Роль функциональной асимметрии в дошкольном возрасте
статья

Гринь Софья Алексеевна

В последние годы интерес к проблеме левшества значительно вырос. Ранее бытовавшая практика переучивания в настоящее время отменена. Психологи и педагоги в процессе воспитания и обучения, выбирают программы и методики, учитывая индивидуальные особенности леворуких детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

С эволюционной точки зрения асимметрия – это общая фундаментальная закономерность организации всех биологических систем, и в частности, деятельности мозга позвоночных. Асимметрия мозга человека и животных не могут рассматриваться вне связи с общей картиной мира и всеобщими закономерностями природы.

Данное явление в своей основе имеет совершенствование форм адаптации активного живого существа к обитанию в трехмерном пространстве, гравитационном поле и временном континууме. При этом и пространство, и время сами объективно не симметричны.

Открытие функциональной асимметрии коры больших полушарий породило тысячи исследований, в которых изучалась связь доминирования одного из полушарий с выраженностью у человека тех или иных психических особенностей. Люди с доминирующим правым полушарием головного мозга являются левшами, с доминирующим левым – правшами. Выделяют также амбидекстров – лиц, в равной мере владеющих обеими руками, а также переученных левшей.

Считается, что левшей и правшей рождается поровну, но, поскольку наша европейская культура – «левополушарная» и требует ведущей правой руки, то в ходе социализации происходит переучивание врожденных левшей.

В целом, личные особенности «правшей» изучены достаточно подробно. В меньшей степени изучены особенности «левшей» и «амбидекстров», хотя, по мнению ряда исследователей, 9% взрослого населения – левши, а 14% - амбидекстры.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований, имеющих существенное значение для ребенка. Поэтому исследование особенностей психического развития детей с разными типами функциональных асимметрий в возрасте от 4 до 6 лет представляется актуальным и значимым.

Обычно говорят о мозге как о едином органе, хотя на самом деле его единство складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, между которыми существуют четкие различия, т.е. имеет место функциональная асимметрия мозга. Функциональная асимметрия мозга – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями.

Наиболее ранними источниками сведений о специализации полушарий были наблюдения над больными с очагами разрушений в правом и левом полушарии во время их лечения, начиная еще с XVII века. У преобладающего большинства населения Земли правая рука превосходит левую по силе. Руки неравны по точности и скорости движений. Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее. Движения ведущей руки полнее отражают эмоциональные реакции человека, отличаются большей степенью автоматизации, а движения указательного пальца этой руки точнее модулируются, левая рука у правшей более вынослива к статичному усилию, чаще служит опорой, тогда как правая рука играет роль активного исполнителя и т.д.

В последние годы интерес к проблеме левшества значительно вырос. Ранее бытовавшая практика переучивания в настоящее время отменена. Психологи и педагоги в процессе воспитания и обучения, выбирают программы и методики, учитывая индивидуальные особенности леворуких детей.

Также известно, что для левшей специфичны высокие компенсаторные возможности, связанные с нежесткой закрепленностью, вариативностью и подвижностью их функциональных связей. Также, доминирование правого (т.е. эмоционально-образного) полушария обеспечивает высокий уровень развития образного мышления. Предпочтение левой руки и амбидекстрия не мешает ребенку нормально развиваться в детском саду, это связано с тем, что родители и воспитатели не следят слишком ревностно за тем, в какую руку ребенок взял ложку или карандаш. Трудности начинаются, когда ребенок приходит в школу, и связаны с овладением письмом и чтением, также известно, что левши испытывают большие трудности при адаптации и, вероятно, не могут в полной мере раскрыть тот потенциал, который у них есть. Правши в детском саду развиваются медленнее, но в начальных классах наверстывают своих сверстников, т.к. социальная среда более благоприятна для этой группы детей и, вероятно, и есть тем значимым фактором в психическом развитии ребенка.

Следовательно, можно предполагать, что наличие функциональной асимметрии, в дошкольном возрасте играет существенную роль для развития психических познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с разной функциональной асимметрией полушарий

В психологии индивидуальных различий существует целый ряд противопоставлений, например: экстраверсия-интроверсия, конвергентное и дивергентное мышление, рефлексивный и импульсивный когнитивные стили и...

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста.

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста....

Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.

Материал для родителей о том что воспитание начинается с семьи и основные качества ребенка закладывает семья, а в детском саду педагоги направляют детей общаться со сверстниками, реализовывать их деят...

Дифференциация обучения по функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Как сделать образовательный процесс более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение и продвижение в развитии каждого ученика?Любой человек, и взрослый, и ребенок идет своим путе...

Дифференциация обучения по функциональной асимметрии полушарий головного мозга (презентация)

Презентация к статье "Дифференциация обучения учащихся начальной школы с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга"...

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга...