Гимнастика ума
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

romanovaei
Анализируя используемые современные методы развития психических и личностных качеств детей, следует сказать, что наилучших результатов удается добиться с применением методов нейропсихологической коррекции. Технология нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией психических процессов. Подбирая специализированные упражнения можно оказать целенаправленное влияние на определенные функции организма, а через изменения функции - воздействовать на восстановление поврежденной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_uma_romanova2.docx100.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1908»

Принято на    заседании  методического совета       Протокол №___      

от «__»_______20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____ Луговая Н.А.

«__» _______20___г

«Утверждаю»

Директор школы

_________ Булаева М.В.  Приказ  № ___

 от «__»_______20___г

                                                           

                                     .                     .

Дополнительная общеразвивающая программа

«Гимнастика ума»

   Направленность: коррекционно - развивающая

Уровень: ознакомительный

Возраст учащихся: 6-11 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                          Автор составитель:

                                                                                                  Романова Елена Ивановна,

                                                                                  педагог дополнительного образования

Москва

2017 -2018 уч.год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Программа коррекционно – развивающей направленности ознакомительного уровня.

Актуальность программы.

Программа коррекционно - развивающей работы «Гимнастика ума» — это программа по развитию у детей способностей, позволяющих добиться больших успехов в обучении и лучшей социальной адаптации.

Анализируя используемые современные методы развития психических и личностных качеств детей, следует сказать, что наилучших результатов удается добиться с применением методов нейропсихологической коррекции. Технология нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией психических процессов. Подбирая специализированные упражнения можно оказать целенаправленное влияние  на определенные функции организма, а через изменения функции - воздействовать на восстановление поврежденной системы.

           У учащихся начальной школы часто наблюдается недостаточное развитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, что затрудняет успешное обучение. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Для большинства детей характерна  несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Значительная часть упражнений  нейропсихологической коррекции посвящена развитию именно взаимодействия полушарий.

Методы нейропсихологической коррекции

В основу нейропсихологических методов легли научные данные А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л. С. Цветковой, Б.А.Архипова и других. Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы.

Нейропсихологическая коррекция включает когнитивные и двигательные методы, которые применяются в  комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Эти методы являются базовыми для развития ВПФ и создают предпосылки для полноценного участия этих психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Технология нейропсихологической коррекции имеет трехуровневую систему (основанную на трех функциональных блоках мозга, по А.Р. Лурия).

1.        Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения    психических процессов.
Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований.

На данном уровне используется комплекс дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой и общей моторики.

2.        Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (уровень автоматизмов). Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга, развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, пространственных представлений (освоение телесного пространства, а затем и внешнего пространства), формирование базиса для «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкций; развитие и коррекцию мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память).

На данном уровне присоединяются упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов. Методы направлены на формирование оптимального, функционального статуса передних отделов мозга. На данном уровне присоединяются упражнения для активизации психических процессов, развитию коммуникативных навыков, упражнения на целеполагание и самоконтроль.

Упражнения из трех уровней используются одновременно в коррекционном процессе и построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга - от простого к  сложному,  зависят от исходного статуса ребенка.

Современные представления о закономерностях развития ребенка и работы отечественных исследователей в области детской нейропсихологии (Ю.В, Микадзе, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, А.Р. Лурия и др.) позволяют выделить следующие принципы нейропсихологической коррекции в детском возрасте, реализуемые и в данной программе.

  • Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка

  • Принцип опоры на сохранные формы деятельности.

  • Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию.

  • Принцип от простого к сложному.

  • Принцип использования игровой деятельности.

  • Эмоциональный контакт с ребенком.

Цель: развитие высших психических функций у детей младшего школьного возраста методами нейропсихологии для достижения более высоких учебных и личностных результатов ребенка.

Задачи программы:

образовательные

  • научить детей использовать в дальнейшей учебной деятельности приобретенные умения;
  • сформировать у детей готовность к преодолению сложностей в образовательном процессе;

  • сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции;

коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию высших психических функций;

  • способствовать формированию навыка самостоятельного применения усвоенных и упроченных способов выполнения заданий в изменяющихся условиях.

  • способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действия;

воспитательные:

  • сформировать у детей чувство уверенности в собственных силах и возможностях;

  • повысить у детей школьного возраста мотивацию к учению в школе;

  • предотвратить формирование у детей чувства неполноценности и способствовать становлению чувства позитивного самопринятия.

Особенности организации образовательного процесса

Программа предусматривает проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю по 1 часу и предполагает работу в режиме мини-группы (2-4 человека). Методы: анкетирование с целью сбора анамнестических данных, наблюдение, беседа с родителями, нейропсихологический метод синдромного анализа состояния психических функций (А.Р. Лурия), методики, разработанные в рамках отечественной школы нейропсихологии (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Ж.М. Глозман, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович), игровые методы, рисуночные методики, методы развития и поддержания физического благосостояния ребенка.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 36 часов, длительность одного занятия 30 минут

Ожидаемые результаты:

В результате занятий по программе у учащихся произойдет развитие всех 3 блоков мозга.

Для 1 блока мозга (энергетического), обеспечивающего общий  тонус,  необходимый для протекания психических процессов, произойдет развитие  пространственных представлений, слухо-моторных координаций, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, саморегуляции, коррекция тревожности.

Для 2 блока мозга (операционального), связанного с приемом, переработкой и хранением информации, произойдет развитие памяти, произвольности, самоконтроля над собственной речью, мыслительных операций обобщения и аналогий, слухо – речевое развитие.

Для 3 блока мозга (программирования и целеполагания) произойдет развитие абстрактно – логического мышления, логики, операций анализа и синтеза, удержания программ, самоконтроля, саморегуляции.

Результатом работы по программе является достижение оптимального для детей младшего школьного возраста уровня сформированности высших психических функций (памяти, мышления, внимания), навыка самостоятельного применения усвоенных и упроченных способов выполнения заданий в изменяющихся условиях, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства
  • строить речевое высказывание в устной форме
  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
  • учиться графически оформлять изучаемый материал
  • моделировать различные ситуации
  • усваивать разные способы запоминания информации                
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • Логические универсальные действия:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Одним из важных результатов работы является способствование формированию уверенности у будущих младших школьников в преодолении своих сложностей, использование в процессе обучения приобретенных умений. Подобное в свою очередь способствует формированию чувства уверенности в своих силах, повышению у детей школьного возраста мотивацию к обучению в школе, в целом способствует формированию способности к самоконтролю и саморегуляции.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Так как высшие психические функции имеют системное строение, большое внимание в данном случае будет уделяться работе с теми уровнями, оптимальное функциональное состояние которых необходимо для формирования более высоких и сложно организованных. Специфика разделов и упражнений заключается в том, что, несмотря на условное выделение той или иной психической функции, которая является мишенью в каждом блоке занятий, упражнения требуют вовлечения всех тех систем, которые выделяются в качестве основных причин трудностей обучения. Подобное позволяет педагогу комбинировать в зависимости от диагностированных сложностей, собственную стратегию проведения занятий. Также отметим, что каждое занятие включает в себя и задания, актуализирующие функционирование большинства психических процессов.

