Комплекс занятий по развитию коммуникативных навыков для детей 9-10 лет
рабочая программа (3, 4 класс) по теме

Т.А.Лебедева

Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания общаемся с другими людьми. Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение также обязательно предполагает общение. Труд, в подавляющем числе случаев, требует постоянного взаимодействия людей в форме общения.

Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека, только в общении с другими людьми происходит развитие личности (Рогов Е.И., 2002).

Известный психолог А.А. Бодалев отмечает, что в настоящее время чрезвычайно актуальным является изучение круга проблем, связанных с общением подрастающего поколения, так как общение формирует личность человека. Именно в общении и прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками) происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения (Бодалев А.А., 2002).

Данный цикл занятий рассчитан на детей 9-10 летнего возраста, имеющих трудности социального и межличностного взаимодействия. Дети данного возраста приближаются к началу подросткового периода, в котором общение является ведущей деятельностью и очень значимо в субъективном плане для большинства подростков. Таким образом,  повышение уровня коммуникативной компетентности в данном возрасте становится особенно актуальным, так как способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Целью данной программы тренинга является развитие коммуникативной компетенции у детей 9-10 лет.

Программа позволяет решать следующие задачи:

1. Развитие навыков эффективного общения.

2 . Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств  других людей.

3. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

4. Формирование навыков самопознания и адекватной самооценки.

5. Повышение уровня рефлексивности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

 ГОРОДСКОЙ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«СОГЛАСОВАНО»                                                «УТВЕРЖДАЮ»

                                                         

_________________                                                    

__________________                                                ________________

Комплекс занятий по развитию

коммуникативных навыков

для детей 9-10 лет

срок реализации –  18 часов

Составители:

Педагог - психолог:

Шеховцова Н.В.

Педагог - психолог:

Лебедева Т.А.

Москва

2015


Пояснительная записка

Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания общаемся с другими людьми. Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение также обязательно предполагает общение. Труд, в подавляющем числе случаев, требует постоянного взаимодействия людей в форме общения.

Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека, только в общении с другими людьми происходит развитие личности (Рогов Е.И., 2002).

Известный психолог А.А. Бодалев отмечает, что в настоящее время чрезвычайно актуальным является изучение круга проблем, связанных с общением подрастающего поколения, так как общение формирует личность человека. Именно в общении и прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками) происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения (Бодалев А.А., 2002).

Данный цикл занятий рассчитан на детей 9-10 летнего возраста, имеющих трудности социального и межличностного взаимодействия. Дети данного возраста приближаются к началу подросткового периода, в котором общение является ведущей деятельностью и очень значимо в субъективном плане для большинства подростков. Таким образом,  повышение уровня коммуникативной компетентности в данном возрасте становится особенно актуальным, так как способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Целью данной программы тренинга является развитие коммуникативной компетенции у детей 9-10 лет.

Программа позволяет решать следующие задачи:

1. Развитие навыков эффективного общения.

2 . Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств  других людей.

3. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

4. Формирование навыков самопознания и адекватной самооценки.

5. Повышение уровня рефлексивности.

Структура занятий:

Общая структура занятий включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.

1. Приветствие членов группы позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия. Одновременно оно позволяет создать настрой на дальнейшую работу.

2. Разминка - используется как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. При выборе разминочных упражнений приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамических процессов группы.

3. Основное содержание занятия представляет собой совокупность приемов, направленных на решение задач группы. Используются  упражнения и игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, групповые обсуждения по теме занятия, упражнения на повышение самосознания, преодоление конфликтных ситуаций.

4. Завершение работы  включает в себя индивидуальную рефлексию каждого участника.

Учебно-тематический план

Занятие

Часы

Время по частям занятия

1.

«ЗНАКОМСТВО»

Цель: знакомство с детьми, первичная диагностика участников.    

Задачи: 

- Знакомство участников с групповой формой работы;

- создание условий для дальнейшей работы;

- сплочение группы;

- знакомство с индивидуальными особенностями участников;

- обсуждение правил работы в группе.

 Набор упражнений:

«Как чихает слон», «Мой сосед справа», «Имя и качество», «Необычное рукопожатие».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин.

2.

 «УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА»

Цель: сплочение группы

Задачи: 

- установление  комфортного микроклимата в группе;

-  развитие навыка знакомства и общения;

 - развитие умения говорить и слушать других;

 - повышение самооценки.

Набор упражнений:

«Догони поросенка», «Взаимное представление», «Найди пару»

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин.

3.

«ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ»

Цель: сплочение группы

Задачи: 

- объединение участников группы;  

- развитие понимания о вкладе каждого члена группы в общее дело.

Набор упражнений:

«Продолжи фигуру», «Все мы чем-то похожи», «Эмблема группы»

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин.

4.

«СОЦИУМ И ГРАНИЦЫ - 1»

Цель: развитие понимания физических и психологических границ человека.

Задачи: 

- знакомство с понятием «психологической границы» человека;

- развитие умения говорить о себе и слушать других, доброжелательно  относится к чужим особенностям и мнению;

- учится уважительно относиться к границам других людей  и защищать свои границы.

Набор упражнений:

«Поменяйтесь местами те, кто…», «День рождения», «Какие бывают границы», «Моя граница».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин.

5.

 «СОЦИУМ И ГРАНИЦЫ - 2»

Цель: развитие понимания физических и психологических границ человека.

Задачи: 

- знакомство с понятием «психологической границы» человека;

- развитие умения говорить о себе и слушать других, доброжелательно  относится к чужим особенностям и мнению;

- учится уважительно относиться к границам других людей  и защищать свои границы.

Набор упражнений:

«Встаньте все, кто…», «Викторина», «Случаи из жизни».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

6.

«СОЦИУМ И ГРАНИЦЫ - 3»

Цель: развитие понимания физических и психологических границ человека.

Задачи: 

- знакомство с понятием «психологической границы» человека;

- развитие умения говорить о себе и слушать других, доброжелательно  относится к чужим особенностям и мнению;

- учится уважительно относиться к границам других людей  и защищать свои границы.

Набор упражнений:

«Сказка», «Случаи из жизни», «Викторина + круги-границы».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

7.

«ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ»

Цель: сплочение группы.

Задачи:  

- поощрение доброжелательного отношения к окружающим людям;

- создание эмоционально-положительного фона в группе;

Набор упражнений:

«Мячи по кругу», «Ты мне нравишься», «Угадай, кто…».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

8.

«РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ-1»

Цель: принятие себя, развитие адекватной самооценки.

Задачи:

-  способствовать самоанализу участников;

 - развивать самопознание;

 - принятие индивидуальности каждого.

