КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса «Волшебный водопад»
методическая разработка (1 класс) на тему

Сигаева Вера Александровна
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Анализируя опыт работы с первоклассниками, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики руки у половины детей очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.

Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой. Последние исследования педагогов и психологов установили, что проекцией двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко с речевой зоной. Следовательно, выстраивается зависимость между развитием мелкой моторики, речью, мыслительными операциями. А значит уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. В начальной школе этой проблеме всегда уделялось достаточно большое внимание на уроках по всем дисциплинам. Но в наш век повальной компьютеризации возникает необходимость занятий с педагогом-психологом для развития мелкой моторики рук детей первого класса.

Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей первого класса со слабо развитой моторикой. Программа направлена на развитие детей, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы.

Одним из главных средств развития моторики рук является такое оборудование, как «Волшебный водопад». Такую работу психологи называют ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт.

Программа позволяет детям со слабо развитой моторикой адаптироваться к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruk_1_klass.docx43.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

г. Губкина Белгородской области

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса

«Волшебный водопад»

Разработана: Сигаевой В. А., педагогом-психологом МАОУ «СОШ №17»

Реализуется: Сигаевой В. А.

Целевые группы: обучающиеся 6-8 лет

Год составления программы: 2017

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Анализируя опыт работы с первоклассниками, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики руки у половины детей очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.

Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой. Последние исследования педагогов и психологов установили, что проекцией двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко с речевой зоной. Следовательно, выстраивается зависимость между развитием мелкой моторики, речью, мыслительными операциями. А значит уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. В начальной школе этой проблеме всегда уделялось достаточно большое внимание на уроках по всем дисциплинам. Но в наш век повальной компьютеризации возникает необходимость занятий с педагогом-психологом для развития мелкой моторики рук детей первого класса.

Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей первого класса со слабо развитой моторикой. Программа направлена на развитие детей, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы.

Одним из главных средств развития моторики рук является такое оборудование, как «Волшебный водопад». Такую работу психологи называют ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт.

Программа позволяет детям со слабо развитой моторикой адаптироваться к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа «Волшебный водопад» предназначена для работы с обучающимися 6-8 лет.

Состав участников программы должен включать детей:

  • со слабо развитой мелкой моторикой рук,
  • с недоразвитием когнитивного мышления,
  • с проблемами в психологическом здоровье и социальной адаптации.

Проблема, на решение которой направлена программа: развитие мелкой моторики рук обучающихся первого класса посредством использования «Волшебного водопада».  

Цели программы: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

           Задачи программы:

  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Научить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
  • Развивать зрительно-моторные координации.
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

Направления и формы работы по реализации программы «Волшебный водопад»

Направления программы:

  1. Развитие мелкой моторики рук у обучающихся первого класса.
  2. Формирование навыков зрительно-моторной координации.
  3. Формирование навыков точного воспроизведения движений кисти и пальцев рук.

Формы работы:

- Беседа;

- Упражнения на развитие мелкой моторики рук;

- Физкультурная минутка;

- Дыхательные упражнения;

- Релаксация;

- Индивидуальная корректировка действий.

Принципы реализации программы:

1. Принцип ориентированности на целевую и возрастную группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой (дети) или возрастной (обучающиеся первого класса) группе он предназначается.

2. Принцип коррекционно-развивающей направленности процесса.

3. Принцип комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся.

4. Принцип доступности.

5.Принцип самоутверждения и самореализация обучающихся.

6. Принцип компетентности.

Ожидаемые результаты:

  1. Развиты умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развитое умение ребенка правильно держать ручку, карандаш, фломастер.
  3. Развиты зрительно-моторные координации.
  4. Развита творческая активность, пространственное мышление, фантазия.

Формы контроля эффективности программы – коллективная работа на последнем занятии программы, которая и покажет уровень развития мелкой моторики рук обучающихся первого класса.

Срок реализации программы – 1 год.

Количество занятий: 18, продолжительностью по 30-35 минут каждое.

Количество участников: 10 - 12 человек.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема

Плановые сроки прохождения

Кол-во часов

Примечание

1.

Вводное занятие. Диагностика. Коллективная работа «Зоопарк».

Вторая неделя сентября

35 минут

2.

Наши пальчики не спят, а хотят трудиться.

Третья неделя сентября

35 минут

3.

Плетение косичек.

Вторая неделя октября

35 минут

4.

Плетение косичек (продолжение).

Третья неделя октября

35 минут

5.

Завязывание узелков.

Вторая неделя ноября

35 минут

6.

Завязывание узелков (продолжение).

Третья неделя ноября

35 минут

7.

Самолеты за облаками.

Вторая неделя декабря

35 минут

8.

Лодки за волнами.

Третья неделя декабря

35 минут

9.

Человек под проливным дождем.

Вторая неделя января

35 минут

10.

Человек под радугой.

Третья неделя января

35 минут

11.

Чик-чирик, я в домике.

Первая неделя февраля

35 минут

12.

Чик-чирик, я в домике (продолжение).

Вторая неделя февраля

35 минут

13.

Плетение сложных кос.

Вторая неделя марта

35 минут

14.

Плетение сложных кос (продолжение).

Третья неделя марта

35 минут

15.

Диагностика. Коллективная работа «Зоопарк».

Вторая неделя апреля

35 минут

16.

Завязывание узелков и связывание полученных веревок в одну.

Третья неделя апреля

35 минут

17.

Рисование на черной бумаге белыми чернилами.

Третья неделя мая

35 минут

18.

Рисование на черной бумаге белыми чернилами (сложение картины из картинок, сделанных детьми).

Четвертая неделя мая

35 минут

Итого:

10 часов 30 минут

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика» 1997
  2. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет М.: Владос 2003.
  3. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку - С.- П. 2004.
  4. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера 2003.
  5. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
  6. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«НАШИ ПАЛЬЧИКИ ХОТЯТ ВОЛШЕБНЫЙ ВОДОПАД»

Занятие 1. Вводное занятие.  Диагностика. Коллективная работа «Зоопарк».

  1. Процедура знакомства

Цель: знакомство педагога-психолога с участниками и участников между собой, создание атмосферы доверия.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Все встают в круг. Ладошки участников открыты. Каждый из детей называет свое имя и хлопает по ладошке рядом стоящего. Тот, кому хлопнули по ладошке, называет имя предыдущего участника группы и свое. Далее второй участник хлопает третьего. Тот в свою очередь называет имена двух предыдущих участников и свое. Так по кругу, пока все участники познакомятся и запомнят имя каждого.

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: актуализация внутренних ресурсов детей.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

«Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.  Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.

  1. Диагностика «Зоопарк».

Цель: узнать уровень развития мелкой моторики рук у детей.

Время: 20 минут.

Техника проведения:

Каждому участнику группы даётся лист, на котором его просят нарисовать животное, которое ему нравится. После этого детские рисунки склеиваются в одну картину. Получается «Зоопарк». Педагог-психолог смотрит на картину, чтобы оценить уровень развития мелкой моторики руку детей.

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку погрузиться в него, при этом рассказывая о впечатлениях, полученных на занятии. А также о том, что получилось, что было сложно, что понравилось больше всего.

Занятие 2. Наши пальчики не спят, а хотят трудиться.

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы, запоминание имен участников группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Все встают в круг. Ладошки участников открыты. Каждый из детей называет свое имя и хлопает по ладошке рядом стоящего. Тот, кому хлопнули по ладошке, называет имя предыдущего участника группы и свое. Далее второй участник хлопает третьего. Тот в свою очередь называет имена двух предыдущих участников и свое. Так по кругу, пока все участники познакомятся и запомнят имя каждого. (Упражнение повторяется для того, чтобы участники группы запомнили друг друга).

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: актуализация внутренних ресурсов детей.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

«Погончики». И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать. Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.

  1. Упражнение «Складывание различных предметов из счетных палочек».

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие мелкой моторики рук.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Каждому участнику группы даётся набор счетных палочек. Детям предлагается выложить из них различных фигуры (домик, муравейник, геометрические фигуры и т.п.).

  1. Упражнение «Забей мяч в ворота».

