Программа по внеурочной деятельности "Я познаю этот мир"
рабочая программа (1 класс) по теме

Городова Татьяна Александровна

"Я познаю этот мир" 1-е классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_mir_na_konkurs.docx173.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Берёзовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

Утверждён приказом №115 -О

от 31.08.2015 г

Директор МБОУ Игримская СОШ №1

                                                                                   Л.А. Маслакова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности " Я познаю мир"

1 класс

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель:

Городова Татьяна Александровна

педагог-психолог

Игрим, 2015 г.

Рабочая учебная программа по адаптации для обучающихся первых классов «Я познаю  мир»

Пояснительная записка

        Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.  

        Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир», для обучающихся первых классов.

        Всё это подчёркивает необходимость рассматривать адаптацию, как повышение уверенности ребёнка в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта, сохранения и укрепления здоровья.

      В данной программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.

 Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.

        Задачи психологических занятий по программе:

1.​ Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;

2.​ Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;

3.​ Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.

4.​ Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных  УУД;

5.​ Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.

6.​ Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

7.​ Профилактика школьной дезадаптации.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Игримская СОШ №1»: совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, содействие укреплению физического, нравственного и психологического здоровья школьников.

Программа «Я познаю  мир» реализуется по социальному направлению внеурочной деятельности школы.

Содержание программы «Я познаю  мир» связано с учебными предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Физическая культура».

Программа состоит из четырех разделов:

Раздел 1. Здравствуй школа.

Раздел 2. Изучаем правила общения.

Раздел 3. Познаем себя и других.

Раздел 4. Мир вокруг меня.

Срок реализации программы: один учебный год.

Организация занятий:

Периодичность занятий – 1раз в неделю в течение года.  Длительность занятия  - 25 минут.

Место проведения: сенсорная комната.  

Методы работы: беседа, арт-терапия, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, развивающие упражнения,  игры и их обсуждение, психодиагностические задания, релаксирующие упражнения, тематическое рисование.

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД. 

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;

- установление контакта с обучающимися, с учителем и бесконфликтные межличностные отношения;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Сформированность УУД.

  1. Личностные УУД:

- Принятие социальной роли ученика;

- Сформированность внутренней позиции школьника;

- Принятие и соблюдение норм школьного поведения;

- Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- Овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;

-Овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- Осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

- Освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД: 

- Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД:

- Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- Возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- Способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;

- Сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Материально-техническое обеспечение: Пуф-мешки для релаксации;  световой проектор "Меркурий;  песочный стол; фиброоптический душ; сухой бассейн с шарами; тактильная дорожка (7 предметов); батут детский, конструктор.

Оценка эффективности реализации программы:

  1. Для определения уровня социально-психологической адаптированности ребенка к школьному обучению применяется проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

  1. Диагностика сформированности УУД включает в себя:

1. "Лесенка"

Цель: выявление уровня развития самооценки (личностные УУД: самоопределение);

2. "Найди отличия "

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления - анализ и сравнение ( познавательные УУД: логические универсальные учебные действия);

 3. "Рукавички" (Г.А. Цукерман)

Цель: определение коммуникативных действий  по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) (коммуникативные УУД);

4. Методика "Рисование бабочки"

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания (регулятивные УУД: оценивание умения понимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия - умение осуществлять пространственный анализ и синтез.);

Учебно-тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Информационный блок

Инструктаж по технике безопасности по использованию оборудования в сенсорной комнате

2

2

-

Раздел 1. Здравствуй школа

2

Знакомство. Принятие правил группы.

Я и мое имя.

2

1

1

3

Кто такой школьник?

1

1

-

4

Школьные правила.

1

-

1

5

Я и школьное время.

1

-

1

Раздел 2.  Изучаем правила  общения

6

Учимся договариваться.

1

-

1

7

Спор и ссора.

1

-

1

8

Пойми меня.

1

-

1

9

Уважая себя, уважай других.