Набор упражнений:

«Антонимы», «Плюс и минус», «Десять Я».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

9.

«РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ-2»

Цель: принятие себя, развитие адекватной самооценки.

Задачи:

-  способствовать самоанализу участников;

 - развивать самопознание;

 - принятие индивидуальности каждого.

Набор упражнений:

«Молчание-золото», «Герб», «Волшебный базар».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

10.

«УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ-1»

Цели: развитие навыков эффективного общения.

Задачи: 

- развитие важных коммуникативных навыков – умения договариваться, уступать, принимать помощь, помогать самому.

Набор упражнений:

«Неожиданные картинки», «Конфета в бутылке», «Болото».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

11.

«УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ-2»

Цели: развитие навыков эффективного общения.

Задачи: 

- развитие важных коммуникативных навыков – умения договариваться, уступать, принимать помощь, помогать самому.

Набор упражнений:

«Горячая картошка», «Сиамские близнецы», «Составь фигуру».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

12.

«НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОМУНИКАЦИЯ»

Цель: развитие навыков эффективного общения.

Задачи: 

- развивать  понимание невербальных средств коммуникации – мимики, пантомимики, жестов (их важной роли в процессе общения);  

- учиться применять их в реальных ситуациях;

- умение расшифровать невербальные сигналы других участников общения.

Набор упражнений:

«Посиди как…», «Каратист убил быка одним ударом», «Толстое стекло».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

13.

«ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Цель: формирование навыков эффективного слушания.

Задачи: 

- развивать умение объяснять и договариваться с помощью  речи;

- учиться слушать других;

- продемонстрировать искажение информации при передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении;

Набор упражнений:

«Фраза по кругу», «Узор из палочек», «Я-высказывания».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

14.

«ЧТО ДЕЛАТЬ С АГРЕССИЕЙ И ГНЕВОМ»

Цель: обучение конструктивным способам выражения негативных чувств.

Задачи: 

- научиться принимать свои чувства;

 - научиться выражать негативные эмоции социально приемлемыми способами;

- понять причины и последствия негативных чувств;

Набор упражнений:

«Волшебный ящик», «Прогноз погоды», «Социально-приемлемые способы выражения негативных эмоций», «Битва на шарах».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

15.

«ПОВЫШЕНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ»

Цель: создание положительного образа себя, повышение самоуважения.

Задачи: 

- работа с самооценкой;

- пониманием себя, своих положительных и отрицательных качеств;

 - повышение самооценки;

- показать ресурс каждого, необходимый для изменений.

Набор упражнений:

«Приятные воспоминания», «Анкета-Я», «Сердце группы».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

16.

«РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ-1»

Цель: развитие эффективных навыков поведения в конфликтной ситуации.

Задачи: 

- научиться использовать различные стратегии в разрешении конфликтных ситуаций;

- понимать причины возникновения конфликтов; 

- на конкретных примерах отработать стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Набор упражнений:

«Руководитель оркестра», «Королевство», «Мои колючки».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

17.

«РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ-2»

Цель: развитие эффективных навыков поведения в конфликтной ситуации.

Задачи: 

- научиться использовать различные стратегии в разрешении конфликтных ситуаций;

- понимать причины возникновения конфликтов; 

- на конкретных примерах отработать стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Набор упражнений:

«Пальцы», Творческая мастерская «Деревья».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

18.

«ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕННИНГА. ИТОГИ»

Цель: обобщить все знания и впечатления, полученные на тренинге.

Задачи:

- подведение итогов проделанной работы;

  - получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.

Набор упражнений:

«Поздороваемся разными частями тела», «Границы-круги», «Головомяч», «Мешочек качеств», «Болото», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Я-высказывания», «Свечка».

Вводная часть – 10 мин.

Основная – 25-35 мин.

Заключительная – 10-15 мин

Используемая литература:


Занятие № 1

Тема «Знакомство»

Цель: Знакомство участников с групповой формой работы; создание условий для дальнейшей работы; сплочение группы; знакомство с индивидуальными особенностями участников; обсуждение правил работы в группе.

1. Приветствие.

  • Знакомство.

     Мяч передается по кругу. Каждый участник называет свое имя. Ведущий рассказывает детям  о целях данной группы и о том, чем они будут заниматься.

  • Правила группы.

Участники группы обсуждают правила поведения в группе (утвержденные правила в дальнейшем прописываются на ватмане и вешаются на доску).

2. Разминка.

 Упражнение «Как чихает слон»

Инструкция: «Знаете ли вы, как чихает слон? Послушаем. Для этого разделимся на три группы. Первая кричит  – «Хрящики!», вторая - «Ящики!», третья – «Потащили!»».

Ведущий поочередно взмахивает руками, указывая на ту  или иную группу, а участники произносят слова. Когда ведущий поднимает обе руки вверх,  каждая группа кричит свое слово  и получается такой звук, словно чихает слон.

3. Основное содержание.

  • Упражнение  «Мой сосед справа».

 Каждый участник передает мяч по кругу, называя свое имя и имя соседа справа, произнося фразу: «Меня зовут Иван, а мой сосед справа Павел».

  • Упражнение «Имя и качество»

Каждый  участник, получая мяч, придумывает   положительное качество на первую букву своего имени.

  • Упражнение «Необычное рукопожатие».

Дети разбиваются на пары и придумывают необычные варианты рукопожатий. Затем, каждая пара демонстрирует придуманное  всей группе. Выбирается только один вариант рукопожатия, который  в дальнейшем  становится ритуалом приветствия и прощания в группе (варианты выбора -  голосование или  жребий  - необходимо приготовить  бумажки с именами пар. Один из участников  должен вытянуть бумажку с именами  пары, чье приветствие в итоге выбирается. После жребия эта пара еще раз показывает свое рукопожатие, чтобы все  смогли его хорошо запомнить).

4. Рефлексия занятия.

Мяч передается по кругу, каждый  участник отвечает на вопросы:

- что понравилось?

- что получились?

- что было трудно? и т.п.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 2

Тема « Установление контакта»

Цель:  установление  комфортного микроклимата в группе; развитие навыка знакомства и общения; развитие умения говорить и слушать других; повышение самооценки.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на предыдущем занятии.

2. Разминка.

Упражнение «Догони поросенка»

Все участники встают лицом в круг. Предлагается представить,  что по кругу бегает маленький розовенький поросеночек который все время хрюкает. Задача играющих - поймать поросенка. А делают они это следующим образом: по команде ведущего звук «хрю» передается от одного участника к другому, при этом засекается время на секундомере. Игра проводится несколько раз, с каждым разом увеличивается темп прохождения звука «хрю» по кругу.