Цель: развитие гибкости пальцев рук и кисти.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку погрузиться в него, при этом рассказывая о впечатлениях, полученных на занятии. А также о том, что получилось, что было сложно, что понравилось больше всего.

Занятие 3. Плетение косичек.

  1. Приветствие «Комплименты».

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается со всеми и говорит каждому комплимент.

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: актуализация внутренних ресурсов детей.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

«Кошка». И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.

  1. Упражнение «Плетение косичек из трех струек водопада».

Цель: развитие мелкой моторики рук и движения кисти.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы пробует заплести обычную косичку из трех струек водопада.

  1. Упражнение «Плетение косичек из нескольких струек водопада».

Цель: развитие гибкости пальцев рук и кисти.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Ребенок берет столько струек водопада, сколько помещается в его ладошку. Далее он делит их примерно на три ровные части и заплетает косу. Так делает каждый участник группы.

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку погрузиться в него, при этом рассказывая о впечатлениях, полученных на занятии. А также о том, что получилось, что было сложно, что понравилось больше всего.

Занятие 4. Плетение косичек (продолжение).

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым так, как бы хотел, чтобы поздоровались с ним.

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: актуализация внутренних ресурсов детей.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Встаньте прямо, колени немного расслабьте и наклонитесь вперед, руки тянутся к ногам, при этом полностью выдыхайте воздух. Затем медленно вернитесь назад в исходное положение, выпрямитесь. Медленно глубоко вдохните и задержите дыхание на несколько секунд. После этого поднимите руки над головой одновременно выдыхая воздух и втягивая живот.

  1. Упражнение «Плетение косичек из нескольких струек водопада».

Цель: развитие гибкости пальцев рук и кисти.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Ребенок берет столько струек водопада, сколько помещается в его ладошку. Далее он делит их на две части и заплетает косу. Так делает каждый участник группы. Педагог-психолог показывает параллельно, как это нужно делать. При возникновении трудностей педагог-психолог помогает детям.

  1. Упражнение «Плетение косичек из нескольких струек водопада при делении их на две части».

Цель: развитие гибкости пальцев рук и кисти.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Ребенок берет столько струек водопада, сколько помещается в его ладошку. Далее он делит их примерно на три ровные части и заплетает косу. Так делает каждый участник группы. При возникновении трудностей педагог-психолог помогает детям.

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку погрузиться в него, при этом рассказывая о впечатлениях, полученных на занятии. А также о том, что получилось, что было сложно, что понравилось больше всего.

Занятие 5. Завязывание узелков.

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым так, как бы хотел, чтобы поздоровались с ним.

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: актуализация внутренних ресурсов детей.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Гудок паровоза. Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1-3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).

  1. Упражнение «Завязывание узелков».

Цель: развитие силы пальцев рук.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Ребенок берет две струйки водопада. Далее он начинает завязывать узлы. Для начала педагог-психолог предлагает детям завязывать нетугие узелки, затем делать их туже.

  1. Упражнение «Завязывание узелков из нескольких струек водопада».

Цель: развитие гибкости пальцев рук и кисти.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Ребенок берет столько струек водопада, сколько помещается в его ладошку. Далее он делит их на две части и завязывает узелки. Так делает каждый участник группы. Педагог-психолог предлагает детям завязывать нетугие узелки, затем делать их туже. При возникновении трудностей педагог-психолог помогает детям.

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку погрузиться в него, при этом рассказывая о впечатлениях, полученных на занятии. А также о том, что получилось, что было сложно, что понравилось больше всего.

Занятие 6. Завязывание узелков (продолжение).

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым так, как придумает сам.

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: актуализация внутренних ресурсов детей.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

  1. Упражнение «Завязывание узелков из двух струек водопада, на которых уже есть узелки».

Цель: развитие силы пальцев рук.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Ребенок берет две струйки водопада. Далее он начинает завязывать узлы. Так каждый ребенок делает себе две «веревочки». Затем, каждый участник группы начинает связывать эти «веревочки» между собой.

  1. Упражнение «Завязывание узелков из нескольких струек водопада, на которых уже есть узелки».

Цель: развитие гибкости пальцев рук и кисти.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Ребенок берет столько струек водопада, сколько помещается в его ладошку. Далее он делит их на две части и завязывает узелки. Так каждый ребенок делает себе две «веревочки». Затем, каждый участник группы начинает связывать эти «веревочки» между собой. При возникновении трудностей помогает детям.

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку погрузиться в него, при этом рассказывая о впечатлениях, полученных на занятии. А также о том, что получилось, что было сложно, что понравилось больше всего.

Занятие 7. «Самолеты за облаками».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым так, как придумает сам.

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: актуализация внутренних ресурсов детей.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

  1. Упражнение «Самолеты».

Цель: развитие силы кисти руки.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям представить, что они самолеты. Дети расставляют руки, как крылья у самолета. При этом педагог-психолог говорит «Кисти рук вверх, кисти рук вниз, кисти рук прямо». После каждой команды дети должны полетать как самолеты, чтобы закрепить упражнение.

  1. Упражнение «Самолеты за облаками».

Цель: развитие силы кисти рук.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Дети делают то же самое, что и в предыдущем упражнении. Только пролетают они через волшебный водопад, представляя, что это облака.

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку погрузиться в него, при этом рассказывая о впечатлениях, полученных на занятии. А также о том, что получилось, что было сложно, что понравилось больше всего.

Занятие 8. «Лодки за волнами».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым так, как придумает сам.

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: актуализация внутренних ресурсов детей.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Паровоз. Педагог-психолог предлагает детям сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так, так-так. Чуф-чуф, чуф-чуф. Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

  1. Упражнение «Лодки».

Цель: развитие гибкости кистей рук.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям представить, что они лодочки. Дети складывают руки так, как выглядит нос лодки. Затем педагог-психолог говорит, что все отправляются в путешествие. Каждый ребенок должен показать, как плывет лодка с помощью рук и продвижения вперед всем телом.

  1. Упражнение «Лодки за волнами».

Цель: развитие гибкости кистей рук.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Дети делают то же самое, что и в предыдущем упражнении. Только плывут они сквозь волны. Волнами являются струйки водопада. Именно через них каждый ребенок должен «проплыть».

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку погрузиться в него, при этом рассказывая о впечатлениях, полученных на занятии. А также о том, что получилось, что было сложно, что понравилось больше всего.

Занятие 9. «Человек под проливным дождем».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым так, как придумает сам.

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: актуализация внутренних ресурсов детей.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Руки к солнцу поднимаю. Руки к солнцу поднимаю, И вздыхаю, и вздыхаю, Опускаю руки вниз, Выдох - паровоза свист. На четыре - вдох глубокий, Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. (На четыре счета - вдох, на четыре счета - выдох).

  1. Упражнение «Человек под проливным дождем».

Цель: развитие гибкости пальцев.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям представить, что струйки водопада – это дождь, и они оказались под дождем. Дети становятся под волшебный водопад, закрывают глаза и начинают с помощью пальцев шевелить его струйки. Тем самым создается эффект проливного дождя. Во время этого действия дети рассказывают свои ощущения, также оставаясь с закрытыми глазами.  

  1. Упражнение «Пробегая под проливным дождем».

Цель: развитие гибкости пальцев.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Струйки водопада также остаются дождем. Двое детей шевелят пальцами эти струйки, а остальные пробегают через них. Затем дети меняются. Таким образом, каждый ребенок шевелит струйки водопада и бегает сквозь «дождь».

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку погрузиться в него, при этом рассказывая о впечатлениях, полученных на занятии. А также о том, что получилось, что было сложно, что понравилось больше всего.

Занятие 10. «Человек под радугой».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым уже придуманным способом.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

«Пчелки». Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей").
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки). 
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз два, три, четыре, пять!

  1. Упражнение «Человек под радугой».

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям по очереди постоять под волшебным водопадом во включенном состоянии. Когда волшебный водопад включен, то каждая струйка переливается разными цветами. Тем самым создается ощущение, что ребенок стоит под радугой. Дети не просто стоят под струями волшебного водопада, параллельно они говорят о своих ощущениях и глаза при этом закрыты.  

  1. Упражнение «Человек под радугой завязывает узелки».

Цель: развитие гибкости пальцев.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Дети также стоят под включенным волшебным водопадом и завязывают узелки с закрытыми глазами, одновременно говоря свои впечатления.

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку поводить кончиками струек по ладошке, кисти. Сначала «обрисовать» каждый пальчик, затем всю ладошку и потом кисть руки.

Занятие 11. «Чик-чирик, я в домике».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым уже придуманным способом.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

«У тебя есть две руки, 
Есть и десять пальчиков. 
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо-мальчиков. 
Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

  1. Упражнение «Нарисую дом большой».

Цель: развитие пространственного представления.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям взять по одной струйке водопада и нарисовать им в воздухе дом. Педагог отмечает, что дом должен быть большим, чтобы вместить не только родных людей, но и друзей.  

  1. Упражнение «Дом, который построил Джек».

Цель: развитие пространственного представления.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Каждому ребенку предлагается нарисовать в воздухе домик, который, на его взгляд подходит тому или иному сказочному герою.  

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку поводить кончиками струек по ладошке, кисти. Сначала «обрисовать» каждый пальчик, затем всю ладошку и потом кисть руки.

Занятие 12. «Чик-чирик, я в домике (продолжение)».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым уже придуманным способом.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Летний дождик. По небу облако тихо плывёт, из этого облака дождик идёт. От дождика прячется вся детвора, под зонтик бегут посредине двора!

Помоги ребятам спрятаться от дождя. «Прошагай» пальчиками правой руки по кружочкам к зонтику: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

  1. Упражнение «Строим вместе дом».

Цель: развитие пространственного представления.

Время: 20 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям построить один большой дом из всех струек водопада. Все дети участвуют одновременно.  

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку поводить кончиками струек по ладошке, кисти. Сначала «обрисовать» каждый пальчик, затем всю ладошку и потом кисть руки.

Занятие 13. «Плетение сложных кос».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым уже придуманным способом.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

Пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок. Пальцы поочерёдно касаются друг друга, начиная с мизинца.

  1. Упражнение «Косички бывают разные».

Цель: развитие гибкости пальцев и кистей рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям сплести из струек водопада такую косичку, которую они придумают сами.  

  1. Упражнение «Сложные косы совсем уж просты».

Цель: развитие гибкости пальцев рук и кистей.

Время: 15 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям заплести сложную косичку, которая будет состоять из пяти струек водопада. Каждый ребенок начинает выполнять упражнение после того, как психолог покажет алгоритм плетения данной косы.  

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку поводить кончиками струек по ладошке, кисти. Сначала «обрисовать» каждый пальчик, затем всю ладошку и потом кисть руки.

Занятие 14. «Плетение сложных кос (продолжение)».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым уже придуманным способом.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Курочка в саду гуляла
И цыпляток растеряла,

Куд-кудах, куд-кудах,

Ищет малышей в кустах:

«Где вы, дочки и сыночки,

Разбежались по кусточкам?

Помоги курочке собрать цыплят. «Прошагай» пальчиками правой руки по кружочкам к цыпляткам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

  1. Упражнение «Сложные косы совсем уж просты».

Цель: развитие гибкости пальцев рук и кистей.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям заплести сложную косичку, которую они плели на прошлом занятии. При возникновении затруднений педагог помогает детям.

  1. Упражнение «Сплести все можно и совсем не сложно».

Цель: развитие гибкости пальцев рук и кистей.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям заплести косички, которые дети плели на предыдущих занятиях, а затем сплести все эти косички в одну.    

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку поводить кончиками струек по ладошке, кисти. Сначала «обрисовать» каждый пальчик, затем всю ладошку и потом кисть руки.

Занятие 15. «Завязывание узелков и связывание полученных веревок в одну».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым уже придуманным способом.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Игра «Домик гномиков»

Маленькие гномики

Ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить,

Надо стульчик смастерить.

1. Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

2.Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми друг к другу, разместить на кулачке, получается стол

3. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.

Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз», «два».

3. Диагностика «Зоопарк».

Цель: узнать промежуточный результат уровеня развития мелкой моторики рук у детей.

Время: 20 минут.

Техника проведения:

Каждому участнику группы даётся лист, на котором его просят нарисовать животное, которое ему нравится. После этого детские рисунки склеиваются в одну картину. Получается «Зоопарк». Педагог-психолог смотрит на картину, чтобы оценить уровень развития мелкой моторики руку детей.

4. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку поводить кончиками струек по ладошке, кисти. Сначала «обрисовать» каждый пальчик, затем всю ладошку и потом кисть руки.

Занятие 16. «Завязывание узелков и связывание полученных веревок в одну».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым уже придуманным способом.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

«Шарик, фонарик».

Взяли в руки мы фонарик,

А потом — воздушный шарик.

Светит, светит нам фонарик,

Запускаем в небо шарик.

Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность.

  1. Упражнение «Завяжем крепкий узелок».

Цель: развитие силы пальцев рук.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям завязать узелки из множества струек, затянув их потуже.  

  1. Упражнение «Множество веревок».

Цель: развитие силы пальцев рук.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям разделиться на пары и перевязать веревки друг друга. Затем считается, сколько всего веревочек получилось.

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку поводить кончиками струек по ладошке, кисти. Сначала «обрисовать» каждый пальчик, затем всю ладошку и потом кисть руки.

Занятие 17. «Рисование на черной бумаге белыми чернилами».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 2 минуты.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым уже придуманным способом.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

«Котик, черепашка, щенок».

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Черепашка в пруд ползет —

Домик на спине везет.

Ты быстрей, быстрей ползи!

Домик весело вези!

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь домик «черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Крутит хвостиком щенок —

Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.

  1. Упражнение «Простые линии».

Цель: развитие мелкой моторики.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям нарисовать разнообразные линии на черной бумаге, используя ручку с белыми чернилами.  

  1. Упражнение «Мой сон».

Цель: развитие мелкой моторики, снижение уровня страха, который дети испытывают во сне.

Время: 18 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям нарисовать свой страшный сон, используя черную бумагу и ручку с белыми чернилами. Затем рисунки обсуждаются. Для избавления детей от страха, рисунки впоследствии рвутся и выбрасываются.  

  1. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку поводить кончиками струек по ладошке, кисти. Сначала «обрисовать» каждый пальчик, затем всю ладошку и потом кисть рук.

Занятие 18. «Рисование на черной бумаге белыми чернилами (сложение картины из картинок, сделанных детьми)».

  1. Приветствие.

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минуты.

Техника проведения:

Каждый участник группы здоровается с каждым уже придуманным способом.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Перед каждым ребенком лежит лист в клеточку – это лес. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
3. Упражнение «Зоопарк».

Цель: развитие мелкой моторики.

Время: 20 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог предлагает детям нарисовать на своих черных листах белыми чернилами животного, которое им нравится. После рисования все картинки детей склеиваются с обратной стороны. Педагог-психолог говорит детям, что у них получился уже такой знакомый зоопарк. С помощью коллективной работы оценивается уровень развития мелкой моторики рук у детей на конец учебного года.

4. Релаксация.

Цель: осознание приобретенного на занятии опыта, снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Педагог-психолог включает «волшебный водопад» и предлагает каждому ребенку поводить кончиками струек по ладошке, кисти. Сначала «обрисовать» каждый пальчик, затем всю ладошку и потом кисть рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

Проект "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития  "

В этой работе отражены, как теоретические, так и практические материалы по данной проблеме. ...

Развитие мелкой моторики у обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности.

В данной статье представлены игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики....

Статья по коррекции и развитию речи и мелкой моторики у учащихся с ОВЗ.

Данная ставтья является практичекой разработкой по работе с учащимися с нарушениями двигательных функций, ДЦП, глубокими речевыми нарушениями....

Консультация для родителей на тему: «Лепка как средство развития мелкой моторики у обучающихся»

Мелкая  моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление.... Теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей средствами лепки.......

«Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования»

Рассмотрим вопросы и дадим рекомедации  о том, как формируется общая и мелкая моторика детей в системе обучения и воспитания у обучающихся с умственной отсталостью....