«Сказкотерапия»
рабочая программа на тему

Шмачина Ирина Аркадьевна

Это программа внеурочной деятельности по социальному направлению. Программа расчитана на четыре года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx72.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 «Успех» городского округа Самара

Программа принята

на заседании МО учителей

начальной школы

Протокол № от

«  »_________2013г.

Председатель МО

учителей начальной школы

___________/Н.В. Седлина

СОГЛАСОВАНО                                          УТВЕРЖДАЮ

 «____»___________2013г.                        «   »_______________2013г.

 Заместитель директора по УВР               Директор _________/С.А.Терентьев/

__________/Г.Н. Иванова/

           

Программа внеурочной деятельности

для учащихся 1-4 класса

«Сказкотерапия»

социальное

направление

                                                          Автор:

                                                                                                                                                             Шмачина Ирина Аркадьевна

  учитель начальных классов

                                                                                            Самара 2013 г.

Программа внеурочной деятельности школьников

по социальному направлению в 1-4 классах

«Сказкотерапия»

Актуальность программы и ее практическая значимость

В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Сказкотерапия» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи.

Действительно, ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых.

При игнорировании этой стороны жизни ребенка могут возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения, страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться и т.д.).

Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые психологические занятия «Сказкотерпия для младших школьников».

Данный курс знакомит детей младшего школьного возраста с общечеловеческими нормами поведения. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Ребенок, благодаря сказке, может переживать такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни. Поэтому необходимо научить ребенка относиться к сказке не только как к художественному произведению, но еще и уметь анализировать свои собственные переживания. Если наблюдать за поведением детей, то можно заметить, что в игре они часто копируют своего любимого сказочного героя – манерой поведения, жестами, разговорной речью. Из этого следует, что сказка несет в себе скрытое внушение, т.е. на основе сказки может сформироваться определенная модель поведения, жизненные ценности, вкусы. Также с помощью удачно подобранной сказки человек может решить свою проблему, а ребенок – познать окружающий мир.

 «Сказкотерапия» – это «...процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни» (Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева). Кроме этого, это процесс «объективации проблемных ситуаций» и «активизации ресурсов потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может реализоваться мечта.

«Сказкотерапия»– это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души «это еще и процесс воспитания, и возвращения ребенку гармоничного мироощущения».

Практическое значение применения сказкотерапии в образовании большое: ученики приобретают ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств. Улучшается общая атмосфера в классе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

В результате работы по программе «Сказкотерапия» учитель получает: положительный эмоциональный настрой класса. Облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снять тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность. Помогает прояснить ученикам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков. Даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме. Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

Последовательная систематическая работа по программе развивает воображение детей, их творческую активность, эмоциональное восприятие искусства, музыки и литературы.

Цель и задачи программы

Цель программы: оказание помощи учащимся младших классов в активизации ресурсов потенциала личности, развитие духовного мира детей, создание гармонично-развитой личности учащихся. Создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», оказание помощи детям младшего школьного возраста в регуляции собственного поведения и выражении переживаний, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Помощь в преодолении учащимися эгоизма, агрессии, страхов.

Задачи программы:

  1. Создать условия для формирования у учащихся стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентацию в нем.
  2. Расширить знания учащихся о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
  3. Способствовать формированию навыков общения, умения
    слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
  4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы,
    жизненных целей, путей и способов их достижения.
  5. Способствовать формированию мотивации учения в ее эмоциональном аспекте.
  6. Развивать умения управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, осваивать способы создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

- в сфере личностных универсальных учебных действий: формировать первичные навыки самоанализа, адекватной самооценки, повысить уверенность в себе; ввести ребенка в мир человеческих эмоций, развить эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; развить мотивацию успеха, достижения и готовности к преодолению трудностей;

- в сфере регулятивных универсальных учебных действий: формировать произвольность, саморегуляцию, необходимые для успешного обучения в школе;

- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:  формировать умение учитывать позицию другого, осуществлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми людьми, работать в коллективе, воспитать доброжелательное отношение к окружающим.

