Игры на развитие внимания младшего школьника
план-конспект на тему

Зяблицкая Ольга Викторовна

Игры на развитие внимания младшего школьника

В настоящее время проблема изучения развития внимания младшего школьника становится все более актуальной. Прежде всего,  это связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. В настоящее время  растет число детей,  которые потеряли интерес к учебе, снизилась концентрация внимания,  снизился их интеллектуальный уровень, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.

Среди психических явлений внимание занимает особое место. Оно представляет собой психическое действие, которое направлено на содержание образа, мысли или другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По мнению П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности”. Также внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Составитель: Зяблицкая О.В., педагог-психолог Биробиджан 2018

Слайд 2

Игра №1 Найди 8 отличий между двумя картинками «Вася ловит рыбу". Внимательно посмотри на каждую деталь на обеих картинках т.к. различия могут быть в форме, могут быть лишние детали или что-то не дорисовано. Найдя отличия на двух картинках, отмечай их кружочками или цифрами, потом раскрась обе картинки. Отличия можешь раскрасить в разные цвета.

Слайд 3

Игра №2 Найди точно такой же чайник, как в рамке

Слайд 4

Игра №3 Перепиши без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифруй их анемереп , кору, алокш , кинечу , акчур , ьлетичу , китсал , атрап , аксод , ьлефтроп , ланеп , акнецо

Слайд 5

Игра №4 Из предложенных букв необходимо вычёркнуть вертикальной чертой буквы Ф, Ш, Ю, З. зонеафюстжмпсвюкчффложбюрмфдлитгедишафялзихоюнзкиштвюфгрвкдуекбжяапрсоютбгемснбшрмфитявулкибюшлчбднхпгонбижюазбовехчюиелфвамюэмждектбшлмхпзиарвшудолбхдиомгрлязткежпсактднвтпршгмюнхдксунфмюлтпсрзшафчхдспояюиаждясуаенлжоячмжиеуахрсфсфяухиюкгепвхсфхчовтя

Слайд 6

Игра №5 Найди в приведённых ниже рядах букв «спрятавшиеся» слова: тскнигаетаатмдеревоктдочеловекгншо ывпронсрвикапустаивсумкастмолококекр юрозаерпионлнромашкаенсщкнигамыэя вонгбыкиыпчсобакакошсоваеснауеккрачсф звонокалваскшпеременаювнурокнаасру

Слайд 7

Игра № 6 расставь числа в порядке возрастания: 5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 6, 8, 10, 4, 3, 9, 0, 11 8, 5, 7, 18, 20, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 17, 15 17, 12, 14,16, 13, 6, 4, 8, 19, 0, 9, 3, 18, 11

Слайд 8

Игра № 7 найди 7 ошибок в приведенных ниже примерах: 2 + 4 = 5 5 + 2 = 7 8 – 4 = 3 1 + 3 = 4 7 – 3 = 3 6 – 6 = 0 11 – 3 = 9 19 – 1 = 18 15 + 2 = 16 5 + 1 = 6 15 – 9 = 7 3 + 10 = 13 4 + 4 = 8 11 + 8 = 20 7 + 5 = 12

Слайд 9

Игра №8 Раздели «склеенные» между собой слова: шапкадиванкошелекдеревогнездолунаводасолнцеветерзонтогоньвиноградплатьестулогурецложкастолкабачоккашамолокосапогиснегластиккарандашвелосипедпеременаурокчайвеснакошкарозалистокрадугамашинакранигрушкапоездкартасамолеттетрадьжукрадость

Слайд 10

Игра №9 Найди на чью удочку попалась рыбка?

Слайд 11

Игра №10 Помоги зайцу найти путь к вкусной морковке

Слайд 12

Игра №11 Посчитай сколько раз встречается каждая буква

Слайд 13

Игра №12 Расставь буквы в алфавитном порядке: цкншзъйуегм олбыихсячьв рэщаёюжфдтп

Слайд 14

Игра № 13 Нарисуй в тетради по клеточкам Слона

Слайд 15

Игра №14 Найди две одинаковых лошадки Найди по два одинаковых предмета

Слайд 16

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Составитель: Зяблицкая Ольга Викторовна, педагог-психолог, Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «МОСТ»

Игры на развитие внимания младшего школьника

В настоящее время проблема изучения развития внимания младшего школьника становится все более актуальной. Прежде всего,  это связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. В настоящее время  растет число детей,  которые потеряли интерес к учебе, снизилась концентрация внимания,  снизился их интеллектуальный уровень, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.

Среди психических явлений внимание занимает особое место. Оно представляет собой психическое действие, которое направлено на содержание образа, мысли или другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По мнению П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности”. Также внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.

