Диагностика уровня сформированности компонентов учебной работы
тест на тему

Юдина Елена Георгиевна

Методические материалы для диагностики уровня сформированности компонентов учебной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Графический диктант»

Методика «Графический диктант» (разработана Д. Б. Элькониным) направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения исследования каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками. Перед исследованием психолог объясняет детям: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете – к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (или другой реальный ориентир). Теперь я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево. Все поняли как надо рисовать?»

После этого психолог переходит к рисованию тренировочного узора: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю клеточку. Рисуйте линию, не отрывая карандаша от бумаги: одна клетка вниз (не отрывайте карандаш от бумаги). Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Далее продолжайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке психолог должен делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали окончить предыдущие линии. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты. Детей предупреждают, что узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе проведения работы психолог наблюдает, чтобы дети начинали работу каждый раз с указанной точки, подбадривает детей («Я думаю, что у тебя обязательно получится, попробуй еще раз»). В то же время никакие конкретные указания по выполнению узора не даются.

После самостоятельного выполнения детьми тренировочного узора психолог говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Рисуем следующий узор. Поднимите карандаши, теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовьтесь, начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Спустя 1,5-2 минуты, психолог говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не будем. Рисуем следующий узор. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через 1,5-2 минуты начинается диктовка заключительного узора: «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров порознь оцениваются выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, грязь не учитываются и не снижают оценку);

воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла;

воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла;

воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл;

отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельно продолженный узор оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе оценки колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Полученный оценка может колебаться от 0 до 8 баллов.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу и под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).



Предварительный просмотр:

Методика «Лабиринт»

Методика «Лабиринт» (разработана НИИ дошкольного воспитания АПН СССР) предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). Оценка производится в «сырых» баллах без перевода в нормализованную шкалу.

Перед началом исследования детям раздаются «книжечки», представляющие собой листы с изображением полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также письма, условно указывающие путь к одному из домиков. Первые два листа (А и Б) соответствуют вводным задачам.

Вначале детям даются две вводные задачи (А и Б), затем по порядку все остальные задачи. Дети открывают книжечку с заданиями, которые начинаются вводной задачей. После этого психолог предлагает инструкцию: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо (психолог указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что надо идти от травки, мимо елочки, потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».

Психолог смотрит, как решил задачу каждый ребенок, если необходимо, исправляет ошибки, объясняет. Убедившись, что все дети выполнили первую вводную задачу (А), психолог предлагает им перевернуть листок и решить вторую задачу (Б):

«Здесь тоже два домика и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Психолог показывает «письмо» в нижней части листа. После объяснения дети решают задачу, психолог проверяет и еще раз объясняет.

После решения вводных задач приступают к решению основных. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните».

К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимом березки, потом мимо грибка, елочки, потом стульчика. Отметьте домик».

К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».

К задачам 7-10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны. Отыщите нужный домик и зачеркните его».

Оценка результатов

Решение вводных задач не оценивается. При решении 1-6 задач за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Поскольку в задачах 1-6 необходимо сделать четыре поворота, максимальное количество баллов за каждую из задач равно 4. В задачах 7-10 за каждый правильный поворот дается 2 балла, в задачах 7-8 (2 поворота) – максимальное количество баллов равно 4; в задачах 9-10 (3 поворота) – 6 баллов.

Баллы, полученные за решение каждой задачи, суммируются. Максимальное количество баллов равно 44.



Предварительный просмотр:

Методика «Образец и правило»

Методика «Образец и правило» (разработана А. Л. Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.

Для проведения исследования потребуется лист с заданиями, которые раздаются детям (на обратной стороне указываются данные о ребенке – фамилия, имя, возраст).

Психолог дает предварительные объяснения, держа в руке лист с заданиями: «У вас такие же листы, как и у меня. Видите, здесь были точки (указывает на вершины треугольника). Их соединили, так, что получился такой рисунок (проводит указкой по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника – образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или нет?».

Когда дети ответят, что точки разные, психолог говорит: «Правильно, они разные. Они точки, как маленькие крестики, другие – как маленькие треугольники, есть точки, как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите мне, я сотру ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же. Нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

После объяснения психолог предлагает детям приступить к выполнению задания. По ходу выполнения психолог стимулирует, подбадривает ребят, в случае необходимости повторяет инструкцию, но никакие дополнительные объяснения детям не дает.

Оценки результатов

За каждую из шести задач оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.

В случае, если в задаче нарушены правила и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.

В случае, если  нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл.

В случае, если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл.

В случае, если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла.

Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается в 0 баллов. Погрешности в проведении линий не учитываются, они не снижают оценку (кривые, дрожащие линии и т. п.).

Суммарный балл выводится путем суммирования баллов, полученных за все шесть задач. Он может колебаться в пределах от 0 до 12 баллов.

Таким образом, данная методика направлена на выявление умения ориентироваться в условиях задачи, выявление предпочтений в ориентированное на наглядно-заданный образец или словесно-сформулированное правило. Процесс выполнения заданий также отражает особенности восприятия наглядно-образного мышления и уровень развития сенсорно-моторных способностей ребенка. Данная методика позволяет обнаружить важную особенность психологической готовности ребенка – это принадлежность его к «дошкольному» или «школьному» типу. Преобладание ориентировки на образец (когда ребенок старается воспроизвести форму треугольника или ромба и значительно меньше обращает внимание на правило соединения точек) характерно для «дошкольного» типа. Подчеркнутое старание выполнить правильно соединение точек, характерное для «школьного» типа, свидетельствует о готовности к школьному обучению. Если у ребенка «школьного» типа наблюдается трудности в восприятии и изображении формы образца, это свидетельствует о провалах образного мышления и требует дополнительного исследования по другим методикам.



Предварительный просмотр:

Три представленные методики («Графический диктант», «Образец и правило», «Лабиринт») образуют комплекс, суммарные баллы которого определяют уровень выполнения каждым ребенком задания (табл. 1.). Было выделено пять уровней выполнения каждого задания.

Таблица 1.

Суммарный балл, соответствующий уровню выполнения заданий

Уровень
Условные очки

Методика

«Графический диктант»

«Образец и правило»

«Лабиринт»

1

2

3

4

5

0

6

9

11

12

0-1

2-4

5-10

11-13

14-16

0-2

3

4-6

7

8-12

0-13

14-22

23-28

29-36

37-44

Итоговая оценка выполнения ребенком комплекса диагностических заданий представляет собой сумму условных очков, полученных за выполнение методик (табл. 2). Она может колебаться в пределах от 0 до 36 очков. По итоговой оценке определяется уровень сфомированности компонентов учебной работы.

Таблица 2.

Итоговая оценка, соответствующая уровню сформированности

компонентов учебной работы

Возраст ребенка

Итоговая оценка

6 лет

(поступление в школе

7 лет

(конец 1 класса – начало 2 класса)

8 лет

(конец 2 класса)

0-12

13-18

19-23

24-30

31-33

34-35

36

Особо низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Особо высокий

Особо низкий

«»

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Особо низкий

«»

«»

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Данные по каждому ребенку, полученные в результате группового тестирования, сводятся в общую таблицу или индивидуальный листок.

Форма индивидуального листка

Фамилия                   Имя                      

Возраст                     Дата                                  

Методики

Суммарный балл

Выводы

1. «Графический диктант»

  1. «Образец и правило»
  2. «Лабиринт»

Итоговая оценка

Уровень сформированности компонентов учебной работы

Заключение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ входной диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий

В середине сентября в нашем классе проводилась входная диагностина на определение уровня сформированности метапредметных, регулятивных и личностных результатов. Такие у нас результаты....

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 4 классов

Текст Рашита Нигмати "Белая"2 варианта заданий, включающие в себя задания по окружающему миру, русскому языку и математике.Карта анализа диагностической работы....

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на 2016/17 уч. год

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на 2016/17 уч. год ....

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся учителя начальных классов Яковенко Т.Н. за 2014-2017 уч.годы...

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий 1-4 класс

В работе представлены технологические карты формирования личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, методики их диагностики в начальной школе (1-4 класс)....