Выступление на педагогическом совете "Результаты адаптации первоклассников"
методическая разработка (1 класс) на тему

Веряскина Анна Геннадьевна

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики:

  1. «Лесенка»
  2. Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы.

(методика Н. Лускановой)

  1. «Графический диктант»
  2. «Домики»
  3. «Рисунок человека»

Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как оценивает себя сам, как по его мнению, оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Мною был использован групповой вариант методики, который позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен завышенный уровень – 11 обучающихся, что характерно именно для первоклассников и является для них возрастной нормой.

5 обучающихся имеют адекватную самооценку, т.е. у детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.

1 обучающийся - заниженная самооценка. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ребенка. В данном конкретном случае отсутствует положительное отношение школьницы к урокам и к школе в целом.

По результатам оценки школьной мотивации, 12 человек имеют хорошую школьную мотивацию. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой.

3 человека имеют хорошую школьную мотивацию. Такой уровень мотивации является средней         нормой.

9 обучающихся - имеют положительное отношение к школе. Данные обучающиеся, достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но мотивом для посещения школы является общение. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.

1 обучающийся имеет низкую школьную мотивацию. Затрудняется в учебной деятельности. Данный ребенок находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

4 обучающихся имеют негативное отношение к школе. В ходе проведения дополнительной диагностики  было выявлено, что данным обучающимся сложно следовать нормам и правилам принятым в школе.

Методика «Графический диктант» была направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

К высокому уровню подготовки  показал 1 человек из обследованных первоклассников. Он идеально справился со всеми диктантами и правильно продолжил их.

К среднему уровню были отнесены 4 человека, данные обучающиеся допустили незначительные ошибки при диктанте и допустили ряд ошибок при продолжении рисунка.

  К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0)  были отнесены 12 человек, т.е. эти обучающиеся не справились ни с самими диктантами, ни с их продолжением.

Методика «Рисунок человека» используется для исследования общего уровня умственного развития ребенка. Низкие результаты по этой методике говорят об общей инфантильности (незрелости) ребенка.

5 обучающихся имеют средний уровень характеризуется: способ изображения – промежуточный между пластическим и схематическим. Он характеризуется тем, что некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы (что соответствует реальному строению человеческого тела), в то время как другие части как бы «приклеены».

12 обучающихся имеют низкий уровень: способ изображения - схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют. Схематическое изображение – это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей, границы между которыми отчетливо видны.

Тест «Домики» состоит из заданий: 1-е задание определяет вегетативный коэффициент, которое характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов.

В задании 2 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом.

Таким образом, из результатов видно, что 11 обучающихся имеют положительный уровень эмоциональной адаптации,  5 обучающихся имеют амбивалентный уровень эмоциональной адаптации и 1 обучающийся эмоционально неадаптирован.

Таким образом, по результатам проведенного исследования 10 обследованных первоклассников успешно проходят адаптацию к обучению в школе. У 5 первоклассников выявлена дизадаптация и у 2 первоклассников неустойчивая адаптация, т.е. у данных обучающихся низкий уровень выполнения отдельных методик, в следствии чего они могут испытывать определенные трудности в обучении в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности и конкретных навыков.

Ранее с первоклассниками началась реализовываться программа по адаптации детей к условиям школьной жизни. В связи с полученными данными программу будет скорректирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с элементами тренинга "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников"

Начало обучения в школе - один из сложных периодов в жизни ребенка. Школа с первых дней перед ним ставит ряд важных задач. Первокласснику необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить школьные но...

Выступление на родительском собрании "Адаптация первоклассников к школе"

В выступлении раскрывается физиологический аспект адаптации первоклассников в школе....

"Адаптация первоклассников к школьному обучению". Выступление на педагогическом совете школы.

В данной работе содержится анализ трудностей, возникающих у первоклассника на этапе адаптации к школе, и пути преодоления этих трудностей....

Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности адаптации первоклассников"

психолого-педагогические особенности адаптации первоклассников...

Выступление на пед. совете "Адаптация первоклассников к обучению в школе"

Материал для выступленя на педагогическом совете "Адаптация первоклассников к обучению в школе". Диагностика мотивации учения Н.Г. Лускановой....

выступление на педсовете по адаптации первоклассников

В данной статье  рассматривается вопрос адаптации:проблемы и пути решения...

Совместное заседание МО. "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников". (круглый стол с элементами тренинга)

Обсужление проблем и опыт  организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Итоги адаптации первого класса....