Первоклассник: роль оценивания при безотметочном обучении.
методическая разработка (1 класс) на тему

Кудряшова Наталья Викторовна

Отметки – это костыли хромой педагогики или же жезл, олицетворяющий власть педагога. И входить в класс на костылях, класть на виду у детей жезл и так приступать к обучению, кажется педагогической аномалией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Педагогические чтения им. К.А.Миксон

Тема доклада

Первоклассник:

роль оценивания

 

при безотметочном обучении

Автор:

Кудряшова Наталья Викторовна,

 учитель начальных классов

МБОУ «Берёзовская средняя школа №4»

Берёзовка, 2016

 

Тема: Первоклассник: роль оценивания при безотметочном обучении.

     "Отметки – это костыли хромой педагогики или же жезл, олицетворяющий власть педагога. И входить в класс на костылях, класть на виду у детей жезл и так приступать к обучению, кажется педагогической аномалией"- так сказал об отметке ещё в середине 20 века педагог- новатор, профессор Шалва Александрович Амонашвили. Под его руководством ещё в советские времена был впервые проведён эксперимент по введению безотметочного обучения в массовых школах.

      В настоящее время в образовательной системе Российской Федерации принята к использованию система оценки знаний учащихся, которая была определена  государственными программами еще в советские времена, в 1935 году. Тогда были введены 5 степеней успеваемости учащихся: 1-"очень плохо",  2-"плохо", 3-"посредственно", 4- "хорошо", 5- "отлично", а сейчас, по сути, это 4-х балльная система («единица» не используется).

Оценка результата учебного труда ребенка существовала и будет существовать во все времена. Учёба без оценки подобна работе без зарплаты, и как зарплата,  так и оценка деятельности ученика обязательно должна быть, вопрос – в какой форме она  будет выражена?  

       Изменения, происходящие в общественной и педагогической жизни страны,     введение новых государственных образовательных стандартов принесли с собой и другой взгляд на школьную оценку. А так как я в этом году набрала 1 класс, данная проблема коснулась меня непосредственно.

       Согласно требованиям стандартов в первом классе обязательным является безотметочное обучение, а так как первоклассники приходят в школу с минимальным запасом знаний, они ещё ничего не умеют и не могут, еще не достигнуты какие-либо определённые результаты обучения, то возникают вопросы:

-Что оценивать? (что конкретно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует)

-Как оценивать? (какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)

-Каким образом оценивать? (какова сама процедура оценивания, каковы этапы, критерии, что нужно учитывать при таком оценивании). 

Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребёнок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе. Возможность безотметочного обучения на содержательно–оценочной основе в начальной школе обоснована теоретически Д.Б.Элькониным – В.В.Давыдовым и убедительно доказана практически Ш.А.Амонашвили, Г.А.Цукерман и др.

 Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.

Оценка – мнение о ценности,  уровне или значении кого –либо,  чего – либо.  Это есть сравнение результата с эталоном. 

Как же строится работа в 1 классе  в условиях безотметочного обучения?

        1 четверть для первоклассников- самая сложная, поэтому учителю необходимо

создать условия для благополучной адаптации первоклассников к режиму школьной жизни,  обеспечить комфортную атмосферу в классе, создать и поддерживать ситуацию успеха. Этому как нельзя лучше способствуют применяемые мною «Картины моего успеха».  Каждой четверти соответствуют свои тематические "картины:

1 четверть- яблоня моих успехов (осень- время урожая). Дети собирают за хорошую работу на уроках яблочки и наклеивают их каждый на своё дерево. Жетончики-«успехи» в виде яблок зелёного, красного и жёлтого цветов раздаю за  активную работу на уроке, красивое письмо, аккуратно выполненную аппликацию, самое быстрое верное решение математической задачи, выразительно прочитанное стихотворение, дружную работу в паре и т.д.

2 четверть- гирлянда моих успехов (эта четверть заканчивается   новогодним праздником, потому ноябрь и декабрь дети зарабатывают «успехи»-ёлочные шарики и создают свои гирлянды на новогодней ёлке).

3 четверть- букет моих успехов (ожидая весну, собирают цветы и делают букеты из своих успехов в подарок маме на 8 марта).

4 четверть- фейерверк моих успехов (окончание 1 класса и учебного года, радость от ожидания летних каникул, за каждый успех ребёнок получит звезду для салюта).        

        Сами названия картин успеха уже мотивируют детей на достижение результата  Хочу заметить, что даже у самых слабых и неподготовленных к школе детей не было ни одной пустой яблони или ёлки, всегда находился повод отметить что-то, в чём такие ученики были успешны! Сравнивать количество успехов, заработанных разными детьми, категорически запрещается.  Разрешается дарить успехи, например, на день рождения.   К концу четверти картина  успеха каждого ребёнка превращается в красочную аппликацию, которую ребята   заботливо творят своими руками. Свои картины успеха ученики хранят в папках «Портфолио».  