1

-

1

Раздел 3. Познаем себя и других

10

Я - неповторимый человек

1

-

1

11

Чем я похож на одноклассников

1

-

1

12

Я рисую свой портрет

2

-

2

Раздел 4. Мир вокруг меня

13

Я и другие

2

-

2

14

Чем мы похожи

1

-

1

15

Внимание к партнеру

1

-

1

16

Волшебные средства понимания: интонация

1

-

1

17

Волшебные средства понимания: мимика

1

-

1

18

Волшебные средства понимания: пантомимика

1

-

1

19

Учимся взаимопониманию

1

-

1

20

Сплочение и доверие

1

-

1

21

Множество решений

1

-

1

21

Наши эмоции и чувства

1

1

-

23

Рисуем настроение

1

-

1

24

Чего я боюсь?

2

-

2

25

Конфликт или взаимодействие?

2

1

1

26

Учусь владеть собой

1

-

1

27

Мы – команда

1

-

1

Итого:

33 ч.

 6 ч.

27 ч.

Содержание программы

Информационный блок

Инструктаж по технике безопасности по использованию оборудования в сенсорной комнате (проводится 2 раза в год: сентябрь, январь)

Раздел 1.Здравствуй школа.

Занятие №2  «Знакомство. Принятие правил группы.Я и мое имя».

Вступление. Совместная разработка  ритуалов приветствия. Беседа "Как можно здороваться". Приветствие. "Хорошее настроение", Игра «Мяч».

Занятие №3 "Кто такой школьник?"

Приветствие. "Хорошее настроение". Упражнение «Школьник и дошкольник», Упражнение «Что можно, а что нельзя!», Игра «Нос, рот, потолок». Ритуал прощания.

Занятие №4 "Школьные правила"

Ритуал приветствия. Работа со сказкой "Приключения Трумбика". Беседа о правилах поведения. Ритуал прощания.

Занятие №5 "Я и школьное время"

Уточнение представления о времени. Уроки и перемены. Планирование времени. Упражнение “Узоры и волшебные лесенки”.

Тренировка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.

Раздел 2. Изучаем правила  общения.

Занятие №6 "Учимся договариваться."

Ритуал приветствия. Освоение новой школьной нормы общения. Уточнение возможностей человеческого общения. Тренировка невербального воздействия детей друг на друга. Игра “Листопад”,Упражнение: «Цветок общения». Ритуал прощания.

Занятие №7 "Спор и ссора" .

Ритуал приветствия. Упражнение "Подарки", игра "Чувствуем друг друга", Упражнение «Мостик Дружбы», "Руки знакомятся, ссорятся,мирятся...."

Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций. Ритуал прощания.

Занятие №8 "Пойми меня".

Воспитание чувств, эмпатии, толерантности. Создание условий для  анализа собственного жизненного опыта. Упражнение: «Передай движение по кругу»,«Найди свою половинку». Игра «Дракон кусает свой хвост». Ритуал прощания.

Занятие №9 " Уважая себя, уважай других".

Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга.

Ритуал приветствия. Работа с рассказом "Про старушку". Игра "Встреча". Ритуал прощания.

Раздел 3. Познаем себя и других.

Занятие №10. "Я - неповторимый человек".

Ритуал приветствия. Упражнение "Такие разные предметы". Игра "Встаньте те, у кого...", игра "Ладошки". Разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Способность считаться с различиями между людьми. Терпимое отношение к различиям в поведении людей. Ценностное отношение к иному. Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.

Занятие №11. "Чем я похож на одноклассников"

Культура взаимоотношений. Позитивные отношения между девочками и мальчиками. Тренировка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями. Упражнение "Волшебный сон" на снятие эмоционального напряжения.

Занятие №12. "Я рисую свой портрет".

Ритуал приветствия. Игра "Водяной". Упражнение "Мой портрет". Ритуал прощания.

Занятие №13. "Я и другие".

Ритуал приветствия. Этюд "Просто так", игра "Угадай-ка", игра "Снежная королева", игра "Окажи внимание другу". Ритуал прощания.

Занятие №14. "Чем мы похожи".

Ритуал приветствия. Рисунок "Мои увлечения". Беседа по рисунку. Ритуал прощания.

Занятие №15. "Внимание к партнеру".

Ритуал приветствия. Упражнение "Ласковые слова", "Прогноз погоды","Опишите друг друга", "Доброе животное".Ритуал прощания.

Занятие №16. "Волшебные средства понимания: интонация".

Ритуал приветствия. Упражнение "Ласковое слово", "У дяди Абрама...","Интонация", "Кто тебя позвал?","Доброе тепло". Ритуал прощания.

Занятие №17 " Волшебные средства понимания: мимика"

Ритуал приветствия. Упражнение "Охота за сокровищем","Передай по кругу", "Интервью у дракона". Ритуал прощания.

Занятие №18 " Волшебные средства понимания: пантомимика"

Ритуал приветствия. Упражнение "Изобрази", "Расскажи стихи рука". Ритуал прощания.

Занятие №19 "Учимся взаимопониманию"

Ритуал приветствия. Упражнение "Любопытный" "Добрый бегемотик", игра "Улитка". Ритуал прощания.

Занятие №20 "Сплочение и доверие"

Ритуал приветствия. Упражнение «Письмо для хорошего настроения», игра «Волшебный стул», игра "Эхо".

Занятие №21 "Множество решений"

Ритуал приветствия. Упражнение "Предмет и решения",игра "Быстрые решения",беседа "Мы и наши решения". Ритуал прощания.

Занятие №22 "Наши эмоции и чувства"

Ритуал приветствия. Психогимнатика «Ручеек радости». Разминка. Упражнение «Ладонь на ладонь», игра "Зеркало". Ритуал прощания.

Занятие №23 "Рисуем настроение"

Ритуал приветствия. Игра "Пион и колючий ежик". Рисунок "Мое настроение". Беседа по рисунку. Ритуал прощания.

Занятие №24 "Чего я боюсь"

Ритуал приветствия. Упражнение "Хорошее настроение",  «Страхи сказочных героев», игра «Змей Горыныч», игра-аппликация «Спрячем страх за забором», упражнения на снятие мышечного напряжения. Ритуал прощания.

Занятие №25 "Конфликт или взаимодействие?"

Ритуал приветствия.  Разминка. Игра «Обзывалки». Чтение и обсуждение сказки «Драки» и сказки «Обида». Игра «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые». Игра «Уходи, злость, уходи».  Ритуал прощания.

Занятие №26 "Учусь владеть собой"

Ритуал приветствия. Приветствие. "Хорошее настроение", упражнение «Камень-верёвка». Игра ''Скала. Я справлюсь'' .Упражнение «Барометр настроения». Ритуал прощания.

Занятие №27 "Мы команда"

Ритуал приветствия. Упражнение «Веселое лицо». Упражнение «Барометр настроения». Легенда о "Заколдованном дереве". Упражнение «Дерево дружбы».

Ритуал прощания.

Литература для педагогов:

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-

144с.

2. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.

3. Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.

4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.

5. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь»,2000.- 310с.

7. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.

8. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.:

Генезис. 2002. — 208 с.

10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

11. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.

12. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.

13. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.

14. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.

15. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 2013. – 29 с.

16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.

Литература для родителей

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М., 1987.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как получить «пятерку» за здоровье. Тула, 1997.
  3. Брайт Л. Развиваем интеллект. Спб.; М.; Харьков; М.1997
  4. Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. М., 1995
  7. Популярная психология для родителей/ Под ред.А.С.Спиваковской. -  Спб., 1998.
  8. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1998
  9. Трафимова Г.В. Целебные тропинки: Книга для совместного чтения родителей с детьми. Мн., 2000
  10. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М., 1993

Литература для обучающихся

1. Безруких М.М., Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя. — М.: Вентана-Граф, 2002.

2. Битянова М.Р. Профессия — школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. — М.: Генезис, 2000.

3. Гаврина С.Е. Учимся понимать друг друга. — М.: библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

4. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. — М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005.

5. Тесты для детей. Серия «Волшебная кисточка» / Сост. Ю.А.Золотарева. — М.: Изд-во «Вербо», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"

Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса  курса "Я познаю мир"...

Программа курса внеурочной деятельности «Познаю себя»

Программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Программа курса внеурочной деятельности "Познаю себя"

Программа курса внеурочной деятельности по общесоциальному направлению разработана для 3 класса...

Программа по внеурочной деятельности "Познай себя" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности "Познай себя"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай себя» 1-4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Познай себя» Данная программа направлена на  снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно пер...