Опросник родителей АВС (130 вопросов)
тест
Методика для индивидуального консультирования и диагностики по детско-родительским вопросам семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПРОСНИК АСВ
(для родителей детей в возрасте 3—10 лет)
Обработка результатов по АСВ
Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.
Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителей: до него «не доходят руки», родителям не «до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Потворствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией — «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т. д. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.
Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.
Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.
Недостаточность требований-обязанностей ребенка (гикала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.
Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «всё нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3-). В этом случае ребенку «всё можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни в чем не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка, и особенно неустойчивого типа.
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С-).
Чрезмерность санкций (тип воспитания «жестокое обращение»). Для этих родителей характерны приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+).
Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
Неустойчивость стиля воспитания в семье (шкала Н). Под таким воспитанием понимают резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.
Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особую важность с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения не психотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний, имеют следующие устойчивые сочетания различных черт воспитания, которые представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация этих типов дана в таблице 1.
Бланк для ответов | |||||
1 | 21 | 41 | 61 | 81 | Г+ 7 |
2 | 22 | 42 | 62 | 82 | Г- 8 |
3 | 23 | 43 | 63 | 83 | У+ 8 |
4 | 24 | 44 | 64 | 84 | У- 4 |
5 | 25 | 45 | 65 | 85 | Т+ 4 |
6 | 26 | 46 | 66 | 86 | Т- 4 . |
7 | 27 | 47 | 67 | 87 | З+ 4 |
8 | 28 | 48 | 68 | 88 | З - 3 |
9 | 29 | 49 | 69 | 89 | С+ 4 |
10 | 30 | 50 | 70 | 90 | С- 4 |
11 | 31 | 51 | .71 | 91 | Н 5 |
12 | 32 | 52 | 72 | 92 | РРЧ 6 |
13 | 33 | 53 | 73 | 93 | ПДК 4 |
14 | 34 | 54 | 74 | 94 | ВН 5 |
15 | 35 | 55 | 75 | 95 | ФУ 6 |
16 | 36 | 56 | 76 | 96 | НРЧ 7 |
17 | 37 | 57 | 77 | 97 | ПНК 4 |
18 | 38 | 58 | 78 | 98 | ВК 4 |
19 | 39 | 59 | 79 | 99 | ПЖК 4 |
20 | 40 | 60 | 80 | 100 | ПМК 4 |
101 | 107 | 113 | 119 | 125 | Г + |
102 | 108 | 114 | 120 | 126 | Г - |
103 | 109 | 115 | 121 | 127 | У+ |
104 | 110 | 116 | 122 | 128 | РРЧ |
105 | 111 | 117 | 123 | 129 | ФУ |
106 | 112 | 118 | 124 | 130 | НРЧ |
Бланк для ответов | ||||
1 | 21 | 41 | 61 | 81 |
2 | 22 | 42 | 62 | 82 |
3 | 23 | 43 | 63 | 83 |
4 | 24 | 44 | 64 | 84 |
5 | 25 | 45 | 65 | 85 |
6 | 26 | 46 | 66 | 86 |
7 | 27 | 47 | 67 | 87 |
8 | 28 | 48 | 68 | 88 |
9 | 29 | 49 | 69 | 89 |
10 | 30 | 50 | 70 | 90 |
11 | 31 | 51 | .71 | 91 |
12 | 32 | 52 | 72 | 92 |
13 | 33 | 53 | 73 | 93 |
14 | 34 | 54 | 74 | 94 |
15 | 35 | 55 | 75 | 95 |
16 | 36 | 56 | 76 | 96 |
17 | 37 | 57 | 77 | 97 |
18 | 38 | 58 | 78 | 98 |
19 | 39 | 59 | 79 | 99 |
20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
101 | 107 | 113 | 119 | 125 |
102 | 108 | 114 | 120 | 126 |
103 | 109 | 115 | 121 | 127 |
104 | 110 | 116 | 122 | 128 |
105 | 111 | 117 | 123 | 129 |
106 | 112 | 118 | 124 | 130 |
Ф.И.О.(заполнявшего)_________________________________________________
Фамилия и имя сына (дочери)_____________________________________________
Дата ______________________
Уважаемый родитель! В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами. На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.
Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если Вы, в общем, не согласны — зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.
1. Все что я делаю, я делаю ради моего сына (моей дочери).
- У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) — пообщаться, поиграть.
- Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
- Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (догадалась сама). I
- Наш ребенок имеет больше обязанностей — в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.
- Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.
- Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
- Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.
- Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал (а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
- Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
- Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
- Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
- Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
- Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (к ней) неправильно.
- У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
- Общение с детьми в общем-то — утомительное дело.
- У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
- Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не мешал бы мне.
- Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
- Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
- Мой сын (дочь) — для меня самое главное в жизни.
- Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
- Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.
- Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
- Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
- Нередко бывает так: напоминаю-напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
- Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
- Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
- Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
- Я очень редко ругаю сына (дочь).
- В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда всё разрешаем.
- Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
- Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.
- Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
- Мой ребенок растет слабым и болезненным.
- Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
- У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
- Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
- Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
- Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
- Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
- Мне много раз пришлось пропустить родительские собрания.
- Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.
- Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
- Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
- Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
- Главное, чему родители могут научить своих детей — это слушаться.
48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
50. По характеру я — мягкий человек.
51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении:
- Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
- Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
- Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
- Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
- Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
- Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
- Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа
- Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
- Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
- Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
- Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
- Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
- Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам (а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
- У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
- Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.
- Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
- Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
- Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
- От наказаний мало проку.
- Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие наоборот — очень строги.
- Мне бы хотелось - чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
- Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел (а) бы, чтобы он (а) слишком быстро взрослел (а).
- Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
- В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
- Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ни чего.
- С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует — это постоянные строгие наказания.
- Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
- Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
- Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
- Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т. д.
- Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
- Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
- Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
85.Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
- У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
- Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.
- В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.
- Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.
- Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.
- Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (ее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
- Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.
- Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
- В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел (а) его (её) воспитывать.
- Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.
- Нередко завидую тем, кто живет без детей.
- Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
- Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
- Мужчины чаще чем женщины думают только о себе.
- Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
- Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
- Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
- .Желание моего сына (дочери) — для меня закон.
- Мой сын очень любит спать со мной.
- У моего сына (дочери) плохой желудок.
- Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
- Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
- Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
- Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
- Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
- Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
- Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
- Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
- Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
- Мне очень трудно сказать своему ребенку «Нет».
- Меня огорчает, что мой сын все меньше нуждается во мне.
- Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
- Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
- Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
- Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, детском саду, у родственников.
- У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
- Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.
- У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
- Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
- Всё, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.
- Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
- Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, «пепси» и т. д.).
- Мой сын говорил мне: «Вырасту, женюсь на тебе, мама».
- Мой сын (дочь) часто болеет.
- Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник для родителей
Для родителей будущих первоклассников...
Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"
Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю тест - опросник Е. Голощаповой...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/04/picture-278008-1375599110.jpg)
Опросники, социограммы и анкеты для родителей и детей (с ключами)
В файле рисунки отображаются корректно. Социограмма «Моя семья» для родителей. Методика PARI (Шефер Е.С. и Белл Р. К.). Опросный лист. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г.). М...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-262051-1383365778.jpg)
Опросник родителей АВС (краткий вариант)
Методика будет полезна для проведения на классном собрании, для родителей первоклассников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-1267624-1634650049.jpg)
Советы родителям первоклассников по вопросам адаптации
О чём же необходимо помнить родителям?v Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-727041-1464804361.jpg)
Методические разработки по подготовке к родительскому собранию. «Правовое просвещение родителей по актуальным вопросам воспитания и обучения».
laquo;Какими дети рождаются - ни от кого не зависит, но в наших силах сделать их хорошимичерез правильное воспитание.»Плутарх...