Круглый стол с элементами тренинга "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников"
методическая разработка (1 класс) по теме
Начало обучения в школе - один из сложных периодов в жизни ребенка. Школа с первых дней перед ним ставит ряд важных задач. Первокласснику необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения и общения, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Предлагаем обсуждение данной проблемы провести в интерактивной форме.Матариал круглого стола поможет разобраться во многих вопросах организации адаптации первоклассников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия № 42 г.Пензы
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников.
(круглый стол с элементами тренинга)
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера, Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений»
В..А. Сухомлинский
Цель: обсудить проблемы и опыт организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Задачи:
- способствовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий прохождения адаптации первоклассников;
- развивать психологические компетенции педагогов, работающих с первоклассниками;
- формировать навыки личностно-ориентированного подхода педагогов к организации адаптационного периода первоклассников;
- способствовать формированию позитивного общения, взаимодействия дошкольных работников, учителей начальной школы, психологов и логопедов в психолого-педагогическом сопровождении адаптационного периода первоклассников;
- развивать творческий подход к организации адаптационного периода первоклассников.
Материал: слайдовая презентация, маркеры, бумага, бабочки, картинка «1 сентября», цветной песок, цветное тесто, мелкий бросовый материал.
Ход работы:
Организационная часть. Участники делятся на творческие группы: «учителя», «дошкольные работники», «психологи».
Каждая группа работает за отдельными столами.
Психологический настрой. «Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я узнаю,
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская народная мудрость.
Поэтому сегодня мы будем рассматривать вопросы адаптации первоклассников сообща, все вместе.
Притча « Все в твоих руках»
Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.
«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»
В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в школе атмосферу, которая поможет первоклассникам пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.
Вхождение в тему. Определите и сформулируйте, какие ассоциации связаны со словом «адаптация». Выберите наиболее значимые слова-ассоциации к каждой букве и заполните таблицу в интерактивной книжке.
«А- активность,
Д – драматизм, деятельность,
А- аккуратность,
П- привыкание, приспособление, принятие, преемственность, помощь
Т- тревожность, творчество,
А-абсолютность,
Ц- ценностный,
И- индивидуальность,
Я- ясность, яркость»
Попробуем сравнить наши ассоциации с определением понятия «адаптация» данным учеными.
Понятие «школьная адаптация» - одна из разновидностей социально-психологической адаптации. Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса (Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999).
С.С. Степанов предлагает несколько иное толкование данному понятию. Адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996).
Таким образом, наши ассоциации раскрывают некоторую сущность адаптации и чувства, которые она вызывает.
Как же нам, педагогам, не допустить того, чтобы произошли “поломки” в детском “механизме”, как помочь первоклассникам “вписаться” в школьную жизнь?
Ответ очевиден: чтобы оказать своевременно реальную помощь первоклассникам в этот трудный кризисный адаптационный период, нам нужно знать особенности дошкольника и школьника, кризисные ситуации риска и пути их предотвращения.
Вместе с вами попробуем ответить на вопрос: Почему дошкольник трудно привыкает к школе?
1.Для этого попробуем сейчас определить особенности и сделать «портрет» дошкольника и школьника, а также найти, что есть общее в психологической характеристике. Для этого каждая творческая группа в интерактивной книжке найдет нужную страничку и запомнит её, а потом представит портрет на большом листе в виде коллажа. Школьные педагоги определяют особенности дошкольника, дошкольные педагоги - школьника, а психологи ищут общие психологические черты.
Дошкольник
Не управляет своими эмоциями
Я маленький
Спонтанное обучение
Ведущая деятельность-игра
«Практик»-пробы и ошибки
Общение ограничено
Внимание непроизвольное
Память механическая
Преобладание эмоций
Нет четкой мотивации
Познавательные функции
недостаточно сформированы
Первоклассник
Формируется осознание эмоций, умение управлять ими Приобретает статус ученика
и социального Я
Регулярное обучение
Овладевает
учебной деятельностью
«Теоретик»- концентрирует
внимание на способе
деятельности.
Инициативен в общении.
Формируется произвольность
Память смысловая
Формируется волевая сфера
Формируется мотивация и самооценка
Развиваются познавательные
функции
Первоклассник
Осознает эмоции, управляет им
Общие характеристики
Доверительное подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание манере поведения, рассуждениям.
Преобладание образных форм познания окружающего мира.
Анатомические и физиологические особенности.
Приоритетное место занимает игра.
Необходимость успешности в любой деятельности.
Мы определили психологические особенности дошкольника и школьника. Становится понятно, что происходят большие изменения в жизни детей, появляется новый для них вид деятельности и взаимоотношения. Ребенок переживает кризис 7 лет.