В программе выделяются следующие разделы

  1. Первичное нейропсихологическое обследование ребенка с целью определения актуальных проблемных сфер познавательного развития, уяснение степени несформированности психических функций.

Итоговое    нейропсихологическое    обследование    для    определения    уровня

сформированности психических функций после прохождения курса коррекционных занятий

Всего 6 часов

  1. Работа со зрительными функциями, формированиеустойчивых зрительных представлений. Для этого задействуется основа методического комплекса, разработанного Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой (6 часов).

  1. Работа со слуховыми гностическими процессами и фонематическим восприятием (5 часов)

  1. Работа со зрительно-пространственными функций, более тщательное усвоение представлений о пространстве вокруг и пространстве собственного тела, осознание того, как нужно действовать с пространством листа, формирование устойчивых понятий о пространственной ориентации цифр и букв (6 часов)

  1. Работа с мнестическими и речевыми функциями, постепенная интериоризация внешне усвоенных навыков запоминания (6 часов)

  1. Работа с функциями программирования, регуляции и контроля по специально разработанной методике (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) в совокупности с различными двигательными упражнениями, нацеленными на обучение управлять собственным телом (7 часов)

Структура занятий подразумевает включение следующих типов упражнений:

  1. Разминка, выполнение физических упражнений для активации работоспособности, мышечного тонуса, мозговой активности.

  1. Упражнения, характерные для содержания раздела, темы

  1. Упражнения на восстановление состояния внутренней уравновешенности, сил, нацеленные на расслабление и снижение умственного и физического напряжения

Длительность занятий – 1 час

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

теории

практики

Форма контроля

Раздел 1

Стабилизация и        

активация        

энергетического        

потенциала организма        

6

0

6

Входная диагностика

1.1

Формирование

правильного дыхания

1

0

1

-

1.2

Работа с ригидными

телесными        

установками        

1

0

1

-

1.3

Работа с телесным

пространством

1

0

1

-

1.4

Работа с

межполушарным

взаимодействием

1

0

1

-

1.5

Оптимизация   крупной

и тонкой моторики        

2

0

2

-

Раздел 2

Коррекция зрительно-

вербальных функций

6

0

6

-

2.1

Работа с простыми

изображениями

1

0

1

-

2.2

Формирование

Целостного образа

реального предмета.

1

0

1

-

2.3

Работа с закреплением зрительного образа в памяти

1

0

1

-

2.4

Формирование полного

Зрительного образа

предмета.        

1

0

1

-

2.5

Формирование

Представлений о

возможности

воссоздания целостного

образа из его частей.

1

0

1

-

2.6

Отработка зрительного

образа  в графическом

плане,        работа с

изображениями.

1

0

1

-

Раздел 3

Коррекция слуховых и

фонематических

функций (5 ч.)

5

0

5

-

3.1

Идентификация звуков разной  модальности и

разной отнесенности        

1

0

1

-

3.2

Идентификация звуков, из   которых состоит

слово посредством

материальных опор

1

0

1

-

3.3

Идентификация

образа слова посредством

зрительного образа

1

0

1

-

3.4

Идентификация        

слухового образа слова

с графическим        

1

0

1

-

3.5

Идентификация

звукового состава слова

без материальных опор

1

0

1

-

Раздел 4.

Коррекция зрительно-

пространственных        

функций)

6

0

6

-

4.1

Освоение  пространства

Собственного тела с

Одновременной вербализацией        

1

0

1

-

4.2

Освоение внешнего

пространства        и

собственного тела в пространстве

1

0

1

-

4.3

Освоение окружающего        

пространства, работа

идентификацией

положения предметов

во внешнем

пространстве        

1

0

1

-

4.4

Освоение  пространства

Рабочего листа        и

ориентация в нем.

1

0

1

-

4.5

Освоение  пространства

Рабочего листа        и

ориентация в нем

1

0

1

-

4.6

Формирование        

квазипространственных

представлений        

1

0

1

-

Раздел 5

Коррекция        

мнестических и        

речевых функций

6

0

6

-

5.1

Формирование тактильной памяти с

опорой        на

вспомогательные средства        

1

0

1

-

5.2

Активация, стимуляция мнестической        

деятельности        

1

0

1

-

5.3

Формирование устойчивых зрительных образов

Букв и цифр

Посредством внешних

средств-опор        

1

0

1

-

5.4

Активация экспрессивной функции речи с опорой

на зрительные образы

1

0

1

-

5.5

Формирование способности активно

слушать         и воспринимать рассказ

на слух        и затем

пересказывать, выделяя

при этом важные

части и смысл        

1

0

1

-

5.6

Формирование способности активно

слушать         и

воспринимать рассказ

на слух        и затем

пересказывать, выделяя

при этом важные его

части и смысл (ч. 2)

1

0

1

-

Раздел 6

Формирование        

функций        

программирования,

регуляции и контроля

7

0

7

-

6.1

Формирование совместных с психологом действий,

опосредованных        

внешними опорами

1

0

1

-

6.2

Формирование

действий в умственном

плане с одновременной

парциальной помощью

психолога        

1

0

1

-

6.3

Формирование представлений о        

Соотношении числового и количественного ряда

1

0

1

-

6.4

Формирование и        

упрочениепредставлений о        

числовом ряде в        

обратном порядке        

1

0

1

-

6.5

Работа с        

одновременным

усвоением        

расходящихся

программ.        

1

0

1

-

6.6

Работа        с числовым

Рядом в        упроченных

ситуациях, работа   с

избирательным        рядом,

формирование        

совместных с

психологом действий,

опосредованных        

внешними опорами.

2

0

2

Итоговая диагностика

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1

Стабилизация и активация энергетического потенциала организма (6 ч.)

Количество занятий: 6

Цель:

  1. определение актуального уровня психического развития ребенка, определение проблемных и сохранных звеньев в структуре ВПФ

  1. стабилизацияэнергетического потенциала, развитие сенсомоторных взаимодействий

Задачи:

  • осуществлять комплексное нейропсихологическое обследование;
  • квалифицировать выявленные симптомы, составить заключение;
  • обсудить с родителями возможные причины трудностей ребенка,

  • определить примерные стратегии преодоления актуальных и потенциальных трудностей

  • развить возможности регуляции тонуса, развить базовые сенсомоторные взаимодействия, развить возможности регуляции двигательных актов.

Данный раздел программы предполагает проведение полного нейропсихологического обследования, процедура проведения которого, содержание, интерпретация данных такого обследования представлены в современной литературе по нейропсихологии детского возраста.

По завершении нейропсихологического обследования составляется гипотетическое предположение, характеризующее актуальный уровень развития познавательной сферы ребенка, а также отражающее зоны потенциальной уязвимости в виде дефицитарности в развитии той или иной психической функции.

На первоначальном этапе нейропсихологической коррекции уделяется большое внимание процессам активации и оптимизации энергетического потенциала. Этому способствует включение дыхательных упражнений и упражнений из блока «оптимизация тонуса».

На этом этапе ребенок осваивает базовые сенсомоторные взаимодействия в положении лежа и сидя, ползание. Воздействие на сенсомоторный уровень, «вызывает активацию в развитии всех высших психических функций, простраивает взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Также, в начале курса занятий большое внимание уделяется выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

Занятие 1 Формирование правильного дыхания

Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.

Задачи:

  • нормализовывать состояние психических процессов;
  • развивать телесные ощущения.
  • развивать зрительно-моторную координацию.

Оборудование: ковер для ползания, «колючие» мячи, фитнесбол, теннисный мячик.

  1. Комплекс дыхательных упражнений на формирование брюшного дыхания;
  2. Упражнения на чувствительность;

  1. Упражнение: «Ходьба с мячами»: ребенок двигается по комнате обычным шагом, далее – двигается, поднимая правую, затем левую ногу и делая хлопок рукой по одноименной ноге; двигается с перекрестными хлопками (правая нога – лева рука и наоборот). Ребенку в руки даются два теннисных мячика, делая шаг правой ногой, он бросает и ловит мячик с правой стороны правой рукой, шаг левой ногой – мячик бросается и лоится слева. Более сложный вариант, когда ребенок уже научится выполнять одноименные движения – шаг правой ногой, мячик бросается и ловится слева, шаг левой ногой, мячик бросается и ловится справа. Еще более сложный вариант – движение спиной вперед. Для левшей предлагается начинать подобное упражнение с ведущей руки.

Занятие 2 Работа с ригидными телесными установками

Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.

Задачи:

  • нормализовывать состояние телесных психических процессов;

  • снять излишние напряжение;
  • создать навык осознания и снятия синкенезий.

Оборудование: ковер для ползания, «колючие» мячи, фитнесбол, теннисный мячик.

  1. Комплекс дыхательных упражнений;
  2. Комплекс упражнений на контраст напряжения и расслабления;
  3. Упражнения «Часы» и «Сломанные часы»;
  4. Упражнения с теннисными мячами.
  5. Упражнения на релаксацию.

Занятие 3 Работа с телесным пространством

Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.

Задачи:

  • нормализовать состояние психических процессов;

  • развивать межполушарное взаимодействие;
  • развивать представление о «схеме тела»;
  • развивать регуляторную сторону деятельности.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, настольные дидактические игры.

  1. Комплекс глазодвигательных и дыхательных упражнений. Упражнения на освоение телесного пространства.

  1. Рисование двумя руками одновременно: рисование по заданным линиям, свободное рисование, рисование на горизонтальной поверхности, за тем – на вертикальной поверхности. Для школьников можно прописывать таким образом буквы алфавита.

  1. Настольная игра с правилами. Оборудование: ковер, листы бумаги, карандаши, карточки с буквами.

  1. Выполнение графических диктантов под диктовку психолога. За тем ребенок диктует узор по клеточкам взрослому и поверяет ошибки.

  1. Игра с алфавитом: буквы алфавита, нарисованные на отдельных листах и разложенные на полу, ребенок перепрыгивает на буквы, которые называет ему психолог.

Занятие 4 Работа с межполушарным взаимодействием

Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.

Задачи:

  • нормализовать состояние психических процессов;
  • развивать телесные ощущения.
  • развивать зрительно-моторную координацию.

  • усилить дивергенцию и конвергенцию глазных мышц; Оборудование: ковер, набор маленьких игрушек, фитнесболы.
  1. Комплекс дыхательных и глазодвигательных упражнений.
  2. Ползания.

  1. «Запретное движение»: психолог показывает ребенку ряд движений, одно из которых повторять нельзя.

  1. Кувырки; «падения»; «колобок», «коробочка», «бревнышко»;

Занятие 5-6 Оптимизация крупной и тонкой моторики

Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.

Задачи:

  • нормализовать состояние психических процессов;

  • развивать общую координированость и навыки владения телом; развивать межполушарное взаимодействие;

  • развивать представление о «схеме тела»;
  • развивать регуляторную сторону деятельности.
  • научить навыкам планомерной конструктивной деятельности при помощи тонких
  • научить видеть конечный результат выполняемой деятельности.

  • развивать внимание.

Оборудование: конструктор, веревка, ковер, лист, карандаши, бланки.

  1. Комплекс темпо-ритмических упражнений;
  2. Комплекс упражнений «Часы»;
  3. Работа с конструктором;
  1. Игра «Канатоходец». Инструкция: «С закрытыми глазами, «балансируя над пропастью», ты должен пройти по веревке, которая лежит на полу, как можно более аккуратно, не оступиться». Рисование двумя руками одновременно.

  1. Рисование на заранее подготовленном бланке: «Закончи недорисованные изображения».

Раздел 2. Коррекция зрительно-вербальных функций (6 ч.)

Цель: формирование зрительно-вербальных функций, оптимизация процессов зрительного восприятия

Задачи:

  • способствовать развитию способности к переработке зрительной информации, ее целостной (холистической) и аналитической стратегии

  • развивать зрительное внимание, ориентировочной основы зрительного действия
  • развивать вербальные функции, номинативной функции речи (функции называния)

Занятие 7 Работа с простыми изображениями Цель: формирование образов реалистических изображений

Задачи:

  • формировать способность к идентификации реалистических изображений

  • научить узнавать изображения в условиях сенсибилизированных условий предъявления заданий

Оборудование: листы из альбома Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой «Учимся видеть и называть», баночки с разными крупами

На данном занятии осуществляется работа с идентификацией реалистичных изображений

  • одновременным усложнением гностической и речевой линии выполнения задания. В начале занятия выполняется гимнастика для активации организма для последующей работы, а в конце - релаксация

Занятие 8 Формирование целостного образа реального предмета. Цель: нахождение вербализуемых различий в сюжетных картинках

Задачи:

  • научить идентифицировать изображения, отличающиеся разной перцептивной сложностью

  • способствовать формированию целостного образа реального предмета

Оборудование: мяч, наборы листов из используемого альбома, карандаши, коврик для упражнения на полу

Осуществляется работа с изображениями, которые отличаются перцептивной сложностью (черно-белые, контурные, стилизованные). Усложнение задания с последующей сенсибилизацией активирует зрительную систему и настраивает на активный поиск. Использование метода «сравнение».

Занятие 9 Работа с закреплением зрительного образа в памяти

Цель: формирование целостного образа предмета и закрепление его в памяти Задачи:

  • способствовать развитию возможности верно идентифицировать форму предмета

  • способствовать расширению зрительного поля

  • закреплять межмодальные связи

Оборудование: листы из используемого альбома, гимнастический коврик

На данном занятии осуществляется расширение объема зрительной памяти. осуществляется привлечение наглядных предметов, а также техники визуализации и рисования фигур, которые нужно запомнить на листе. Игра «Memory»

Занятие 10 Формирование полного зрительного образа предмета. Цель: актуализация целостного восприятия образа предмета

Задачи:

  • Формировать холистическую стратегию зрительного восприятия

  • Научить анализировать части зрительного образа, ключевые признаки формы и структурировать их в единый целостный образ восприятия

Оборудование: листы из используемого альбома, гимнастический коврик, картинка для раскрашивания

Работа с конкретным зрительным образом, обнаружение вербализуемых различий в изображении. Тренировка зрительного восприятия. Закрепление зрительного образа.

Занятие 11 Формирование представлений о возможности воссоздания целостного образа из его частей.

Цель: формирование способности к актуализации целостного предметного образа посредством объединения частей

Задачи:

  • научить формировать целостный образ из его составных частей

  • актуализациязрительно-вербального опосредствования в процессе дорисовывания образа

Оборудование: мяч, листы из используемого альбома Т.В. Ахутиной  и Н.М. Пылаевой.

Работа с перцептивным моделированием: непосредственное складывание модели предмета из частей, дорисовывание недостающих деталей с опорой на образец, самостоятельное дорисовывание, рисование по памяти, отсроченное рисование по слову-наименованию.

Занятие 12 Отработка зрительного образа в графическом плане, работа с ми изображениями.

Цель: формирование способности к идентификации сенсибилизированных изображений Задачи:

  • Научить идентифицировать сенсибилизированные изображения

  • Развитие холистической стратегии восприятия зрительного пространства

  • Закрепление зрительного образа посредством зрительных, мнестических и моторных функций

Оборудование: картинки с изображением разных предметов, листы из используемого альбома, гимнастический коврик

Идентификация сенсибилизированных изображений. Развитие холистической стратегии восприятия зрительного пространства

Раздел 3. Коррекция слуховых и фонематических функций (5 ч.)

Цель: развитие фонематических процессов и оптимизация развития слухо-речевых функций

Задачи:

  • Формировать фонематическое восприятие

  • Способствовать актуализации слухоречевых связей

  • данном разделе используются упражнения, нацеленные на развитие фонематического слуха начальном этапе, для того чтобы «запустить» фонематический слух, нужно опуститься на ступень ниже, то есть начать работу с формирования неречевых звуков. Таким образом, ребенку дается определенная программа, и тем самым формируется произвольная слуховая регуляция.

Занятие 13 Идентификация звуков разной модальности и разной отнесенности

Цель: улучшение способности к звуковой идентификации Задачи:

  • Научить верифицировать звуки разной модальности

  • Стабилизировать соматосенсорные процессы

  • Актуализовать целенаправленный поиск пространственной локализации звуков

Оборудование: гимнастический коврик, зеркало, материальные вещи, имитирующие препятствия для игры в «Робот»

Стабилизация  соматосенсорных  процессов,  верификация  звуков  разной  модальности,

актуализация процессов активного поиска звуков разной пространственной локализации.

Занятие 14 Идентификация звуков, из которых состоит слово посредством материальных опор

Цель: актуализация тактильно-слуховых процессов Задачи:

  • расширить словарный запас

  • актуализировать ассоциативные связи посредством образных представлений

Оборудование: зеркало, мяч, гимнастический коврик

Работа с актуализацией словарного запаса, посредством наглядных средств. Работа со звуковым составом слова

Занятие 15 Идентификация образа слова посредством зрительного образа Цель: стабилизация слоговой организации слова Задачи:

  • закрепить навыки слогового анализа слова

  • формировать навыки словообразования и продуцирования ассоциативного ряда

Оборудование: мяч, гимнастический коврик, бумага, цветные карандаши

Стабилизация навыков слогового анализа слова, навыков словообразования, актуализации ассоциаций посредством предметных опор.

Занятие 16 Идентификация слухового образа слова с графическим Цель: актуализация межмодальных, зрительно-слуховых связей Задачи:

  • развиваться навыки словообразования и вербальной гибкости

  • расширять словарный запас

Оборудование: мяч, гимнастический коврик

Актуализация навыков словообразования, расширение словарного запаса, использование метода рисования для стабилизации навыков словообразования

Занятие 17 Идентификация звукового состава слова без материальных опор Цель: нормализация звукового состава слова Задачи:

  • Развивать способность к самоконтролю

  • Формировать зрительно-пространственные навыки

Оборудование: мяч, гимнастический коврик, лист с картинкой для раскрашивания

Формирование навыков словообразования, актуализация ассоциативных связей, расширение кругозора, работа с воображением.

Раздел 4. коррекция зрительно-пространственных функций (6 ч.)

Для формирования пространственных представлений и схемы тела применяются следующие методы: метод рисования (рисование геометрических фигур по образцу и по речевой инструкции), метод конструктивной деятельности (мозаика, составление разрезной картинки по образцу, конструктор), вербальные методы в сочетании с методами рисования (раскрашивание картинок по заданной инструкции, рисование по точкам), конструктивно-рисуночные методы (графический диктант на бумаге, затем ребенок сам ходит по речевой инструкции специалиста), метод игр (настольные игры: домино, лабиринты, парочки; подвижные игры: игра с мячом).

