РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
консультация на тему

Тверитинова Татьяна Александровна

В статье представлены рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с учащимися с ОВЗ в зависимоти от особенностей их развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ВСЛЕДСТВИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость).

Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.

Особое место должны занять уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.

В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал следует объяснять на индивидуально-групповых занятиях.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ СДЕТЬМИ С  ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

При планировании и проведении занятий необходимо учитывать специфические особенности детей с ТНР.  Организуя работу с ними, целесообразно:

-          осуществлять сугубо индивидуальный подход к ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;

-          обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем, чтобы повысить эффективность обучения;

-          чередовать различные виды деятельности;

-          включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

  1. Создание щадящего режима.
  2. Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся.
  3. Зная особенности детей с ОНР, для лучшего восприятия изучаемого материалоа, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).  
  4. Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса.
  5. Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни.
  6. Всегда и во всем уметь до конца доводить начатую с ребенком работу, проявлять настойчивость.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  12. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  13. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  14. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  15. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  16. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПСИХОПАТОПОДОБНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, СДВГ

 

  1. Помогайте ребенку организовать свою работу, но не делаете это вместо него. Делайте вместе, а не вместо ребенка;
  2. Для выше названной цели задавайте ребенку организующие вопросы. Пример: «Как ты будешь решать эту задачу?», «Что ты будешь делать вначале, а что в конце?», «Как ты распределишь время на выполнение задания?» и т. д.;
  3. Для помощи ребенку в составлении плана действий используете наглядность (цветные стикеры, часы, песочные часы, схемы и т.д.);
  4. Если ребенок сделал ошибку, не говорите сразу, какую именно ошибку он совершил. Можно сказать так: «в этой строчке ошибка, постарайся найти ее»;
  5. Оценивая текучую работу, выставляете оценки по разным критериям: за красоту написания, за скорость, за точность и т.д.
  6. Давайте четкие инструкции. Не используете сложных предложений;
  7. Не берите с таких детей обещаний. Они все равно их не выполнят;
  8. Хвалите за терпение и сдержанность на уроке. Важно больше хвалите за хорошее поведение, чем ругайте за плохое;
  9. Если ребенок плохо себя ведет на уроке, то постарайтесь не делать ему вербальных замечаний;
  10. По возможности постарайтесь посадить ребенка с СДВГ ближе к учителю;
  11. Четко обозначьте правила поведения в школе. В случае если ребенок их нарушил, не ругайте его за это. Просто напомните ему о правилах. Пример: «Какие у нас правила? В нашей школе правило ходить в сменной обуви»;
  12. Проговариваете детям план урока. Предупреждайте детей о тех или иных действиях заранее;
  13. Давайте только одно задание на определенный период времени;
  14. Во время урока можно использовать таблички: «Время работать», «Время отдыхать»;
  15. По возможности чередуйте на уроке различные типы деятельности;
  16. Не забывайте о физминутках;
  17. Просите ребенка с СДВГ помогать Вам во время урока. Например, раздать тетради, смочить тряпку и т. д.
  18. Во время физминуток и перемен найдите время поиграть с детьми в различные игры, направленные на развитие произвольности поведения («Найди отличия», «Нос, пол, потолок»), на преодоление расторможенности («Скалолаз», «Совы и мыши», «Море волнуется», «Дождь» и т.д.), на контроль импульсивности («Кричалки, шепталки, молчанки», «Найди и промолчи» и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми

Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...

Рекомендации учителю в организации учебного процесса со слабовидящими детьми

Рекомендации для учителей по работе со слабовидящими детьми...

Рекомендации учителю по организации учебного процесса со слабослышами и соматически ослабленными детьми

Рекомендации учителю, обучающему соматически ослабленных учащихся и имеющих хронические заболевания. Рекомендации для детей слабослышащих в общеобразовательных учебных заведениях....

Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.

Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ....

Рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушениями речи

В статье описаны проявления различных видов дисграфии у детей с нарушениями речи и особенности работы учителя с такими детьми....

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми ОВЗ.

Требования к уроку в специально (коррекционной ) школе Vlll вида...

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми ОВЗ.

В своих методических рекомендациях я постраралась оказать посильную помощь учителям при подготовке к уроку в работе с детьми ОВЗ....