Методическая разработка «Эффективное взаимодействие детей и родителей»
методическая разработка на тему

Программа психолого-педагогического сопровождения «Эффективное взаимодействие детей и родителей» адресована родителям детей любого возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей или по рекомендации педагогов-психологов, осуществляющих коррекционную работу с их детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург

2018 год

Методическая разработка

«Эффективное взаимодействие детей и родителей»

                                                                                         Составитель:

педагог-психолог ЦПМСС

Антонович Л.Ю.

1.Пояснительная записка.

Актуальность.

Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Поэтому обеспечение психологической поддержки семейного воспитания является одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями психолого-педагогического сопровождения.

Особую важность это направление приобретает в последнее время, когда семья, как социальный институт, переживает серьёзные проблемы и экономического и психологического плана. Всё это не может не сказываться на качестве взаимодействия между членами семьи, между родителями и детьми. Выделим некоторые общие особенности современной семьи.

Растёт количество разводов, а, следовательно, и детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни в этих семьях ниже среднего уровня. Для матерей характерны поиски дополнительного заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени – всё это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Велик риск выплеска негативных эмоций на детей.

С психологическими проблемами сталкиваются и более обеспеченные семьи. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок больше времени проводит с нянями, чем с родителями.

Затрудняют общение ребёнка и взрослого и некоторые достижения цивилизации.  Своё свободное время родители предпочитают проводить за просмотром телевизионных передач или за компьютером, что тоже увеличивает дефицит общения ребёнка с взрослым.

Современные родители достаточно информированы в вопросах развития детей и их воспитания. Этой проблеме уделяют внимание средства массовой информации. Статьи на эти темы содержат периодические печатные издания, выпускается много книг и брошюр, при необходимости можно найти нужную информацию в интернете. Но, как показывает опыт, знания родителей не систематизированы. Родители признаются, что испытывают трудности в применении их для решения практических задач и проблем.  Вместе с тем ощущается дефицит практико-ориентированных программ психолого-педагогического сопровождения родителей как участников образовательного процесса.

Для решения задач, поставленных современным обществом,  только психологического просвещения родителей недостаточно. Необходимы практические занятия, которые помогут им лучше понять своего ребёнка и строить отношения с ним конструктивно и осознанно.

Адресат.

Программа психолого-педагогического сопровождения «Эффективное взаимодействие детей и родителей» адресована родителям детей любого возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей или по рекомендации педагогов-психологов, осуществляющих коррекционную работу с их детьми.

Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для формирования конструктивных детско-родительских .

          Задачи

  • Расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;
  • Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;
  • Оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении.

Теоретические основы.

 При составлении  программы использовались теории личностного развития, общения и поведения, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Эрика Берна, Берта Хелленгера Из психологической науки и практики было взято то, что можно превратить в практические навыки и стратегии поведения.

2. Содержание программы.

Программа состоит из 10 занятий с родителями, построенных в форме психологического тренинга. Также родителям предлагаются индивидуальные консультации для оказания помощи в решении конкретных проблем взаимодействия с детьми.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Темы занятий

Продолжительность

(час)

1

Знакомство, правила, тема  «Контакт»

4

2

Эмоции, чувства, состояния.

4

3

Знакомство с  «Я-высказыванием»

4

4

Манипуляции. Способы защиты.

4

5

Умение говорить  «Нет»

4

6

Невербальная коммуникация.

4

7

Определение внутрисемейных ролей. Знакомство с законами развития семьи.

4

8

Механизмы взаимодействия с окружающими

4

9

Доверие к окружающему миру

4

10

Подведение итогов «Чемодан в дорогу»

          4  

1  ЗАНЯТИЕ

Цель занятия:

1.Создать климат психологической безопасности.

2Ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга.

3.Обсудить правила группы.

4.Знакомство с темой контакт.

УПРАЖНЕНИЯ

1.   Вступительная беседа о тренинге и об ожидании участников от него. Запросы: выяснение основных проблем во взаимоотношениях с детьми, и что ожидают от тренинга.

2.Правила группы.

3.   "Моё имя"

Цель: Выявление представлений о себе и раскрытие значимости имени.

Ход: участники проговаривая своё имя вспоминают его историю, кто назвал, в честь кого, и что оно несёт по жизни.

4."Разговор"

Ход: участники в парах ведут разговор о своих детях в следующих позициях:

а ) Спиной друг к другу.

б ) Один стоит другой сидит.

в ) Меняются местами.

г ) Оба стоят лицом друг к другу.

д )Сидят лицом друг к другу.

Обсуждение и выявление ведущего канала восприятия . Обсуждение ведущих каналов восприятия у детей участников тренинга.

