Развивающее занятие с элементами арт-терапии по экологии для обучающихся 1 класса "Бабочек весёлый хоровод"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Юдина Елена Сергеевна

Данное занятие может провести как психолог, так и учитель начальных классов. В ходе выполнения различных заданий ребята повторяют и закрепляют правила бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchee_zanyatie_babochek_veselyy_horovod.docx360.79 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Развивающее  занятие  с элементами арт-терапии по экологии в 1 классе

«Бабочек весёлый хоровод»

Подготовила: педагог-психолог Юдина Е.С.

Цель: 

  • напомнить детям основные правила поведения по отношению к природе;
  • развивать внимание, мышление, воображение, речь (умение подбирать рифмующиеся слова);
  • познакомить с понятием «мандала», научить раскрашивать мандалы;
  • научить делать цветок из бумаги;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

 

Ход занятия:

- Добрый день, дорогие ребята! Вот и снова вы у меня в гостях. И я хочу узнать, с каким настроением Вы ко мне пришли.  

- Отгадайте загадку:

Длинноногие сестрицы 
Вышли стайкой на лужок. 
Словно снег у них ресницы 
И, как солнышко глазок.

Правильно, это ромашки. И с помощью этого цветка вы и расскажите о своем настроении.

Выберите и подойдите к той ромашке, которая больше всего соответствует вашему настроению сейчас.

E:\ЭКОЛОГИЯ\занятие в 1 классе\ромашки-настроение\радостное.jpg    E:\ЭКОЛОГИЯ\занятие в 1 классе\ромашки-настроение\грустное.jpg   E:\ЭКОЛОГИЯ\занятие в 1 классе\ромашки-настроение\спокойное.jpg  E:\ЭКОЛОГИЯ\занятие в 1 классе\ромашки-настроение\злое.jpg E:\ЭКОЛОГИЯ\занятие в 1 классе\ромашки-настроение\безразличное.jpg

- Давайте  украсим нашу полянку этими прекрасными цветами.

Присаживайтесь.

 - Сегодня наша встреча посвящена экологической теме.

Слайд 2

Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «экос» — дом, жилище  и «логос» — наука. Значит, экология — это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т.е. на планете Земля. А жить нужно так, чтобы не навредить никому и ничему. А как это сделать, мы сегодня и узнаем. А помогать нам в этом будут прекрасные жительницы леса. Попробуете угадать, кто это?

Слайд 3

Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая…(Бабочка)

- Правильно, молодцы!  А сейчас давайте выполним интересные задания на экологическую тему, которые нам принесли на своих крылышках красавицы-бабочки. Посмотрите, какой веселый, яркий хоровод они образовали.

 

- Готовы? Посмотрим, какое задание приготовила нам первая бабочка.

И нам предстоит отгадать загадки.

Слайд 4

  1. Держит девочка в руке

         Облачко на стебельке.

         Стоит дунуть на него —

         И не будет ничего. (Одуванчик)

Слайд 5

  1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Слайд 6

  1. Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

Слайд 7

  1. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Слайд 8

  1. На колючей тонкой ветке

В полосатых майках детки.

Куст с шипами — не шиповник,

Как зовется он? (крыжовник)

Слайд 9

  1. И сладкий и нежный ее аромат.

Она украшает и грядку, и сад.

Ее королевой цветов называют.

Как жаль, что она без шипов не бывает. (Роза)  

Слайд 10

  1. Я самый серьёзный из русских деревьев,

Так просто не дамся на сруб.

Раскидиста крона, крепки мои ветви.

А люди зовут меня ...(дуб)

Слайд 11

  1. В жаркий солнечный денек
    На грядке вспыхнул огонек!
    Ты не бойся, посмотри-ка -
    Что за ягодка? 
    (Клубника)

 

Слайд 12 

  1. У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек…(Подсолнух)

 

Слайд 13

- Подумайте и скажите, к какой большой группе предметов можно отнести все эти слова? – растения

- На какие три группы можно разделить все эти растения? - цветы, ягоды, деревья

- Давайте заполним таблицу.

