Психологическая подготовка детей к ВПР
методическая разработка (4 класс) на тему

Воликова Ирина Владимировна

Рекомендации психолога по подготовке учащихся начальной школы к ВПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx34.12 КБ
Файл moya_prezentatsiya_-_kopiya.pptx505.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мое выступление – «Психологическая подготовка детей к ВПР» - я бы хотела начать со слов американского психолога Уилльяма Гласера «Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

Это страшная аббревиатура «ВПР»!

ВПР показывает  качество усвоения знаний, умений, это проверка способностей и возможностей ребенка, дает ему возможность понять и оценить себя.

Работа учителя по подготовке к ВПР включает несколько этапов:

  • методическая и организационная работа;
  • контроль за подготовкой к ВПР;
  • работа с учащимися, мотивированными к обучению;
  • работа со слабыми учащимися;
  • работа с родителями.

Кажется, что путь прост – выучи, напиши и все. Но нет, мы с вами говорим о младших школьниках, о детях, для которых любая проверка их знаний – это испытание, требующие как физических, так и психологических усилий.

Каждый год в рамках классно-обобщающего контроля я изучаю уровень учебной тревожности учащихся. В результате диагностики  общей школьной тревожности учащихся 2-4 классов получила следующие результаты (диагностика проводилась весной 2018 года):

2 А – 13%

2 Б – 22%

3 А – 35%

3 Б – 33%

4 А – 38%

4 Б – 16%

Школьная тревожность  — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Прежде всего она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях.

Поэтому необходимо выработать совместную стратегию подготовки учащихся к ВПР, включающую в себя:

  • развитие у обучающихся познавательного компонента психологической готовности к ВПР: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления;
  • уменьшение уровня тревожности у обучающихся с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции;
  • создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, обучающихся и их родителей во время подготовки и проведения ВПР.

Развитие когнитивных процессов происходит в рамках проведения цикла психологических занятий «Дорога в 5 класс» с элементами тренинга для обучающихся по развитию внимания, памяти, самоконтроля. В процессе занятий я использую такие упражнения, как:

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. 

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво научиться переходить от одной темы к другой.

Ну а ученикам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

Курица ходит вокруг столба.

Курица была слепая, шла и врезалась в столб.

Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.

Столб упал прямо на курицу.

Упражнение 2. Логические задачи

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

3. Игра «Внимание»

Запомните увиденные изображения и зарисуйте как можно точнее. Попытайтесь дорисовать эти фигуры до какого-либо целого изображения.

4.«Вставь по аналогии»

Проанализируй следующие смысловые ряды и впиши вместо пропусков необходимые слова

Юрий – Москва, Пётр - Петербург

 Чук – Гек, Гек - Том

 Джон – Евгений, Майкл - Михаил

 Шура – Саша, Нюра - Анна

 Мамин – Сибиряк, Соколов – Микитов

В сложных условиях учебной деятельности, например во время контрольных работ, ВПР, у учащихся часто возникает необходимость осуществить волевую мобилизацию. В этом случае могут оказаться удобными в применении экспресс-методы, которые позволят решить какую-то частную задачу, например, уменьшение уровня тревожности у обучающихся.

Упражнение “Дождь в джунглях”.

Психолог: “Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру”.

Зрительная гимнастика

В период подготовки к ВПР увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал организм: ему может не хватить сил для выполнения задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

1. посмотри попеременно вверх- вниз (25 секунд), влево – вправо (15 секунд);

2. напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

3. попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

4. нарисуй глазами квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

5. Темнота ладошками

Релаксация

Уже на протяжении нескольких лет наряду с физминутками на уроках и занятиях с психологом в нашей школе используются минутки релаксации. Вот примерный материал, который может использоваться для снятия эмоционального напряжения.

Мною чаще используется немного другое упражнение, благодаря которому ребята могут полностью отдохнуть и восстановить свои силы за 10-15 минут.

В рамках работы по созданию необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, обучающихся и их родителей во время подготовки и проведения ВПР запланировано проведение родительского собрания «Психологический комфорт в семье в период сдачи ВПР», разработка рекомендаций, памяток для обучающихся, педагогов, родителей. С некоторыми рекомендациями я хотела бы вас познакомить.

Ошибки родителей учащихся в ходе подготовки Всероссийской проверочной работе

1. Отношение к ВПР, как к испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья, - ошибка. Подобная установка родителей часто создает дополнительные проблемы у ребенка.

2. Очень часто родители используют запугивание и «страшилки», обещая беды в настоящем и будущем, которые грозят при получении низкой оценки на ВПР, - это плохие помощники в преодолении стресса.

3. Еще одна весьма распространенная родительская ошибка – это сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств. На самом деле, все это редко приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но чаще всего может просто создать конфликтную ситуацию в семье.

4. Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку.

5. Безусловно, усиливает волнение и страх перед ВПР подчеркивание

ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями. «Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Перед родителями будет стыдно» - не те аргументы, которые помогут снять волнение и тревогу.

Как же помочь ребенку подготовиться к ВПР?

Важнейший фактор, определяющий успешность ребенка в ВПР – это психологическая поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него.

Оказывать психологическую поддержку ребенку можно разными способами. Первый способ – продемонстрировать Ваше удовлетворение от его достижений или усилий: «Ты уже так многого достиг!».

Другой способ – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».

Поддерживать можно также посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Организация режима дня и питания во время подготовки к ВПР

В период подготовки к ВПР учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отдыха ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе.

Необходимо позаботиться и об организации полноценного питания! Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.

Старайтесь не допускать перегрузок ребенка. Следите чтобы ночной сон был не менее 8 часов. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Через каждые 30-40 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Желательно избегать в этот период просмотров кинофильмов и телевизионных передач, т.к. они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Рекомендации учащимся

-Сосредоточься! Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

-Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

-Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Затем можно будет к ним вернуться.

-Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

-Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам).

-Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех.

-Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»), а потом спокойно вернись и подумай над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

-Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

-Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

-Не огорчайся! Стремись выполнить все задания. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки


Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?

(рекомендации для учителей)

1. Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2.  Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на них внимание.

4.  «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

5. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

6. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

7. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

8. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

9. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

10. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

Спасибо за внимание! Удачной сдачи ВПР Вам и вашим ученикам!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая подготовка детей к ВПР Презентацию подготовила Воликова Ирина Владимировна, п едагог-психолог МБОУ Тарасовская средняя общеобразовательная школа № 2

Слайд 3

ВПР показывает качество усвоения знаний, умений, это проверка способностей и возможностей ребенка, дает ему возможность понять и оценить себя. Это страшная аббревиатура «ВПР»!

Слайд 5

Результаты диагностики школьной тревожности

Слайд 6

Модель психологической подготовки учащихся к ВПР развитие у обучающихся познавательного компонента психологической готовности к ВПР: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции , развитие внимания, памяти, мышления создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, обучающихся и их родителей во время подготовки и проведения ВПР уменьшение уровня тревожности у обучающихся с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции

Слайд 7

Развитие когнитивных процессов «Соединяем несоединимое» Игра «Внимание» «Вставь по аналогии» Юрий – Москва, _____ - Петербург Чук – Гек, Гек - _______ Джон – Евгений, ______ - Михаил Шура – Саша, Нюра - ______ Мамин – Сибиряк, Соколов - _____ Логические задачи

Слайд 8

Уменьшение уровня тревожности обучающихся Упражнение “Дождь в джунглях ”

Слайд 9

Уменьшение уровня тревожности обучающихся Зрительная гимнастика

Слайд 10

Уменьшение уровня тревожности обучающихся Релаксация

Слайд 11

Ошибки родителей учащихся о тношение к ВПР, как к испытанию , которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья; запугивание и «страшилки » при получении низкой оценки на ВПР; сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками; и злишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха; п одчеркивание ответственности , которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями.

Слайд 12

Рекомендации родителям учащихся Оказание психологической поддержки ( «Ты уже так многого достиг !», «Ты сможешь это сделать !», прикосновения, совместные действия); с облюдение режима дня; о рганизуйте полноценного питания; с тарайтесь не допускать перегрузок ребенка.

Слайд 13

Рекомендации родителям учащихся Накануне ВПР • Встаньте в день ВПР пораньше, чтобы приготовить ребенку любимое блюдо. Накануне ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. • Если ребенок не носит часов, дайте ему часы на ВПР. Это поможет ему следить за временем. • Отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи! • Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат ВПР, не настраивайте его только на максимальный, но мало достижимый После ВПР • В случае неудачи ребенка на ВПР не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений. • Найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, расслабиться снять напряжение .

Слайд 14

Рекомендации учащимся -Сосредоточься! -Начни с легкого! -Пропускай! -Читай задание до конца! -Думай только о текущем задании! -Исключай! -Запланируй два круга! -Проверь! -Угадывай! -Не огорчайся!

Слайд 15

Рекомендации для учителей Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем учащимся . 2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе . 3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто . 4. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь ». 5. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Слайд 16

Рекомендации для учителей 6. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. 7 . Хвалите своих учеников . 8. Общайтесь с коллегами ! 9. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся . 10. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь детям при подготовке к жизни в приёмной семье

Данная статья заинтересует педагогов и психологов интернатных учреждений....

Программа психологической помощи детям при подготовке к жизни в приёмной семье

Данная программа направлена на преодоление у детей-сирот трудностей в поведении,общении,возникших в процессе депривации и формировании у них знаний,умений и навыков,необходимых для успешной адаптации ...

Проект "Школа молодого родителя" (для родителей будущих первоклассников).Тема 2."Психологическая подготовка детей к школе"

В рамках проекта "Школа молодого родителя" предлагается занятие на тему "Психологическая подготовка детей к школе". Основной целью данного занятия является просвещение родителей будущих первоклассника...

Роль воспитателя в психологической подготовке детей к школе

Роль воспитателяв психологической подготовке детей к школеПроблема психологической готовности к школе не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей. Оч...

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью  опытного тренера, международного гросс...

Проект по психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6- 7 лет) 2021 г

Проектпо психологической подготовке детей к школе«Я – будущий первоклассник»(для детей  6- 7 лет)...