Отличительные особенности программы

Программа «Сказкотерапия» предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению  в 1-4 классах.  Особенностью данной программы является проработка каждого урока, куда были включены не только сказки, но и сценарии тренинговых упражнений по развитию коммуникативных способностей, общечеловеческих качеств; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Для обоснования логики содержания программы нам необходимо определить понятие психологического здоровья. Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здоровой личности:

— принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;

— принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;

— хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

— стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

Данные характеристики мы учитывали при составлении программы занятий «Сказкотерапия».

Так же программа построена с учетом качественных возрастных изменений в личности младшего школьника, которые выражаются в его новых, требующих своего удовлетворения потребностях. Рассмотрим некоторые из этих изменений, существенных для работы учителя (психолога) с младшими школьниками.

Особенности первоклассников.

Присутствует острое желание быть успешным в учебе, для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Поэтому на этих занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

Внимание и память пока еще в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока.

Первоклассники еще не могут контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте). Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, на занятиях уделяется серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего – в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Для первоклассников самой значимой фигурой становится учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому в занятия включены задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия.

Особенности второклассников.

Во 2-м классе сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Например, ребенок может думать о себе: «Я плохой, потому что я плохо пишу». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают  его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследования себя, узнать, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, которые характеризуюется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Особенности третьеклассников.

К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это – явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я – фантазер».

Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителями и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению. Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть   невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели в первые  два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышлять о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают заглянуть туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно сейчас, деликатно используя присущую этому возрасту особенность, можно эффективно помогать ребенку в решении его проблем, влиять на него. Поэтому в программу психологических занятий для четвертого класса введены беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности.

Четвертый класс – последний в начальной школе. Ребенок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Некоторые дети уже в этот период по своим психическим и физиологическим характеристикам приближаются  к стадии предподросткового возраста. Их поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорируя обязанности. Поэтому необходимо уделить особое внимание теме «Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.

К окончанию четвертого школьного года дети должны обогатить представления о собственных способностях и возможностях, составить определенный  личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях. Ребенок ощущает свою долю ответственности за все, что с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах.  Многие дети любят принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудной ситуации, оказать психологическую поддержку. Поэтому в четвертом классе больше внимания следует уделять детской инициативе, отводить детям активную роль в организации занятий, предоставлять свободный выбор форм и приемов работы.

Все это педагог может использовать для установления контакта и проведения тренинговых занятий с младшими школьниками.

Именно в пространстве, где существуют возможность моделировать отношения реальной жизни, причем ведущий педагог предоставляет всю палитру возможных вариантов поведения и оказывает требуемую психологическую помощь. Младший школьник может найти и апробировать на окружающих идеал, с которым он мог бы идентифицироваться, научиться культуре эмоциональной экспрессии, научиться осуществляться среди других детей, не ущемляя их потребностей, овладеть навыками ориентировки в межличностных отношениях, что прямо способствовало бы адаптации и социализации младших школьников.

Занятия для данного курса разработаны таким образом, чтобы быть близки и понятны детям, связанны с актуальными для них проблемами.

Реализация программы

Программа рассчитана на  4 года.

Общая продолжительность программы:116 часов (1 класс – 31 час, 2 класс – 31 час, 3 класс – 30 часов, 4 класс – 24 часов).

Объем программы оправдан комплексным подходом к воспитанию и обучению на I ступени обучения в общеобразовательной школе. Важно, чтобы обучение в начальных классах проходило без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки ребят. Программа предусматривает оказание помощи детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии, способствует к психологическому личностному развитию учащихся.

Режим занятий — один раз в неделю.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Форма занятий: групповые занятия, проводимые в культуре социально-психологического тренинга. Существует несколько вариантов проведения занятий, первый, когда занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей. Выбор и инициатива принадлежат детям. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из нее игрушки. Данный вариант в большей степени подойдет опытным учителям (психологам), умеющим взаимодействовать с младшими школьниками. Второй вариант, когда занятия с детьми проводятся за партами. Естественно, для тех или иных заданий они встают с мест, но потом возвращаются. Такой вариант более удобен для учителей, т.к. в меньшей степени нарушаются правила поведения на занятии, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом, переменой, поэтому при посадке детей в круг достаточно остро может встать вопрос дисциплины. Занятия тематические.