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Взаимное представление»

Инструкция: Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберите того участника группы, который Вам понравился. Выберите себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, с кем он дружит, какой у него характер... Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями... (10 минут.)

А теперь все вернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит группе своего партнера. Встаньте позади него, положите руки ему на плечи и расскажите все, что смогли запомнить.

В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.

Анализ упражнения:

— Понравились ли тебе вопросы твоего партнера?

— Твой партнер на самом деле испытывал любопытство и с интересом расспрашивал тебя?

— Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?

— Кто из вас двоих сам выбирал себе партнера, а кто был выбран?

— О ком из остальных детей ты узнал что-то интересное для тебя?

— Как ты теперь чувствуешь себя в группе?

  • Упражнение « Найди пару»

Каждый участник вытаскивает из мешочка листочек с именем сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Задача: отыскать свою вторую половину, опрашивая группу. Прямые вопросы задавать запрещается. Отвечать можно только словами «да» или «нет». Возможные варианты героев: Шерлок Холмс и доктор Ватсон, кот Базилио и лиса Алиса, Тимон и Пумба, крокодил Гена и Чебурашка и т. п.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 3

Тема «Принадлежность к группе»

Цель: объединение участников группы;  развитие понимания о вкладе каждого члена группы в общее дело.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

Упражнение «Продолжи фигуру»

Каждый участник получает лист бумаги и карандаш. Задача по команде начать рисовать какую-нибудь фигуру человека. Затем загнуть лист так, чтобы не было видно, что нарисовано, и так же по команде ведущего передать соседу справа. Листы проходят круг, затем  их разворачивают и смотрят что получилось.

3. Основное содержание.

  • Упражнение « Все мы чем-то похожи»

Участники группы разбиваются на тройки и получают по листу и ручке. Пусть каждая тройка сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас — синий...", "У каждого из нас мама ходит на работу...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения:

— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?

— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в группе?

— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в группе?

— Как вы работали в своей команде?

— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

— Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?

  • Упражнение «Эмблема группы»

Участники группы получают лист ватмана, на котором в середине нарисован желтый круг, олицетворяющий солнце. Дети прикладывают к нему свои ладошки и обводят их. Затем ладошки разукрашиваются и подписываются. Можно придумать и написать название группы. Лист вешается на доску в начале каждого занятия.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 4

Тема «Социум и границы -  1»

Цель: знакомство с понятием «психологической границы» человека; развитие умения говорить о себе и слушать других, доброжелательно  относится к чужим особенностям и мнению; учится уважительно относиться к границам других людей  и защищать свои.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

Упражнение « Поменяйтесь местами те, кто…»

Участникам группы предлагается меняться местами, если они  соответствуют тому, о чем говорит ведущий. Возможные варианты:

- те кто в джинсах,

- те кто любит кататься на велосипеде,

- те кто любит котят

- те кто любит красной цвет  и т. п. Темп работы быстрый.

3. Основное содержание.

  • Упражнение «День рождения»

Каждый ребенок получает лист – заготовку с большим кругом (стол) и маленьким внутри большого (праздничный стол). Вокруг стола нарисованы маленькие кружочки – стулья (10 шт.) Ведущий  произносит инструкцию:

«Сейчас мы с вами поиграем в День рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный торт со свечками. Пусть каждый нарисует столько свечек, сколько ему исполнится лет. Вокруг стола  расположены маленькие кружочки – это стулья. Сначала выберите стул для себя и отметьте его звездочкой. Затем рассадите своих гостей. Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.

Анализ упражнения:

Используются все стульчики или нет, добавляются ли новые.

Включены только родственники или сверстники

Выбираются ли игрушки

Наличие мальчиков и девочек,  женщин и мужчин

  • Мини-лекция «Какие бывают границы»

Ведущий рассказывает  - что такое границы, какие они бывают (физические и психологические), зачем они нужны  (границы страны, границы человека) варианты нарушений границы человека  (оскорбление, драка, взятая вещь без спроса и т.д).

Разбор пословиц:

«Дай ему палец - всю руку откусит»

«Попросил воды, уже обедать садится»

  • Упражнение «Моя граница»

Участники группы делятся на пары. Каждой паре предлагается ситуация – нарушения  психологических границ. Дети придумывают альтернативные варианты поведения в  ситуации всех участников. Ситуации  к примеру:

- Учитель-ученик: ребенок шумит в классе, мешает вести урок, учитель оскорбляет- ты что осёл тупой? замолчи уже!

- Мама-ребенок: ребенок сидит в своей комнате с другом с закрытой дверью. Мама распахивает дверь и начинает пылесосить « ноги подняли!».

- Два одноклассника: один одноклассник взял со стола у другого его  вещь, и получил за это в лоб.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 5

Тема « Социум и границы – 2»

Цель: знакомство с понятием «психологической границы» человека; развитие умения говорить о себе и слушать других, доброжелательно  относится к чужим особенностям и мнению; учится уважительно относиться к границам других людей  и защищать свои.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

Упражнение « Встаньте все, кто…»

Участникам группы предлагается вставать, если они  соответствуют тому, о чем говорит ведущий. Возможные варианты: Встаньте те, кто:

- добрые

- любит пиццу

- кто сегодня ел на завтрак  бутерброд,

-  кто любит поспать,

-  кто добрые и т. п.

Темп работы быстрый.

3. Основное содержание

  • Повторение темы «границ»

Что было бы, если бы не было норм и правил? что без правил было бы на уроке? что было бы с границами стран? защита своих границ – как защитить себя и в тоже время не обидеть другого?

  • «Викторина»

Участникам группы предлагаются различные варианты ситуаций про границы. Дети без слов, должны ответить: является ли ситуация нарушением границ или нет. Хлопок в ладоши – это «да, нарушение границ!», топнуть ногой – «нет, не нарушение».  Примеры ситуаций:

- мама гладит по голове перед сном

- одноклассник оскорбил другого одноклассника

- тебе сказали комплимент (клёвые кеды!)

- мячик кинули в лицо, а не в руки.

- мальчик перебивает взрослого

- постучался в закрытый класс, прежде чем войти

- все шумят на уроке

- учительница сказала: мне тяжело говорить в таком шуме

- учительница сказала: замолчите, тупые ослы!

  • «Случаи из жизни»

Участники группы вспоминают свои случаи из реальной жизни, в которых их граница нарушалась взрослыми или сверстниками в школе, дома, с друзьями. Обсуждение случаев (можно использовать в качестве домашнего задания на следующее занятие).

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 6

Тема « Социум и границы – 3»

Цель: знакомство с понятием «психологической границы» человека; развитие умения говорить о себе и слушать других, доброжелательно  относится к чужим особенностям и мнению; учится уважительно относиться к границам других людей  и защищать свои.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

Упражнение «Сказка»

Ведущий  говорит начало сказки. Участники группы продолжают придумывать  сказку, передовая мяч по кругу. Можно передавать по несколько  кругов (3-4), пока дети не захотят ее закончить.

3. Основное содержание

  • Упражнение «Случаи из жизни»

Участники разбирают с ведущим и группой случаи из собственной  жизни по поводу нарушения  личных  границ – родителями, учителями, друзьями и т.д.

  • Упражнение «Викторина» + круги-границы.

Участники группы получают листы бумаги и фломастеры (или ручки). Ведущий объясняет, что границы человека будем обозначать в виде небольшого круга. Затем обсуждается с детьми, как будет выглядеть рисунок, если границы двух людей нарушены (один круг заходит на другой) или слишком закрыты (круги располагаются далеко друг от друга).

        Затем, ведущий  зачитывает ситуации из «Викторины», а дети к каждой ситуации  зарисовывают расположение границ в виде кружочков на своем листе. В конце упражнения  рисунки сверяются и обсуждаются.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 7

Тема «Групповая сплоченность»

Цель: сплочение группы; поощрение доброжелательного отношения к окружающим людям;

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • «Мячи по кругу»

Каждый участник группы выбирает, кому он будет кидать мяч. Выбрать нужно так, чтобы все участники группы были задействованы. Участники группы начинают перекидывать мяч, всегда кидая одному и тому же человеку. Затем вводится второй и третий мячи. Темп работы  быстрый.

3. Основное содержание

  • Упражнение «Ты мне нравишься»

Для выполнения упражнения понадобится клубок цветной шерсти.

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к участникам группы. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра» Ведущий пару раз обматывает свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и катит клубок в сторону одного из детей.  Затем он говорит этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля! Ты мне нравишься, потому что..." Например, ведущий говорит: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в кабинет". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего участника тренинга, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и ведущего. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне выполнить упражнение на тренинге". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Ведущий внимательно следит, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям,  что в  каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Если детям трудно произнести фразу "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

 "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех участников группы.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружны наши участники тренинга?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

  • Упражнение «Угадай кто»

Участники группы получают листы и ручки. Под пунктом №1 дети пишут про себя: любимая еда, фильм, вид спорта и т. п. Под пунктом №2 заканчивают предложение: «После школы меня можно найти… Затем ведущий зачитывает листки, группа думает, про кого идет речь.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.


Занятие № 8

Тема: «Развитие самосознания - 1»

Цель: способствовать самоанализу участников, развивать самопознание; принятие индивидуальности каждого;

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Антонимы»

Участники группы бросают мяч друг другу, называя антонимы. Как вариант можно называть какое–нибудь состояние или чувство, поймавший мяч должен назвать антоним к нему – противоположное состояние или чувство. Темп работы быстрый.

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Плюс и минус»

Участники группы получают листы и ручки, с одной стороны пишут два качества, которые, по их мнению, составляют их сильную сторону, с другой стороны два качества слабая сторона. Обсуждение как использовать возможности, ресурс. Что делать со слабыми сторонами личности.

  • Упражнение «Десять Я»

Участники группы получают листы и ручки. В течение 15 минут необходимо ответить на вопрос « Кто Я?»,  использовав для этого 10 слов или словосочетаний.

Ответы вслух зачитывать не обязательно.

По окончании работы ее результаты анализируются. Ребятам предлагается отметить «плюсами» те ответы, которые им в себе нравятся, и «минусами», те, которые не нравятся.

Результаты работы анонимно обсуждаются. Почему у кого – то получилось написать пятнадцать ответов, а кому – то не удалось придумать и десяти? Это о чем – нибудь говорит?

Если человек написал меньше чем 10 ответов, он знает себя не очень хорошо.

Если больше 10 – можно утверждать, что он знает себя.

При этом необходимо учитывать те ответы, которые говорят что – либо конкретное о человеке, а не общие утверждения, такие как

« Я – человек»

«Я – дочка», « Я – сын»

« Я – ученик»

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие №9

Тема: «Развитие самосознания - 2»

Цель: способствовать самоанализу участников, развивать самопознание; принятие индивидуальности каждого;

1. Приветствие.

 Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Молчание – золото»

Каждому участнику выдается нить цветной шерсти длиной 30 сантиметров.

Инструкция: Возьмите каждый в руку по шерстяной нити. Зажмите нить между указательным и большим пальцами одной руки так, чтобы ее было хорошо видно. Сейчас мы проверим, кто из вас сможет дольше остальных сохранить у себя свою нить. До тех пор, пока вам удается молчать, вы можете оставлять нить при себе. Тот из вас, кто поддастся на шутки остальных или по забывчивости не удержится и что-нибудь скажет, тот должен будет положить свой кусок нити на мой стол. А до тех пор, пока у вас в руках еще остается нить, вы можете без слов заставлять остальных что-нибудь сказать. Вы можете делать все, что угодно. Нельзя лишь прикасаться к другим и говорить. Тот, кто уже потерял свою нить, может продолжать игру и пытаться "разговорить" молчащих обладателей шерстяных нитей уже словами.

Анализ упражнения:

 — Как долго тебе удавалось сохранить свою нить?

—  Что тебе понравилось больше: усиленно молчать или заставлять говорить других?

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Герб»

Когда человек размышляет о себе, о своих поступках его раздумья могут напоминать мозаику. Но из отдельных фрагментов можно попытаться сложить картину. Для этого мы создадим собственные гербы.

Герб – это то, что символизирует человека, сообщает о нем какую – то важную информацию. Герб может быть любой формы и должен состоять из 4 –х частей:

Что я хорошо умею делать;

Что для меня важно в жизни;

Мои мечты;

Слова, которые я хочу, чтобы мне сказали.

  • Упражнение «Волшебный базар»

Инструкция: «Ваши учителя и родители жалуются на то, что вы себя плохо ведёте и что у вас масса плохих качеств, которые им очень не нравятся. Но мне кажется, каждый человек вправе сам решать и давать оценку своим качествам. Согласны? Но как бы там ни было, у нас у всех есть такие качества, которые нам помогают или наоборот мешают жить. Поэтому сейчас предлагаю сыграть в игру, которая называется «Волшебный базар». Особенность этого базара состоит в том, что на нём торгуются и обмениваются человеческими качествами. Поэтому возьмите по листу бумаги и фломастеру и вверху листа большими буквами напишите «КУПЛЮ», ниже разборчиво, чтобы могли прочитать

Торговцы, крупными буквами напишите те качества, которые вы хотели бы приобрести. Приколите этот листок булавкой на грудь.

Теперь возьмите маленькие листочки и на каждом напишите по одному качеству, которые вы хотели бы продать или обменять на базаре.

Итак, вы на «волшебном базаре». Походите по рынку, присмотритесь к товару, познакомьтесь, кому какие качества нужны, кто, чем торгует. Ведите себя свободно, торгуйтесь. Здесь нет никаких ограничений. Вы можете обменять свой товар на одно, два, три качества, делать двойной или тройной обмен. Только помните – нельзя просто отдавать качества, ничего не получив взамен. Обязательно необходимо обменяться качествами. Если вас что – то не устраивает, ищите варианты».

Игра прекращается тогда, когда «рынок» самостоятельно «расходится», либо на усмотрение психолога, который заканчивает торги со словами « 6 часов. Рынок закрывается»

Обсуждение:

Легко или трудно было найти качества, которые хотелось приобрести или от которых хотелось бы избавиться?

Что удалось, что не удалось реализовать на рынке и почему?

Какая роль больше понравилась: покупателя или продавца?

О чём думали, что чувствовали, когда играли ту или иную роль?

Что легко было делать, а что трудно?

Модификация упражнения. Каждый участник продумывает, какое качество он хотел бы продать, затем пишет его на маленьком листочке бумаги. Дальше это качество нужно разрекламировать так, чтобы кто-то захотел его приобрести. В данном случае необязательно что-то получить взамен. Каждый участник сам решает, будет он что-то покупать или нет.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 10

Тема: «Учимся сотрудничать - 1»

Цель: развитие важных коммуникативных навыков – умения договариваться, уступать, принимать помощь, помогать самому.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Неожиданные картинки»

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и фломастеру, подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

— Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

— Какой рисунок тебе нравится больше всего?

— Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Конфета в бутылке»

Материалы: Каждой тройке детей понадобится одна литровая пластиковая бутылка из-под воды, одна конфета в фантике и 2,5 метра шерстяной пряжи. Для каждой тройки свяжите узлом три отрезка шерстяной нити по 50 сантиметров с одним отрезком длиной в 1 метр. Привяжите к свободному концу самой длинной нити конфету, завернутую в фантик.

Инструкция: Разбейтесь на тройки и в течение двух минут обсудите между собой, что вы будете делать для того, чтобы в своей тройке успешно справиться со сложной задачей. Каким образом вы сможете стать хорошей согласованной командой? Эта процедура продолжается примерно 2 минуты. По завершении пусть дети кратко расскажут о результатах своих обсуждений.

А теперь я расскажу, какую именно задачу вам предстоит решить. Каждая команда получит четыре связанные между собой веревочки. На длинной нити висит конфета. Каждый из вас должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете засунуть конфету в бутылку. Вы не должны прикасаться к ней руками. Как только вы выполните задание, громко прокричите: "У нас получилось!"

По завершении попросите детей вкратце рассказать, удалось ли им сделать так, чтобы они выполняли работу все вместе? После этого можно составить новые тройки, может быть, из детей, которые до этого меньше всего взаимодействовали друг с другом.

Вы можете заметно усложнить выполнение этой задачи. Для этого можно предложить такой вариант игры. Каждый ребенок получает дополнительную ленту и обматывает ее вокруг головы. Короткие нити привязываются к этим лентам, чтобы дети выполняли совместную задачу уже не руками, а головами.

Анализ упражнения:

— У вас была хорошая команда?

— Что для тебя было самым тяжелым в этой игре?

— Как вы договаривались друг с другом?

— Что привело вас к успеху?

  • Упражнение «Болото»

Участники группы разбиваются на двойки. Каждая пара получает пластиковые кочки (3 шт.). Обозначены начало и конец болота. Используя кочки и  помогая друг другу, пара должна преодолеть болото.  

Анализ упражнения:

 - Все ли добрались до берега или кто-то утопил друг друга?

 - Как вы договаривались друг с другом?

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.


Занятие № 11

Тема: «Учимся сотрудничать - 2»

Цель: развитие важных коммуникативных навыков – умения договариваться, уступать, принимать помощь, помогать самому.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

Упражнение

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Сиамские близнецы»

Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта, лист бумаги формата А3, восковые мелки.

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть. Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.

Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так,чтобы они держали их связанными руками. Когда вы будете рисовать помните правило – рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить какую картину  будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.

Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете учиться тому, как можно взаимодействовать.

В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели «вприглядку» учатся и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

  • Упражнение «Составь фигуру»

Участники группы стоят в  кругу. По команде нужно молча, не переговариваясь друг с другом, встать определенным образом, так, чтобы получилась фигура (треугольник, квадрат, круг). Модификация упражнения: участники группы держат в руках размотанный клубок ниток и по команде, молча, не переговариваясь, встают и натягивают нить таким образом, чтобы получилась фигура.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 12

Тема «Невербальная коммуникация»

Цель:  развивать  понимание невербальных средств коммуникации – мимики, пантомимики, жестов (их важной роли в процессе общения);  учиться применять их в реальных ситуациях.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Посиди как»

Участникам группы предлагается изобразить по очереди:

- Побитая  собака

- Председатель экзаменационной комиссии

- Преступник на скамье подсудимых

- Невеста на свадьбе

- Космонавт в скафандре

- Клоун

- Старый дед.

Каждый участник, сидя на своем месте,  изображает  одно из заданий, мимикой и жестами.  

Далее следует второе задание.  Изобразить также по очереди чувства:

 - радость

- страх

- грусть

- удивление

- безразличие

- обида.

3. Основное содержание.

  • Упражнение  «Каратист убил быка одним ударом»

Выбирается один ведущий, который выходит за дверь. Он должен объяснить фразу мимикой и жестами: «Каратист убил быка одним ударом» всем  остальным участникам, которые выходят к нему за дверь по одному. Затем каждый возвращается  на место и ждет, когда всем объяснят эту фразу. Когда всем фраза будет рассказана, начинается обсуждение - кто как понял, что говорил ему ведущий.

  • Упражнение «Толстое стекло»

Все участники разбиваются на пары. Задается следующая ситуация. Партнеров разделяет толстое стекло (как в поезде, в автобусе и т.д), они не слышат друг друга, но у одного из них срочно возникла необходимость что-то сказать другому. Нужно, не договариваясь с партнером о содержании договора, попробовать передать через стекло все что нужно и получить ответ.

 Каждая пара участников конкретизирует для себя данную ситуацию и выполняет упражнение. Результаты обсуждаются.