Цель: развитие пространственных отношений

Задачи:

  • формировать представления о схеме собственного тела

  • Развивать пространственные представления относительно предметов в пространстве и себя в окружении этих предметов

  • Развивать зрительно-пространственные функции

Занятие 18 Освоение пространства собственного тела с одновременной вербализацией

Цель: актуализация представлений о собственном теле Задачи:

  • формировать представления о собственном теле

  • формировать представления о положении себя в пространстве относительно окружающих предметов

Оборудование: гимнастический коврик, дополнительные предметы для упражнения «Робот», карандаши, листы бумаги в клетку

Расширение представлений о собственном телесном пространстве, обучение навыком пространственного представления, стабилизация энергетического потенциала и тонуса тела

Занятие 19 Освоение внешнего пространства и собственного тела в пространстве

Цель: формирование представлений о себе в пространстве Задачи:

  • актуализировать перцептивного образа окружающей среды

  • формировать межполушарные взаимодействия

Оборудование:

Оптимизация процессов распознавания частей собственного тела в обычной и зеркальной репрезентации, развитие представлений о схеме собственного тела, актуализация межполушарных связей, стабилизация энергетического потенциала, выработка и закрепление программы моторного действия

Занятие 20 Освоение окружающего пространства, работа с идентификацией положения предметов во внешнем пространстве

Цель: актуализация представлений о положении предметов в окружающем пространстве Задачи:

  • развивать пространственные представления

  • развивать пространственную память

Оборудование: гимнастическая палка, цветная бумага и схемы для оригами, гимнастический коврик

Вначале проводится упражнение на активизацию и стабилизацию энергетического потенциала. Осуществляется знакомство с обстановкой кабинета для закрепления способностей ориентации во внешнем пространстве. Затем складывается оригами, что способствует улучшению способности к программированию и контролю своих действий, а также способствует улучшению мелкой моторики.

Занятие 21 Освоение пространства рабочего листа и ориентация в нем. Цель: развитие зрительно пространственных функций при работе с листом и тетрадью Задачи:

  • научить ориентироваться в пространстве листа посредством усвоенных способов ориентации во внешнем пространстве

  • оптимизировать представления о направлениях сторон и геометрических формах Оборудование: гимнастический коврик, спички, цветная бумага или картон

Выполнение самомассажа для активизации энергетического потенциала. Затем проводится упражнение на складывание разных фигур из спичек, что способствует усвоению пространственных отношений между предметами в пространстве посредством наглядно-образных образов

Занятие 22 Освоение пространства рабочего листа и ориентация в нем Цель: оптимизация символических представлений о цифрах и буквах Задачи:

  • Формировать и закреплять образы букв и цифр

  • Закреплять понимание пространственных отношений в символическом пространстве

Оборудование: картинки, бумага белая формата А4, гимнастический коврик

Выполнение упражнения «Разрезные картинки», рисование и дорисовывание простых и сенсибилизированных изображений, самомассаж, выполнение гимнастики мозга. Обучение навыкам ориентации в пространстве листа.

Занятие 23 Формирование квазипространственных представлений Цель: развитие квазипространственных представлений Задачи:

  • развивать понимание логико-грамматических конструкций

  • оптимизировать  счетные операции

Оборудование: гимнастический коврик, листы бумаги А4, ручки

Выполнение гимнастики для активации тонуса тела, работа со словами, дописывание слова до целого, работа с функциями внимания, программирования и контроля, раскрашивание картинки по цифрам, формирование квазипространственных представлений посредством наглядных средств-опор

Раздел 5. Коррекция мнестических и речевых функций (6 ч.)

Работа по формированию слухоречевой и зрительно-предметной памяти направлена на увеличение объема, прочности и точности запоминания и воспроизведения. Это возможно путем формирования опосредованного запоминания, расширения межмодального и межфункционального взаимодействия, усиления произвольной регуляции мнестической деятельности. К методам формирования памяти можно отнести метод семантизации (психологический смысл заключается в формировании опосредованного запоминания), метод «Память в деятельности» (формирование психологической системы «зрительно-предметная память – вербально-логическое мышление – образы-представления», благодаря чему создаются дополнительные опоры для запоминания зрительно-предметного материала), метод зрительно-предметного опосредования.

Цель: развитие мнестических функций

Задачи:

  • развивать зрительную память

  • развивать пространственную память

  • развивать слухоречевую память

Занятие 24 Формирование тактильной памяти с опорой на вспомогательные средства

Цель: развитие сенсомоторной памяти

Задачи:

  • формирование мнестических образов посредством дополнительных средств

  • развивать зрительную память

Оборудование: игрушки, гимнастический коврик, листы А4.

Расставление игрушек по инструкции, чтение рассказа и пересказ с опорой на наглядные картинки, верификация расположения собственных частей тела, актуализация вербальных навыков посредством визуализации и образных представлений.

Занятие 25 Активация и стимуляция мнестической деятельности

Цель: актуализация зрительных образов-представлений посредством идентификации изображения

Задачи:

  • оптимизировать развитие мнестических функций

  • развивать умение оперировать зрительными образами с целью оптимизации мнестических процессов

Оборудование: мяч, гимнастический коврик, бумага А4, текст, напечатанный на листе

Упражнение «тематические ассоциации», выполнение упражнений на тактильную память, актуализация функций регуляции, программирования и контроля, осознание пространства своего тела.

Занятие 26 Формирование устойчивых зрительных образов букв и цифр посредством внешних средств-опор

Цель: формирование устойчивых зрительных образов букв и цифр посредством внешних средств-опор

Задачи:

  • формировать зрительных образов букв и цифр

  • актуализация символических представлений посредством внешних средств-опор Оборудование: гимнастический коврик, мяч, рассказ, напечатанный на листе

Гимнастика и разминка для активации организма и подготовке к перцептивно насыщенной деятельности. Игра в ладушки для активизации внимания. Работа с предметными эквивалентами цифр, опознание цифр на ощупь, тренировка навыков внимания посредством актуализации фонематического восприятия

Занятие 27 Активация экспрессивной функции речи с опорой на зрительные образы

Цель: активация экспрессивной функции речи с опорой на зрительные образы, посредством включения номинативной функции речи

Задачи:

  • формировать номинативную функцию речи

  • формирование умения опосредствованного запоминания

Оборудование: мяч, гимнастический коврик, листы бумаги А4, ручки

Для актуализации умения говорить используются визуальные образы, наглядные картинки, являющиеся внешними опорами при составлении предложений, формирование навыков связной речи, перевод деятельности в мысленный план. Упражнения с мячом.

Занятие 28-29 Формирование способности активно слушать и воспринимать рассказ на слух и затем пересказывать, выделяя при этом важные его части и смысл (ч. 1, ч.2)

Цель: формирование умения активного слушания, слухового восприятия и изложения содержания в речи

Задачи:

  • формировать способности активного слушания

  • Формирования умения пересказывать содержание текста

  • Развитие умения смыслового понимания содержания

Оборудование: гимнастический коврик, мяч, бумага формата А4, ручки игрушки

Слушание рассказа и пересказ по вопросам, обучение навыкам выделения главной сюжетной линии, развитие связной речи. Отработка навыков пересказывания, выделения главных смысловых линий, развитие навыков активного слушания посредством прослушивания отрывков текста. Сопоставление отрывков текста с картинками.

Раздел 6. формирование функций программирования, регуляции и контроля (7 ч.)

Для работы с функциями регуляции, программирования и контроля используются элементы методики Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой «Школа внимания». В качестве дополнительных средств используются игры настольные, упражнения с мячами, задания на развитие логического мышления, развития концентрации, лабиринты, ребусы, кроссворды головоломки со спичками

Цель: формирование функций регуляции, программирования и контроля Задачи:

  • развивать умение контролировать свою деятельность

  • Развивать умение программировать и планировать свою деятельность

  • Развивать умение контролировать свою деятельность

Занятие 30 Формирование совместных с психологом действий, опосредованных внешними опорами.

Цели: формирование представлений о числовых рядах в упроченных ситуациях Задачи:

  • формировать умение оперировать с прямым порядком

  • Развивать умение опосредствованной деятельности в условиях взаимодействия со взрослым

Оборудование: листы из рабочей тетради «Школа внимания», мяч, гимнастический коврик, листы бумаги А 4, карандаши, листы 1-5 из рабочей тетради «Школа внимания»

Работа с числовым рядом в упроченных ситуациях, работа с избирательным рядом, закрепление представлений о числах посредством игрового сюжета и упражнений с мячом.

Занятие 31 Формирование действий в умственном плане с одновременной парциальной помощью психолога

Цели: формирование умственных действий посредством использования числового ряда в условиях помощи взрослого

Задачи:

  • обучить способам образного оперирования символическими представлениями

  • Обучать принципам словесного опосредствования задания с целью тренировки функций программирования и контроля

Оборудование: мяч, гимнастический коврик, игрушки, бумага, цветные карандаши, листы 6-10 из рабочей тетради «Школа внимания»

Вербализация предлагаемого задания, тренировка функции программирования и контроля, перевод действий из предметного в умственный план путем обучения навыкам самоконтроля.

Занятие 32 Формирование представлений о соотношении числового и количественного ряда

Цели: формирование представлений о взаимосвязи числового и количественного ряда Задачи:

  • формировать представления о числовом ряде в обратном порядке

  • Развивать принципы обращения с прямым и обратным числовым рядом и их взаимосвязи

Оборудование: текст с картинками, мяч, гимнастический коврик, листы бумаги А4, цветные карандаши, листы 11-15, 16-20 из рабочей тетради «Школа внимания».

Оптимизация представлений о схеме тела, сопоставление чисел в количественном эквиваленте, вербализация числового ряда, формирование внешней программы и программы во внутреннем плане

Занятие 33 Формирование и упрочение представлений о числовом ряде в обратном порядке

Цели: формирование представлений о числовом ряде в обратном порядке Задачи:

  • развивать умения оперировать числами в обратном порядке

  • развивать умение соотносить числа прямого и обратного числового порядка

Оборудование: гимнастический коврик, гимнастический мяч, бумага, цветные карандаши, листы 21-25 из рабочей тетради «Школа внимания»

Закрепление образов чисел в количественном эквиваленте в обратном порядке, вариации программы выполнения задания, обучение оперированием числовыми рядами с целью закрепления программы во внутреннем плане

Занятие 34 Работа с одновременным усвоением расходящихся программ. (ч 1,

ч.2)

Цели: формирование внешней программы действия посредством усвоения расходящихся программ

Задачи:

  • Обучить принципам внешне опосредствованного контроля за своей деятельностью

  • Развивать умение планомерного выполнения задания

Оборудование: мяч, листы 26-30 из рабочей тетради «Школа внимания», листы А4, цветные карандаши

Самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Оптимизация навыков регуляции, программирования и контроля, активизация способностей к планомерной деятельности, закрепление в игровой форме, посредством мяча.

Занятие 35 Работа с избирательным числовым рядом

Цель: формирование совместных с психологом действий, опосредованных внешними опорами.

Задачи:

  • Обучить принципам контроля посредством опоры на интериоризированные внешние средства

  • Формировать навыки произвольного внимания

Занятие 36 Нейропсихологическая диагностика, обсуждение результатов коррекционной работы с родителями, проблемных вопросов, уточнение имеющихся вопросов родителей, обоснование рекомендаций

Цель: определение уровня познавательного развития ребенка после проведенного курса нейропсихологической коррекции.

Задачи:

  • Провести нейропсихологическое диагностическое обследование; оценить динамику на основе сравнения с исходным протоколом.

  • Обсуждение результатов коррекционной работы с родителями, проблемных вопросов, уточнение имеющихся вопросов родителей, обобщить изменения, отмеченные родителем; дать рекомендации по дальнейшей работе с ребенком, организации его досуга, режима дня и пр.

Данный раздел предполагает подведение итогов коррекционной работы. Для ребенка это возможно реализовать через сравнение продуктов его деятельности в начале и конце курса занятий. С родителем в форме беседы проясняются достижения ребенка за период занятий; так же даются рекомендации (в устной или письменной форме).

Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

№ урока

месяц

число

Время проведения

Форма занятия

Модули, темы урока

Кол часов

Место проведения

Форма контроля

1

практическая

Формирование правильного дыхания

1

Кабинет психолога

Входная диагностика

2

практическая

Работа с ригидными телесными установками        

1

Кабинет психолога

3

практическая

Работа с телесным пространством

1

Кабинет психолога

4

практическая

Работа с межполушарным взаимодействием

1

Кабинет психолога

5

практическая

Оптимизация крупной и тонкой моторики

1

Кабинет психолога

6

практическая

Оптимизация крупной и тонкой моторики

1

Кабинет психолога

7

практическая

Работа с простыми изображениями

1

Кабинет психолога

8

практическая

Формирование целостного образа реального предмета.

1

Кабинет психолога

9

практическая

Работа с закреплением зрительного образа в памяти

1

Кабинет психолога

10

практическая

Формирование полного зрительного образа

1

Кабинет психолога

11

практическая

Формирование представлений о возможности воссоздания целостного образа из его частей

1

Кабинет психолога

12

практическая

Отработка зрительного образа в графическом плане, работа с ми изображениями

1

Кабинет психолога

13

практическая

Идентификация звуков разной модальности и разной отнесенности

1

Кабинет психолога

14

практическая

Идентификация звуков, из которых состоит слово посредством материальных опор

1

Кабинет психолога

15

практическая

Идентификация образа слова посредством зрительного

1

Кабинет психолога

16

практическая

Идентификация слухового образа слова с графическим

1

Кабинет психолога

17

практическая

Идентификация звукового состава слова без материальных опор

1

Кабинет психолога

18

практическая

Освоение пространства собственного тела с одновременной вербализацией

1

Кабинет психолога

19

практическая

Освоение внешнего пространства и собственного тела в пространстве

1

Кабинет психолога

20

практическая

Освоение окружающего пространства, работа с идентификацией положения предметов во внешнем пространстве

1

Кабинет психолога

21

практическая

Освоение пространства рабочего листа и ориентация в нем

1

Кабинет психолога

22

практическая

Освоение пространства рабочего листа и ориентация в нем

1

Кабинет психолога

23

практическая

Формирование квазипространственных представлений

1

Кабинет психолога

24

практическая

Формирование тактильной памяти с опорой на вспомогательные средства

1

Кабинет психолога

25

практическая

Активация и стимуляция мнестической деятельности

1

Кабинет психолога

26

практическая

Формирование устойчивых зрительных образов букв и цифр посредством внешних средств-опор

1

Кабинет психолога

27

практическая

Активация экспрессивной функции речи с опорой на зрительные образы

1

Кабинет психолога

28

практическая

Формирование способности активно слушать и воспринимать рассказ на слух и затем пересказывать, выделяя при этом важные его части и смысл

1

Кабинет психолога

29

практическая

Формирование способности активно слушать и воспринимать рассказ на слух и затем пересказывать, выделяя при этом важные его части и смысл

1

Кабинет психолога

30

практическая

Формирование совместных с психологом действий, опосредованных внешними опорами.

1

Кабинет психолога

31

практическая

Формирование действий в умственном плане с одновременной парциальной помощью психолога

1

Кабинет психолога

32

практическая

Формирование представлений о соотношении числового и количественного ряда

1

Кабинет психолога

33

практическая

Формирование и упрочение представлений о числовом ряде в обратном порядке

1

Кабинет психолога

34

практическая

Работа с одновременным усвоением расходящихся программ

1

Кабинет психолога

35

практическая

Работа с избирательным числовым рядом

1

Кабинет психолога

36

практическая

Работа с избирательным числовым рядом

1

Кабинет психолога

Итоговая диагностика

Формы аттестации и оценочного материала  

Диагностика 2 раза в год (на входе и на выходе) позволяет отслеживать индивидуальные достижения ребёнка.

Отслеживание результативности работы по программе осуществляется с помощью психодиагностики (на входе и на выходе), а также с помощью экспертных оценок родителей и, при необходимости, педагогов.

Перед началом работы по программе осуществляется определение актуального уровня психического развития ребенка, определение проблемных и сохранных звеньев в структуре ВПФ с использованием нейропсихологических методик. Для определения результатов работы также используются принципы нейропсихологической диагностики (приложение 1)

Данные, полученные с помощью проб, позволяют оценить эффективность проделанной работы, поскольку предоставляют данные о сформированности функций программирования и контроля, зрительно-пространственных функций, слуховых функций, зрительных процессов.

Оценка продуктивности с позиции педагога осуществляется путем сопоставления результатов нейропсихологической диагностики, которая проводилась в начале года, с результатами, которые получены при проведении нейропсихологической диагностики в конце года.

Для оценки эффективности данной программы используются те же диагностические процедуры, которые применялись в начале года.

Организационно – педагогические условия реализации программы

Основные методы, используемые на занятиях

Нейропсихологическая коррекция  предполагает включение различных видов упражнений:

-  упражнения - растяжки;

- дыхательные упражнения;

- глазодвигательные упражнения;

- упражнения для артикуляционного аппарата;

- перекрестные реципрокные телесные упражнения;

- упражнения для развития мелкой моторики рук;

- упражнения релаксационные;

- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;

- упражнения с правилами и т.д.

Материально-техническое оснащение кабинета: просторный кабинет, мячи, гимнастические коврики, гимнастическая палка, мячи массажные, цветная бумага, картон, бумага белая, тетради, карандаши, ручки, ластик, карандаши цветные, фломастеры, кубики Никитина, мозаики, листы бумаги в клеточку, несколько небольших ярких игрушек, спички; браслеты для маркировки руки; оргтехника для распечатывания рекомендаций родителям; альбом «Школа внимания» Ахутиной Т.В., Пылаевой Т.М.; бланки Корректурной пробы для школьников; бланки схем и лабиринтов, схемы оригами.

Учебно-методическое обеспечение (методические и учебные пособия, дидактический материал):

  1. Актуальные   проблемы   нейропсихологии   детского   возраста:   Учебное

пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М.: МПСИ, 2006.

  1. Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция // Актуальные

проблемы логопедической практики. — СПб.: Акционер и К, 2004.

  1. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. — СПб.: Питер, 2006.

  1. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. — М.: Ропедагенство, 1997,2001.

  1. Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии, 2002. — №4, — С. 111-119.

  1. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2005. — С. 212-258.

  1. Пылаева Н. М.,Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР,

1997.

  1. Пылаева Н. М.,Ахутина Т. В. Коррекция зрительно-вербальных функций у детей 5-6 лет // Школа здоровья, 1999. —№ 2. — С. 65-71

  1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.

  1. Семенович  А.  В.,  Умрихин  С.  О.  Пространственные  представления  при

отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике). — М., 1998.

  1. Семенович А. В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. В кн.: Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 170-183.

Литература, рекомендованная для родителей

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1985.

Голдберг Э. Управляющий мозг. — М.: Смысл, 2003.

Доброхотова Т. А., Брагина Я. Я. Левши. — М.: Книга, 1994.

Заваденко        Я.        Я.        Гиперактивность        и        дефицит        внимания        в        детском        возрасте.        —        М.:

Академия, 2005.