2. Рассмотрим уровень готовности детей к обучению. Начало систематического обучения в школе требует определенной психологической готовности ребенка, а это не только развитие интеллекта, это много факторов, которые порой забываются.
Обратимся к фактам.
Здоровыми начинают обучение всего 25% детей. Около 16% не готовы к школьному обучению; у 50% выявляется функциональная незрелость. Возникает вопрос: почему?
Дошкольные учреждения самостоятельно выбирают программу, вариативность форм и методов обучения, но отсутствие единых правил к подготовке детей ведет к тому, что в начальную школу приходят дети (84%) с навыками чтения и счета, но при этом у 40% детей неразвита моторика рук; у 60% - устная речь; у 70% - не сформировано умение организовывать свою деятельность.
А теперь статистика по гимназии. Комплекс методик под ред. Академика РАО М.М..Безруких позволяет определять индивидуальные особенности детей, поступающих в гимназию и выявлять возможные факторы риска и дезадаптации в 1 классе. (Информация на слайде). Фактически перечислены риски дезадаптации.
Почувствовать, как влияет несформированных определенных качеств, на обучение, поможет упражнение «Нарисуй звезду»
Соединить лучи звезды через зеркало, не глядя на листочек. Ваши ощущения?
Вот так же чувствует себя неготовый к школе ребенок, когда начинается его обучение. Судя по статистике такие чувства испытывают многие первоклассники.
Неужели у нас так все плохо ? Может стоит посмотреть на это через рамку?
Упражнение Фопеля «Рамка»
Любой человек легче справляется со стоящими перед ним проблемами, если при этом он смотрит на мир оптимистическим взглядом. Но порой мы смотрим на проблему пессимистически. Проиллюстрировать это нам помогут рамки. Давайте на проблему адаптации первоклассников посмотрим через разные рамки. Картинка «первоклассники» показываем в разных рамках. Как цвет рамки влияет на восприятие?
Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только эти рамки — из наших мыслей. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из "черных" мыслей, иногда радужных и веселых. Приведите примеры пессимизма и оптимизма в работе по адаптации. Каких эмоций больше? Пока пессимистических И наша рамка пока черная.
Изменить ситуацию мы можем только совместными усилиями. Попробуем сегодня это сделать!.
Основная часть.
Предлагаю выполнить Квиз-тест. Чтобы определить готовность к разговору о сопровождении, в краткой форме убедиться или опровергнуть свои представления о сопровождении, предлагаю провести маленькое испытание – Квиз-тест в интерактивной книжке.
Отвечаем « да» или «нет».
1.Верно ли, что адаптация будет более успешной при создании материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства ?
2.Согласны ли вы с тем, что игровая деятельность рассматривается как средство повышения эффективности педагогического процесса на этапе адаптации первоклассников?
3.Верно ли, что успешность адаптации первоклассников зависит только от его «готовности к развитию»?
4.Согласны ли вы с тем, что приспособить ребенка к школе – значит подвести ученика к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя обязанности школьника?
5. Верно ли, что для предотвращения нежелательных вариантов развития первоклассников нужно разрабатывать систему поддержки и педагогической помощи?
6. Согласны ли вы с тем, что сопровождение предусматривает только коррекционную работу с учащимися?
7. Согласны ли вы с тем, что преемственность между дошкольными учреждениями и школой может повлиять на успешность адаптации первоклассников?
Обобщение:
Мысли о необходимости поддержки и сопровождения растущего человека находим в трудах многих педагогов и психологов, основывающих свои теорию и практику на позициях защиты интересов ребенка. ( К.Д. Ушинский, АС. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили и др.)
В школу идут дети с разным уровнем подготовки, недостаточной сформированностью социально-личностной сферы, повышенной детской тревожностью, значит, для решения проблем нужна четко выстроенная система психолого-педагогического сопровождения.
Мы предположили, адаптация первоклассника к школе будет происходить наиболее успешно, если:
- будет использоваться целевая программа психолого-педагогического сопровождения;
- педагог будет учитывать результаты диагностики в процессе воспитания и обучения первоклассников;
- будет осуществляться взаимосвязь в деятельности дошкольных работников, педагога, психолога, логопеда и родителей.
В психолого-педагогической литературе нашли определение сопровождения и некоторые подходы к организации.
1. сопровождение представляет собой ряд мер по профилактике, диагностике, коррекции, направленных на поддержку и помощь ребенка, обеспечивающих адаптацию, индивидуализацию развития ребенка, педагогические, социально-психологические условия для успешной адаптации.
2.Это молодое направление в образовании, нет целостной модели психолого-педагогического сопровождения, нет сквозного мониторинга, недостаточно разработаны аспекты кооперации в деятельности дошкольных работников, учителя, психолога, логопеда и родителей.