Примеры фраз: «Позвони мне сегодня в 6 часов вечера…», «Приходи в гости сегодня», «Купи молока в магазине», «Погуляй с собакой» и т.д.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 13

Тема «Вербальная коммуникация»

Цель: развивать умение объяснять и договариваться с помощью  речи; учиться слушать других;

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Фраза по кругу»

Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, начиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т.д). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько  (3-4) победителя. Может быть, игра закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Узоры из палочек»

Все участники разбиваются на пары. Каждая пара получает два комплекта одинаковых деревянных разноцветных палочек.  В каждой паре участники садятся спинами друг к другу на полу (или матах).  Один ребенок из пары выкладывает перед собой любой узор из палочек и проговаривает устную инструкцию, как сделать такой же узор своему партнеру по паре. Затем, когда узор закончен, идет обсуждение, получился ли идентичный узор и какие были трудности.

  • Упражнение «Я – высказывания»

Обсуждается тема «Я - высказываний».  Какой цели они служат и как построить правильную фразу. Затем предлагается каждому участнику неправильная фраза (грубая, не тактичная, оскорбительная), а он должен ее переделать в правильное «Я – сообщение».

Примерные «неправильные»  фразы:

- «Не лезь ко мне, ты меня раздражаешь..»

- «Не толкай меня, получишь…»

- «Да ты врёшь все!»

- «Ты пришел поздно!»

- «Ты бесишь меня, на тебя постоянно жалуются…»

- «Ты грязный, как свинья..»

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 14

Тема «Что делать с агрессией и гневом»

Цель: научиться принимать свои чувства и выражать их социально приемлемыми способами;

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Волшебный ящик»

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, вокруг. Представьте себе, что я принесла большой волшебный ящик. (Поставьте воображаемый  или реальный ящик в центре круга и покажите, как он открывается.) Поскольку ящик волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Кто-нибудь из вас может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него "вытащить". Он должен будет без слов, т.е. одними движениями и жестами, показать нам, что он вытащил, что он с этим предметом делает или как будет с ним играть. Если кто-то догадается, какой предмет был извлечен из волшебного ящика, он может присоединиться к показывающему. А тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли.

   Я покажу вам, как это делается... (Например, Вы можете "вытащить" ведро с краской и "покрасить" воображаемую дверь. Позаботьтесь о том, чтобы во время каждой игры, по меньшей мере, три-четыре ребенка имели возможность показать свою пантомиму.)

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Прогноз погоды»

Бывают дни, когда дети чувствуют себя "не в форме". Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь группы. С помощью этого упражнения руководитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время, вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Дети рисуют на ватмане каждый в своем месте свой прогноз погоды. Далее идет обсуждение получившихся прогнозов.

  • Обсуждение «Социально приемлемые способы выражения негативных эмоций»

Обсуждается с участниками группы:

-       возможные причины возникновения негативных эмоций (дети приводят в пример свои случаи из жизни);

-  проговариваются мотивы поступков и чувства всех участников конфликтной ситуации (предложенной детьми);

-     неприемлемые способы выражения гнева и агрессии (драка, оскорбление, ненормативная лексика);

-    приемлемые способы выражения негативных чувств (проговаривание чувств от первого лица «Я-высказывание», самодостаточное поведение, способы «спустить пар» - бить мячом об пол, рвать и мять бумагу, использовать экспандер и т.д).

  • Упражнение «Битва на шарах»

Участники группы делятся на две команды. В середине комнаты проводится  линия границы (мелом, веревкой, кочками  и т.д), каждой команде выдается равное количество надутых воздушных шаров.  По сигналу «старт» происходит битва между двумя командами, дети кидаются шариками. Выигрывает та команда, у которой после сигнала «стоп» меньше всего шариков на их поле. Возможно использование динамичной музыки на время битвы. Обсуждение игры, как  приемлемого способа разрядить обстановку эмоционального напряжения в группе.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 15

Тема «Повышение самоуважения»

Цель: работа с самооценкой, пониманием себя, своих положительных и отрицательных качеств; повышение самоуважения.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Приятные воспоминания»

Очень важно, чтобы дети научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это дает им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый ребенок может научиться этому, сохраняя в памяти все счастливые события своей жизни. Поэтому в данном упражнении мы приглашаем детей в путешествие в страну фантазии, в ходе которого они могут оживить наиболее прекрасные из своих воспоминаний. Тем самым мы помогаем детям наслаждаться жизнью и сохранить свое душевное и физическое здоровье. Все это является, в свою очередь, одним из наиболее важных компонентов самоуважения.

Материалы: Бумага и карандаш, восковые мелки.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу пригласить вас в еще одно путешествие в мир фантазии, которое подарит вам приятные чувства. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

 *      *      *

С каждым выдохом ты можешь чувствовать, что становишься все легче и легче... Постарайся почувствовать себя так, как будто ты паришь в воздухе... Делая сейчас новый глубокий вдох, постарайся почувствовать, как ты наполняешься ощущением легкости и света. Задержи на мгновение дыхание на вдохе... А теперь выдохни сильно одним движением весь воздух вместе со всей когда-то накопившейся усталостью, напряжением, неприятными ощущениями. (15 секунд.)

Ощути, как это здорово, когда ты чувствуешь себя в полной безопасности, когда тебе просто хорошо оттого, что ты удобно сидишь и спокойно и глубоко дышишь.

А сейчас представь себе солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представь себе, что с каждым своим вдохом ты вдыхаешь солнечное тепло, с каждым вдохом ты чувствуешь, как солнце наполняет всего тебя теплым светом, и ты становишься все легче и легче, все светлее и светлее.

Теперь ты легко можешь вспомнить то время, когда ты чувствовал себя счастливым. Постарайся вспомнить такой момент, когда ты был абсолютно счастлив... Вспомни такой день, когда ты пережил нечто, что хотел бы повторять вновь и вновь. Ты был счастлив и доволен. Представь себе все это событие во всех его деталях, так, будто оно происходит непосредственно сейчас.

Постарайся отметить, что ты переживаешь в этом счастливом воспоминании. Ты сейчас один или вместе с кем-то? Что ты при этом ощущаешь? Что ты видишь, что слышишь? Что ты делаешь в это время? А другие? (30 секунд.)

А теперь ты можешь вернуться снова к нам в класс бодрым и отдохнувшим. Сохрани это воспоминание в своей памяти, чтобы освежать его в памяти всякий раз, когда ты этого пожелаешь.

Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза. Возьми листок бумаги и нарисуй свое счастливое воспоминание или опиши его несколькими предложениями. Если ты будешь описывать его словами, то лиши так, как будто оно происходит прямо сейчас, то есть пиши в настоящем времени. (10-15 минут.) После этого дети показывают свои рисунки или зачитывают свои тексты. Вы можете украсить одну из стен класса "приятными воспоминаниями" и развесить на ней все работы учеников.

