Главные вкладки

    Основные признаки неблагоприятно протекающей адаптации младших школьников
    статья на тему

    Шаталова Галина Дмитриевна

    Многие 6–7-летние дети испытывают сложности при построении межличностных отношений со сверстниками. Как отмечают преподаватели, у детей нет правил взаимоотношений, нередки ссоры на переменах, они не умеют общаться, играть, раскрывать свои положительные стороны и т. д. Вот основные признаки неблагоприятно протекающей адаптации младших школьников, связанные с проблемами в межличностных отношениях

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные признаки неблагоприятно протекающей адаптации младших школьников

    Многие 6–7-летние дети испытывают сложности при построении межличностных отношений со сверстниками. Как отмечают преподаватели, у детей нет правил взаимоотношений, нередки ссоры на переменах, они не умеют общаться, играть, раскрывать свои положительные стороны и т. д. Вот основные признаки неблагоприятно протекающей адаптации младших школьников, связанные с проблемами в межличностных отношениях:

    1. Ссоры с одноклассниками на переменах. Например, ребенок громко кричит или толкается, если кто-то из ребят, проходя мимо его парты, случайно задел и уронил на пол его карандаш или книгу.

    2. Отсутствие друзей и приятелей в классе. Ребенок на вопрос о том, есть ли у него друзья, называет ребят не из класса, или говорит, что дружит со всем классом, или прямо отвечает: "У меня в классе пока нет друга (подружки)".

    3. Негативное отношение к окружающим:

    • учителю (например, ребенок с хорошими способностями к учебе упрямо не выполняет инструкции педагога, это может сопровождаться подчеркнутым игнорированием взрослого или плачем, истерикой);
    • одноклассникам (чаще всего в виде физической агрессии на переменах).

    4. Повышенная тревожность, неуверенность в своих силах. Проявляется в том, что ребенок долго "присматривается" к учителю, одноклассникам.

    Типичные причины трудностей общения первоклассников:

    1. Плохо развитая речь (нарушение звукопроизношения, неумение вести повествовательную речь) приводит к тому, что ребенок чаще предпочитает невербальные формы общения – ему проще заплакать, закричать, ударить, толкнуть одноклассника и т. д. На первых порах таким ученикам лучше поручать задания, не требующие развернутых словесных формулировок (например, раздать карточки, стереть с доски, повесить картинки) – это будет постепенно повышать их самооценку, придаст уверенности в своих силах. Логопед и психолог помогут ученикам преодолевать речевые и связанные с ними психологические проблемы.

    2. Тревожность, замкнутость выражается в том, что ребенок долго присматривается к учителю, одноклассникам. Задача взрослых – с первых дней узнать, чем интересуется ребенок, какова история его развития. Необходимо больше общаться с семьей ученика. Все это поможет понять причины его эмоционального состояния. Нужно чаще хвалить первоклассника, много общаться персонально, подбадривать, использовать невербальные формы общения (погладить по головке, спинке). Посадить за парту рядом с ним доброжелательного, открытого для общения соседа.

    3. Плохое знание русского языка у детей, для которых он не является родным. Вследствие этого первоклассники с трудом воспринимают речь, не могут ответить на вопрос, выразить то, что знают. В таком случае необходимо развивать активный словарь, создавать ситуации общения с разными детьми. Непременное условие в преодолении трудностей этих детей – интенсивное общение вне школы: дома – с теми членами семьи, которые говорят по-русски, в кружках, секциях и т. п.

    4. Заикание ребенка часто делает его стеснительными, поэтому он неохотно вступает в речевые контакты. От учителя требуется большая моральная поддержка, выражающаяся в показе одноклассникам всех достоинств такого ребенка.

    Перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность детей в общении с одноклассниками, но и их эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье. Поскольку такая деятельность, как учеба, носит коллективный характер, то для благополучной адаптации к школе у первоклассника должны быть сформированы следующие качества и умения:

    • эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:

    – желание участвовать в ней;
    – позитивные переживания в процессе совместной деятельности;
    – уверенность в успехе;
    – положительные эмоции от удачной совместной работы;
    – адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неудачи в своей (товарища) деятельности;
    – желание предлагать помощь, а также принимать ее от других;

    • деловые отношения на уроке:

    – умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней (понимать цель деятельности как ее результат, адекватно реагировать на обращения одноклассников, учителя);
    – умение взаимодействовать (планировать совместно общую деятельность, договариваться о разделении обязанностей, соотносить действия свои и партнера; сверять полученный результат с целью);

    • наличие новых социальных ролей, связанных с деловыми межличностными отношениями, – проявляется в том, что у первоклассника формируются:

    – понимание важности коллективного познания для себя и других;
    – желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместной работе на уроке;

    • умения презентовать себя:

    – рассказывать о себе, своих возможностях, объективно их оценивать;
    – выслушивать мнение и адекватно реагировать на критику своей работы;
    – выражать свою точку зрения о полученном результате деятельности.

    Важность развития взаимоотношений первоклассников ставит перед учителем задачу выработки у них умений взаимодействовать с товарищами и преподавателем в ходе изучения учебного материала. Независимо от предмета учителю нужно применять такие формы организации учебного процесса, которые способствуют развитию взаимодействия между детьми. Кратко охарактеризуем их.

    Работа в парах – выполнение задания двумя учениками и получение совместного результата. Фактически он складывается из двух результатов участников взаимодействия, поэтому от каждого из них зависит соответствие общего итога поставленной цели. Парную работу можно рассматривать как первую стадию формирования межличностных отношений детей. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

    • не владеют умениями вести совместную деятельность;
    • не готовы сотрудничать в группах;
    • плохо знают друг друга;
    • не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

    Внимание: 

    работа в парах формирует у первоклассников умения принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения цели; соотносить действия свои и партнера; сверять полученный результат с целью.

    Объединение в пары дает возможность детям выбирать одноклассника по симпатии, что обеспечивает положительный эмоциональный фон совместной деятельности.

    Таким образом, в парной работе формируется готовность школьников к сложным формам взаимодействия.

    Внимание: 

    учитель при этом имеет возможность:

    Работа в группах – более сложная форма взаимодействия и общения нескольких участников. Она требует развитых умений:

    • распределять обязанности, находя место каждому и учитывая интересы нескольких человек;
    • выслушивать точки зрения разных детей;
    • подчиняться мнению большинства;
    • принимать на себя разные роли – подчиненного, лидера, контролера, наблюдателя и т. д.

    Целесообразно применять групповую работу после того, как большинство ребят научились работать в парах.

    Групповая работа с элементами коллективной деятельности – форма работы, объединяющая все группы. Общий итог деятельности класса складывается из результата каждого ученика и группы. Это открывает возможности организации коллективного познания на уроке в первом классе. В ходе такого взаимодействия начинающие школьники понимают, что занимаются общим делом, проявляют заинтересованность в успехах других, помогают своим менее успешным товарищам.

    Таким образом, благодаря организации совместной деятельности на уроке разрешается противоречие между желанием детей общаться со сверстниками и несформированностью умения взаимодействовать в новых условиях – в процессе обучения.

    Внимание: 

    вне зависимости от формы взаимодействия для каждого учителя на уроке важен анализ следующих компонентов:


    «Основные признаки неблагоприятно протекающей адаптации младших школьников»
    © Материал из Справочной системы «Образование».
    Подробнее:
    https://vip.1obraz.ru/#/document/16/3406/bssPhr1/?of=copy-2f839327f3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация младших школьников к школьной жизни после каникул

    В школьной жизни ребенка есть периоды, в которых учиться сложнее: ребенок быстрее утомляется, у него снижается работоспособность. Первая неделя после зимних каникул и середина 3 четверти - именно таки...

    «Успешная социальная адаптация младших школьников, как основной компонент психологического здоровья»-методическая тема.

    1)    Актуальность:И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребёнка, но и  насколько успешным он будет  в обществе. Задача сохранения з...

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФГОС.

    "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счас...

    Методический семинар "Исследовательская деятельность- одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших школьников"

    Материал  представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность - одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших ...

    Консультация "Признаки нарушений речи у младших школьников"

    В дошкольном возрасте ребёнок осваивает устную речь. Если у него наблюдаются трудности в её освоении, ему помогает логопед.Но дошкольное детство заканчивается, и малыш становится школьником. К устной ...

    «Реализация основных принципов организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики в условиях развивающего обучения»

    В статье рассматривается использование групповой и парной работы(основных принципов организации учебной деятельности в условиях развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова) на уроках математики ...

    Памятка для родителей. Признаки нарушений письма у младших школьников.

    В памятке указаны признаки нарушений письменной речи, которые должны знать родители младших школьников, чтобы вовремя обратиться за квалифицированной помощью к учителю-логопеду....