Структура группового занятия включает следующие этапы и элементы:

Этап

Назначение

Содержание этапа

1. Ритуал "входа" в сказку

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу или передают друг другу мячик или совершается иное "сплачивающее" действие.

2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как помогло им в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

3. Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

4. Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6. Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7. Ритуал "выхода" из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились". Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.

В конце каждого цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с учителем (психологом).

На родительских собраниях следует познакомить родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказать о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  7- 11 лет.

В программе прослеживаются метапредметные связи:

  • с уроками русского языка и литературы: устные и письменные рассказы о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые пробы пера (сочинение сказок, забавных историй и т. д.);
  • с уроками музыки: иметь представление о содружестве и взаимообогащении музыки, литературы; музыкальные образы героев, составление музыкального интонационного рисунка;
  • с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам программы;
  • с уроками окружающего мира: наблюдение за красками и звуками природы

Планируемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса в 1 классе:

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности.

3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.

4. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале, в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге на занятие.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в паре.

5. Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.

6. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

7. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса во 2 классе:

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию в тексте.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации внеучебной деятельности.

3. Определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

8. Преодоление импульсивности, непроизвольности.

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок  или подходов к выбору.

6. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

7. Умение договариваться,  находить общее решение.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса в 3 классе:

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания во внеурочной деятельности.

3. Определять цель внеурочной деятельности самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

9. Преодоление импульсивности, непроизвольности.

10. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстникам.

11. Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

12. Самостоятельное выполнение или в сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению.

7. Понимать точку зрения другого.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

9. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

10. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

11. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса в 4 классе:

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

3. Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность.

4. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками во внеурочной деятельности.

5. Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль).

6. Адекватность и дифференцированность самооценки.

Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

9. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

10. Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

11. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Формы достижения воспитательных результатов

на занятиях по программе «Сказкотерапия»:

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения  к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

1 класс

 Коллективная творческая игра, познавательные беседы, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, игра-соревнование, творческая мастерская.

-

-

2 класс

Познавательные беседы, тренинг, продуктивная игра, игра-соревнование, творческая мастерская.

Познавательные беседы с участием специалистов, тренинг.

Выставка - демонстрация.

3 класс

Самостоятельная исследовательская практика

Познавательные беседы, тренинг, продуктивная игра, игра-соревнование, творческая мастерская.

Познавательные беседы с участием специалистов, ярмарка новых идей, литературные пробы

Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; .

4 класс

Самостоятельная исследовательская практика

Познавательные беседы, тренинг, продуктивная игра, игра-соревнование, творческая мастерская.

Тематические дискуссии, аукцион гипотез.

Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; социально ориентированные акции

Методы и приемы используемые на занятиях имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, анализ содержания произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем творческого воображения учащихся.

Используются практические действия учащихся (перегруппировка текста, пометки и т. д.); изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание); игровые приемы (работа с кроссвордами, викторинами); речевая деятельность — письмо (дописывание, сочинение) и устная речь — составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений.

Методическое обеспечение программы:

Тема

Форма

организации

Методы и приемы

Дидактический материал,

инструменты

Социальное направление

Беседа, рассказ,

тренинг,

занятия

словесные, наглядные, практические, метод проектов

Краски, карандаши, альбомы, мультимедиа проектор и презентации, ПК, Интернет, инвентарь для уборки мусора, цветная бумага, магнитофон, методические материалы для сказок и игр, упражнений (рисунки, фотографии, схемы, карточки и др.), сувениры для поощрений, награждений.

