КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Радуга общения"
план-конспект на тему

Городова Татьяна Александровна

Программа рассчитана на старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет. Программа включает 10 занятий, продолжительность каждого занятия 40 - 45 минут, занятия проводятся с группой обучающихся (не более 10-12 человек) один раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raduga_obshcheniya_9-11_kl.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Берёзовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

Утверждён приказом №115 -О

от 31.08.2015 г

Директор МБОУ Игримская СОШ №1

                                                                                   Л.А. Маслакова

КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"Радуга общения"

9-11 класс

Составитель:

Городова Татьяна Александровна

педагог-психолог

image006

Игрим, 2015 г.

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"Радуга общения"

Пояснительная записка

Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей. Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным — значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность — это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвития. Но очень часто, поступая в вуз, студент - первокурсник сталкивается с рядом проблем, которые показывают несформированность коммуникативных умений и стратегий поведения в общении, вот некоторые из них:

1) реагирование на несправедливую критику;

2)реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;  

3)  умение обратиться к сверстнику с просьбой;

4) умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет»;

5)  умение самому оказать поддержку, сочувствие и принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников;

6) умение вступить в контакт с другим человеком, контактнсть.

Поэтому мы решили разработать цикл занятий, помогающих справиться с данными проблемами.

Цель программы: создать условия для формирование у обучающихся старших классов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности, развития навыков успешной межличностной коммуникации, преодоление барьеров в общении, способствующих повышению успешности в учении.

Задачи программы:

1) Мотивирование обучающихся старших классов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;

2) Способствование повышению у  обучающихся старших классов уровня развития коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений;

3) Создание мотивации совместной работы в группе и повышение интереса к самому себе (развитие самопознания);

4) Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий;

5) Расширение и обогащение коммуникативных навыков для бесконфликтного  общения и взаимодействия.  

        Программа рассчитана на студентов первого курса педагогического вуза в возрасте от 15 до 18 лет. В программе использовались следующие методы: игра, тренинг, словесные, наглядные, практические, звуковые методы; формы: беседа, рассказ, показ, разъяснение, практическая работа; средства: магнитофон, аудиозаписи (релаксационная и другая музыка), свеча, изобразительные материалы (карандаши, фломасреры, маркеры и другое), бумага разного формата и т.д.

Структура занятия:

I. Ритуал приветствия.

II. Рефлексия прошлого занятия.

III. Основное содержание.

IV. Рефлексия занятия.

V. Ритуал прощания.

Программа включает 10 занятий, продолжительность каждого занятия 40 - 45 минут, занятия проводятся с группой обучающихся (не более 10-12 человек) один раз в неделю.

Предполагаемый результат: осмысление обучающимися старших классов значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; «проживание» тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих формированию коммуникативной компетентности; рефлексия приобретений, изменений, происшедших в ходе деятельностного «погружения» в программу «Радуга общения».

Тематический план программы

Программа имеет два направления:

Первый блок:

Цели:-формирование понятийных представлений о коммуникативной компетентности; рассмотрение условий эффективной коммуникации; создание в группе рабочей, психологически комфортной атмосферы;

- рассмотрение приемов расположения к себе; развитие навыков эффективной самопрезентации; развитие умения представить себя, подать «образ себя»;

- определение видов слушания, техник активного слушания; осознание участниками того, что их поведение может как помогать партнеру открыто говорить о своих проблемах и состояниях, так и побуждать его к скрытности; развитие умения слушать и слышать через выполнение тренинговых упражнений.

В данный блок вошли следующие занятия: (с 1 по 5).

Занятие №1. «Здравствуй, это я!».

Занятие №2. «Наши особенности».

Занятие №3. «Кто я!».

Занятие №4. «Мои драконы».

Занятие №5. «Я чувствую, что ….».

Второй блок:

Цели:- определение понятий «дискуссия», «группа» и «коллектив»; формирование дискуссионной культуры; развитие наблюдательности, внимательности к членам группы, коллектива;

- развитие умения интерпретировать невербальные сигналы, идентифицировать эмоциональные состояния людей по невербальным проявлениям в поведении; закрепление знаний, приобретенных при «погружении» в данный образовательный модуль и рефлексирование своей деятельности в нем.

Второй блок содержит следующие занятия: (с 6 по 10).

Занятие №6 - 7  «Я и другие, мы кто?».

Занятие №8. «Смыслы….я понимаю, что ты».

Занятие №9. «Слушаю и слышу».

Занятие №10. «Вот мы такие!».

Содержание программы:

Занятие №1. «Здравствуй, это я!».

Цели: Создание положительного настроя в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого студента, настрой на сотрудничество, формирование понятийных представлений о коммуникативной компетентности.

Необходимые материалы: свеча, карточки с заданиями.

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия:

Ведущий. Участники сидят по кругу. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!».

Ведущий представляется в нескольких словах, рассказывает о себе, о предстоящем занятии. Предлагает обсудить правила круга:

  • Активность;
  • Принцип «здесь и сейчас»;
  • Один человек – один голос;
  • Уважение к чужому мнению;
  • Конфиденциальность - личная информация, полученная на занятиях о

ком-то из участников, за пределы группы не выносится;

  • Уважение к ведущему;

Каждое правило может обсуждено и разъяснено в группе.

Представление участников: Участники сидят по кругу. По очереди на первую букву своего имени называют прилагательное, отражающее какое-либо качество своего характера.

II. Основная часть занятия:

Упражнение 1. Испуганный ежик.

Цель: развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться.

Один из участников изображает испуганного ежика (ежик маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек, выпустил иголки). Задача другого участника — установить контакт с ежиком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться. Работа проводится в парах, со сменой роли.

Ведущий наблюдает за тем, как участники используют различные средства для установления контакта: погладить ежика, поговорить с ним, успокоить и др.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда были ежиками? Как пытались установить контакт с ежиком, вызвать доверие? В каких ситуациях ты ведешь себя как испуганный ежик?

 2. Игра «Учения»

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Ведущий: Итак, представим, что мы плывем на паруснике. Паруса поймали попутный ветер, портовая суета и пыль остались за кормой, ласково греет солнышко. Вы слышите крики чаек и ощущаете на губах соленые брызги. Но согласитесь, такая идиллия бывает на море не всегда. Случаются и шторма, и туманы. В таких случаях только слаженная работа команды, члены которой понимают друг друга с полуслова, может спасти корабль. Вот отработкой такой слаженности мы сейчас и займемся, пока берег недалеко и погода благоприятствует. Для этого нам нужны ни нос, ни корма, а понадобятся левый и правый борт. Представьте себе бушующее море, рев волн, в таких условиях и себя не услышать, а надо передать товарищу важное послание.

Ведущий выбирает два участника. Они капитаны, им предлагается набрать себе команды. Из набора карточек с заданиями в течение 5-8 минут, нужно придумать, как без помощи слов, используя только жесты, показать что написано на карточке. Одна команда представляет, другая отгадывает. Потом команды меняются. На представление фразы из карточки даются три попытки. На угадывание и обсуждение одного представления – одна минута.

Фразы для представления:

  1. Осторожно, кок пересолил суп;
  2. Пираты по правому борту!;
  3. Помоги закрепить груз;
  4. Вижу кита и двух дельфинов!;
  5. Тихо! Капитан спит!;
  6. Вижу землю!;
  7. Шлюпки на воду!;
  8. Риф слева – право руля!.

Обсуждение: Что чувствовали во время угадывания и представления? Что способствовало/мешало угадыванию? Какова была стратегия убеждения? Что было легко/трудно?

3. Групповая дискуссия. Определение коммуникативной компетентности.

Как вы думаете, что такое коммуникативная компетентность? С какими понятиями можно соотнести? Почему важна коммуникативная компетентность для педагога? Обсуждение в микрогруппах.

Выделяют два понятия — «компетенция» и «компетентность», которые взаимосвязаны. Компетенция — общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря обучению (область знаний). Компетентность — уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции (области знаний), позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся условиях. Понятие «компетенция» сужается до круга должностных (функциональных) полномочий, а «компетентность» — некая личностная характеристика, отражающая осведомленность, авторитетность.

Определение коммуникации целесообразно рассмотреть в контексте определения понятия «общение». Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя три стороны: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Когда говорят о коммуникации, имеют в виду, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, установками и прочим. Все это можно рассматривать как информацию. А сам процесс коммуникации есть обмен информацией. Но это не простое движение информации. Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Особую роль играет значимость информации для каждого участника, потому что мы стремимся не просто «обменяться» значениями, а выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Чтобы сделать этот процесс более эффективным, необходимо обладать определенными умениями, которые и определяют коммуникативную компетентность. Коммуникативная компетентность педагога — профессионально значимое, личностное качество, формирующееся в процессе саморазвития.

Обсуждение: Совпали ли ваши мнения с данной вам информацией? Что общего?

III. Рефлексия занятия:

- Какие средства в установлении контакта мы сегодня использовали? (Силу, поглаживание, спокойный тон общения и др.)

- Какое из средств вам понравилось больше всего?

- Что было трудно выполнить?

- Что понравилось, / не понравилось на занятии? Что было интересного? Что нового узнали?

IV.Ритуал прощания:  завершение работы происходит по принципу приветствия. Только произносятся слова: «Спасибо, что ты был сегодня здесь…»

Занятие №2. «Наши особенности»

Цели: Развитие самосознания, создание мотивации на интерес участника к самому себе, развитие рефлексивных способностей, развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения.

Необходимые материалы: грецкие орехи, листы бумаги, ручки по количеству участников.

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия: 

Ведущий        рассказывает группе о том, что существуют жесты приветствия, принятые у разных народов. Участникам предлагается поприветствовать друг друга в необычной форме. Например: мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

Группа образовывает круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. Таким образом, все участники пройдут ритуал приветствия.

II. Рефлексия прошлого занятия:

Рекомендуется каждое занятие начинать с этого. Важно еще раз обобщить, что особенно запомнилось на прошлом занятии.  

Ведущий: Давайте вспомним: Что нового мы узнали на прошлом занятии? О чем была речь?

III. Основная часть занятия:

1. Упражнение «Атомы и молекулы».

Инструкция. «Вы — одинокие атомы. Начинаете хаотическое движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом — будьте осторожны. По моей команде вы соединитесь в молекулы, число атомов в которых я назову».

Через некоторое время после начала ведущий называет цифру, например «пять». Задание повторяется 4-5 раз.

2. Упражнение  «Орехи»

Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытается найти свой.

Обсуждение: Какие затруднения возникали при выполнении первого упражнения? Что было легко? Удалось ли найти свой орех? Что помешало найти свой орех?

Ведущий. В толпе все люди одинаковые, как и орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть особенности человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. Можно вспомнить пословицу: «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа, она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться, для этого должно пройти время.

