будет вранье. Ты получишь на день рождения фотоаппарат в

подарок, а потом мы отклеим, - ответила Леля.

Я согласился. Но меня мучили сомнения...

- Кто, на ваш взгляд, прав, а кто — нет? Как бы следовало поступить герою
рассказа?

- Как бы поступили вы?

5)- Вот к чему еще может привести спор.

Работа по картинкам.

1 картинка — две кошечки играют с мячиком

2 картинка — женщина дает им одну рыбу

3 картинка — каждая кошечка тянет рыбу на себя, не хочет делиться
4 картинка — между кошечками завязывается драка

5 картинка — пока кошечки дерутся, маленький котенок уносит рыбу
- Составьте рассказ по картинкам.

- Что можно сказать о кошечках, какие они?

- Можно ли сказать, что котенок ПРОУЧИЛ кошек?
- Случаются ли такие ситуации с людьми?

— А как вы бы посоветовали поступить героям этой ситуации?
6) — Мы выполним сейчас с вами очень шуточное задание. Нужно прочитать
стихотворение по ролям. Задача того, кто читает за «маму», - казаться
сердитым и чуть насмешливым, а «сыну» нужно сделать все, чтобы избежать

наказания: использовать тон извинения и объяснения. Общая задача — не

допустить ссоры.

Чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром».

РАЗГРОМ

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом,

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налет?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Нет.

- Может, не наш этаж?

- Нет.

— Просто...

— Попробуйте привести свои собственные объяснения, убедительные для мамы.
для вас главное — чтобы поверили и не наказали напрасно.

— А Э.Успенский предлагает такой финал этой несостоявшейся ссоры:

- Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

- Значит, это не обвал?

— Нет.

- Значит, слон не танцевал?

— Нет.

- Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

ИТОГИ УРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи в 3 классе по программе "Особый ребёнок"

Данный урок -исследование практической направленности. Этому уроку предшествовали два урока по изучению признаков капусты и картофеля, а также их применения в пищу. Была проведена работа по повторению...

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Ладошки»

Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.Основные задачи:Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый...

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе.

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »

Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного  возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...

Технологическая карта урока "Развитие речи и окружающий мир" Программа обучения: 8 вид 2 вариант (надомное обучение) «Круговорот воды в природе. Воду надо беречь! »

       Данный урок адресован учителям начальных классов, работающим как с нормально видящими детьми, так и со школьниками, имеющими нарушения зрения с тяжёлой умственной отс...