Анализ упражнения:

— Где ты находился в самый счастливый миг своей жизни?

— Что ты делал?

— Кто-нибудь был рядом с тобой?

— О чем тебе было вспоминать легче всего?

— Что происходило с твоим телом, когда ты вспоминал об этом мгновении?

— Какие части тела лучше всего помнят об этом событии?

— В своей обычной жизни ты чаще вспоминаешь о приятных или, скорее, о неприятных вещах?

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Анкета – Я» (см. Приложение)

Участникам группы предлагается заполнить анкету с вопросами про особенности их личности. Далее проводится обсуждение анкет. Каждый по очереди зачитывает свою анкету и объясняет группе непонятные или особо интересные  моменты. Далее обсуждается вопрос индивидуальности каждого человека.

  • Упражнение «Сердце группы».

Необходимо заранее сделать заготовку - вырезать большое сердце из плотной бумаги, раскрашенное красной краской. Далее детям предлагается задание на сердце – написать имя каждого. Затем участники обсуждают – какое хорошее качество можно подписать каждому. Готовое сердце вешается на стену.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 16

Тема «Разрешение конфликтов - 1»

Цель:  научиться использовать различные стратегии в разрешении конфликтных ситуаций; понимать причины возникновения конфликтов;

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Руководитель оркестра» (с музыкальными инструментами)

Участникам группы раздаются различные музыкальные инструменты (трещетки, бубен, маракасы и т.д). По сигналу светофора  (3 бумажных круга) участники начинают шуметь инструментами (зеленый круг - шумят и играют громко, желтый круг – играют тихо, красный круг – «стоп» останавливают игру). Далее из участников по очереди  выбирается дирижер  оркестра, который должен размахивать руками перед оркестром ,договорившись о движениях руками   (взмах руками вверх может означать громкую игру, руки вниз- тихая игра и т.д по желанию детей).

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Королевство»

Детям предлагается по очереди побывать королем или королевой (для девочек) собственного королевства.  Путем жребия (скрученные бумажки в мешочке или коробочке) выбирается король , Остальные участники становятся жителями королевства. Затем двум жителям предлагается конфликтная ситуация, разрешить которую может только король. Жители идут к нему. Примеры конфликтных ситуаций:

- 2 соседа (один посадил картошку на территории другого, который  долго отсутствовал  в доме). Кто не прав?

- Взрослый сын не хочет содержать своих престарелых родителей.

- В лавке украли товар.

- Курица забрела к соседу  и снесла там яйца. Чьи они?

-  Охотник убил утку на чужих угодьях.

Дети могут предлагать свои ситуации. Одному королю одна ситуация. Каждый король разбирает свою ситуацию,  примиряет своих граждан.

  • Упражнение «Мои колючки»

Обсуждается с участниками группы,  что у каждого человека есть качества, способствующие общению и дружбе (качества «магниты»),  а есть качества, мешающие дружить (качества «колючки»). Далее детям раздаются напечатанные на листах Магниты и Колючки, они должны выбрать и подчеркнуть те качества, которые есть у них. Затем проводится обсуждение подчеркнутых качеств у каждого. Также обсуждается вопрос преодоления качеств «колючек».

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 17

Тема «Разрешение конфликтов - 2»

Цель: научиться использовать различные стратегии в разрешении конфликтных ситуаций; понимать причины возникновения конфликтов;

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Пальцы»

По сигналу всем участникам необходимо выбросить одинаковое количество пальцев от одного до пяти. Затем усложняется до десяти. Переговариваться нельзя.

3. Основное содержание.

  • Упражнение «Деревья»

Участникам группы зачитывается небольшой рассказ:

«Перед началом урока живописи ребята привычно шумели в коридоре. Кто-то, возможно нечаянно, толкнул Витю. Витя не остался в долгу и толкнул первого подвернувшегося ему под руку одноклассника. Цепная реакция была мгновенной. Через пару минут в коридоре уже творилось такое, что не поддается описанию. Вмешательство педагогов остановило | потасовку, но не остудило разгоряченные головы ребят.

  • Ну, ты у меня на перемене получишь!
  • Кто, я? Мы еще посмотрим, кто получит!

Подобные шепотки не настраивали на нормальный рабочий лад. Новый материал объяснялся в пустоту. Внезапно в углу класса раздалось всхлипывание. Такое у нас в классе произошло впервые, поэтому в кабинете сразу установилась тишина.

  • Сергей, что-нибудь случилось?

Щуплый невысокий мальчик отрицательно покачал головой и быстро вытер слезы.

  • Да это Мишка его сильно ударил. И сказал, что после уроков мальчишек соберет и еще добавит.

Мишка ехидно заулыбался, но промолчал. Он не отличался особым телосложением, но умел хорошо организовывать ребят на всякие «подвиги». К тому же был злопамятен: обиды помнил долго и никогда не прощал.

  • Есть хорошая поговорка: «Семеро одного не бьют».
  • Семерым одного, значит, нельзя, а «один за всех» — можно, — съязвил Мишка. — Почему я за всех отдуваюсь?
  • Отдуваюсь — это очень громко сказано. Ведь мы с тобой просто рассуждаем. Разве не так?
  • Ну в общем да, конечно.
  • Ты, Миша, хороший лидер, и поэтому хочу именно тебе доверить одно ответственное поручение — посадить сад!
  • Сад??? Вы шутите? Как же я это сделаю один? Да и не умею.
  • Ничего, научишься, а мы тебе поможем! Кто со мной согласен?.. Видишь, «лес рук», «точнее сад рук». Каждая рука

это целое дерево, которое мы получим из отпечатка ладошки. А чтобы деревья хорошо росли,

чадо правильно их «рассадить» — рядом с хрупким саженцем должно находиться дерево-защитник.

  • А как я пойму, кто из нас будет защитником?
  • Предложи ребятам сравнить ладошки и сам догадаешься.

          Это необычное занятие полностью захватило класс, но суматохи не было, потому что организатором был Михаил. Он не только зорко следил за происходящим, но и сам успел померяться ладошкой почти со всеми ребятами. Наконец, дошла очередь до Сережи. Он тщетно вытягивал пальцы в стороны, но его рука все равно явно уступала крепкой ладошке Миши. Миша покровительственно похлопал его по плечу и произнес:

         - Будешь рядом со мной расти, я тебя в обиду не дам.

    Глядя на него, мальчишки начали подыскивать себе подопечных. Каждый хотел показать свою силу и великодушие.

