Рабочая тетрадь по социальной психологии
учебно-методическое пособие на тему

Савельева Екатерина Юрьевна

Рабочая тетрадь по социальной психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad1.docx588.44 КБ

Предварительный просмотр:


Е.Ю.Савельева

Рабочая тетрадь по

социальной психологии

Часть I

Учебное пособие

для студентов колледжа

2013


            Учебное пособие «Рабочая тетрадь по социальной психологии» составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Социальная психология» и предназначено для студентов, обучающихся по специальностям  050709 «Преподавание в начальных классах», 050303 «Иностранный язык», 050202 «Информатика».

Одобрено предметно-цикловой комиссией педагогики и психологии ГБОУ СПО «Месягутовский педагогический колледж».

Составитель: Савельева Е.Ю., преподаватель

ГБОУ СПО «Месягутовский педагогический колледж».


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………...

4

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии

Объект, предмет, задачи социальной психологии ….

6

Методы социальной психологии …………………….

12

Становление и развитие социальной психологии ….

18

Раздел II Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения

Основные понятия социальной психологии общения

25

Виды, типы и уровни общения ………………………

29

Коммуникативная сторона общения…………………

35

Интерактивная сторона общения…………………….

41

Перцептивная сторона общения……………………...

45

Психология воздействия в общении…………………

48

Список рекомендуемой литературы………………………..

52


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие «Рабочая тетрадь по социальной психологии» составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Социальная психология» и предназначено для студентов, обучающихся по специальностям  050709 «Преподавание в начальных классах», 050303 «Иностранный язык», 050202 «Информатика».

Тетрадь может быть использована студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателя, а также при самостоятельном изучении темы. Использование тетради на аудиторных занятиях существенно сокращает время, затрачиваемое на конспектирование материала. Использование тетради в ходе самостоятельного изучения темы помогает студентам увидеть главное в содержании темы и не оставить без внимания обязательные для рассмотрения вопросы. Студентам предлагаются упражнения репродуктивного и творческого характера, поэтому работа с тетрадью в процессе усвоения темы способствует закреплению, систематизации и осмыслению изучаемого материала.

Пособие состоит из двух частей, в каждой части представлены по два раздела, каждый из которых включает список вопросов, подлежащих рассмотрению, перечень терминов и понятий обязательных для усвоения, задания на установление соответствия и набор заданий открытого типа разного уровня сложности.


Для удобства студентов и преподавателя в рабочей тетради используется система условных обозначений:

Название раздела

Рекомендуемая литература по теме

Информация для запоминания

Вопрос по теме

Задание для групповой работы

Задание для самостоятельной работы

Домашнее задание


Объект, предмет, задачи

социальной психологии

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Г. М. Андреева)

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей разных школ.

(В. Г. Крысько)

Соотношение психологии и социологии в социальной психологии

I. Интрадисциплинарный подход

1. __________________________________

     __________________________________

2. __________________________________

    __________________________________

II. Интердисциплинарный подход

3. ___________________________________

    ___________________________________:

     а) _________________________________

          ________________________________;

     б) _________________________________

         _________________________________.

Подумайте, как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать ее:

а) как часть социологии;

б) как часть психологии;

в) как самостоятельную область исследования.

Предмет социальной психологии

а) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

б) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

в) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задачи социальной психологии

Теоретические                Практические

Разделы социальной психологии

  1. Введение в социальную психологию:

_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Социальная психология общения и взаимодействия: _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Социальная психология групп: ______________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Социальная психология личности: _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Практические приложения социальной психологии: _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходя из предмета социальной психологии сделайте вывод о ее связи с другими науками.

Подумайте, для чего учителю необходимо изучать социальную психологию.

               Функции социальной психологии

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составить таблицу «Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии» (Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000, с. 17-22).


Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии

Психологическая школа

Представители

Вклад в развитие социальной психологии

Для заметок по разделу

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Методы

социальной психологии

Метод - ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Методология социальной психологии - ___________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблема качества социальной-психологической информации

1. Надежность - _________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Объективность и субъективность - _______________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обоснованность (валидность) - __________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Устойчивость - ________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Точность - ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Типология методов, используемых в социальной психологии

Методы

Методы исследования                        Методы воздействия

 Методы сбора         Методы обработки          ______________

  информации                (не специфичны для           ______________

  ____________        социально-психологи-           ______________

  ____________        ческого исследования)  ______________

  ____________

  ____________

  ____________

Методы

Методы эмпирического исследования

Методы моделирования

Управленческо-воспитательные методы

  • ____________;
  • ____________;
  • ____________;
  • ____________;
  • ____________.

(не обладают какой-либо особой спецификой именно в социальной психологии)

  1. Методы исследования и диагностики

1) Наблюдение - ________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды наблюдений:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Требования к наблюдению:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Эксперимент - _______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды эксперимента:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Требования к эксперименту:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Опрос - ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды опроса:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требования к опросу:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Контент-анализ - _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Этапы контент-анализа:

Первый этап - __________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Второй этап - ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третий этап - ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Моделирование - _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Социометрия - _______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Методы обработки  и интерпретации результатов исследования и диагностики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Методы коррекции и терапии

1) Социально-психологический тренинг - _________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Психодрама - _________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Гештальттерапия - ___________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Методы социально-психологического обучения и развития

1) Дискуссионные методы - ______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Деловые игры - ______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Тренинги личностного роста - _________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая черта методов социальной психологии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составить схему «Методы социальной психологии»// «Лучшие страницы педагогической прессы». – 2003. - №4. – с.90-96.


Методы социальной психологии


Становление и развитие социальной психологии

Этапы развития социальной психологии

Период

Исторические границы периода

Характеристика периода

I

II

III

По какому критерию представлено деление на этапы развития социальной психологии как науки?

Первые теоретические концепции в области социальной психологии

(вторая половина XIX – первая треть XX в.в.)

Психология народов

Авторы:                 ________________________________________________

Основные идеи теории:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Значение для науки:

______________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психология масс

Авторы:                 _________________________________________________

Основные идеи теории:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Значение для науки:

______________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Концепция инстинктов социального поведения

Авторы:                 _________________________________________________

Основные идеи теории:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Значение для науки:

______________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие отечественной социальной психологии

В дореволюционной России социальной психологии как науки не существовало. Отечественная психология занимала третье место после Америки и Германии.

______________________________________

____________________________________________________________________________

МИХАЙЛОВСКИЙ

Николай Константинович 

(1842–1904)

Основатель социальной психологии как науки в России, критик, публицист, социолог, общественный деятель.

   Теоретик «субъективной социологии», исследователь проблем массовой психологии: «Что такое прогресс?» (1869), «Борьба за индивидуальность» (1875-76), «Герои и толпа» (1882), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893).

ПОТЕБНЯ

Александр Афанасьевич

(1835–1891)

   Выдающийся русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

   Является автором «Теории фольклора, этнографии, языкознания».

Основные идеи

«Теории фольклора, этнографии, языкознания»

  1. Утрата народом своего языка равносильна его исчезновению.
  2. Представители разных национальностей не всегда могут достигнуть адекватного взаимопонимания, так как существуют специфические особенности и механизмы межэтнического общения, которое должны учитывать  мышление всех сторон общающихся людей.
  3. Культура и образование развивают и закрепляют этноспецифические характеристики представителей разных народов.

В настоящее время социальная психология существует как самостоятельная наука и применяется в различных областях общественной жизни. Определите эти области.

Области применения социальной психологии

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовиться к контрольной работе по разделу

«Введение в социальную психологию».


Для заметок по разделу

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Основные понятия социальной

психологии общения

                                                                   Аспекты

общения

Общение –

Общение –

Общение –

Посредством чего осуществляется процесс общения?

____________________________________________________________________________________________________


Паралингвистические средства передачи информации:

  • _________________________
  • _________________________
  • _________________________
  • _________________________
  • _________________________
  • _________________________

Соотношение общения и деятельности

  1. Единство общения и деятельности.

Любые формы общения включаются в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими каких-либо функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности.

  1. Общение и деятельность – две разные стороны социального бытия человека.

  1. Общение воспринимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, является ее элементом.

  1. Общение является особым видом деятельности.

Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Опишите различия между следующими системами знаков как средствами общения:

  1. Цвета светофора.
  2. Азбука Морзе.
  3. Родной язык.
  4. Топографическая карта местности.

Структура общения

ОБЩЕНИЕ

__________________________________

(состоит в обмене информацией между общающимися индивидами)

____________________________________

(организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями)

__________________________________

(процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания)

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс.

Группы функций

  1. Психологические функции

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Социальные функции 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Инструментальные функции

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции общения с точки зрения

некоторых авторов

А.В.Мудрик

  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________

А.Б.Добрович

  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________

А.А.Брудный

  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________

Л.А.Карпенко

  • _______________
  • _______________
  • _______________
  • _______________
  • _______________
  • _______________
  • _______________
  • _______________

Сравните различные подходы к определению функций общения.

Выучить определения основных понятий.


Виды, типы, уровни

              общения

Способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей. Наряду со способами следует различать и разновидности общения. Разновидности общения могут быть проявлением, как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности.

Подумайте, почему появилась необходимость классифицировать общение на виды, типы и уровни?

Виды общения

  1. Непосредственное общение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные характеристики непосредственного общения:

  • ____________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________

1. Формальное непосредственное общение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Межличностное непосредственное общение

_____________________________________________

__________________________________________________________________________________________

  1. Опосредованное (косвенное) общение

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные характеристики опосредованного общения:

  • ____________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________
  1. Массовое общение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прямое массовое общение

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

  1. Опосредованное массовое общение

__________________________________________________________________________________________

Приведите примеры каждого вида общения.

Особенности общения в современном мире

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Квазиобщение - ______________________________________

_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Уровни общения

   Направленность

уровня общения

  1. Фатический (конвенциональный) уровень общения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные характеристики фатического уровня общения:

  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • ______________________________________
  1. Информационный уровень общения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные характеристики информационного уровня общения:

  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  1. Деловое информационное общение
  2. Эмоциональное деловое информационное общение
  3. Эмоционально-деловое информационное общение
  1. Личностный (духовный) уровень общения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные характеристики личностного уровня общения:

  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________

  1. Уровни общения могут иметь социально-положительную (просоциальную) и социально-отрицательную (антисоциальную) направленность. Определите соответствие направленности каждому уровню общения.
  2. Могут ли меняться уровни общения в процессе одного разговора?

Типы общения

  1. Диалогическое общение
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________Монологическое общение
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________Императивное монологическое общение

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________ _____________________________________________________

       Манипулятивное монологическое общение

_____________________________________________________

_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Признаки манипулятивного общения:

  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________

  1. Может ли учитель в процессе обучения или воспитания использовать императивное общение?
  2. Может ли учитель в процессе обучения или воспитания использовать манипулятивное общение?
  3. Приведите пример императивного и манипулятивного общения учителя с   учащимися.
  4. Опишите, какие отношения существуют между людьми, если при организации общения они расположились в пространстве следующим образом:

а)                                 б)

        

в)

Разделившись на группы, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый вид, тип и уровень общения по любой типологии. Главное условие: используйте характеристику полностью.

Используя материал урока, составьте табличный вариант классификации видов, типов и уровней общения.


Коммуникативная сторона общения

Коммуникация – _____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Межличностная коммуникация (обмен информацией) имеет свои специфические черты:

а) наличие обратной связи;

б) наличие коммуникативных барьеров;

в) коммуникативное взаимовлияние партнеров;

г) наличие разных уровней передачи информации - вербального и невербального.

Обратная связь в межличностном общении.

________________                        _________________

обратная связь

ПРЯМАЯ                                КОСВЕННАЯ


Коммуникативный барьер – __________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КБ непонимания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) Фонетический барьер непонимание

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)        Семантический барьер непонимания

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________

в)        Стилистический барьер непонимания

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________

г)        Логический барьер непонимания

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КБ социально-культурных различий

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КБ отношений

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?

  1. Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?

  1. Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

Любой психологический барьер - это прежде всего защита, которую выстраивает, вольно или невольно, реципиент на пути предлагаемой ему информации.

В каждом случае для выстраивания такого барьера бывают свои причины, цели, например:

а) избегание или искажение предлагаемой информации и, наоборот, внимательное отношение к противоречащей информации;

б) снижение авторитетности источника;

в) защита через надуманное непонимание.


Уровни обмена информацией.

Вербальный                        Невербальный

     (речь)                          (знаковые системы)

               Акустическая                        Оптико-кинетическая

1. Паралингвистические средства (просадика):

  • _______________
  • _______________
  • _______________

2. Экстралингвистические средства (вкрапления в речь):

  • _______________
  • _______________
  • _______________

1. Кинесика:

а) экспрессивно-выразительные движения:

  • _______________
  • _______________
  • _______________

б) визуальный контакт:

  • _______________
  • _______________

2. Такесика:

  • _______________
  • _______________
  • _______________

3. Проксемика:

  • _______________
  • _______________

1) Приведите примеры применения каждого уровня обменом информации.

2) Могут ли приведенные уровни существовать изолированно друг от друга?

3) Какими уровнями обмена информацией может пользоваться учитель на уроке, во внеклассной деятельности?

Особое место занимают ситуации общения в хронотопе – пространственно-временных координатах особого рода (вагонный хронотоп, больничная палата). В ситуации хронотопа люди могут проявлять неожиданную откровенность.

Может ли учитель использовать изменение хронотопа в качестве воспитательного влияния или условия, обеспечивающего данное влияние?

Приведите соответствующий пример.

Эффективность общения определяется умением слушать. Слушание может быть рефлексивным и нерефлексивным.

Нерефлексивное слушание – это внимательное молчание, когда нужно дать возможность собеседнику эмоционально разрядиться (кивки, поза внимания, поддакивания).

В рефлексивном слушании говорящему человеку дается обратная связь словами (вопросами, комментариями).

Определите по содержанию диалога, умеют ли его участники слушать друг друга:

а) - Хочешь послушать этот отрывок?

    - Я уже это читала.

б) - Я тебя так давно жду.

    - Можно было бы и не ждать, позвонил бы…

в) - У тебя есть собака? Я свою уже продала – не было времени на нее.

    - Нет, но…

Подготовить сообщение

«Приемы расположения к себе»


Правила общения

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Интерактивная сторона общения

Интеракция – __________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологическая совместимость

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Экстраверсия                                             Интроверсия

____________________                _____________________

____________________                _____________________

____________________                _____________________

____________________                _____________________

____________________                _____________________

Мобильность                                        Ригидность

____________________                _____________________

____________________                _____________________

____________________                _____________________

____________________                _____________________

____________________                _____________________

Доминантность                                Недоминантность

____________________                _____________________

____________________                _____________________

____________________                _____________________

____________________                _____________________

____________________                _____________________


Интерактивная сторона общения подразумевает организацию взаимодействия в процессе общения. Этот аспект общения связан с взаимодействием людей. Каковы виды и мотивы межличностного взаимодействия?

Все эти мотивы можно различать здесь по соотношению выигрыша-проигрыша участников взаимодействия. Выделяют следующие мотивы взаимодействия:

  1. максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
  2. максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
  3. максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
  4. максимизации выигрыша другого (альтруизм);
  5. минимизации выигрыша другого (агрессия);
  6. минимизации различий в выигрышах (равенство).

Исходя из мотивации, выделим стратегии взаимодействия:

Сотрудничество – ______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компромисс – _________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уступчивость – ________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Избегание – ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Противодействие – _____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конкуренция – _________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расположите на системе координат стратегии взаимодействия:

Ориентация на цели

партнера по общению

Трансакция - ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эго состояния

«Родитель»                «Взрослый»                «Ребенок»

_________________        _________________        ______________

_________________        _________________        ______________

_________________        _________________        ______________

_________________        _________________        ______________

_________________        _________________        ______________

_________________        _________________        ______________

_________________        _________________        ______________

_________________        _________________        ______________

_________________        _________________        ______________

_________________        _________________        ______________

1) Определите позиции взаимодействия супругов в приведенной ситуации:

Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец». Ответы мужа:

а) «Сейчас перевяжем»;

б) «Вечно у тебя что-то случается»;

в) «Что же я теперь должен делать?».

а)                        б)                              в)

  1. На вопрос «Который час?» дайте ответ с точки зрения разных трансакций.

  1. Объясните, чем может быть вызвана перемена позиции в общении:

4) Определите тип трансакции:

- Мама, меня Коля (брат) обижает!

- Не жалуйся, сами разбирайтесь.

Выучить определения понятий.


Перцептивная сторона общения

Перцепция – __________________________________

____________________________________________________________________________________________

Социальная перцепция – _____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Субъективная сторона                Объективная сторона

___________________________        _____________________

___________________________        _____________________

___________________________        _____________________

___________________________        _____________________

Механизмы социальной перцепции – ___________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Эмпатия - __________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Аттракция - ________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Каузальная атрибуция - ______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) личностная атрибуция - ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________

б) обстоятельственная атрибуция - _______________________

__________________________________________________________________________________________________________

в) стимульная атрибуция - ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________

4) Идентификация - ___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Социальная рефлексия - _____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

Эффекты межличностного восприятия

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Какие механизмы социальной перцепции с вашей точки зрения являются наиболее распространенными? Какие из них наиболее важны для учителя в его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?

2) Всегда ли восприятие человеком самого себя  является социальной рефлексией?

Сформулировать 3 определения социальной перцепции в зависимости от ее типа.

Самовосприятие - ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Межличностное восприятие - ___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Межгрупповое восприятие - ____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Психология воздействия в общении

Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения:

  • убеждение;
  • внушение;
  • подражание;
  • психологическое заражение.

Убеждение - ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия эффективности убеждения:

  • _______________________________________________
  • _______________________________________________
  • _______________________________________________
  • _______________________________________________
  • _______________________________________________
  • _______________________________________________
  • _______________________________________________

Технологии убеждающего воздействия:

Предубеждение - ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Доверие к источнику - _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Послание - ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Эмоции - ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Внушение - __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Виды внушений

  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________
  • _________________

Аутосуггестия - _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аффирмация - ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры полезных и вредных внушений.

Условия эффективности внушения

  • __________________________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________________________________

Подражание - ________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры подражания:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория подражания Г.Тарда:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологическое заражение - __________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Паника - _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовиться к контрольной работе по разделу Социальная психология общения


Для заметок по разделу

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Список рекомендуемой литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2004.

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  1. Пайс Э., Маслач К., Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001.

  1. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебное пособие для студентов средних учебных заведений / А.П.Панфилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  1. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [А.Н.Сухов, А.А. Бодалев, В.Н.Казанцев и др.]; под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  1. Шихирев П.Н., Современная социальная психология. – М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...

Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...

Рабочие тетради по психологии для 1-4 класса

При создании этих рабочих тетрадей я использовала различные источники, т.е. скомпоновала то, что по-моему очень понравится ребятам. И думаю, не ошиблась.Детям очень нравятся наши рабочие тетради. Они ...

Рабочая программа "Социальная психология"

Рабочая программа "Социальная психология" создана для студентов хорового колледжа, обучающихся по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»....

Методическое пособие «Рабочая тетрадь психолога: психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия»

Методическое пособие «Рабочая тетрадь психолога: психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия» является обобщение опыта работы с детьми и подростками, пережившими ситуации насилия. Темы рабоч...

Методическая разработка Рабочая тетрадь по психологии для 1 класса

Рабочая тетрадь по психологии для учеников 1 класса состоит из 12 занятий. Проводится один раз в неделю.......

Методическая разработка Рабочая тетрадь по психологии для учеников 2 класса

Рабочая тетрадь  по психологии для учеников 2 класса. Состоит из 6 занятий, проводится один раз в неделю......