  1. Севенюк С.А., Абаленская З.В. Уроки сказкотерапии с элементами психологического тренинга в начальной школе / Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, методистов, социальных педагогов. – Самара: ООО «Офорт», 2006. – 262 с.
  2. Севенюк С.А., Абаленская З.В. Основы технологии психологического тренинга «Я сам» / Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, методистов, социальных педагогов. – Самара: ООО «Офорт», 2006. – 208 с.
  3. Севенюк С.А., Абаленская З.В. Курс интегрированных уроков в начальной школе «Арт-фантазия» / Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, методистов, социальных педагогов. – Самара: ООО «Инсома-пресс», 2008. – 220 с.

Глава 3. Содержание программы внеурочной деятельности школьников по социальному направлению в 1-4 классах

«Сказкотерапия»

Тематический план программы

1 КЛАСС

№п/п

Тема занятий

Цели

Кол-во занятий по теме

Тема I.«Я – школьник»

Содействие осознанию позиции школьника; способствование формированию дружеских отношений в классе; развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

15

1.

Знакомство. Введение в мир психологии.

Познакомить с новым понятием – психология; раскрыть, зачем она нужна человеку; суметь войти в контакт с детьми, создать атмосферу безопасности и принятия.

1

2.

Как зовут ребят моего класса?

Способствовать нормальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; развивать структуру самосознания через собственное имя; развивать коммуникативные навыки.

1

3 - 4

Зачем мне нужно ходить в школу?

Помочь каждому адаптироваться к школе; развивать самосознание через самооценку, притязание на признание; научить концентрировать свое внимание на успехах и достижениях; помочь ребенку поверить в свои силы и успех.

2

5-6

Мой класс.

Формирование отношения к окружающей действительности; помочь адаптироваться в новой учебной обстановке; развивать самосознание через образ себя, как представителя определенного пола.

2

7-8

Какие ребята в моем классе.

Выявить самоотношение, предпочтение детей; формировать позитивное отношение к себе, к своему имени, к окружающим.

2

9-11

Мои друзья - одноклассники.

Понять, что каждый человек является неповторимой личностью, обладающий сильными и слабыми сторонами; учиться общаться без конфликтов.

3

12-13

Мои успехи в школе.

Учить реально, относиться к собственным способностям и возможностям, развивать внутреннюю грамотность, адекватное отношение к оценке себя другими людьми; развивать умения видеть путь к успеху.

2

14-15.

Что поможет мне хорошо учиться?

Развивать структуру самосознания через представление о себе во времени (в прошлом, настоящем, будущем), через оценку себя в отношении прав и обязанностей; осознать что, хорошо говоря и думая о себе, помогаешь обрести уверенность в своих силах.

2

Тема II. «Мои чувства»

Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева, обиды; обучать, распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; помочь детям осознать относительность оценки чувств; способствовать снижению уровня страхов.

16

16.

17.

Наши чувства.

Расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений: мимики, пантомимики.

2

18.

19.

Радость. Как ее доставить другому человеку?

В игровой ситуации познакомить детей с чувством радости; учить  адекватно взаимодействовать с другими, учитывая их особенности и принимая такими, какие они есть.

2

20.

21.

Жесты. Радость можно передать прикосновением,

подарить взглядом.

Учить доставлять окружающим чувство радости; научить ребят принимать поддержку, уметь оценивать свои лучшие качества.

2

22.

Грусть. Обида.

Помочь осознать, что каждый является неповторимой личностью, имеющей свои особенности; помочь каждому жить в мире реальности; помочь найти способы как справиться со стрессами.

1

23.

24.

25.

Страх. Как справиться со страхом. Как преодолеть страх.

Утвердить право на переживание страха, дать детям возможность отреагировать страхи, показать некоторые способы совладения с ними; сделать акцент на возможности справиться со страхом, заботясь о других людях.

3

26.

27.

Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу.

Ребенок должен понять, что гнев вызван страхом и обидой; помочь понять, что дети могут контролировать, а что неподвластно этому контролю; помочь развивать сильные стороны своего характера.

2

28.

29.

30.

Разные чувства. Обида.

Дать понять, что допустимо проявление любых чувств, но не любого поведения; помочь искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим (научиться выражать свои чувства без агрессии и насилия).

3

31.

Итоговое.

Развитие коммуникативных способностей; сплочение коллектива; подведение итогов курса; построение планов на будущее.

1

Тематический план программы

2 КЛАСС

№п/п

Тема занятий

Цели

Кол-во занятий по теме

Тема I. «Вспомним чувства»

Актуализация у детей знания об эмоциональной сфере человека.

4

1.

Мы рады встрече.

Формирование умения четко формулировать свои высказывания, желания поделиться своими мыслями, впечатлениями; развитие наблюдательности, коммуникативных способностей; развитие доверительных отношений в коллективе.

1

2.

Понимаем чувства другого.

Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства близости с другими людьми.

1

3.

4.

Мы испытываем разные чувства.

Развитие навыков совместной работы; формирование умения распознавать свои эмоции и чувства; развитие наблюдательности, коммуникативных способностей.

2

Тема II. «Чем люди отличаются друг от друга?»

Актуализировать у детей восприятие себя и окружающих через призму различий; развитие эмпатии, сотрудничества, доверия.

9

5.

Мы отличаемся качествами.

Распознание черт своего характера; принятие различных проявлений черт своего характера; управление своими переживаниями.

1

6.

7.

Хорошие качества людей.

Определить, какое качество можно считать важным; развитие позитивного отношения к миру, оптимизма, любви к людям, принятия себя и мира во всех проявлениях.

2

8.

Кто такой сердечный человек?

Определить понятие «сердечность»; подвести к выводу о том, что это качество есть в каждом человеке.

1

9.

Кто такой доброжелательный человек?

Помочь осознать, что в каждом  есть доброжелательность; важность воспитания этого качества в себе.

1

10.

Трудно ли быть доброжелательным?

Обобщить знания о доброте и дать определение «доброжелательности»; создать «книгу сказок о добре класса»; подвести к выводу об эмоциональных состояниях, соответствующих понятию доброжелательность.

1

11.

Я желаю добра ребятам нашего класса.

Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; стимулировать потребность совершать добрые поступки; развитие позитивного образа своего «Я».

1

12.

Очищаем свое сердце (работа с конкурентными отношениями между детьми в семье).

Обучение передаче эмоционального состояния человека с помощью мимики, речи, рисунка; формирование позитивного  образа своего «Я».

1

13.

Какие качества нам нравятся друг в друге (подготовка к Новому году).

Осознание учащимися наличия у них хороших качеств, влияние их (качеств) на жизнь людей.

1

Тема III. «Изучаем отдельные стороны своей личности».

Осознание целостности своей личности.

4

14.

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

Способствовать осознанию детьми, что в каждом есть темные и светлые качества; развивать умение находить положительные качества в себе и других; уметь находить различия в качествах людей.

1

15.

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

Развивать умение находить сходства и различия в качествах людей; развивать в себе терпимое отношение к темным качествам окружающих; развивать стремление к укреплению в себе светлых качеств.

1

16.

В каждом человеке есть темные и светлые качества.

Помочь детям осознать наличие у них разнообразных качеств; совместно сделать вывод о том, какие качества помогают быть успешным в жизни, а какие мешают.

1

17.

Какой я.

Помочь детям осознать наличие у них разнообразных качеств; совместно сделать вывод о том, какие качества помогают быть успешным в жизни, а какие мешают.

1

Тема IV. «Волшебные слова». Цикл занятий, на которых дети сами сочиняют сказки на заданную тему.

Развитие воображения, нестандартного восприятия ситуации, достижение взаимопонимания и сплоченности, укрепление эмоциональных контактов, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

14

18.

Где живет дружба?

Развитие способности чувствовать; почувствовать эмоциональное состояние другого человека, познакомить с понятием «дружба»; вывести  правила доброжелательного поведения.

1

19.

Вежливость – важное светлое качество.

Регулирование поведения в коллективе; коррекция поведения; способствование эмоциональному осознанию детьми своего поведения.

1

20.

Нежность – теплое чувство, друг светлых качеств.

Активизация лучших черт ребенка; тренировка волевых качеств; активизация творческого мышления, воображения, фантазии.

1

21.

«Дар любви».

Обобщить представление детей о любви и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; развивать умение передавать эмоции через мимику, речь; изучение позитивного образа своего «Я».

1

22.

Какой я? (работа с застенчивостью, заниженной самооценкой)

Помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств; учить находить положительные качества в других людях.

1

23.

Какой ты?

Помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств; учить находить положительные качества в других людях.

1

24.

Какой ты? (коррекция поведения учащегося, ждущего вознаграждение за «5»)

Активизация лучших черт детей: чувствительности, восприимчивости, бережного отношения к окружающему миру.

1

25.

26.

27.

Трудности второклассника в школе.

Стимуляция психического и личностного роста ребенка; развитие навыков  социального поведения; стимулирование уверенности в себе и развитие самостоятельности.

3

28.

Домашние трудности (помощь ребенку при разводе       родителей).

Стимуляция психического и личностного роста ребенка; развитие навыков  социального поведения; стимулирование уверенности в себе и развитие самостоятельности.

1

29.

Домашние трудности (коррекция страха темноты).

Стимуляция психического и личностного роста ребенка; развитие навыков  социального поведения; стимулирование уверенности в себе и развитие самостоятельности.

1

30.

Домашние трудности (коррекция конкурентных отношений между детьми в семье).

Стимуляция психического и личностного роста ребенка; развитие навыков  социального поведения; стимулирование уверенности в себе и развитие самостоятельности.

1

31.

Итоговое. Занятие – праздник.

Развитие коммуникативных способностей; сплочение коллектива; подведение итогов курса; прорисовка целей на будущее.

1

Тематический план программы

3 КЛАСС

№ п/п

Тема занятий

Цели

Кол-во занятий по теме

Тема I: «Я - фантазер».

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать; развивать креативные способности детей.

5

1.

Я - третьеклассник.

Развивать уверенность в своих способностях, в себе; содействовать осознанию позиции ученика третьего класса; способствовать формированию дружеских отношений в классе; помочь детям осознать ценность умения фантазировать.

1

2.

Кого можно назвать фантазером?

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать; способствовать формированию дружеских отношений в классе; направлять высказывания детей в русло доброжелательности, осторожного отношения к переживаниями других людей.

1

3.

Я умею фантазировать.

Формировать умение делиться своими впечатлениями, мыслями, чувствами и реагировать на проявления чувств другими людьми; воспитывать бережное отношение друг к другу; развивать творческие способности детей.

1

4.

Я умею сочинять.

Формировать умение делиться положительными эмоциями, ощущениями; воспитывать бережное отношение к людям; развивать желание изменить что-то в себе, вокруг себя, в отношениях с одноклассниками.

1

5.

Мои сны.

Формирование умения четко формулировать свои высказывания, желания поделиться своими мыслями, впечатлениями; развитие наблюдательности, коммуникативных способностей; развитие доверительных отношений в коллективе.

1

Тема II. «Взаимоотношения в моем классе».

Анализ взаимоотношений между детьми в классе;

развитие доверительных отношений в классе; снятие эмоционального напряжения.

6

6.

Мы такие разные (коррекция страха темноты).

Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека; развитие способности к сопереживанию; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1

7.

Мой класс. Какие ребята в моем классе.

Помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности; формировать умение находить в других людях положительные качества.

1

8.

Кто я?

Помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств; учить детей находить положительные качества во всех людях; воспитывать доброжелательность.

1

9.

Какой я в глазах ребят моего класса?

Развивать умение оценивать влияние своих поступков на других людей (как положительное, так и отрицательное); формировать стремление к самосовершенствованию; воспитывать чувство сострадания, сопереживания.

1

10.

Мои друзья в классе.

Помочь детям научиться разбираться в понятиях «добрый» человек, «сердечный» человек, «золотое сердце»; развивать стремление к самопознанию, самосовершенствованию; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

1

11.

Трудно ли быть доброжелательным?

Способствовать повышению самооценки неуверенных в себе учеников; развивать стремление к самосовершенствованию; воспитывать доброжелательность.