5."Карандаш"

Ход: Зажать карандаш или ручку  подушечками указательных пальцев и двигать руками вверх- вниз, вперёд-назад.

Обсуждение : что необходимо было делать чтобы карандаш не уронить.

5."Челнок в детство"

Ход: участники в пара вспоминают как родители понимали и принимали их а детстве (в возрасте их ребенка)

Обсуждение: Как происходит контакт с их детьми сейчас и на сколько похожи эти отношения.

6. "Контакт"

Ход: участники по кругу проговаривают, что для них означает это слово. Анализируют -какой контакт у них со своими детьми.

7."Контакт"

Ход: участники делятся на пары, каждая пара получает задание(уговорить родителя пойти на ночную дискотеку ребёнку 16 лет, выйти замуж в 17лет и т.д.)

Обсуждение: удалось  ли достигнуть желаемое, какие методы манипуляций использовали.

8.Шеринг.

- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

2  ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: понять что такое эмоции, а также совершенствовать умение конструктивно выражать их.

УПРАЖНЕНИЯ

1.Шеринг.

-кто хочет делится  событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия.

2.Тренер даёт определение понятия эмоция. Отгадывание эмоций по пектограммам.

Обсуждение: Что было сложного , какие эмоции сложнее проявлять

3."Эмоции в детстве"

Ход: В парах участники вспоминают, как в детстве они проявляли эмоции радости и гнева и как реагировали на это родители.

Обсуждение: как сейчас проявляют эмоции дети участников и как родители реагируют.

4."Испорченный телефон"

Ход: Участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Один из участников загадывает эмоцию и передаёт по кругу.

Обсуждение: К каким последствиям может приводить ситуация ,если человек думает , что изображает одну эмоцию, а окружающие видят другую?

5."Замороженные"

Ход: Участники сидят в кругу неподвижно и изображают людей без эмоций. Водящий выходит в центр круга и пытается "разморозить" кого-нибудь своими жестами , мимикой. .Кто разморозился -становится ведущим.

Обсуждение: Что помогало не реагировать на происходящее? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык?

6."Изобрази животное"

Ход: участники получают карточку ,где написано имя животного которое необходимо изобразить не  вербально.

Обсуждение: что вызывало наибольшие трудности

7.Шеринг.

- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

3  ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: Научиться безопасно, выражать отрицательные эмоции. Знакомство с Я-посланием.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Шеринг.

кто хочет - делится  событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия

2."Эмоции"

Ход: участники делятся на две группы и угадывают эмоции по карточкам.

Обсуждение: какие эмоции сложнее угадывать и почему

3.Знакомство с "Я посланием».

"Горячий стул"

Ход: любой участник по желанию-отвечает на раздражающий вопрос от  «Я - высказывания»

Обсуждение:меняется ли внутренние состояние при таком ответе на вопрос

5."Кувшин эмоций».

Ход: Работа с  «Я посланием»

4.Ознакомление с нарушенными потребностями и депривацией.

Ход: знакомство с пирамидой А. Маслоу.

6."Подушки"

Ход: участники перебрасывают друг другу подушки снимая агрессию.

7.Шеринг.

- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

4 ЗАНЯТИЕ

Цель: познакомить участников с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.

УПРАЖНЕНИЯ

1.Шеринг.

кто хочет - делится  событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия

2."Мозговой штурм"

Ход: работа в двух подгруппах с таблицей манипуляций.

Обсуждение: составление общей таблицы и обсуждение где это имеет место в жизни участников.

3."Толкачи"

Ход: участники разбиваются на пары и встают на расстоянии одного метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Участники выставляют вперёд ладони и начинают толкаться "ладонь в ладонь," стараясь вывести соперника из равновесия.

Обсуждение: какие способы привели к победе.

 4.Технология "Зигзаг"

Ход: участники делятся на группы, получают текст, обсуждают его и придумывают к нему

свои примеры, а потом организуется взаимное обучение.

Обсуждение: с какими трудностями столкнулись во время упражнения

6.Шеринг.

- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

    5 ЗАНЯТИЕ

Цель: научить участников говорить "нет"

УПРАЖНЕНИЯ

1.Шеринг: кто хочет - делится  событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия

2."Оправдание чужих ожиданий"

Ход: участники вспоминают и описывают три случая ,когда кто-нибудь ждал от вас того, чего вам делать не хотелось, и , несмотря на своё нежелание, вы это сделали. ( Вас пригласили в театр , а вы идти не хотите и т.д.) Затем в парах проговорить, что чувствовали при этом. И можно поискать, как это сделать безболезненно.

Обсуждение: нашли ли участники новые механизмы взаимодействия.

3. «Торговый агент».

Ход: В офис приходит торговый агент и предлагает что-либо купить. Задача офис менеджера  - отказать уверенно в приобретении товара.

Обсуждение: какие чувства испытывали и что было наиболее сложным в упражнении

4."Уверенные, неуверенные и  агрессивные ответы."

Ход: Каждому участнику группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации уверенный, неуверенный и агрессивный ответ.

- друг разговаривает с вами ,а вам необходимо уйти

-люди в кино мешают вам своими разговорами

-вам не отдают деньги, которые давно взяли в долг

Обсуждение-  какие чувства вызвало упражнение.

5."Дай яблоко"

Ход: соревнуются двое участников: один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации. Например:

-дай мне яблоко, пожалуйста.

- я с удовольствием выполнил бы вашу просьбу, но не могу - я не знаю какое.

-дай мне,  красное.

- с удовольствием, но не знаю какое из красных

…….

Обсуждение: что оказалось сложным?

6.Шеринг.

- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

6 ЗАНЯТИЕ

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации, умения расшифровывать невербальные сигналы других людей.

УПРАЖНЕНИЯ

1.Шеринг.

кто хочет - делится  событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия

2."Стеклянная дверь"

Ход: участники разбиваются на пары. Необходимо договориться о встрече через стеклянную дверь о следующей встрече за 15 секунд.

Обсуждение: Что было тяжелее получать информацию или передавать.

3."Выстраивание по росту"

Ход: участники с завязанными глазами начинают хаотично перемешиваются в пространстве. По условному сигналу все участники выстраиваются в шеренгу по росту.

Обсуждение: Получилось ли выстроиться по росту правильно? На что ориентировался каждый участник.

4."Разговор в рисунках"

Ход: участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один лист бумаги на двоих где участники в течении 5 минут ведут общение на произвольные темы, но писать слова  или отдельные буквы и цифры запрещается. Можно использовать только рисунки и схемы.

Обсуждение: удалось ли достигнуть результата. Что было сложно

5."Раскрась соседа"

Ход: участники делятся на пары.Участник №1 разукрашивает лицо участника № 2 .Затем меняются местами.

Обсуждение: что нового узнал о себе, что удивило, что было неожиданным.

6. Шеринг.

- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

7 ЗАНЯТИЕ

Цель: Определение внутрисемейных ролей. Знакомство с законами развития семьи.

УПРАЖНЕНИЯ

1.Шеринг.

кто хочет - делится  событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия

2. "Я в детстве"

Ход: рассматривание фотографий в парах и рассказ о себе в третьем лице.

Обсуждение: Что было важным. Изменилось ли отношение к детским переживаниям.

3."Семейная фотография"

Ход: участники строят по воспоминаниям свой фотографии в детстве и меняют на то как бы хотелось.

Обсуждение: какие чувства испытывали при построении фотографий и какие чувства сейчас.

4.Теоретическая часть - законы развития семьи.

5."Моя семья"

Ход: участники рисуют  свою семью. Затем передают по кругу и каждый участник дорисовывает, то- что по его мнению не хватает по его мнению.

Обсуждение: какие чувства испытали когда вернулся рисунок.

6. Шеринг.

- что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

8 ЗАНЯТИЕ

Цель: Помочь  осознать участникам их механизмы взаимодействия с окружающим.

УПРАЖНЕНИЯ

1.Шеринг.

кто хочет - делится  событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия

2."Ворвись в круг"

Ход: участники стоят в кругу,  взявшись за руки. Водящему необходимо любым способом ворваться в круг.

Обсуждение: Где и в каких ситуациях в жизни, участники используют такое поведение.

3."Что изменилось"

Ход: водящий внимательно осматривает всех сидящих в круге, выходит за дверь. Возвратившись необходимо заметить, что изменилось в участниках.

Обсуждение: что было сложным, чего в жизни мало замечаем

4."Паровозик"

Ход: участники делятся на тройки, образуют паровозик и вагончики. Вагончикам завязывают глаза и паровоз везёт их - преодолевая препятствия. Затем участники меняются местами.

Обсуждение - в каком положении было спокойнее, в каком тревожнее.

5."Сколько"

Ход: ведущий стоит в кругу с закрытыми глазами. Все участники дотрагиваются 1,2или3 пальцами. Тренер считает количество. Ведущий -определяет сколько пальцев.

Обсуждение: Что чувствовали?

6.Шеринг.

что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

9 ЗАНЯТИЕ

Цель: Помочь участникам  определить их уровень доверия к миру.

УПРАЖНЕНИЯ

1.Шеринг.

кто хочет - делится  событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия

2."Слепой и поводырь"

Ход: участники разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Второму участнику пары

Необходимо провести через препятствия первого. Затем меняются местами.

Обсуждение:  какие чувства были в позиции  "слепой" и "поводырь."                

3"Глубокий сон".  

Ход: участники делятся на пары. Первый номер в паре должен лечь на пол  и представить себе, что он глубоко спит и ему снится сон. Номер два медленно поднимает и опускает руки, ноги сгибает их и разгибает очень нежно, чтобы не разбудить своего партнёра.

Обсуждение: что чувствовали в первом и втором положении, какой опыт расслабления ещё используете.

4."Хвастовство"

Ход: каждому участнику необходимо найти что-то, что он умеет делать лучше всех в этой группе.

Обсуждение: какие чувства возникли во время этого упражнения.

5."Правда и ложь"

Ход: участники сидя в кругу рассказывают три истории из которых две правда, а одна ложь. Остальные участники отгадывают.

Обсуждение: что вы знаете о своей интуиции. Как часто она помогает вам.

6. Шеринг: что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

10 ЗАНЯТИЕ

Цель: подведение итогов

                                           УПРАЖНЕНИЯ

.Шеринг.

кто хочет - делится  событиями, произошедшими за неделю и ожиданиями от занятия

2."Чемодан"

Ход: каждый участник по очереди выходит за дверь на несколько минут. А все остальные собирают ему чемодан - путём групповой дискуссии выделяют по три положительных три отрицательных качества, которые участник проявил во время тренинга. Когда участник возвращается то,что получает листок, который прочитать может только дома или в конце занятия.

3.Мои достижения за девять занятий.

Ход: каждый участник выписывает то, что изменилось во взаимоотношениях с ребёнком

4.Мои планы на ближайший месяц.

Ход: каждый участник записывает три шага, которые сделает самостоятельно для гармонизации отношений

5. «Комплимент».

Ход: участники сидят поликругом, Все по очереди садяться на центральный стул и члены группы делают ему комплимент, участник сидящий на стуле следит за своими чувствами, но ничего отвечать не может

Обсуждение: что сложнее было делать- говорить или слушать,

6. Шеринг.

что было интересно на занятии, с каким чувством уходите домой.

Список литературы.

                                Литература для психологов:

  1. Баркан.А.И. Его величество-Ребёнок. «Столетие»1996.
  2. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С. Мацковского – СПб.: Дениздат, 1992.
  4. В.Г.Вилюнас.Психология эмоций.Московский университет 1984.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
  7. Б.Хелленгер.Порядки любви.Москва,2011.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  9. В.Сатир. Психотерапия семьи.Речь,2001.
  10. Сиратюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  11. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н / Д: Феникс, 2006.
  12. Л.Н.Костина.Игровая психотерапия с детьми.С-Пб,2001.

                                Литература для родителей:

  1. Баркан А.И. Его Величество Ребёнок .  «Столетие», 1996.
  2. Васильева И. Книга сказочных игр. Волшебный сундучок. – СПб.: Речь, 2009.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  5. Играем в памперсах. / Сост. Ильина Н.А. – М.: Рольф, 2001.
  6. Крэри Элизабет Не разбрасывай носки … или Что ещё должен уметь ребёнок: Советы родителям / Пер. с англ. О.В. Рыбаковой – М.: Айрес-пресс, 1999.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2000.
  8. Настольные игры для всей семьи. / Сост. Барышникова Т. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1999.
  9. Популярная психология для родителей: 2-е изд, испр. / Под ред А.С. Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  10. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992

«Отзывы участников о программе»

Уважаемый Родитель!

Какие темы занятий были Вам интересны? ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какие изменения произошли в Ваших отношениях с ребёнком?______________

____________________________________________________________________

Какие умения и навыки, сформированные на занятиях, помогают Вам в общении? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие ещё темы Вам интересны? ____________________________________________________________________

Ваши пожелания ведущему: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши впечатления о занятиях: __________________________________________

____________________________________________________________________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

Тренинг "Взаимодействие детей и родителей"

Цель тренинга - укрепление детско-ролительских отношений.Может быть использован в работе вопитателями детских садов,педагогами дополнительного образования,учителями начальных классов....

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

Учебно - методическое пособие. Способ взаимодействия в цепочке: ученик - родитель - учитель.

Один из вариантов взаимодействия в цепочке: "ученик - родитель - учитель" - проведение родительского собрания в форме интеллектуального марафона родителей и детей. Тема "Роль семьи и школы в формирова...

Взаимодействие школы с родителями одарённых детей.

Сегодня вопрос взаимодействия семьи и школы очень актуален. Ведь многих родителей сейчас больше беспокоит экономическое благополучие, и дома они часто обсуждают денежные проблемы, все чаще уклоняясь о...

Методические рекомендации "Взаимодействие педагога с родителями"

Статья содержит рекомендации по взаимодействию с родителями...

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллю...