Развивающие занятия для учеников 3 класса по психологии.
рабочая программа (3 класс) по теме

Оборкина Вера Владимировна

Данная программа является комбинированной и проводится в виде комплексных занятий, направленных на такие аспекты развития как                                                  

 познавательные процессы, коммуникативные навыки, самопознание, сохранение психологического здоровья младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Третьеклассники - это завтрашние подростки, некоторые из них уже по своим психологическим характеристикам фактически могут считаться младшими подростками. Проблема общения становится (или станет в самое ближайшее время) актуальнейшей; как ведущая деятельность общение потеснит учебу и другие виды деятельности. Пропедевтическая работа, организуемая на занятиях по "Психологической азбуке", поможет сделать переход к новой ведущей деятельности и возникающий кризис менее болезненными. Представляется интересной возможность проектирования образовательной среды, в которой общение и обучение выступают в единстве, и основой такой образовательной среды может стать программа "Психологическая азбука". Программа "Психологическая азбука» направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться.                Общение позволяет детям выйти на новый уровень самосознания - осознания себя в системе разнообразных отношений, что является логичным завершением подготовки  «питательной почвы» для запуска механизма саморазвития в подростковом возрасте.

ЦЕЛЬ: познание самого себя  и овладение элементарными навыками и умениями эффективного взаимодействия со сверстниками, учителями, членами своей семьи и другими людьми.  

ЗАДАЧИ:                                                                                                                                                      1. Познакомить с элементарными понятиями психологии общения, помочь увидеть их значение в обыденной жизни;
2. Учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;  
3. Познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
4. Развивать личностные качества, необходимые для продуктивного взаимодействия с другими людьми;
5. Развивать навыки сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения, учить добиваться успеха без соперничества;
6. Развивать уважение к другим людям и самоуважение, формировать навыки эмпатии сопереживания

         

                                                                                                                                                               

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: ЗНАКОМСТВА детей с основными                         психологическими понятиями, тренировка элементарных умений и навыков                          общения.

Курс рассчитан на 34 часа.

Продолжительность: занятия 1час.

Проведение занятий: один раз в неделю.

Количество человек:  весь класс

Возрастная категория:  9 -10 лет

 

Схема занятий:                                                                                                                                                  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплотить детей, создать атмосферу                                 группового доверия и принятия.                                                                                                                                                           2. Разминка. Воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их               активности.                                                                                                                                     3.Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.                                                                                                                                      5.Ритуал завершения занятий.

                                                                                                                                              Завершением занятий:  является интеграция опыта, полученного на занятиях. 

                             

         

                             

Учебно - тематический план                                                                                           программы групповых занятий   «Психологическая азбука».

 1.

Новая встреча с психологией.

1час

 2.

Мои летние впечатления.

1час

 3.

Какой я?

1час

 4.

Начало путешествия в страну общения.

1час

 5.

Что взять с собой в путешествие.

1час

 6.

Что мы знаем об общении.

1час

 7.

Общение – дело общее.

1час

 8.

Что я знаю о себе.

1час

 9.

Как и почему начинаются ссоры?

1час

10.

Сказка о конфликте и контакте.

1час

11.

Какие мы в общении.

1час

12.

Качества, важные для общения.

1час

13.

Как хорошо уметь.

1час

14.

Как хорошо уметь слушать.

1час

15.

Как важно уметь задавать вопросы.

1час

16.

Практикум активного слушания.

1час

17.

Поговорим без слов.

1час

18.

Практикум не речевого общения.

1час

19.

Практикум не речевого общения 1.

1час

20.

Речь.

1час

21.

А умеете ли вы спорить?

1час

22.

Правила доброго общения.

1час

23.

Девчонки + мальчишки =

1час

24.

Я и мои родители.

1час

25.

Я и моя учительница.

1час

26.

Я и мои друзья.

1час

27.

Мы такие разные.

1час

28.

В море знаний.

1час

29.

В пещере эмоциональных взрывов.

1час

30.

Выиграть – проиграть?

1час

31.

Сказка о понимании.

1час

32.

Мы умеем сопереживать!

1час

33.

Как мы понимаем эмоции других.

1час

34.

Мы дружная команда!

1час

                                                                                         

Занятие 1. Новая встреча с психологией.                                                                                                                  Цель: Актуализация имеющихся у детей психологических знаний.                                  Показать значение психологических сведений для школьной и повседневной жизни. Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества.  

Занятие 2. Мои летние впечатления.                                                                                                                 Цель: Научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств. Содействовать умению слушать.               Создать мотивацию на совместную работу. 

Занятие 3. Какой я?                                                                                                                           Цель: Помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето. Способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества.

Занятие 4. Начало путешествия в страну общения.                                                                    Цель: Мотивировать на необходимость изучения психологии общения в школе.  

Занятие 5. Что взять с собой в путешествие.                                                                        Цель: Осмысление трудностей общения между людьми.

Занятие 6. Что мы знаем об общении.                                                                                             Цель: Создание условий для обращения учащихся к своему опыту общения на               модели игровой ситуации.                                                                         

Занятие 7. Общение – дело общее.                                                                                                 Цель:  Помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьми.

Занятие 8. Что я знаю о себе?                                                                                                     Цель: Помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.

Занятие 9. Как и почему начинаются ссоры?                                                                                Цель: Развитие умения договариваться друг с другом.

Занятие 10. Сказка о конфликте и контакте.                                                                         Цель: Развитие навыков бесконфликтного общения.                                                             Дать представление о различных формах поведения при конфликтах.                 Познакомить детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта.

Занятие 11. Какие мы в общении.                                                                                          Цель: Вскрыть и обсудить проблему понимания человека человеком.

Занятие 12.  Качества, важные для общения.                                                                                        Цель: Показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми.

Занятие 13.  Как хорошо уметь.                                                                                                                                      Цель:  Мотивировать учащихся на овладение одним из важнейших умений в                 общении — умением слушать. Помочь разобраться в содержании умения слушать.

Занятие 14. Как хорошо уметь слушать.                                                                                                                                                                                                                                                                               Цель: Помочь разобраться в различении понятий “слушать” и “слышать”. Способствовать рефлексии детьми позиций говорящего и слушающего.              Развивать у детей навыки активного слушателя.

Занятие 15. Как важно уметь задавать вопросы.                                                                                                                                                  Цель:  Развивать умение формулировать  вопросы.

Занятие 16. Практикум активного слушания.                                                                       Цель: Развивать у детей навыки активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.

 Занятие 17. Поговорим без слов.                                                                                                      Цель: Познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов.

Занятие 18. Практикум не речевого общения.                                                                        Цель: Развивать эффективное неречевое общение; создать условия для проявления партнерских отношений в групповых заданиях.

Занятие 19. Практикум не речевого общения 1.                                                                     Цель: Развивать эффективное неречевое общение; создать условия для проявления партнерских отношений в групповых заданиях.

Занятие 20.  Речь.                                                                                                                                   Цель:  Объяснить детям значение правильной, культурной речи в общении; развивать навыки культурной речи.

 Занятие 21. А умеете ли вы спорить?                                                                                                                                            Цель:  Создать условия для проявления качеств, важных для общения.  Раскрыть содержание умений спорить и дискутировать. Тренировать умение убеждать, аргументировано спорить.

Занятие 22. Правила доброго общения.                                                                                                                                      Цель: Развитие навыков общения.

Занятие 23. Девчонки + мальчишки =                                                                                        Цель: Способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению друг к другу в ходе общения.

 Занятие 24.   Я и мои родители.                                                                                                          Цель: Помочь детям  осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями. Обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

Занятие 25. Я и моя учительница.                                                                                            Цель: Предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя. Помочь детям принять учителя таким каким он есть.

Занятие 26. Я и мои друзья.                                                                                                        Цель: Помочь детям осознать качества настоящего друга. Подвести учащихся к сознанию собственного умения дружить.

Занятие 27. Мы такие разные.                                                                                                             Цель: Развивать способность быть внимательным к чувствам другого человека.

Занятие 28. В море знаний.                                                                                                                Цель: Мотивировать учащихся на общение во время совместного поиска новой информации.

Занятие 29.  В пещере эмоциональных взрывов.                                                                                                                                        Цель: Работать над расширением эмоционального словаря ребят.                          Развивать умение осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях.

Занятие 30. Выйте – проиграть?                                                                                          Цель: Развивать умение анализировать свои действия и поступки других людей; дать представление о различных формах поведения при конфликтах; познакомить детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта.

Занятие 31. Сказка о понимании.                                                                                                                                        Цель: Вскрытие и обсуждение проблемы понимания человека человеком.                              Развитие у детей понимания и чувствования друг друга.

Занятие 32. Мы умеем сопереживать!                                                                                    Цель: Развитие у детей  чувствования друг друга.

Занятие 33. Как мы понимаем эмоции других.                                                                           Цель: Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.                               Занятие 34. Мы дружная команда!                                                                                                                                      Цель: Развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"

Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Развивающие занятия для учеников 4 класса по психологии.

Программа "Уроки психологии в 4 классе"  направлена на эффективную помощь ребёнку в решении его проблем. Помогает детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанн...

Конспект развивающего занятия с учениками 2 кл

Содержание занятия:·                   Психогимнастика.·...

коррекционно-развивающее занятие для учеников начальных класссов "Ставлю цель"

коррекционно-развивающее занятие "Ставлю цель" хорошо использовать на коррекционном занятии(групповом) 2-3 классе...

Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с учеником 4 класса, обучающимся по АООП.

В статье описываются формы и методы индивидуальной психокоррекционной работы педагога-психолога с ребенком с ЗПР....

Материал к коррекционно-развивающему занятию во 2 класс. Занятие 24.

В презентации представлены  развивающие задания для развития познавательных процессов во 2 классе...

Материал к коррекционно-развивающему занятию в 1 классе. Занятие 24.

Презентация содержит материал для проведения коррекционно-развивающего занятия в 1 классе....