Буклет для родителей "Что надо знать о психологическом развитии второклассника"
материал на тему

Мажарцева Екатерина Александровна

Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_vtoroklassnik.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен.

Развитие самооценки учащихся вторых классов

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения, с появлением во втором классе школьных отметок. Эта ситуация формирует у школьника потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания.

Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.

Без помощи взрослых ребенок не в силах, верно, выделить критерии оценивания своей работы.

Рекомендации психолога: 

Формирование правильного отношения к оценкам способствует развитие такого умения ученика  как учебный самоконтроль (когда школьник самостоятельно может оценить результат своих учебных действий). Ребенок обучается этому умению на протяжении всей начальной школы. Как родители могут помочь своему ребенку в формировании учебного самоконтроля?

Учебный самоконтроль включает три основные составляющие: 1) умение с первого раза понять любую учебную инструкцию (задание), 2) самостоятельно до конца сделать учебное задание, 3) самостоятельно проверить сделанное задание (оценить, так или не так получилось, и, по необходимости, исправить найденные ошибки). Все эти три составляющие учебного самоконтроля взаимосвязаны.

Для проверки первой составляющей (понимание инструкции) надо попросить ребенка повторить, что он сейчас будет делать, как он будет выполнять задание (после того, как ребенок услышал от родителя или прочитал задание в учебнике). Если ребенок без труда повторяет и готов делать задание, значит первая составляющая учебного самоконтроля у него развита.

Для проверки второй составляющей учебного самоконтроля (самостоятельное выполнение задания без пошагового контроля со стороны взрослого) дайте возможность ребенку самому сделать задание. Если увидите, что ребенок неверно делает задание, предложите ему вспомнить инструкцию (возможно, в ходе выполнения он забыл, что надо делать). Если ребенок постоянно спрашивает, так ли он делает (то есть ждет контроля со стороны родителя за каждым своим шагом), постарайтесь не давать никаких оценок, а либо подбодрите ребенка («делай до конца сам, ты хорошо понял задание, в конце вместе посмотрим, как у тебя получилось»), либо вернитесь к первому шагу – предложите ребенку вспомнить инструкцию.

После того, как ребенок закончит выполнение задания, помогите ребенку самому проверить  результат его работы с помощью следующих вопросов: «Получилось задание? Что сделал хорошо? А где сделал не так?». Важно, чтобы ребенок сам ответил на эти вопросы, сам нашел и исправил допущенные ошибки. Только после этих действий ребенка родители могут высказать свою оценку результатам  работы.

 Особенности психического развития второклассников

Ведущей деятельностью в это время продолжает оставаться учебная. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения.

У второклассника продолжается закрепление «внутренней позиции школьника». Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.

Внимание приближается к взрослой норме (устойчивость, концентрация), объем меньше, переключение больше.

В целом улучшается механическая память. Но особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам).

В это время у учеников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть).

Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Но часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие.

Развивается рефлексия, внутренний план действий. Рефлексия развита у второклассника еще недостаточно хорошо, поэтому он во всем ориентируется на оценку взрослого. Второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят).

Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе, развивается ценностное отношение к учебной деятельности. У второклассников учебная мотивация бывает: 1) негативная, когда ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости; 2) формальная, когда ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя; 3) содержательная, когда ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними.

Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют. Но у него уже  формируется представление о товариществе, понимание ценности "я-другой".

Для родителей

«Что надо знать о психологическом развитии второклассника»

http://files.web2edu.ru/3823c026-510c-4c5e-8729-000fac89d9a6/0c7ae006-7f81-468e-bdea-5693d3cfaed4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Это надо знать (памятка по русскому языку)

Основные правила по русскому языку для младших школьников с примерами. Материал взят с сайта http://naurokax.ru/nuzhno-znat.htm...

Сценарий классного часа и игровой программы по ПДД "Дорожные знаки надо знать!"

Разработка классного часа и игровой программы "Дорожные знаки надо знать!" предназначена для учащихся 2-4 классов, с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма...

Что надо знать, чтобы не болеть (презентация).

Данная презентация пропагандирует здоровый образ жизни у младших школьников.Может быть использована на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности ....