Выступление на родительском собрании по теме: " Детские страхи".
статья (1 класс) на тему

Григорьева Любовь Константиновна

Раскрывается понятие детских страхов. Что такое возрастные и невротические страхи и в чём причина их возникновений. Даётся памятка " Что важно знать родителям".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №3г.Козьмодемьянска» Республики  Марий Эл.

                  Детские  страхи.

                                Разработала: учитель  первой  

                                                        квалификационной     категории

                                                        Григорьева Л.К.                                                      

                                                                2014г.


 

Детские страхи


Младший школьный возраст принято считать временем относительно спокойным в детском развитии в отличие от подросткового, например, но это всего лишь распространенное заблуждение, проистекающее от недостаточной чуткости взрослых к переживаниям детей.

Все дети, становясь школьниками, сталкиваются с теми или иными трудностями, но трудности одних преходящи, проблемы же других настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми. При отсутствии помощи таким ученикам их  неблагополучие из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для антисоциального поведения. По данным отечественных и зарубежных исследователей, около 20% детей, а это 5–6 человек в каждом классе, нуждаются в специальной помощи, а нередко и медицинской помощи, т.к.  учителя не могут справиться с такими детьми. Предельно упрощая картину,  детей можно разделить на возбудимых, т.е.  гиперактивных, агрессивных, не подчиняющихся школьным требованиям и заторможенных: робких, замкнутых, тревожных, боящихся отвечать на уроках. Что стоит за этими симптомами, что переживают при этом сами дети.

Страх – это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. (А. Спиваковская).

Причина детских страхов та же, что и взрослых страхов, - это реакция на опасность. Страх – проявление инстинкта самосохранения. Так что, если зрить в корень, как учил Козьма Прутков, при всем многообразии страхов боимся мы все – и старый, и малый одного – перестать существовать, то есть смерти. И правильно делаем. Потому что существо, лишенное страха, обречено на гибель.

Родители могут дать своим детям - любовь и защиту. Ощущая, что он любим, ребенок испытывает чувство безопасности и покоя. У него большой запас сил для того, чтобы справляться с проблемными или пугающими ситуациями.

Страхи, возникающие в жизни ребенка, говорят о том, что он чувствует угрозу своему благополучию – безопасности, самооценке, любви близких. Ребенок реагирует страхом, так как боится потерять что-то жизненно важное для себя.

Различают возрастные и невротические страхи.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.

Причины возникновения:

  • наличие страхов у родных и близких, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться их послушания);
  • тревожность в общении с ребенком;
  • большое количество запретов;
  • многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
  • психологическая травма – испуг, шок;
  • нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;
  • конфликтные ситуации в семье.

Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов (обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов.

Такие неврозы оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности ребенка. Для них свойственны эмоциональная интенсивность и напряженность, длительное течение, постоянство, избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, относительная трудность устранения страхов.

Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в частности ритуалы, нередко шокирующие окружающих. Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз.

Такие страхи можно условно разделить на врожденные или приобретенные.

Врожденные (или возрастные) страхи сопровождают определенный возрастной период развития. Дети начинают бояться смерти – своей или своих близких. Ребенок, осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия – грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования.

Одна из причин приобретенных страхов – реально происшедшее событие. Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что он раньше застревал в нем, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Также страх может быть связан с конкретными объектами, лицами – возникает боязнь отрицательных персонажей и “нехороших” людей.

Еще одна причина – запугивание.

У детей из конфликтных семей страхи животных, природных стихий, заболеваний, смерти встречается чаще, чем у их сверстников из благополучных семей, им чаще снятся кошмары.

Дополнительный источник страхов – телевизор и компьютер,  поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Большинство зарубежных мультфильмов сеют в детях страх и искаженную, угрожающую, оккультно-магическую картину мира. Разрушение, агрессия, беспрерывные трансформации персонажей, ненормальные, уродливые психопатические выражения лиц, резкие, судорожные движения, постоянные взрывы приучают к ощущению расшатанности мира, разрушение становится «нормой» происходящего, отсутствие опоры в мире — обыденностью. Прибавим сюда еще и кровоточащих скелетов из компьютерных игр, нетрадиционные, но «модные» детские игрушки: роботы-трансформеры; куклы, для переодевания которых требуется расчленять тело; скелет с леденцом в зубах, у которого вылезают глаза и вываливается челюсть; конфету в виде человеческого глаза и т. п. Все это глубоко воздействует на психику ребенка. Не является ли чрезмерная возбудимость, агрессивность детей ответом, защитной реакцией на весь этот «монстрический поток», в который их помещают взрослые?

Нередко возникший теле-страх усугубляется неблагоприятной, напряженной семейной обстановкой, разводом родителей, чрезмерной их загруженностью на работе, когда не остается ни сил, ни времени на воспитание детей, постоянной тревогой взрослых, подогреваемой теми же средствами массовой информации. Дети остаются в своих переживаниях страха воздействия иррациональных злых сил одни, под защитой брызгалки и чеснока, и как они будут преодолевать свои страхи, кто придет им на помощь, кто предложит иную картину мира, — вопрос открытый. 

Сейчас всё чаще говорят о сохранении психического здоровья школьника, в частности о создании эмоционально благополучного окружения в образовательном учреждении. Однако система обучения ребенка в коллективе сверстников таит в себе факторы, которые могут негативно сказаться на эмоциональном здоровье школьника и привести к возникновению школьных страхов. Что делать учителю, родителю, чтобы создать эмоционально благоприятные условия обучения ребенка в  школе ? Как избежать школьных  страхов ? Как с ними  бороться , и стоит ли это делать вообще? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять и разобраться в таком сложном и неоднозначном явлении, как школьные  страхи .  

Школьные  страхи  мы определяем в широком смысле, как  страхи , связанные со  школой .    Школьные  страхи  разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его  страха  также может быть различна.       

Во-первых, можно рассматривать  страхи  по предмету, то есть по тому, на что направлен  страх :    

1. страх  оценки, отметки.    

2. страх  наказания, замечания в дневник.    

3. страх  ошибки.    

4. страх  не соответствовать требованиям  школы , учителя, в том числе опоздать в  школу , на урок;    

5.забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле);    

6. забыть, что задано;    

7.отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.       

Во-вторых страхи , связанные с «режимным» характером обучения в  школе :     

1. страх  не успеть в  школу,     

2. страх  опоздать на урок;     

3. страх  заболеть и не ходить в  школу ;     

4.опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке);     

5. страх  не успеть или забыть сделать домашнее задание;     

6. страх  каникул;     

7. страх  1 сентября, первого дня в  школе  после каникул;     

8.  страх  конца четверти,     

9. страх  звонка на урок, звонка с урока.      

Так же к этой группе относятся  страхи , связанные с четкой организацией школьной жизни:      

1. страх  перерывов между уроками – перемен;      

2.остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым;      

3. страх  быть на празднике;      

4. страх  потеряться в  школе ;      

5. страх  переходить из одного кабинета в другой и др.          

  В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, актового зала,столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений.           

В четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах:       

1.страх стоять у доски,       

2.страх не понять объяснение учителя,       

3.страх спорить,       

4.страх получить замечание,       

5.страх просьбы дать дневник,       

6.страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?»,      

7.страх плохой отметки,        

8.чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал;       

9.страх, что учитель, родитель будет ругать,       

10.страх наказания; физического наказания,       

11.страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ;       

12.страх вопросов учителя;       

13.чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке;       

14.страх нового учителя,      

15. страх  забыть, что задано;       

16.чувство  страха , связанное с присутствием родителей на родительском собрании;       

17. страх  непонимания учителя.      

В пятых страхи  можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником  страха : учитель, директор, завуч, родители, братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.      

  В шестых страхи  делят по происхождению:

  • Наученные –  страхи , полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников).
  • Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие  страх  с благими целями; «Зараженные»  страхи  – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих  страх .
  • Выдуманные страхи  (слышал где-то, не так понял учителя).

В ряде случаев бороться с детскими страхами и победить их помогает рисунок

Нужно предложить ребенку нарисовать все свои страхи, как он их себе представляет. Нужно обращать внимание на величину рисунка. Если рисунок мелкий, это означает замкнутость, неуверенность в своих силах. Преобладание темного или серого – негативные переживания и отрицательное восприятие окружающего мира. Хорошо, если рисунок окажется ярких цветов, с преобладанием синего, зеленого, желтого или красного.

Нужно попросить ребенка объяснить свой рисунок, если нужно – помочь ему наводящими вопросами. Затем необходимо расправиться со страхами. Можно просто порвать рисунок. Или положить его на антресоль и запереть дверцу на ключ. Еще вариант - вместе с ребенком пририсовать тот или иной "защитный" элемент: поместить чудище в клетку, надеть на него цепь, нарисовать высокую железную или каменную стену. Можно пойти дальше – попросить нарисовать другой рисунок, на котором Кощей сам убегает от ребенка.

Памятка «Что важно знать родителям»

— Не создавайте из-за возрастных страхов серьёзной проблемы.

Если у ребёнка страх темноты или одиночества, малыша нужно приласкать и спокойно, но в то же время строго с ним поговорить. Спокойное и уверенное поведение взрослых помогает преодолеть страхи в самом раннем возрасте.

— Не отмахивайтесь от детских страхов, а относитесь к ним с вниманием, пониманием и сочувствием.

Простые фразы типа «Дома никого нет» приносят больше пользы, чем командные «Не бойся!», «Не будь трусом». Эти слова только травмируют психику ребёнка.

— Страх — это не проявление слабости, не вредничание и не упрямство.

Страх нельзя игнорировать, он вряд ли исчезнет сам по себе. Поговорите с ребёнком, поймите причины возникновения, проработайте их и помогите малышу избавиться от того, что его пугает.

Многие страхи детей проходят с возрастом, но если страхи «задерживаются» надолго, или ребёнок боится всего, то тогда можно говорить о проявлении настораживающей тревожности в характере ребёнка, что требует вмешательства детского психолога.      

Литература:

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей, Союз, С.-Пб,2000.
  2. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Речь, С.-Пб., 2007
  3. Арефьева Т.А, Галкина Н.И. Преодоление  страхов  у  детей . М., 2005.
  4. Захаров А.И. Дневные  и  ночные  страхи  у  детей. СПб., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему:"Причины и последствия детской агрессии".

В данном выступлении раскрываются причины детской агрессии и даются рекомендации родителям по данной теме. Прилагаются анкеты для учащихся и для родителей по данной проблеме....

Выступление на родительском собрании на тему "Балаларыбызны наркоманиядән саклап калыйк"

Материал родительского собрания на татарском языке для родителей для предотващения страшной беды - наркомании....

Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...

Выступление на родительском собрании на тему: «Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников».

Родительские собрания проходили 16.09.2015 в первых классах, выступление педагога - психолога было посвящено профилактике школьных трудностей у будущих первоклассников, а также родителям были даны инф...

Родительское собрание на тему "Детская агрессивность".

Целью собрания является формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.В данной разработке есть иг...

Родительское собрание на тему "Детская агрессия"

На данном собрании обсуждаются причины детской агрессии и пути ее преодоления....