Главные вкладки

    Урок самопознания "Кто я?"
    план-конспект урока (3 класс) на тему

    Чебакова Наталья Николаевна

    Цель: расширять представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития.

    Задачи:

    - раскрывать роль созидательной активности человека в процессе его самопознания и самореализации;

    - развивать потребность в самопознании и служении обществу;

    - воспитывать трудолюбие и стремление к творческому самовыражению.

    Оборудование: компьютер, раздаточный материал; на доске название темы «Какой я?»,  цитаты: «Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, изучать свои способности» Хорхе Ливрага, философ; «Рассматривайте все ваши дарования и знания как средства, нужные вам для помощи другим» Джон Рёскин, философ.

    Методы и приёмы: позитивный настрой, чтение, беседа, упражнение, хоровое пение, творческая работа, обобщение, заключительная минутка тишины.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок самопознания

    Класс: 4 «А»

    Учитель: Чебакова Наталья Николаевна, КГУ «Средняя школа – комплекс национального возрождения № 17»

    Тема: « Какой я? »

    Цель: расширять представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития.

    Задачи:

    - раскрывать роль созидательной активности человека в процессе его самопознания и самореализации;

    - развивать потребность в самопознании и служении обществу;

    - воспитывать трудолюбие и стремление к творческому самовыражению.

    Оборудование: компьютер, раздаточный материал; на доске название темы «Какой я?»,  цитаты: «Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, изучать свои способности» Хорхе Ливрага, философ; «Рассматривайте все ваши дарования и знания как средства, нужные вам для помощи другим» Джон Рёскин, философ.

    Методы и приёмы: позитивный настрой, чтение, беседа, упражнение, хоровое пение, творческая работа, обобщение, заключительная минутка тишины.

    Ход урока:

    - Ребята, сегодня в нашем классе присутствуют гости! Давайте поприветствуем их!

    - Садитесь!

    Позитивный настрой

    - А сейчас нужно сесть поудобнее, закрыть глазки и постараться сделать так, чтобы в классе не было слышно ни одного звука..

    Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше.

    Проверка домашнего задания

    - Итак, дома вы должны были выполнить задания в тетрадях на страницах 14 и 15.

    - Все выполнили?

    - Молодцы!

    - А теперь продолжим работать!

    (Дети хором говорят слово «Мы!», а учитель читает стихотворную строчку.)

    - Мы»
    - Звонче слова в мире нет!
    - Мы!
    Это песня и рассвет!
    - Мы!
    Это значит ты и я!
    - Мы
    - Значит, встретились друзья!
    В нашем классе все ребята умные, красивые, добрые, веселые, А еще здоровые. И главное мы с вами все какие?

    - Мы все разные!

    - Молодцы!

    Чтение стихотворения учителем

    - А сейчас послушайте внимательно стихотворение Евгения Стеквашова «Почему я не такой»

    Если станем мы похожи,
    Как узнать друг друга сможем?
    Станем на одно лицо,
    Как куриное яйцо.
    Одинаковы носы,
    И одной длины усы,
    Одинаковые вкусы,
    Те же галстуки и бусы.
    И на всех одни фасон
    От пальто и до кальсон.
    Все вокруг одной расцветки,
    И на всех расставим метки.
    А иначе как узнаешь,
    Чью ты маму обнимаешь?
    Нет ни низеньких, не длинных,
    Легкомысленных, солидных,
    Слишком тощих нет и тучных.
    Вам еще не стало скучно?
    На других ты не похож,
    Тем для близких ты хорош.
    Им всего милей веснушки
    У вихрастого Андрюшки,
    Оттопыренные ушки
    И курносый нос Танюшки.
    Всякой формы и раскраски
    Ваши волосы и глазки,
    Милых деток, очень разных,
    Самых лучших и прекрасных

    - Итак, о чем говорит автор этого стихотворения?
    - Конечно же, он убедительно говорит о том, что красота мира состоит в непохожести, неповторимости живущих в нем людей в каждом из которых есть много хорошего.

    Беседа

    - А теперь давайте представим, что все вокруг стали похожими друг на друга, как близнецы: у всех одинаковые одежда, прическа, увлечения.

    - Хотели бы вы жить в таком мире?

    - Почему?
    - А чем отличается один человек от другого?
    - Какими способностями, по вашему мнению, вы обладаете?
    - Как проявляются ваши способности?
    - А как вы думаете для чего нужно развивать способности?
    - Какой вывод мы можем сделать?
    Вывод: у каждого человека есть способности, которые ему очень важно развивать. Изучая свои способности, человек глубже познает себя.

    Упражнение

    А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание. На столах у вас лежит лист с изображением цветочка. Напишите, пожалуйста, на лепестках этого цветка качества, которыми вы обладаете.

    Описание: http://www.e-reading.biz/illustrations/147/147461-img_52.png

    - Хорошо, справились с заданием.

    Упражнение. Анкета «Мой друг»

    - Ребята, а как вы думаете, что нас с вами объединяет: наша похожесть или наше различие?

    - Хорошо, а сейчас давайте заполним анкету «Мой друг». Здесь всего 1 вопрос. Но есть 3 варианта ответов с 3-мя пунктами. В каждом варианте нужно выбрать только 1 ответ, который вам наиболее близок.

    Я бы хотел, чтобы мой друг:

    1.А-был бы во всём похожим на меня.

    Б-полностью отличался от меня.

    В-в чём-то был похожим, в чём-то – нет

    2.А-думал так же, как я, и был всегда на моей стороне.

    Б- имел своё мнение и мог смело вставать на сторону другого.

    В-действовал по обстоятельствам

    3.А-любил то же, что и я.

    Б-имел свои увлечения и интересы, даже те, которые мне не нравятся.

    В-лишь частично разделял мои увлечения и интересы.

    - Итак, а теперь послушайте ключ к тесту:

    -если у вас больше всего ответов с буквой «А», значит, вы с трудом принимаете тех, кто отличается от вас. И нужно учиться видеть в людях хорошее.

    - если у вас больше всего ответов с буквой «Б», значит, вы терпимо относитесь к другим и уважаете их мнение.

    - если у вас больше всего ответов с буквой «В», значит, вы склонны доверять своему другу.

    -Итак, какой вывод мы можем сделать?

    Вывод: человек познаёт себя через общение с другими людьми, особенно через дружбу.

    Хоровое пение

    А сейчас раз мы заговорили о друзьях мне хотелось бы вместе с вами исполнить песенку о дружбе.

    Если друг не смеётся,

    Ты включи ему солнце,

    Ты включи ему звёзды,

    Это просто.

    Ты исправь ошибку,

    Превращая в улыбку

    Все грустинки и слёзы,

    Это просто.

    Воскресенье, суббота,

    Дружба-это не работа,

    Дружба-это не работа!

    Припев:

    Есть друзья, а для них

    У друзей нет выходных!

    Есть друзья, а для них

    У друзей нет выходных!

    Если свалится счастье,

    Подели его на части

    И раздай всем друзьям,

    Это просто.

    А когда будет надо,

    Все друзья будут рядом,

    Чтоб включить тебе солнце

    Или звёзды.

    Воскресенье, суббота,

    Дружба-это не работа,

    Дружба-это не работа!

    Припев:

    Есть друзья, а для них

    У друзей нет выходных!

    Есть друзья, а для них

    У друзей нет выходных!

    Если каждый друг по кругу,

    Другу протянет руку,

    То будет видно в иллюминатор:

    Дружба-это экватор!

    Если каждый друг планеты

    Другу ромашкой помашет,

    То станет ясно:

    Дружба-это

    Планета ромашек.

    Воскресенье, суббота,

    Дружба-это не работа,

    Дружба-это не работа!

    Припев:

    Есть друзья, а для них

    У друзей нет выходных!

    Есть друзья, а для них

    У друзей нет выходных!

    Творческая работа (Звучит песня «С голубого ручейка»)

    - Ребята, мы с вами уже всё рассказали друг о друге, но ничего не сказали о своём классе. Давайте, сейчас каждый будет выходить к доске и писать качества, которыми обладает наш класс. ( Каждый пишет по одному качеству)

    - Вот какими качествами обладает наш класс!

    Домашнее задание: с.17-20 выполнить задания.

    Заключительная минутка тишины

    Сядем так, чтобы спинка была ровной, ручки и ножки не скрещиваем, закроем глазки. Представим, как от солнышка отделился маленький солнечный лучик, такой же маленький и шаловливый, как вы. Он спустился с небес и пощекотал наши щечки, поцеловал наши глазки и прыгнул в нашу головку, осветил ее, спустился вниз и осветил все наше тело (пауза). Оно стало легким-легким, как пушинка (пауза). Ветерок подхватил нас и понес ввысь! Мы поднимаемся все выше и выше над домами и деревьями. Люди смотрят на нас и улыбаются (пауза). А мы летим и видим, как под нами проплывают синие горы, похожие на седых великанов; голубые ленты рек, золотые поля пшеницы; а вот перед нами бескрайняя ширь моря блестит, переливается на солнце (пауза). Мы летим дальше и видим зеленые светлые леса, стаи птиц, бескрайнюю, похожую на золотое море, степь - Сары Арку. Не спеша, мы возвращаемся в класс и тихонько открываем глазки. 

    Обобщение

    - Итак, ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

    - Какой вывод можно сделать?

    - Все мы разные и какими бы мы с вами ни были, мы счастливы.

    Всем спасибо за урок! До новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

    ·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

    Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

    Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

    Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

    Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

    Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

    Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

    Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

    Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

    Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

    Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...