3. Игра «Неведомые страны»

Ведущий предлагает участникам придумать маленькие рассказы о себе и рассказать всем участникам группы. Представьте, что вы страна, которой нет нигде во вселенной, но у вас есть возможность придумать такую страну. Вот какой бы она была? Какие там живут жители? Чем занимаются? Их намерения? Что чаще испытывают? Задание выполняется 10-20 мин. Далее выслушиваются варианты и обсуждаются:

- Как вы себя ощущаете?

- Были ли трудности и с чем они связаны?

4. Упражнение «Клеевой дождик»

Участники встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким «паровозиком» («склеившимися дождевыми капельками») начинают движение. На пути им встречаются разные препятствия: пройти по импровизированному мосту, обойти предмет, перейти болото...

IV. Рефлексия занятия: - Что было трудно выполнить? - Что понравилось, / не понравилось на занятии? Что было интересного? Что нового узнали?

V. Ритуал прощания:  «Хоровод»

Участники становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

Занятие №3. «Кто я?»

Цели: создать условия для познания своего «Я»,сплочения группы, настроя на положительную работу, умения рефликсировать, получения обратной связи.

Необходимые материалы: мяч, листы А4, карандаши цветные, ручки, карточки с перечнем чувств.

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия:

Участники сидят в кругу, ведущий напоминает правила занятия, и сообщает что необходимо поприветствовать друг друга.      

Упражнение «Никто не знает, что я…».

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется мяч завершает фразу «Никто не знает, что я… (или у меня…)». Будьте внимательны!

Участнику нужно назвать свою особенность в характере, одежде, привычке и т.д.

II. Рефлексия прошлого занятия:

Ведущий: Давайте вспомним: Что нового мы узнали на прошлом занятии? О чем была речь?

III. Основная часть занятия:

1. Упражнение  «На кого я похож?»

Нарисуйте себя таким, каким вы себя сейчас ощущаете. Вы можете выразить себя как хотите, так, как чувствуете. Затем покажите рисунок группе, а группа должна высказаться, что она видит на этом рисунке. Автор рисунка после того, как все выскажутся,  расскажет, угадала ли группа его замысел, и что он на самом деле хотел изобразить.

2. Упражнение «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне».

Сейчас я хочу попросить вас на листочке написать 10 своих положительных качеств и 10 негативных, которые помогают и мешают вам общаться с людьми. Затем напишите к каждому из 20  качеств, в чём их польза, а в чём их вред.

Обсуждение: Какие затруднения возникали при выполнении первого упражнения? Что было легко/трудно?

Возникали ли сложности при выполнении второго упражнения? Какие? Вы что-нибудь заметили в себе нового, выполняя это задание? Или может задумались над чем-нибудь?

3. Упражнение «Наблюдатель».

Ведущий: Предлагаю обсудить следующую ситуацию: «Во время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может дать на него правильный ответ».

Половина группы начинает обсуждать, а вторая – наблюдатели. По завершении, участники дискуссии делятся впечатлениями, оценивают свою удовлетворённость результатом, собственным вкладом в обсуждение и поведением партнёров. Далее наблюдатели анализируют поведение каждого игрока, делая акцент на том, что ему помогало, а что мешало в ходе обсуждения. Ведущий с помощью группы чётко формулирует ошибки в общении, обнаруженные наблюдателями.

4.  Психогимнастика – «Чувства».

Сейчас вам будут розданы карточки со списком чувств. Вы должны поставить напротив всех чувств, которые вам приходилось испытывать, галочки. А потом с соседом объединиться в пару и сравнить, кто что отметил.

Далее идёт обсуждение какие чувства больше всего испытали во время занятия, какие меньше?

IV. Рефлексия занятия: - Что было трудно выполнить? - Что понравилось, / не понравилось на занятии? Что было интересного? Что нового узнали?

V. Ритуал прощания:

Мяч передается по кругу и говорятся приятные слова каждому из участников.

Занятие №4. «Мои драконы».

Цели: создать условия для формирования навыка самоконтроля, изучения внутреннего звучания установок и актуализации внутреннего потенциала.

Необходимые материалы: мяч, листы А4, ручки, лист ватмана, краски, карандаши.

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия:

Участники стоят по кругу, ведущий напоминает правила занятия, и сообщает что необходимо поприветствовать друг друга.      

Упражнение  «Антонимы».

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-нибудь состояние или чувство, а, поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним к нему – противоположное состояние или чувство. Например, грустный – весёлый. Будьте внимательны и не бросайте мяч повторно кому-либо, мяч должен побывать у всех.

II. Рефлексия прошлого занятия.

Ведущий: Давайте вспомним: Что нового мы узнали на прошлом занятии? Чем занимались? О чем была речь?

III. Основная часть занятия:

1. Упражнение «Я умею, знаю, могу»

Сейчас мы с вами попробуем выявить собственные силы, о которых, возможно, не знаем или не задумывались. Разделите лист на три колонки «умею, знаю, могу»;

И отвечая на вопрос, «Общаясь с другими людьми, я…умею/знаю/могу…», заполните их.

Обсуждение: С какими трудностями столкнулись при заполнении листочка? Что было легко/сложно? Что получилось/не получилось?

2. Упражнение «Победить своего Дракона».

Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона. Помните Змея Горыныча, когда богатырь отрубал ему голову, а она отрастала всё заново и заново. Страшно, не правда ли? Но всё-таки одолев все головы, богатырь побеждал. Скажите, что вы чувствуете, когда вы думаете о Драконе? У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но если его во время не уничтожить, то он может вырасти и стать опасным для самого человека и его близких. Он может даже поглотить нас и мы сами станем Драконом. Поэтому лучше воевать с Драконом, пока он ещё мал, и главное помнить, что силы у него не беспредельны, вспомните могучего богатыря и бравого рыцаря. Вам предлагается для этого нарисовать своего дракона в целом, а потом и каждую голову в отдельности. А теперь придумайте историю, в которой вы победите этого дракона. Работа проводится в группе.

3. Психогимнастика – «Блюдце с водой». Передача блюдца с водой по кругу, стараясь не расплескать воду.

IV. Рефлексия занятия: - Что было трудно выполнить? - Что понравилось, / не понравилось на занятии? Что было интересного? Что нового узнали? Чему научились?

V. Ритуал прощания:

Передаем мяч по кругу и говорим что чувствуем.

Занятие №5. «Я чувствую, что ты….»

Цели: создать условия для формирования навыка распознавания эмоционального состояния собеседника, «первичного» поведения в ситуации «претензия», развития чувствительности и эмпатии.

Необходимые материалы: фигуры, вырезанные из клеенки.

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия:

Упражнение «Подарок».

Ведущий: Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Всё делаем молча.

II. Рефлексия прошлого занятия.

Ведущий: Что нового мы узнали на прошлом занятии? Чем занимались? О чем была речь?

III. Основная часть занятия:

1. Упражнение «Скажи по-разному».

Ведущий: В этом задании должен будет поучаствовать каждый. Участнику необходимо выйти в круг, придумать любую фразу и сказать её нескольким людям таким образом, чтобы передать какую-то эмоцию, участники должны угадать, что в этот момент примерно чувствовал «ведущий» и что за эмоции он передавал.

2. Упражнение «Претензия – ответ – мир».

Группа делится пополам и образует два круга, обращённых друг к другу «лицом». Внешнему кругу, каждому участнику, даётся фраза- претензия, который тот по сигналу должен предъявить человеку, стоящему напротив него. И тот, кто должен реагировать, реагирует так, чтобы сгладить ситуацию. По сигналу внешний круг передвигается на одного человека до тех пор, пока в паре не окажутся те, кто с кем  начинал.

Обсуждение: Что было легче делать: предъявлять претензию или сглаживать ситуацию? Какие ситуации игры были наиболее сложными? Что получилось/ не получилось?

3. Игра «Болото».

Участникам необходимо перебраться через болото, границы которого обозначаются условно или очерчиваются мелом на полу. Кроме этого в границах болота расположены кочки, на которые можно наступать, и кочки – ловушки, наступив на которые игрок проваливается в болото и возвращается к началу пути. (Кочки можно сделать из бумаги или цветной клеенки. Они должны быть небольшого размера и располагаться достаточно далеко друг от друга, тем самым, создавая для участников дополнительные трудности).

Участники выстраиваются друг за другом и начинают путь. Можно помогать и поддерживать друг друга. Если кто-то наступил на ловушку или оступился с кочки в болото, ведущий говорит об этом, и игрок возвращается к началу пути. (Кочки-ловушки не должны выделятся ни цветом, ни размером. Участники в процессе игры сами их вычисляют и должны избегать).

Игра заканчивается, когда все благополучно переберутся через болото.

4. Психогимнастика – «Молчаливые пары».

Ведущий: Сейчас нам нужно разбиться на пары. Члены каждой пары садятся друг напротив друга и в течении 5 минут хранят молчание, поддерживая только контакт взглядов, можно подержать друг друга за руки.

IV. Рефлексия занятия: - Что было трудно выполнить? - Что понравилось, / не понравилось на занятии? Что было интересного? Что нового узнали? Чему научились?

V. Ритуал прощания:

Ритуал прощания такой как и ритуал приветствия.

Занятие №6 -7. «Я и другие, мы кто?....»

Цели: создать условия для определения понятий «дискуссия», «группа» и «коллектив»; формирования дискуссионной культуры; развития наблюдательности, внимательности к членам группы, коллектива.

Необходимые материалы: листы А4, ручки, список с перечнем вещей, карточки с названиями цветов.

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия:

Упражнение «Числа».

Все участники сидят в круге.

Ведущий. Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Сесть можно только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать по ходу упражнения, ориентируясь на действия друг друга.

Обсуждение: Что помогало вам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение? На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?

II. Рефлексия прошлого занятия.

Ведущий: Что нового мы узнали на прошлом занятии? Чем занимались? О чем была речь?

III. Основная часть занятия:

1.Определение понятия «дискуссия». Интерес психологов к дискуссии начался в 30-х годах ХХ века в связи с исследованиями крупнейшего швейцарского психолога Жана Пиаже. Эти исследования показали, что дискуссия дает толчок к дальнейшей поисковой деятельности участников и воздействует на них более убедительно, чем уговоры или лекции по проблеме. Дискуссия, а наряду с ней полемика и спор стали характерными чертами современного образа жизни. Важно определиться в понятиях, чтобы не возникало путаницы в их применении и замене одного понятия другим.

Предлагаю вам, подумать и дать определения следующим понятиям: спор, дискуссия, диспут, полемика, дебаты. Работа проводиться в мини группе. Далее выслушиваются мнения всех мини-групп, фиксируются сходства и различия на доске. Выслушав мнения участников, ведущий вносит коррективы и дает определение понятий.