   Урок кончился, класс опустел. А на доске осталась висеть огромная картина, выполненная на листе ватмана — большой цветущий сад, фантастическим образом успевающий одновременно и цвести, и плодоносить. Рядом с хрупкими цветущими «саженцами» возвышались раскидистые роскошные деревья, которые служили надежной защитой от любой непогоды.

    Подойдя к окну, я увидела, как дружная стайка ребятишек уже покидала школьный двор, последними шли Миша и Сережа и о чем-то увлеченно болтали».

        Школа — это целое государство в миниатюре, со своими законами и правилами. Здесь ребята начинают постигать науку человеческих взаимоотношений. В отличие от взрослых, которые умеют искусно скрывать неприязнь, дети зачастую более прямолинейны и жестоки. Задача педагога — создать среду, которая будет способствовать полноценному развитию каждого ребенка. И поэтому необходимо на корню пресекать любые попытки поиска «козла отпущения». Коллективная творческая работа предоставляет уникальную возможность легко и безболезненно превратить «толпу» в «коллектив». Самоутверждаясь, дети бывают не очень разборчивы в действиях. Им важен ' результат, а не сам процесс. Поэтому необходимо вовремя корректировать их действия и направлять излишки энергии в творческое русло.

 Ход занятия

Шаг первый: выбираем лидера    

Задача педагога помочь ребятам в выборе лидера, так как любая грандиозная работа требует хорошей организации. Подготовительный этап дает возможность личного контакта каждого учащегося со всеми членами коллектива (соприкосновение ладошек). Это первая ступенька на пути преодоления преграды непонимания.

Вторая, не менее ответственная ступенька — оценка каждым членом коллектива своих физических и волевых возможностей, а также сопоставление их с возможностями своих товарищей.

Третья ступень — самостоятельное распределение ролей («опекаемые»  и «опекающие»)

Шаг второй: коллективное творчество

                 

    Умелое распределение ролей в общем творческом процессе обеспечит стабильную работу. Каждый знает, что нужно делать на отведенном ему участке, и старается внести свою долю труда в общую копилку. Когда ты на виду и не прячешься за спины товарищей, это автоматически повышает твой авторитет в глазах сверстников. Рисование одного большого коллективного рисунка требует слаженной работы большой группы людей. Если вы решили эту задачу, то и главная задача занятия — сплочение коллектива — также решена.

        Оснащение занятия: лист ватмана (формат А1), гуашь, плоские жесткие кисти        разного размера, палитра для смешивания красок, баночка для воды, салфетка для рук.

 Последовательность выполнения коллективной работы

  1. Планировка: каждому юному рисовальщику отводится отдельная рабочая территория, на которой будет красоваться его «дерево» — отпечаток его ладошки. Задача педагога — проследить за тем, чтобы «деревья» не залезали на чужую территорию и «росли» в нужном порядке.
  2. «Высадка саженцев»: каждый из участников проекта кистью наносит на ладошку гуашь выбранного цвета, после чего делает качественный отпечаток на листе ватмана на своей «делянке». Затем необходимо на время отложить картину, чтобы отпечатки хорошенько просохли.
  3. Дорисовка: стволы «деревьев» дорисовываются кистью, гуашью того же цвета, что и «крона» (отпечаток). Участки над кроной (небо) обозначаются светлыми оттенками голубого цвета.
  4. Декорирование: на своих деревьях дети дорисовывают листья, цветы и плоды. На данном этапе рекомендуется использовать «звучные» и чистые цвета.
  5. Завершающий этап: отдельно стоящие деревья объединяются в сад, для чего на свободном пространстве дорисовывается вспаханная земля с травой и цветами. Здесь не возбраняется залезть на участок соседа.

 Ценные советы

  • Чтобы дети не перепачкали друг друга, установите очередность при нанесении отпечатков на лист ватмана и заставьте детей сразу мыть руки.

Если рисунок предполагается многослойным (работа в два и более слоев), не забывайте хорошо просушивать каждый слой.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Занятие № 18

Тема «Завершение тренинга. Итоги»

Цель: подведение итогов проделанной работы; получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.

1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга рукопожатием, выбранным на первом занятии.

2. Разминка.

  • Упражнение «Поздороваемся разными частями тела»

Дети здороваются (трутся друг об друга по очереди) разными частями тела по команде ведущего (ушами, спинами, коленками, волосами, ногами, пятками и т.д).

3. Основное содержание.

  • Повторение и проигрывание тем:

-  Границы: Рисунок с кругами, обсуждение (см.приложение);

-  Сплоченность: «Головомяч»

Дети делятся на пары, каждой паре дается мяч и каждая пара должна поднять мяч головами без помощи рук;

-  Знание о себе: «Мешочек с качествами»

Подготовить мешочек  с написанными на бумажках различными положительными качествами. Ведущий достает из мешочка качество, зачитывает вслух. Участники обсуждают – кому из детей это качество принадлежит. В конце игры у каждого ребенка в руках оказывается набор его качеств.

 

- Сотрудничество (вспоминаем игры – «Болото», «Конфета в бутылке», «Сиамские близнецы»)

- Невербальная коммуникация: «Где мы были – мы не скажем, а что делали покажем»

Участники делятся на две команды. Каждая команда придумывает какое-то действие, потом его показывает жестами – мимикой другой команде со словами «где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем». Другая команда должна отгадать.

- Вербальная коммуникация: вспоминаем «Я-высказывания».

  • Упражнение «Свечка»

Участники группы садятся в круг, выключается свет, зажигается красивая свеча (в стакане или подсвечнике). Ведущие говорят о том, что пришла пора прощаться, чему мы учились в этой группе, что каждый проявил себя по-своему и что свеча символизирует «тепло, доброту души» и просит каждого по очереди со свечой в руках рассказать «Чему каждый научился на этих занятиях? Что узнал или приобрел полезного? Что больше всего запомнилось?». Затем просит взять «тепла» и «света» от свечи себе, чтобы он в трудную минуту (конфликта, обиды, непонимания) помог принять правильное решение, помог не обидеть другого, не оскорбить, не ударить.

В конце обсуждения достается мягкий мешочек с сюрпризами на прощанье (конфета для каждого с прикрепленным пожеланием-напутствием). Каждый ребенок достает сам  и не зачитывает остальным.

5. Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных навыков у детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть  средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется ф...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через дистанционную форму обучения

В статье отражены  проблемы несформированности речевой коммуникации у детей с ОВЗ, отражены формы, методы преодоления этой проблемы через дистанционную форму обучения на сайте регионального ресур...

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе обучения

В данной статье подробно рассказано о развитии коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе обучения...

"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР

Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель:  использованиездоровье-сберегающих те...

"Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"

XXI век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для образовательного процесса, где без компьютера не обойтись.Что же такое информационные технологии? В современной науке сущес...