Заваденко Я. Я. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. —

М.: Школа-Пресс, 2000. — С. 7-10.

Клосовский Б. Я. Основные данные о развитии мозга ребенка. — М.: Медгиз, 1949

Лейтес Н. С. К проблеме сенситивных периодов психического развития человека. В кн.:

Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978.

Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под

ред. JI. С. Цветковой. — М.: МПСИ, 2006.

  1. Александрам Э. А. Сенсорное развитие на ранних стадиях онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. — Ере­ван: Айастан, 1972.

  1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — СПб.: Сфера, 2002

  1. Ахутина  Т.  В.  Нарушения  письма:  диагностика  и  коррекция  //  Актуальные

проблемы логопедической практики. — СПб.: Акционер и К, 2004.

  1. Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984.

  1. Бетелева Т. Г. Онтогенез анализаторных систем. В кн.: Возрастная физиология, —

Л.: Наука, 1975. — С. 523-549.

  1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М.: Мир, 1988.

  1. Венгер JI. А., Ибатуллина А. Л. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии, 1989.

— № 2. — С. 20-27.

  1. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб.: Стройлеспечать, 1997.

  1. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966.

  1. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. — СПб.: Питер, 2006.

  1. Горев А. С. Возрастные особенности произвольной регуляции функционального состояния нервной системы. В кн.: Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990.-С. 111-133.

  1. Дубровинская Я. В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л., 1985.

  1. Князева М. Г. Системная организация интегративных процессов при умственной

деятельности ребенка // Структурно-функцио­нальная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990. — С. 134-167

  1. Корнев А. Н. Применение нейропсихологических методов исследования у детей / Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб.: Стройлеспечать, 1997.

  1. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. — М.: Ропедагенство,

1997,2001.

17.        Лебединский  В.В,  Нарушение  психического  развития  в  детском  возрасте  -

М.:ACADEMA, 2003

18.        Леей Г. Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушениями обучаемости в школе и дома. — СПб.: Смарт, 1995.

19.        Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1963. – Т. 1; 1970. – Т. 2.

20.        Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.

21.        Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2005. — С. 212-258.

22.        Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1996. — № 2. — С. 46-50.

23.        Пылаева Н. М.,Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997.

24.        Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Коррекция зрительно-вербальных функций у детей 5-6 лет // Школа здоровья, 1999. —№ 2. — С. 65-71

25.        Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.

26.        Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике). — М., 1998.

27.        Семенович А. В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. В кн.: Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 170-183.

28.        Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997; М.: МГУ, 2001.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Нейропсихологическое обследование

Комплекс заданий № 1

  1. Сбор анамнестических данных ребенка (со слов родителей, или законных представителей, заключения различных специалистов о физическом и психическом состоянии ребенка), жалобы и запрос родителей.

  1. Беседа с ребенком (ориентировка в месте и времени, общая осведомленность).
  2. Определение латеральных предпочтений (правша, левша, амбидекстр).

  1. Двигательная сфера: пробы на динамический праксис, реципрокная координация, праксис позы, пространственный праксис.

Комплекс заданий № 2

  1. Восприятие: зрительный и зрительно-пространственный гнозис, слуховой гнозис
  • слухо-моторные координации.

  1. Конструктивная и изобразительная деятельность (копирование фигуры Тейлора ведущей рукой, рисунок человека, выполнение пробы «Забор»).

  1. Речь: автоматизированная, повторная, номинативная функция речи, понимание речи (значения слов, низкочастотных слов, логико-грамматических конструкций), спонтанная речь, фонематический слух.

  1. Память: слухоречевая, зрительно-предметная.
  2. Мышление: вербально-логическое, наглядно-образное.
  3. Чтение.

При проведении обследования детей следует учитывать возраст ребенка. Диагностические методики должны соответствовать следующим критериям: доступность, знакомость, привлекательность (наглядность, занимательность, способность привлекать внимание).

Критерии балловых оценок:

0 – Ребенок правильно выполняет все виды тестов без существенных ошибок

1 – это 25% ошибок из 100%

2 – это 50% ошибок

3 – это 100% ошибок в выполнении тестов.

Балловая оценка организована как система штрафов, т.е. чем выше балл, тем хуже выполнение пробы.

Бланк обследования ребенка

Дата обследования:

Ф.И.

Возраст, д.р.

  1. Общая характеристика ребенка

день

имя

время г.

месяц

нед.

место

мамы

Латеральный профиль

рука

глаз

ухо

нога

2. Исследование двигательной сферы

реципрокная координация:

ассимитричное постукивание:

праксис позы:

Пр. рука

2

2_3

1о4

1_2

3на2

2_5

Лв. рука

5

2_5

1о3

4_5

2на3

1_5

динам.праксис:

Пр. рука

КЛР

Лв. рука

КЛР

Пр. рука

РКЛ

Лв. рука

РКЛ

Графическая проба:

  1. Исследование гностической сферы

Зр.гнозис:

реальные

н/частот.

налож.

перечерк.

Ритмы:

образец

инст-ция

оценка

та-

коза-

точка-

бочка-

ба-па-

да-

Фонематический слух:

коса

собор-забор

дочка

почка

па-ба-паба

та

Стереогнозис:

Коос:

"елочка"

"вертолет"

елка из 9

Палочки:

Лв Пр

Хэд:

Пр. тыл к подбород.

ухо

Пр Лв щека+Лв пр. бровь

  1. Исследование памяти

Зр.память        предметы

символы

Слухореч.

  1. В саду за высоким забором росли яблони

  1. На опушке леса охотник убил волка

  1. В саду за высоким забором росли яблони

крот

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

отсроч. воспроизведение


  1. Исследование интеллекта

100-7=…

5 лишний

аналогии

обобщение

Окно:

Качели:

Галка и голуби:

чтение

пересказ

понимание

  1. Исследование нейродинамических показателей психической деятельности

Шульте:

1

2

3

Корр.проба

Снижение умственной работоспособности

Флуктуации умственной работоспособнос



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»

Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах "Фитбол - гимнастика" (1-4 классы)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Авторская программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах «Фитбол-гимнастика» по ФГОС.

Современная школа стоит на пороге внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельнос...

Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".

Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы  -  гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...

Конспект занятия по гимнастике для учащихся 2 классов Гимнастика: Упражнения в лазаньи и перелезании

         Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Главную роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание...

Гимнастика. Виды гимнастики.

Представленный материал может быть использован на вводном занятии раздела учебной программы "Гимнастика с элементами акробатики" для начальной школы. Материал могут использовать учителя, инструкторы, ...