Спор — это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Дискуссия — это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Диспут — это публичный спор на научную или общественную тему. Полемика — это публичный спор с целью отстоять, защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика — это наука убеждать. Дебаты — это обмен мнениями по каким-либо вопросам.

Что общего в этих понятиях?

В целях повышения эффективности дискуссии важно помнить, что дискуссия — это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее. Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверенность в том, что каждое слово будет сказано по делу. Говорить следует только по заданной теме, по существу. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания. Отстаивать свои убеждения следует в яркой и энергичной форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение. Необходимо уметь вести себя корректно, а это предполагает наличие дискуссионной культуры.

2. Игровая дискуссия «Воздушный шар». Научиться вести дискуссию можно, только непосредственно в ней участвуя, поэтому важно накопить практический опыт. Для приобретения такого опыта организуем игровую ситуацию.

Ведущий. Представьте себе, что вы — экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном, и до земли осталось около 500 км. Произошло непредвиденное — в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполняющий оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар возобновил падение с прежней скоростью. Весь экипаж собрался в центре, чтобы обсудить создавшееся положение. У вас есть вещи (см. список).

Список вещей

Наименование

Количество

1

Канат

50 м

2

Аптечка с медикаментами

5 кг

3

Компас гидравлический

6 кг

4

Консервы мясные и рыбные

20 кг

5

Секстан для определения местонахождения по звездам

5 кг

6

Винтовка с оптическим прицелом

25 кг

7

Конфеты разные

20 кг

8

Спальные мешки

по одному 
на каждого члена 
экипажа

9

Ракетница с комплексом сигнальных ракет

8 кг

10

Палатка 10местная

20 кг

11

Баллон с кислородом

50 кг

12

Комплект географических карт

25 кг

13

Канистра с питьевой водой

20 л

14

Транзисторный радиоприемник

3 кг

15

Лодка резиновая надувная

25 кг

Ваша задача — решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно с правой стороны около каждого наименования поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета. При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами: 1) высказывать свое мнение может любой член экипажа; 2) количество высказываний одного человека не ограничивается; 3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения; 4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход; 5) решение должно быть принято в отношении всего списка предметов или вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы найдете решение. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-нибудь предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара. Главное — остаться в живых. Если не сможете договориться — вы разобьетесь. Помните об этом! Желаю успеха!

На самостоятельную работу дается 3 минуты, 10–12 минут — на дискуссию. Ведущий не вмешивается в процесс обсуждения, следит за выполнением правил, особенно за голосованием.

Обсуждение: Удалось ли договориться? Что было сложно/легко? Какие эмоции испытали?

Вывод: смоделированные в этой игре обстоятельства сталкивают жизненные интересы участников, а правила работы ставят перед необходимостью искать цивилизованные способы выхода из подобных критических ситуации. Борьба за жизнь часто приводит к тому, что многие теряют контроль над собой, забывают о том, что нужно слушать и слышать друг друга. Начинают преобладать эмоции, захлестывающие разум и логику. Это выражается в разговоре на повышенных тонах, в резких выпадах против отдельных членов группы. Кто-то не выдерживает такого разговора и просто отключается от обсуждения, безразлично наблюдая за тем, что происходит.

3. Определение понятий «группа» и «коллектив». Как было сказано, дискуссия — это публичный спор, который предполагает наличие какой-либо группы участников. Человек не рождается социальным существом, но таковым неизбежно становится. Человек появляется на свет совершенно незрелым, находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, будучи частью социальной ячейки — группы. Первой группой, которая берет на себя заботы о нем, является семья. Позднее он пойдет в школу, вольется в компанию мальчиков и девочек своей улицы. Потом вступит в брак и будет работать в профессиональном коллективе. В нормальных условиях с рождения до смерти человек является частью многочисленных групп, и с их помощью происходит его социализация, усвоение социальных норм, появляется умение жить среди людей и выполнять определенные роли.

По вашему мнению, что такое коллектив? Обсуждение в группе.

Не каждая группа является коллективом. Коллектив — это устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности, со сложными формальными и неформальными взаимоотношениями. В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Если человек, особенно новичок, не принимает их, то он рискует оказаться отвергнутым группой. Чтобы не оказаться отвергнутым, необходимо уметь быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы, к их взаимоотношениям.

Для развития такого умения выполним несколько упражнений.

Упражнение 1. Все участники сидят в кругу.

Ведущий. Пусть один из нас (чуть позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Во второй части упражнения этот же участник снова выходит за дверь, а группа тем временем делится на две подгруппы, но уже по другому признаку, а вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на этот раз.

Упражнение 2. Участники группы сидят в кругу.

Ведущий. Сейчас вы получите карточки с названиями цветов, которые будут повторяться. Я перечислю названия овощей и фруктов, и каждый раз должны встать участники, у которых есть карточки соответствующего цвета. Иногда я буду называть предметы, не являющиеся овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет. В конце игры вы молча должны будете объединиться в подгруппы с одинаковыми цветами. Затем мы определим, насколько вы были внимательны друг к другу.

Список слов: помидор, банан, капуста, кровь, горох, редиска, солнце, киви, гранат, огурец, яблоко, трава, репа, лимон.

Упражнение 3. Участники встают в круг.

Ведущий. Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения.

Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.

Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постарайтесь не смотреть на Ольгу (имя того участника, который избран инициатором движения). Ольга, а вы постарайтесь менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно.

Обсуждение: Каким способом удалось определить инициатора движения? Как думаете, чему способствуют данные упражнения? Что было легко/трудно? Что получилось/не получилось?

Вывод: Все эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания ко всем членам группы, а это является важным условием умения работать в группе, в коллективе.

IV.Рефлексия занятия: Что было интересного? Что нового узнали? Чему научились? Сформулируйте свои впечатления, подведите итоги своей сегодняшней работе.

V. Ритуал прощания: 

Ритуал прощания такой как и ритуал приветствия.

Занятие №8. «Смыслы…я понимаю, что ты…»

Цели: создать условия для формирования навыка анализа информации, которую транслирует собеседник, развития навыкам невербального общения.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия:

Сегодняшний день мы начнем так: каждый по очереди будет здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие.

II. Рефлексия прошлого занятия:

Ведущий: Что нового мы узнали на прошлом занятии? Чем занимались? О чем была речь? Что запомнилось?

III. Основная часть занятия:

1.Упражнение «Мы с тобой одной крови! Ты и я!»

 Ведущий: Помните Маугли? И урок, который ему дал учитель – медведь Балу? «Прежде, чем что-то сделать, скажи заклинание «Мы с тобой одной крови! Ты и Я!» и тогда тебя принимают и понимают. Давайте подумаем над тем, что нас объединяет? Для этого выберете себе партнёра и сядьте рядом с ним. Возьмите чистый лист бумаги и ручку. Поставьте заголовок «Наше сходство», посмотрите друг на друга внимательно… Другой рост, вес, цвет волос, глаз… Очень много различий – ведь он – Другой! Но сейчас подумайте над тем, что вас объединяет. Но не спрашивайте об этом вашего партнёра. Работайте молча, заполняя ваш листок, думая и о нём и о себе. И чем разнообразнее будут эти признаки, тем лучше. Затем обменяйтесь с партнёром списками, и отметьте те признаки, с которыми не согласны. После этого, обсудите те списки, которые у вас получились, с чем вы согласны и с чем нет.

Обсуждение: Легко ли было находить сходства? В чем возникали трудности?

2.Упражнение «Я тебя пониманию».

Каждому участнику предлагается среди членов группы выбрать человека, чьё состояние и мысли он сможет отгадать по глазам, по выражению лица и т.д. Даётся 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чём думал выбранный человек во время занятия, какие чувства испытывали т.д. Продолжение упражнения может проходить в двух вариантах:

А) Каждый участник, обращаясь к человеку, состояние которого он описывал, рассказывает ему о нём (о его состоянии, его мыслях), а он может прокомментировать этот рассказ, он может подтвердить правильность наблюдений, и опровергнуть догадки, указав на допущенные ошибки.

Б) Каждый участник описывает состояние партнёра, который не знает, что все это относиться к нему. Дети должны определить, чьё состояние было описано.

3.Упражнение «Язык тела».

Скажите, как мы можем узнать от другого человека, что он думает и что чувствует?.. Мы можем это узнать со слов человека, а можем и с его поведения. Поскольку очень сложно делать однозначные выводы о том, какую информацию «передаёт» тело, полезно провести исследование того, как люди воспринимают передаваемые им «несловесные» (невербальные) послания. Сейчас мы будем по кругу передавать такое послание соседу справа, но молча, и так, чтобы вас поняли. Сосед должен угадать, о чём может быть это «послание» и потом уже передать своё послание дальше своему соседу.

Роль невербальных средств в процессе передачи информации. Установлено, что в общении лишь 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); за счет звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука) передается 38%, а невербальные средства несут 55% информации, то есть «говорим мы голосом, беседуем всем телом». Умение «вчувствоваться» в собеседника, понять его эмоциональное состояние (которое он, может быть, пытается скрыть) — важное условие эффективной коммуникации. И здесь нам помогает расшифровка невербальных сигналов («язык тела»). 

4. Упражнение «Передай чувство».

Все участники встают в колонну, в затылок друг другу. Первый человек, задевая второго по плечу, просит его повернуться и передает ему мимикой, позой и жестами задуманное чувство. Это чувство участники передают друг другу по принципу игры «Сломанный телефон». Последний участник говорит, какое чувство он получил, его сравнивают с тем, какое было задумано первым участником.

Обсуждение:  Какие невербальные сигналы помогли распознать эмоцию?  Как вы интерпретировали то чувство, которое получали?

IV. Рефлексия занятия: Что было интересного? Что нового узнали? Чему научились?

V. Ритуал прощания:

Ритуал прощания такой как и ритуал приветствия.

Занятие №9. «Слушаю и слышу»

Цели: создать условия для формирования навыка внимательного приёма информации, и передачи полученной информации без искажений, задавания открытых и закрытых вопросов, научиться понимать скрытые мотивы при общении, формирования навыка анализа и презентации, а также навыки «слушать и слышать», развитие эмпатии.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки, карточки.

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия:

1.Упражнения «Хочу тебе пожелать».

Ведущий: Давайте начнём сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это по кругу. А потом, встанем, возьмёмся за руки и насчёт три дружным хором скажем друг другу «Спасибо! Спасибо! Спасибо!».

II. Рефлексия прошлого занятия.

Ведущий: Что нового мы узнали на прошлом занятии? Чем занимались? О чем была речь? Что запомнилось?

III. Основная часть занятия:

1.Упражнение «Переводчик».

Выбирается 4 добровольца. Двое – иностранцы (они из разных стран и друг друга не понимают) и двое – переводчики. Ситуация деловых переговоров. Иностранцы встретились, чтобы сделать друг другу деловое предложение. А переводчики, должны друг через друга передавать слова иностранцев, но не слово в слово, а через перефразирование, стараясь не исказить информацию.        

2. «Задавание вопросов».

Ведущий: Вопросы бывают разные… Есть вопросы открытые, на которые человек отвечает целым текстом в свободной форме, а есть закрытые, на них человек может ответить конкретно «да», «нет», «может быть»… Давайте с вами попробуем позадавать такие вопросы соседу справа. И эти вопросы вам нужно будет составить вам самим.

Раздаются карточки с указанием, сколько и каких вопросов должно быть задано (например 1 открытый, 2 закрытых).

3. Ролевая игра «Тайна».

Сюжет: к начальнику цеха приходят трое квалифицированных рабочих из одной бригады с просьбой об увольнении. Начальник пытается уговорить их остаться, т.к. без них развалится хорошая, надёжная бригада.

Условия: эта ситуация описывается всем участникам группы, затем выбирается «начальник» и удаляется из помещения. После этого объявляется скрытый мотив поведения рабочих: работа до сих пор всех устраивала, но в последнее время мастер решил уровнять эту бригаду с другими, менее надёжными и квалифицированными, «поставить» бригаду на место, даёт работу низкооплачиваемую, трудоёмкую, наравне с другими, чего раньше не было.

Это происходит из-за обострившегося конфликта бригадира с мастером, о котором рабочие не говорят начальнику цеха, не желая «выдавать» бригадира. // В этом состоят задачи «рабочих» //

Это тот скрытый мотив, который должен определить «начальник» после завершения ролевой игры. Чем ближе версия «начальника», к этому скрытому мотиву, тем успешнее общение. // Задачи «начальника» //

«Рабочие» выдвигают разные аргументы: один нашёл работу ближе к дому, другой – с более чётким режимом (без сверхурочных), третий – со свободным режимом дня.

Обсуждение: Что удалось в игре \не удалось? Какие возникали трудности?

4. Психогимнастика – «Рекламный ролик».

Всем хорошо известно, что такое реклама. Сейчас каждому из нас нужно будет создать свой «рекламный ролик», где нужно будете прорекламировать «товар» так, чтобы подчеркнуть его истинные лучшие стороны, его достоинства, чтобы вызвать к нему интерес. Но «товаром» будут не предметы, а конкретные люди, сидящие здесь, в кругу. Напишите на карточках свои имена. Сейчас в произвольном порядке вы получите карточку с именем того человека, которого нужно будет прорекламировать. Это можете быть даже вы сами, но как только вы узнаете имя, не сообщайте его. В конце ролика подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы не родился человеком. Назовите категорию людей, на которую рассчитана эта реклама. Длительность ролика не более одной минуты. И все должны будут угадать, о ком вы говорили.

IV. Рефлексия занятия: Что было интересного? Что нового узнали? Чему научились?

V. Ритуал прощания:

Ритуал прощания такой как и ритуал приветствия.

Занятие №10. «Вот мы такие!» (Заключительное занятие – игра.)

Цель: закрепить и отработать полученные навыки.

Необходимые материалы: ручки, по 2 листа бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, музыка для релаксации.

Ход занятия:

I. Ритуал приветствия:

Ведущий: Предлагаю продолжить фразу: «Если бы я был (а) насекомым, я был (а) бы….» (время на размышление 2 минуты). После изобразите свое насекомое на листе.

Сейчас возьмите лист бумаги и напишите в столбик 5 характеристик вашего насекомого, ответив на вопрос: «Какой (ая) я?». Напротив каждой характеристики напишите противоположную ей (антоним). Рядом с каждой характеристикой поставьте «+», если вам нравиться эта черта, и «_», если нет.

II. Рефлексия прошлого занятия.

Ведущий: Что нового мы узнали на прошлом занятии? Чем занимались? О чем была речь? Что запомнилось?

III. Основная часть занятия:

Ведущий: Сегодня вы познакомитесь со сказкой, которая называется «Бабочка». Вы окажетесь на волшебной поляне и встретитесь там с разными насекомыми. У каждого из них свой характер и образ по жизни, свои представления. Но у всех есть что-то общее – то место, где они живут. Итак, в путь.

Жила-была бабочка. Яркая и легкая. Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлением темноты бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солнца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому.

Однажды опустившись на травинку, бабочка услышала:

- Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает что порхать! А трудиться кто будет?

Бабочка оглянулась и увидела жука-точильщика, недовольно смотрящего на нее.

- Извините, это вы мне? – учтиво поинтересовалась Бабочка.

- Вам, - буркнул Жук. – Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно.

И он невольно зашевелил своими усами.

Анализ характеристик:

Посмотрите на те два списка, которые вы составили, отвечая на вопрос «Какой (ая) я?»

Первый список – особенности характера, наиболее присущие вам, а второй – те, которые есть как в вас, так и в других людях.

Может быть, сейчас вы их не проявляете в жизни, но очень отчетливо видите в других. И если рядом с какой-то характеристикой вы поставили «_», вполне вероятно, что с людьми, имеющими такие характеристики, вы вступаете в явные конфликты или, не желая обострить отношения, переживаете конфликт внутри себя.  

Продолжение сказки.

- Полет – моя жизнь, я наслаждаюсь им, - сказала Бабочка. – А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цвести. Хотите, будем вместе ее украшать?

- Я? Переносит пыльцу? Что за вздор! – фыркнул Жук. – Я занят настоящим делом – челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные – любой прутик перекусить могу.

И точильщик активно задвигал челюстями.

- А зачем перекусывать прутики? – поинтересовалась Бабочка.

- Ну, вообще – то я их не перекусываю, - уточнил Жук. – Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А потом толстею и добрею.

- А я красоту люблю, - сказала Бабочка, - вот и помогаю нашей поляне цвести.

Игра «Межгрупповая встреча».

Ведущий: В нашей сказке встретились два разных характера, два разных мира. У каждого свои интересы. А ведь часто так бывает в жизни. Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. В одной будут те из вас, кто в начале занятия сравнил себя с насекомыми, близкими к бабочкам, т.е. бабочки, стрекозы и др. Во второй – жуки, божьи коровки и т.д. (Группа делится на две подгруппы)

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на особенностях своих насекомых – тех, которые отличают вас от другой подгруппы насекомых, и прошу выполнить следующие задачи:

1.Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что вас объединяет.

2. Описать представление о вашей группе, которое по вашему мнению, сложились у другой подгруппы.

3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.

Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Ровно через 30 минут я передам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников.

В течение 30 минут обе группы работают отдельно, а затем ведущий передает их списки друг другу.

А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о ней оказалось не вполне верным. Какая информация оказалась для вас совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпадения? В чем ошиблись вы сами, а в чем – другие? У вас есть 15 минут.

В заключении ведущий собирает всех для общего обсуждения и предлагает обеим группам обменяться мнениями.

Продолжение сказки

Итак, Бабочка сказала, что любит красоту и помогает поляне цвести. На что Жук ответил:

- Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда – несерьезно, баловство какое – то.

- А давайте полетим вместе, - предложила Бабочка. – в полете и поговорим.

И она закружилась над солнечной поляной. Жук расправил крылья и взлетел вслед за ней.

Игра «Отражение»

Ведущий предлагает участникам разбиться на пары (желательно, чтобы один был из команды Бабочек, а другой из команды Жуков) и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Затем ведущим становится второй участник и выполняет тоже упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями. (2 минуты).

Обсуждение: На сколько успешно удалось взаимодействовать? Какие возникали трудности?

Игра «Рисунок поляны»

Ведущий. Вот так Жук полетал и, посмотрев на поляну с высоты, с удивлением заметил множество ярких и красивых цветов. Я предлагаю сейчас каждой паре взять один лист бумаги на двоих и молча, не общаясь друг с другом, создать общий рисунок поляны. Вы можете найти на ней место для своего насекомого и изобразить его, а также то, что ваш герой видит на этой поляне.

Включается спокойная музыка и участники рисуют свои поляны. На работу 15 минут.

Ведущий: Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Посмотрите какие разные у вас поляны.

А сейчас снова вернитесь к своей паре и обсудите друг с другом следующие вопросы:

- Комфортно ли было рисовать друг с другом? Почему?

- Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

- Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

- Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

После обсуждения ведущий продолжает сказку.

Окончание сказки.

Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удивлением заметил множество ярких и нежных цветов.

- Сядем на колокольчик, - предложила Бабочка и изящно устроилась в самом центре цветка.

Жук с восторгом опустился рядом с ней, но тонкий стебелек колокольчика неожиданно наклонился и точильщик с шумом упал на землю.

- Не тот вес, - сказал он и, посмотрев на бабочку, добавил:  - Извини, порхающее создание. Я понял – ты создана для своей жизни, так же как я – для своей. Спасибо. Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры.

Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимого занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал этот сильный и большой Жук?  

IV. Рефлексия занятия: Какие впечатления остались? Что было интересного? Что нового узнали? Чему научились? Чего не хватало во время занятий? Какой вывод для себя можем сделать?

V. Ритуал прощания:

Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, не считая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками (один лучик рассчитан на одного участника). Листы передаются до тех пор, пока ни пройдут весь круг и не вернутся к своему хозяину. Эта игра предназначена для того, чтобы вызвать у участников положительные эмоции, оставить приятные воспоминания о работе в данном образовательном модуле.

Список литературы:

1.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? учебное пособие. / Ю.Б. Гиппенрейтер.— М.: ЧеРо.- 2001.- 56 – 68с.

2. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры./ Н.Т. Оганесян. — М.: 2002.

3. Пономаренко, Л.П., Белоусова, Р.В. Основы психологии для старшеклассников: учебное пособие/ Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова. — М.: 2003.

4. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь.- 2002.-136-149с.

5. Рогов, Е.И. Психология группы: учебное пособие для студентов вузов./Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС.- 2005.- 110-143с.

6. Рогов, Е.И. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов./Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС.- 2003.- 98-100с.

7. Рогов, Е.И. Психология человека: учебное пособие для студентов вузов./Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС.- 2001.- 42-56с.

8. Стишенок, И. Игра «Бабочка»/И. Стишенок//Школьный психолог.-2009.-№5. С.46-47.

9. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и

упражнения./ К. Фопель. Пер. с нем. — М.: Генезис.-2005. — 336 с. — (Все о психологической группе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса

          Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса  Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...

Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.

Программа коррекционной работы  обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...

Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.

Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ и детей - инвалидов 1-4 класс "Выше радуги"

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу, состав которой характеризуется выраженной неоднородностью и полиморфизмом.Все дети с З...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-4 классов "Азбука общения"

Предлагаемая программа  занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собс...