3.В психологической и педагогической литературе четко определены три основные компонента сопровождения:
1.диагностика, служащая основой постановки целей
2.отбор и применение методических средств
3.анализ промежуточных и конечных результатов, дающих возможность корректировать ход работы.
4.Технология сопровождения определяет стороны развития ребенка и систему педагогически целесообразных действий специалистов в работе с детьми.
Задачи сопровождения объединили в три большие группы:
- Отслеживание процесса развития
- Помощь, поддержка, сопровождение
- Создание среды развития
Принципы сопровождения:
- «всегда на стороне ребенка»;
- непрерывность и комплексный подход;
- развитие личности за счет собственной активности;
- деятельностный подход;
- общедидактические принципы.
Более конкретно определили направления деятельности, начиная со школы раннего развития.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника предполагает:
- выявление уровня готовности к школьному обучению и изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка; прогнозирование возможных трудностей;
- развитие познавательной деятельности, формирование школьно-значимых функций и социально-личностной готовности;
- заполнение индивидуальных карт, оценка дезадаптационных рисков и выбор оптимальных форм обучения;
- психологическое консультирование педагогов, информирование педагогов по результатам диагностики;
- психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих проблемы;
- консультирование родителей по проблеме конпенсации и восполнения пробелов до школы;
- осуществление преемственных связей с дошкольными учреждениями.
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассника предполагает:
- создание педагогических и социально-психологических условий для школьной адаптации;
- обследование школьной адаптации;
- изучение динамики развития учащихся 1-х классов;
- психолога- педагогическая поддержка детей, имеющих проблемы;
- развивающая работы;
- психологическая поддержка и консультирование учителей;
- психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей;
- разработка стратегии сопровождения на психолого-педагогическом консилиуме.
Этапы работы:
- профилактический, охватывающий предшкольную подготовку и работу с дошкольными учреждениями;
- диагностический;
- коррекционно-развивающий;
- рефлексивный.
Каждый этап представлен на слайде.
Анализ результатов адаптации первоклассников.
Видео-ряд
«В поисках форм и методов развивающей работы в школе полезно «взлетать в облака», придумывая самые неожиданные подходы, но так же полезно «осматриваться по сторонам, примеряя к развивающим задачам самое, что ни на есть обычное и привычное»
М.Битянова
Предлагаем видео ряд, который покажет среду и некоторые моменты обучения в группах предшкольного образования и первом классе нашей гимназии.
Творческое задание. Доработайте видео-ряд своими рекомендациями по созданию условий для успешной адаптации первоклассников. Работа в интерактивной книжке.
Дошкольники дорабатывают для школы, школьники - для дошкольного учреждения. Психологи дают свои рекомендации.
Работа в интерактивной книжке.
1.Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка.
Как развивать ребенка?
2.Готовность к школе определяется не только уровнем интеллектуального развития. Важно развивать речь, моторику, фонематический слух, самостоятельность.
Ваши мысли по этому поводу.
3.Одним из главных условий успешности адаптации является создание положительного микроклимата, организация помощи и поддержки.
Ваши предложения!
4.Психолого-педагогическое сопровождение помогает создать оптимальные условия для развития и обучения каждого ребенка.
Ваши предложения!
Обсуждение работ.
Работа в интерактивной книжке.
Вывод: у нас сложилась довольно полная картина адаптационного периода в 1 классе. И позитив, с которым вы отнеслись к этому тоже радует.
Фрагмент работы с песком « Волшебная бабочка»
Но вспомните нашу рамку, она по-прежнему еще черная. Нам предстоит её изменить. Вспомните притчу, в которой говорилось о бабочке. Давайте дадим ей жизнь, а она в свою очередь изменит наш взгляд на адаптацию, Сейчас осень, но мы можем вернуться в лето и насладиться порхающими бабочками, для этого посмотрите клип.
А теперь свои эмоции и чувства передайте бабочке, сделанной вашими руками.
(работают 3 мин)
А теперь все бабочки закрепите на рамке. Как она изменилась?
Вывод: не все так безнадежно в нашем деле. И работа приносит результат.
Рефлексия
1.Оцените свою заинтересованность в вопросе (подчеркните) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.Какие моменты нашей встречи на Ваш взгляд оказались наиболее интересными и полезными____________________________________________________________________
3.Ваши пожелания____________________________________________________________________
4.Ваше настроение (подчеркните) ☺•☹
Спасибо за сотрудничество!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»
Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...
Разработка психолого-педагогического занятия по адаптации первоклассников.
Начало обучения в школе – очень напряжённый период для детей, пришедших в первый класс, потому что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыду...
Статья "Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе"
Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальн...
Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качест...
Совместное заседание МО. "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников". (круглый стол с элементами тренинга)
Обсужление проблем и опыт организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Итоги адаптации первого класса....
Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".
Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...