цветы

ягоды

деревья

Одуванчик

Малина

Берёза

Подсолнух

Крыжовник

Ёлка

Роза

Клубника

Дуб

 - Скажите, а как мы, люди, должны относиться к растениям?  (ответы детей)

- Послушайте историю, которая могла произойти с каждым из нас.

Слайд 14

«Пошли ребята с учительницей гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница стала их ругать:

— Зачем, — сердится, — ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики — нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...

— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.

— Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

— А ромашку можно рвать? — спросила одна девочка.

— Пока можно, да и то осторожно, — услышала она в ответ справедливые слова.

— Вот скажи-ка, Ваня, какой бы ты на месте этой девочки цветок выбрал — большой и яркий или маленький и чахлый?

— Ясное дело, большой и яркий.

— Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим».

- Я думаю, эта история напомнила вам о том, что нельзя рвать лесные, полевые, луговые цветы охапками. К тому же многие из них очень быстро вянут — вряд ли вы успеете донести их до дома. Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, что и предлагает нам сделать вторая бабочка в своем задании — сделать цветок  ромашку.

Слайд 15-16-17

 

Слайд 18

 Для сохранения растений на Земле существуют простые правила. Давайте их вспомним.

  • Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Не срывай цветы для букетов.
  • Ходи по тропинкам, чтобы не топтать растения.

- Вы согласны с этими правилами? Готовы их соблюдать?

 

Слайд 19

- А теперь посмотрим, какое задание предлагает нам выполнить третья бабочка.  

Мы все прекрасно знаем, что надо сохранять не только растения, но животных, птиц, насекомых. К сожалению, на Земле существуют такие виды животных, птиц, насекомых, которых осталось очень мало.  И все эти животные занесены в книгу, которая как называется? (Красная книга)

У каждого из вас есть таблица с буквами. Среди этих букв спрятались названия животных, которые занесены в Красную книгу. Попробуйте их найти.

А

В

Ь

Ц

Ч

Л

Е

О

П

А

Р

Д

Ю

Т

И

Г

Р

Ф

Ы

В

А

М

О

Р

Ж

Ъ

К

Е

Н

В

Т

И

Д

Е

Л

Ь

Ф

И

Н

Д

Й

З

У

Б

Р

П

О

В

Н

Ь

Ы

Щ

А

В

Ь

Ц

Ч

Л

Е

О

П

А

Р

Д

Ю

Т

И

Г

Р

Ф

Ы

В

А

М

О

Р

Ж

Ъ

К

Е

Н

В

Т

И

Д

Е

Л

Ь

Ф

И

Н

Д

Й

З

У

Б

Р

П

О

В

Н

Ь

Ы

Щ

Дальневосточный леопард -  умное животное, внесенное в Красную книгу, которое никогда не набросится на человека. Но так ли думает наш человек? Нет! Браконьеры все так же, несмотря на запреты, продолжают истреблять этих животных.

Амурский (уссурийский) тигр - редкий подвид кошачьих, который сохранился на территории нашей страны. Амурские тигры в длину могут достигать два метра. Хвост у них тоже длинный – до одного метра.

Морж  атлантический - длина тела взрослого моржа достигает до 4 метров, а вес — до полутора тонн. До недавнего времени был практически полностью истреблен, но сейчас благодаря усилиям экологов отмечается медленный рост популяции, но точную численность вида не может сказать никто, так как добраться к лежбищам этих животных без специальной техники и ледоколов весьма и весьма затруднительно.

Беломордый дельфин - короткоголовый дельфин с черными боками и плавниками , длина тела около трех метров. Маленький клювик до 5 см делает их милыми и необычными. В водах России беломордый дельфин обитает только в Баренцевом и Балтийском морях.

Зубр – современник мамонтов. Его заслуженно считают властелином леса благодаря удивительной мощи, силе, величию этого зверя.

- А как мы, люди, можем сохранить и сберечь животный мир Земли? (ответы детей)

Слайд 20

Вот такие правила существуют для сохранения животных, птиц и насекомых на планете:

  • Подкармливай птиц и животных зимой.
  • Не разоряй гнёзда птиц, норы животных и муравейники.
  • Не лови насекомых.
  • Не убивай животных и птиц.

Вы согласны с этими правилами? Будете их соблюдать?

- А я предлагаю вам сыграть в игру «Представь себя…». Встаньте.

  1. Представьте себя молодой березкой, на которой только-только распустились молодые листочки. И вдруг….. ей сломали веточку. Расскажи, что ты чувствуешь?

  1. Представьте себя букетом колокольчиков, которым любуются, восхищаются и выбрасывают за ненадобностью на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.

  1. Представьте себя птицей, парящей в голубом небе в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.

- Садитесь.

- Какие выводы можно сделать из этих ситуаций?  Ответы детей

 

А мы переходим к 4 заданию. И бабочка предлагает нам снова немного поиграть. Я читаю начало стихотворения, а вы говорите его концовку в рифму. В результате у нас получатся правила для сохранения природы.

Слайд 21

- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь).

- Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять).

- Оры-оры-оры, не трону ... (мухоморы).

- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой).

- Аем-аем-аем, деревья мы ... (сажаем).

- Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу).

- Омы-омы-омы, очистим ... (водоемы).

- Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер).

- Орнем-орнем-орнем, цветок не вырву с ...(корнем).

- Эвья-эвья-эвья, нельзя ломать ... (деревья).

- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).

- Молодцы! Я надеюсь, что вы все будете беречь природу и обязательно расскажите как это делать своим друзьям и младшим братьям и сестрам, а может быть даже напомните и своим родителям.

Слайд 22

- А у нас осталось последнее задание. Посмотрим, что нам предлагает бабочка?

А предлагает она заселить нашу планету прекрасными бабочками такими же, как и она сама. Для этого мы с вами будем разукрашивать бабочек. – раздать картинки

Посмотрите, бабочки у нас находятся в круге.  Такое изображение рисунка в круге, называется «мандала». И расшифровывается оно, как «круг» или «окружность».  

Изображение внутри круга может быть любым.

Слайд 23

Посмотрите, какие прекрасные мандалы существуют.   

Принято считать, что рисование мандал успокаивает душу и помогает наладить отношения со своим внутренним «я». Цвет в мандалах тоже имеет большое значение. Ведь именно через цвет человек передает свое внутреннее состояние.

А изображение бабочки -  символизирует человеческую душу. Поэтому, после завершения работы, мы сможем узнать, как вы себя ощущаете и какое настроение у вас после нашей встречи.

Дети рисуют под музыку

- Расскажи, какое настроение у тебя после рисования мандалы?

 

Слайд 24  Рефлексия - радуга

- Поделитесь своими впечатлениями о нашей встрече.

- Поблагодарим бабочек за то, что они напомнили нам правила, по которым все мы должны жить, чтобы стать настоящими друзьями природы. И пусть эти красавицы всегда кружатся в веселом хороводе, радуя нас своим существованием.

А теперь выберите ту ромашку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами Арт-терапии "Дерево счастья"

Занятие предназначено для учащихся с умеренными нарушениями интелекта в возрасте от 10 до 16 летЦель:  способствовать гармонизации психоэмоционального состояния учащихсяЗадачи:ü...

Индивидуально-ориентированное занятие (с элементами арт-терапии), направленное на коррекцию агрессивного поведения ребенка

Описанное выше занятие является частью моей цельной программы, которая называется «Индивидуально-ориентированная программа (с элементами арт-терапии), направленная на коррекцию агрессивного поведения ...

Программа "Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами арт-терапии"

Программа позволяет познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть и т.д.), способствует развитию у детей эмоционально-волевой саморегуляции...

Коррекционно-развивающее занятие с элементами игры: «Полезные и вредные привычки» для 3- 4 классов.

Внеклассное мероприятие, которое способствует расширить представление обучающихся о привычках человека. Систематизирует знания воспитанников о полезных и вредных привычках, их влиянии на здоровье....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами нейропсихологической коррекции "Внимание к себе"

quot;Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-д...