1

Тема III. «Я и мои друзья».

Помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

19

12.

Может ли добрый человек причинить зло другим людям?

Формировать умение понимать качества человека и их различия; развивать умение замечать положительные качества характера других людей; воспитывать (умение) чувства сопереживания, сострадания.

1

13.

Всегда ли я добр с друзьями, родителями и одноклассниками?

Формировать умение оценивать свои поступки и их влияние на других людей; развивать стремление доставлять радость другим людям.

1

14.

Трудности в отношениях с друзьями.

Показать, что трудности в отношениях с друзьями можно разрешить; воспитывать уверенность в себе, внимание к окружающим.

1

15.

Как научиться разговаривать с людьми?

Научить детей общаться, объяснять свои чувства, свое настроение.

1

16.

Умеешь ли ты дружить?

Помочь детям осознать качества настоящего друга.

1

17.

Умею ли я дружить?

Помочь детям осознать качества настоящего друга; вызвать желание найти эти качества у себя; побудить развивать качества, которых ребенку не хватает.

1

18.

Какой твой друг?

Помочь детям научиться ценить дружбу, друзей; воспитывать береженое отношение к переживаниям других людей.

1

19.

Как научиться жить дружно?

Помочь детям осознать ценность дружбы; пробудить желание учиться жить дружно.

1

20.

Настоящий друг.

Помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

1

21.

Ссора и драка.

Учить детей разрешать конфликтные ситуации.

1

22.

Ссора и драка.

Подвести детей к пониманию того, что драка - самый неудачный вид разрешения споров.

1

23.

Как помириться после ссоры?

Показать детям, что примирение - способ разрешения конфликтов.

1

24.

Как научиться преодолевать трудности вместе.

Учить сотрудничать друг с другом.

1

25.

Что такое сотрудничество?

Дать детям представление о понятии сотрудничество; способствовать приобретению детьми навыков сотрудничества в малых группах или в составе всего класса.

1

26.

Я и мои родители.

Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями; обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

1

27.

Как воспитать характер.

Укреплять чувство уважения к другим.

1

28.

Как отстоять свое мнение.

Учить отстаивать свое мнение - аргументировано.

1

29.

Для чего нужна улыбка?

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1

30.

Фантастическое путешествие.

Подведение итогов курса.

1

Тематический план программы

4 КЛАСС

№п/п

Тема занятий

Цели

Кол-во занятий по теме

Тема I. «Я и правила».

Содействие осознанию правил поведения; способствование формированию дружеских отношений в классе; развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

4

1.

«Вспоминаем школьные правила».

Помощь в адаптации к новому учебному году.

1

2.

3.

 «Я учусь владеть собой». Тревожность. Стресс. Навыки саморегуля-ции.

Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

2

4.

«Происхож-дение и назначение правил».

Показать роль и функции правил в регламентации, упорядочивании жизни людей; донести до детей мысль о том, что правила появляются не случайно, что от правил, принятых в той или иной группе, прямо и непосредственно зависит жизнь каждого человека.

1

Тема I. «В мире людей»

Помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения. Помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

20

5.

«Человеку дано ровно две драгоценные способности: вспоминать и забывать».

Учить детей прощению, не думать и не вспоминать о плохих поступках других людей; помнить, что сделали для тебя хорошего другие люди.

1

6.

«Как нужно делать добро».

Показать на примерах героев произведений бескорыстную помощь другим людям; учить благодарить тех людей, которые тебе делают добро.

1

7.

«Помощь».

Показать на примерах героев произведений как оказать помощь нуждающимся людям; учить благодарить тех людей, которые тебе

1

 делают добро.

8.

«Жадность и хитрость».

Показать на примерах героев произведений отрицательные и положительные качества людей; учится различать в людях наличие жадности и хитрости.

1

9.

«Прощение».

Учить детей прощению.

1

10.

«Мнение и совет».

Учить отличать мнение от совета других людей; учить прислушиваться к чужому мнению, а пользоваться только добрым советом.

1

11.

«Все человеку позволительно, но не все полезно».

Воспитывать у детей добро, внимание, ласку, стремление делать поступки, которые полезны им.

1

12.

«Я и мои друзья».

Помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

1

13.

14.

«Трудности в отношениях с друзьями».

Учить не только добрым поступкам, но и помыслам.

2

15.

«Я умею понимать другого».

Научится видеть себя и свои поступки со стороны; умение понять точку зрения другого.

1

16.

«Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?»

Помочь детям осознать понятие «интеллектуальный человек», обсудить проблему идеалов.

1

17.

«Льстивый человек, - какой он?»

Показать на примерах героев произведений  льстивое поведение, познакомить с понятием лесть; научиться различать льстивое поведение и его последствия.

1

18.

«Честный человек - свободный человек».

Показать на примерах героев произведений  честное поведение, познакомить с понятием честность; научиться различать честное поведение и его последствия.

1

19.

«Надежда».

Показать на примерах героев произведений,  что такое надежда; осознание положительных качеств.

1

20.

«Терпение».

Показать на примерах героев произведений,  что такое терпение; осознание положительных качеств.

1

21.

«Я благодарю своих родителей …».

Развитие уважительного отношения к своим родителям.

1

22.

«Щедрость – скупость».

Знакомство с понятиями щедрость – скупость; проявление данных качеств в поведении человека.

1

23.

«Не превозноси себя и будешь счастлив».

Подведение итогов курса.

1

24.

«Неведомые миры».

Подведение итогов курса. Развитие коммуникативных навыков;  развитие социальной восприимчивости, воображения, доверия, способности к эмпатии;

подготовка детей к переходу в 5 класс.

1

Библиография

  1. Бюлер Ш. Сказка и фантазии ребенка. - М., 1994
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967
  3. Гарбузов В.И. От младенчества до старости. - А., 1991
  4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994
  5. Гнездилов А.В. Дым старинного камина. - СПб., 1998
  6. Гнездилов А.В. Петербургские сновидения. - СПб., 1996
  7. Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. - СПб., 1995
  8. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком / Дошкольное воспитание. 1948
  9. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986
  10. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., 1982
  11. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991
  12. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 310 с.
  13. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. - СПб., 1997
  14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997
  15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996
  16. Кэмпбелл Р. Герой с тысячью лиц. - М., 1997
  17. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. - М., 1990
  18. Лич П. Младенец и ребенок. - СПб., 1993
  19. Лосева В.К. Рисуем семью. - М., 1995
  20. Миллер Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. - М., 1996
  21. Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. - Петрозаводск, 1989
  22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995
  23. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. - М.: Сфера ТЦ, 2002
  24. Пезешкиян Н. Торговец и попугай. - М., 1992
  25. Пропп В. Я. Морфология сказки. - М., 1969
  26. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - ЛГУ, 1986
  27. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1978
  28. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. - М., 1980
  29. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1990
  30. Строганова Л.В., авт.-сост. Уроки практической психологии в начальной школе. - Педагогическое общество России, 2005
  31. Телегин М.В. Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Начальная школа плюс До и После. 2002. №12.
  32. Телегин М.В. Воспитательный диалог: Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. Ч. I, II. М.: МГППИ, 2002.
  33. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. - СПб., 1998
  34. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989
  35. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я: Уроки психологии в начальной школе (1-4). - Генезис, 2006
  36. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997
  37. Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. - М., 1992
  38. Эльконин Б.Д., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий / Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1993.2
  39. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1992
  40. Юнг К.-Г. Феноменология духа в сказке. - М., 1996

Интернет – ресурсы для реализации программы

  1. http://adalin.mospsy.ru/
  2. http://festival.1september.ru
  3. http://psy.1september.ru
  4. http://psy.1september.ru
  5. http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/129/
  6. http://www.p4c.ru/
  7. http://www.pedlib.ru
  8. http://www.pedlib.ru
  9. http://www.radugamira.info/node/748
  10. http://www.radugamira.info/node/748


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"

Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска...

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Сказкотерапия

Психологические сказки помогают легче справиться с трудностями, которые могут быть у детей в разном возрасте....

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...