Основой безотметочного обучения является  критериальное  оценивание.

2. Критериальное самооценивание- его смысл заключается в том, что в процессе познавательной деятельности уч-ся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату.  

   Один  из вариантов такого оценивания- это цветовые дорожки . Пользуясь цветными карандашами, ребёнок самостоят. оценивает, насколько он понял материал, может ли выполнить задание. На полях  он рисует полоску и закрашивает её в красный, жёлтый или зеленый цвет. Красный- сигнал тревоги, я не могу, мне трудно, жёлтый- неуверенности, я не совсем в этом разобрался, зеленый- благополучия, мне всё ясно, я с этим справлюсь. Взяв такую тетрадь, я сразу вижу, кто из ребят и в каком вопросе нуждается в помощи, да и сами дети понимают, что они не усвоили и чего не знают.

    Светофор- другой вариант этой методики, даёт возможность учителю проследить за деятельностью детей в режиме реального времени. Например, на своих уроках светофор использую, чтобы отследить понимание выполненных заданий на различных этапах урока.

Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, к заданию более высокого уровня.

 «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».

   Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Значит,   ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.

«Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».

   Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему  следует заново изучить материал.   «Мне нужно еще раз все повторить». 

Для оценки самостоятельной работы на уроках в домашних заданиях применяю ещё один инструмент, автором которого является Г.Цукерман-  «волшебные линеечки». Это пятиуровневая шкала, на которой дети отмечают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий.

Мы с детьми договорились, за что ставится та или иная оценка, т.е. ребята сначала обучились самому алгоритму оценивания

  1.  выбираем критерий, по которому оценивается данная работа (в 1 классе не более одного критерия в первом полугодии, и не более двух во втором полугодии). Например, объясняется, что значит оценить «правильность написания буквы»- П, «аккуратность»- А, О- оформление работы, дружную работу в паре-Д и т. д.
  2. самостоятельная работа
  3. сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном)
  4. оценивание.

Для оценивания ученик рисует шкалу на полях тетради напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания я провожу беседу, в ходе  которой ребёнок обосновывает свой выбор на линеечке, объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. Позже при проверке тетрадей я ставлю свой крестик красного цвета в то место, где, по моему мнению, он должен находиться. Если оценка ученика  совпадает с моей, тогда обвожу крестик ученика кружком, если нет- ставлю свой крестик выше или ниже.

Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. 

2. Критериальное взаимооценивание

Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае целесообразно проводить работу  в парах двумя способами:

1-й способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочеты.

2-й способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится  кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

 При отслеживании уровня развития тех или иных компетенций и способов деятельности по предметам я использую портфолио, в котором отражены индивидуальные достижения обучающихся  по предметам.  

       Работа в системе безотметочного обучения подразумевает тесное сотрудничество с родителями через собрания и индивидуальные консультации.  Задача учителя- убедить родителей принять данную систему оценивания и не искать взаимосвязь с традиционной пятибалльной системой.  Главный аргумент в таких беседах  -  дети пришли получать знания и формировать умения, значит, необходимо следить за этим процессом, радоваться «росту» своих детей. Каждый родитель в моём классе может видеть «документы» своего ребенка: «Картину моих успехов», рабочие тетради, листы индивидуальных достижений и т.д.

     Проводя мониторинг УУД, использовала методику «Лесенка» для выявления уровня развития самооценки.

Уровень самооценки

Сентябрь (начало года)

 

Март (конец 3 четверти)  

Заниженная

2 чел.- 8%

2 чел.-8%

Адекватная

8 чел.- 32%

14 чел.- 56%

Завышенная

15 чел.- 60%

9 чел.- 36%

        Что же даёт безотметочное обучение? Самое главное- это отсутствие страха получить плохую отметку и показать её родителям, неправильно ответить. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не боится признаться в незнании, в непонимании. Они поняли, что можно открыто сказать о своих затруднениях, не стесняться допустить ошибки и делать их предметом коллективного обсуждения.   Право проверять, находить ошибки, указывать на недостатки, высказывать свое суждение о результатах своей учебы может сам ученик. Это обеспечивает успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях. Дети учатся с увлечением, они хотят учиться – а это самое главное.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения

 В  работе представлен материал по  оцениванию  первоклассников  в условиях безотметочного обучения. Даны  практические материалы, приёмы  работы....

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

Технология критического оценивания и безотметочное обучение в начальной школе

Технология критичекого оценивания и безотметочное обучение в начальной школе позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности...

Формы оценивания при безотметочном обучении.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешнос...