Опросник родителей АВС (краткий вариант)
тест

Кораблева Елена Николаевна

Методика будет полезна для проведения на классном собрании, для родителей первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oprosnik_asv_1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ОПРОСНИК АСВ

(для родителей детей в возрасте 3-10 лет)

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я всегда считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  4. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  5. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  6. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  7. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  8. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  9. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  10.  Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  11. 3а строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

12. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

13. Я восхищаюсь своим ребенком.

14. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

Обработка и оценка результатов.

За каждый ответ типа «да» испытуемый (родитель) получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» - 0 баллов.

Приведем ключи, дающие возможность интерпретировать данные по шкалам «симбиоз» и «контроль». «Симбиоз» - «да»: 1, 3 ,4, 6, 8, 9, 13. «Контроль» - «да»: 2, 5, 7, 10, 11, 12, 14.

Интерпретация результатов.

По шкале «симбиоз».

Высокие баллы - 6-7 баллов - показатель того, что родитель не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, ограждать от неприятностей.

Низкие баллы - 1-2 балла - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

Средние баллы - 3-5 баллов - свидетельствуют о том, что родитель близок с ребенком, но в то же время как бы «отпускает» его от себя, дает возможность для проявления самостоятельности.

По шкале «контроль»

Высокие баллы - 6-7 баллов - сигнал о том, что родитель ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю почти во всем.

Низкие баллы - 1-2 балла - напротив, свидетельствует о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует.

Средние баллы - 3-5 баллов - говорят об умеренном, опосредованном, не навязываемом контроле, что является оптимальным для становления и развития личности ребенка.

В зависимости от сочетания симбиотичности и контроля правомерно выделить 6 типов родительских отношений:

оптимальный тип - характеризуется умеренной психологической дистанцией и умеренным контролем. Другими словами, при некотором ослаблении симбиотической связи близость с ребенком сохраняется, ему предоставляется возможность для проявления необходимой самостоятельности без лишней опеки и авторитаризма;

тревожно — контролирующий тип - сохраняется высокий уровень симбиотичности, сопровождающийся страхом за ребенка, боязнью предоставить ему самостоятельность (как бы чего не вышло), в силу чего за его поведением устанавливается жесткий контроль;

попустительски  тип  -  очевиден высокий  уровень симбиотичности, сопровождающийся тактикой вседозволенности, ослаблением контроля;

 отчужденно  - контролирующий   тип  - характерна   значительная психологическая     дистанция,     сопровождающаяся     жестким     контролем, авторитарной позицией;

отчужденно - безразличный тип - значительная психологическая дистанция, сопровождается ослаблением контроля, вплоть до безразличия к ребенку;

непоследовательный тип - характерны различные промежуточные варианты, когда родители в ряде случаев предоставляют ребенку самостоятельность, в других нет, в одних случаях контролируют, в других - ослабляют контроль; они как бы разрывают симбиотическую связь, но вновь возвращаются к ней, предоставляют самостоятельность, но при неблагоприятной ситуации усиливают контроль.

Для диагностики родительского отношения к детям используется опросник, разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным. Он состоит из пяти шкал: «принятие - отвержение», «кооперация», «симбиоз», «контроль», «отношение к неудачам ребенка» - и позволяет определить своеобразие отношения родителей к детям. При использовании данной методики, были выявлены особенности влияния отношения родителей на отношение детей дошкольного и младшего школьного возраста к фактам принуждения. Было установлено, что на отношение детей к насилию наибольшее влияние оказывают отношения родителей, описываемые в шкалах «симбиоз» и «контроль». Поэтому здесь приведены вопросы именно по этим шкалам и показаны возможности выделения типов родителей в зависимости от уровней «симбиотичности» и «контроля». В соответствии с поставленной задачей из 61 вопроса для ответов отобраны 14.

Здесь важно не только проиграть ситуацию, но участник тренинга должен побывать в разных позициях: своей, ребенка, стороннего взрослого. После чего организуется обсуждение. Как правило, обсуждение приводит к тому, что ситуации вновь проигрываются, в конечном итоге находятся новые нетрадиционные и ненасильственные пути воздействия.


ОПРОСНИК для родителей

Уважаемые родитель! Предлагаем Вам опросник, содержащий утверждения о воспитании детей.

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, согласны с ними, то обведите кружочком номер вопроса. Если Вы, не согласны – зачеркните его.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете педагогам в работе с Вами.  

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.Я всегда считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

4.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

5.Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

6. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

7.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

8.Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

9.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

10.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

11.3а строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

12.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

13.Я восхищаюсь своим ребенком.

14.Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

Класс____________________________________________________

Ф.И.О. родителя___________________________________________

ИМЯ ребенка_____________________________________________

Дата заполнения___________________________________________

ОПРОСНИК для родителей

Уважаемые родитель! Предлагаем Вам опросник, содержащий утверждения о воспитании детей.

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, согласны с ними, то обведите кружочком номер вопроса. Если Вы, не согласны – зачеркните его.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете педагогам в работе с Вами.  

1.Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.Я всегда считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

4.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

5.Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

6.Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

7.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

8.Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

9.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

10.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

11.3а строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

12. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

13.Я восхищаюсь своим ребенком.

14.Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

Класс____________________________________________________

Ф.И.О. родителя___________________________________________

ИМЯ ребенка_____________________________________________

Дата заполнения___________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник для родителей

Для родителей будущих первоклассников...

Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"

    Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю  тест  - опросник Е. Голощаповой...

Опросники, социограммы и анкеты для родителей и детей (с ключами)

В файле рисунки отображаются корректно. Социограмма «Моя семья» для родителей. Методика PARI (Шефер Е.С. и Белл Р. К.). Опросный лист. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г.). М...

Анкета для родителей и их детей дошкольного и младшего школьного возраста "Опросник Мойдодыра"

Увважаемы родители дошколят и ребят младшего школьного возраста! Хотите проверить обладают ли Ваши дети навыками гигиены. Предложите им заполнить анкету "Опросник Мойдодыра". Рекомендуется обсудить по...

Анкета-опросник для родителей.

Анкета-опросник для родителей. Можно предложить заполнить на пробном дне для получения основных данных о семье....

Опросник родителей АВС (130 вопросов)

Методика для индивидуального консультирования и диагностики по детско-родительским вопросам семейного воспитания....