Выделяют основные свойства внимания:

  • переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • объем - количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно небольшой промежуток времени;
  • распределение - возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов;
  • устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;
  • концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

Три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три вида внимания:

  • непроизвольное - привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя (воля, как правило, здесь не проявляется);
  • произвольное (или волевое) - сосредоточенность на чем-то может быть достигнута желанием самого человека, усилием воли. Такой вид внимания  возникает тогда, когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
  • послепроизвольное - основано на чрезвычайном интересе, на отношении человека к какому-то предмету, к поставленной задаче, к своей деятельности, выражающейся в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более глубоко и разносторонне.

Особенности внимания младшего школьника

Успешность учебной деятельности младшего школьника  зависит от постоянного и эффективного самоконтроля. Это  возможно только при наличии достаточно высокого уровня произвольного внимания.

Важно отметить, что внимание младшего школьника  еще во многом характеризуется особенностями,  которые типичны для дошкольников, то есть их внимание является слабо организованным, плохо  развитые переключение и распределение внимания, имеет небольшой объем. Ведь дети еще не умеют направить свое внимание на главные, существенные элементы объектов, их внимание часто переключается с необходимых для решения учебных задач условий на второстепенные несущественные признаки, которые отличаются эмоциональной привлекательностью или  особой внешней яркостью. Также мешает сосредоточиться на существенных деталях повышенная эмоциональная восприимчивость, которая  сохраняется  у детей начальных классов. Также младшим школьником могут упускаться  главные существенные элементы в учебном материале и концентрироваться на несущественных только потому, что они привлекают их своими яркими и  интересными деталями.

Интенсивное развитие произвольного внимания происходит под влиянием учебной деятельности. Этому способствует четкая организация учебных действий младших школьников с использованием образца и также таких действий, которыми дети могут руководствоваться самостоятельно и при этом постоянно контролировать себя.

Объем внимания младшего школьника гораздо меньше, чем объем внимания взрослого человека. Распределение внимания также значительно менее развито, это  проявляется особенно заметно когда необходимо одновременно выполнять несколько действий: слушать текст, одновременно вспоминать правила написания, применять их и писать.

Также характерна  и значительная неустойчивость внимания в начале младшего школьного возраста. Типичной возрастной особенностью младших школьников является более высокая устойчивость внимания при выполнении ими внешних действий и более низкая при выполнении внутренних умственных действий. Слабо развито и  переключение внимания у младших школьников. Это обусловлено тем, что в начале обучения у них еще не сформированы многие учебные умения и навыки, что и мешает быстро переключиться с одного вида учебных занятий к другим.

Непроизвольное внимание продолжает развиваться одновременно с развитием произвольного внимания, которое становится связанным в большей степени не с яркостью и внешней привлекательностью объектов, а с эмоциями и чувствами, мотивами, потребностями и интересами детей,  которые возникают  в процессе учебной деятельности. Это говорит о том, что  развитие произвольного и непроизвольного внимания младших школьников  тесно связано с развитием различных сфер их личности.

Таким образом, к концу младшего школьного возраста повышается уровень произвольного  и непроизвольного внимания, значительно расширяется объем внимания (в среднем в 2 раза), совершенствуется умение распределять его. Младший  школьник приобретает способность достаточно длительно сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Позже  свойства произвольного внимания могут становиться устойчивой особенностью личности, которая называется внимательностью.

 Развитие полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых свойств личности  тесно  связано с формированием внимательности младшего школьника.        

Для развития всех свойств внимания необходимо в работе с детьми использовать развивающие игры. Эти игры направлены на умение младшим школьником концентрироваться,  распределять и  переключать свое внимание, увеличивать его объем, и делать его более устойчивым.

Игра №1 (слайд 2)

Цель: научиться концентрировать внимание, сравнивать объекты.

Задание: Найди 8 отличий между двумя картинками «Вася ловит рыбу". Внимательно посмотри на каждую деталь на обеих картинках т.к. различия могут быть в форме, могут быть лишние детали или что-то не дорисовано. Найдя отличия на двух картинках, отмечай их кружочками или цифрами, потом раскрась обе картинки. Отличия можешь раскрасить в разные цвета.

Игра №2 (слайд 3)

Цель: научиться концентрировать внимание, сравнивать объекты.

Задание: Найди точно такой же чайник, как в рамке

Игра №3 (слайд 4)

Цель: научиться сосредоточенности, вниманию и находчивости.

Задание: Перепиши без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифруй их

анемереп, кору, алокш, кинечу, акчур, ьлетичу, китсал, атрап, аксод, ьлефтроп, ланеп, акнецо

Игра №4 (слайд 5)

Цель: научиться сосредотачивать и концентрировать внимание.

Задание: Из предложенных букв необходимо вычёркнуть вертикальной чертой буквы Ф, Ш, Ю, З.

зонеафюстжмпсвюкчффложбюрмфдлитгедишафялзихоюнзкиштвюфгрвкдуекбжяапрсоютбгемснбшрмфитявулкибюшлчбднхпгонбижюазбовехчюиелфвамюэмждектбшлмхпзиарвшудолбхдиомгрлязткежпсактднвтпршгмюнхдксунфмюлтпсрзшафчхдспояюиаждясуаенлжоячмжиеуахрсфсфяухиюкгепвхсфхчовтя

Игра №5 (слайд 6)

Цель: научиться сосредотачивать и концентрировать внимание.

Задание: Найди в приведённых ниже рядах букв «спрятавшиеся» слова:

  •  тскнигаетаатмдеревоктдочеловекгншо

(книга, дерево, человек ).

  •  ывпронсрвикапустаивсумкастмолококекр

(капуста, сумка, молоко)

  •  юрозаерпионлнромашкаенсщкнигамыэя

(роза, пион, ромашка)

  •  вонгбыкиыпчсобакакошсоваеснауеккрачсф

(бык, собака, сова).

  •  звонокалваскшпеременаювнурокнаасру

(звонок, перемена, урок).

Игра №6 (слайд 7)

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Задание: расставь числа в порядке возрастания:

  •  5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 6, 8, 10, 4, 3, 9, 0, 11
  •  8, 5, 7, 18, 20, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 17, 15
  •  17, 12, 14,16, 13, 6, 4, 8, 19, 0, 9, 3, 18, 11 

Игра №7 (слайд 8)

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Задание: найди 7 ошибок в приведенных ниже примерах:

  2 + 4 = 5          5 + 2 = 7           8 – 4 = 3

  1 + 3 = 4          7 – 3 = 3            6 – 6 = 0

  11 – 3 = 9        19 – 1 = 18      15 + 2 = 16

  5 + 1 = 6          15 – 9 = 7         3 + 10 = 13

  4 + 4 = 8          11 + 8 = 20      7 + 5 = 12

Игра №8 (слайд 9)

Цель: развитие устойчивости, концентрации внимания.

Задание: Раздели «склеенные» между собой слова:

шапкадиванкошелекдеревогнездолунаводасолнцеветерзонтогоньвиноградплатьестулогурецложкастолкабачоккашамолокосапогиснегластиккарандашвелосипедпеременаурокчайвеснакошкарозалистокрадугамашинакранигрушкапоездкартасамолеттетрадьжукрадость

Игра №9 (слайд 10)

Цель: развить устойчивости и концентрацию внимания.

Задание: Найди на чью удочку попалась рыбка?

Игра №10 (слайд 11)

Цель: развить устойчивости и концентрацию внимания.

Задание: Помоги зайцу найти путь к вкусной морковке

Игра №11 (слайд 12)

Цель: развить концентрацию, устойчивость и объем внимания.

Задание: Посчитай сколько раз встречается каждая буква

Игра №12 (слайд 13)

Цель: развить концентрацию, устойчивость, объем и распределение внимания.

Задание: Расставь буквы в алфавитном порядке:

  • цкншзъйуегм
  • олбыихсячьв
  • рэщаёюжфдтп

Игра № 13 (слайд 14)

Цель: развить концентрацию, устойчивость, распределение внимания и усилить концентрацию слухового внимания.

Задание: Нарисуй в тетради по клеточкам Слона

Игра №14 (слайд 15)

Цель: научиться концентрировать внимание, сравнивать объекты.

Задание: Найди одинаковые предметы

Памятка для родителей по развитию внимания ребенка

                                                         

Внимание - один из самых важных психических процессов, внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  • Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка. Ведь в основе внимания лежит интерес.
  • Учитывайте круг увлечений своего ребенка. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
  • Для тренировки внимания  используйте прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
  • Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Обращайте внимание на достигнутые им успехи.
  • Собственным примером и примерами из жизни других людей стимулируйте интерес к развитию внимания ребенка.
  • Во время семейных посиделок демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
  • Не ждите немедленных, успешных результатов,  наберитесь терпения.
  • Использование Вами  специальной  литературы поможет вашему ребенку достичь успехов.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Н.Ф Пронкина и др.- М.: Просвещение,1984.

3. Выготский Л.С.  Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию – М., 1976.

4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974

5. Гоноболин Ф.Н. Внимание младшего школьника // Психология младшего школьника / Под редакцией Е.И. Игнатьева. – М.: изд.Академии Педагогических наук РСФСР, 1960.

6. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию – М., 1976.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов – Спб: Питер, 2007.

8. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Г. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 1976.

9. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова.  – М.:Владос, 1998.

10. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М.,2002.

11. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной – М.,2002.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000.

г. Биробиджан,

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения....

Банк игр на развитие внимания младших школьников

Систематизированный материал на развитие всех видов внимания у младших школьников собран из разных источников. ...

Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития

В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...

Игры и упражнения для развития внимания младших школьников

В статье предложен банк игр и упражнений для развития свойств внимания ( концентрации, устойчивости, распределения и др.). Игры могут быть использованы в 1-2 классах начальной школы....