Использование методики FLOORTIME для детей с РАС
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Васенева Ирина Ириковна

Методика Floortime для работы с детьми ОВЗ,  в частности с РАС. Методика будет полезна всем, кто взаимоодействует с данной категорией детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл flortaym.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС

Хочу познакомить всех с методом Флортайм, применяемый с детьми РАС.

Развитие личности ребенка – на первом месте

• Суть Флортайм: это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности.

• Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие личности ребенка.

• Основная гипотеза Флортайм – это то, что путем успешной работы с эмоциями ребенка можно создать базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям.

• Интересы ребенка — во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.

• Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.

• Роль родителей. В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии.

• Индивидуальный подход во всем. Поскольку во главу угла ставятся интересы ребенка, программы занятий существенно разнятся от пациента к пациенту.

Виды игр в рамках Флортайм

Флортайм использует следующие виды игр:

1. Спонтанная игра

2. Частично структурированная игра

3. Занятия по развитию сенсорной сферы

4. Занятия по развитию моторики

Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм:

• ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в конце туннеля«Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки. Позвольте ему протаранить вас – бу-бух! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки;

• ЧИТАЕМ КНИГУ: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать. Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых персонажей руками – Это моя собака! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке;

• ИГРА В МЯЧ: пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новых ролей, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену;

• СТРОИТЕЛЬработая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков Лего. «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!»;

• ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»);

• РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники, вощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.

• ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.

• СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек — прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.

Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание. В самом начале вы можете использовать любимые игрушки или простые логические игры (сортер, пирамида, конструктор, тем более, если ребенок любит такую активность.

Однако важно не останавливаться на логическом этапе игры. Подключайте совместное выполнение действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым партнером.

Например, несколько примеров для любителей конструктора:

• Стройте дома из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят хрестоматийные сказки «Теремок» и «Три поросенка».

• Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре «Я обиделась!».

• Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга.

• Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе»«поход в гости»«накормить зверушку».

Основная идея Флортайм: игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки.

В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм, требующим взаимодействия со взрослым:

• Взрослый говорит«Похлопай, потопай, улыбнись, подними руки», а ребенок выполняет его команды;

• Взрослый хлопает, топает, улыбается, ложится или встает, а ребенок должен назвать соответствующий глагол;

• Занятия на развитие моторики рта: ребенок по команде вытягивает язык, выдувает мыльные пузыри, поджимает губы;

• Элементы ролевых игр (чаепитие с куклами, строительство города, причесывание мягких игрушек);

• Демонстрация ребенку изображений с различными выражениями лиц и просьбы описать, какие эмоции переживают герои. Когда эта часть игры освоена, предлагаем ребенку самому скопировать представленные чувства.

Развитие крупной и мелкой моторики:

• Ползаем как жучки;

• Ложимся на спину, опираемся на руки и ноги и ходим по-крабьи;

• Ползаем, извиваясь, как червяк или змея;

• Распределяем по полу большое количество предметов. Взрослый называет нужный или описывает его (более сложный вариант). Ребенок должен отыскать, что описано, и поднять предмет с пола. Если использовать много материала, придется попотеть!

• Шнуруем шнуровки, застегиваем молнии, продеваем пуговицы в петли и защелкиваем заклепки;

• Надеваем бусины на прут (проще) или веревку (сложнее);

• Строим из Лего и других конструкторов

Секреты успеха

Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.

Артистичность с подстройкой под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно!

Хвалите маленького партнера по игре: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.

Поддерживайте постоянный интерес к занятиюиспользуйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).

Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.

Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.

Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.

Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.

Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.

Флортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.

Результаты Флортайм

Два основных фактора эффективности методики:

1. Исходные возможности ребенка

2. Степень вовлеченности родителя

Чего вы можете добиться, применив эту методику?

• Эмоциональный контакт с малышом

• Взаимодействия в диалоге

• Удовольствие от общения

• Улучшение саморегуляции

• Гармонизация сенсорной сферы

• Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)

• Понимание и управление личными эмоциями

• Умение решать социальные задачи в необычной ситуации

• Умение идти на компромисс

• Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)

• Развитие самосознания и самооценки

• Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей

• Построение Я-концепции.

Флортайм это вид терапии, основанный на игре. В этом процессе терапевт и родитель использует время, когда ребенок вовлечен и активен для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать свои навыки и умения во всех сферах. Подход Флортайм был разработан доктором С. Гринспеном и имеет целью объединить терапевтическую и коррекционную среду с игровой.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди – родители, могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.

Флортайм реализуется в работе с:

1. Детьми с аутизмом

2. Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность.

3. Детьми с трудностями адаптации и социализации

4. Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность).

Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм:

1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию.

2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и проявлял инициативу.

3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для дальнейшего развития.

Преимущества подхода Флортайм:

1. Возможность раннего начала терапии.

2. Возможность обучения родителей для поддержания терапии дома.

3. Естественная, безопасная терапевтическая среда для ребенка.

Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по-особенному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики скороговорения

Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой; изменению отношения к слову, его звуковой и эмоц...

"Формирование и использование методики дидактических игр на уроках математики"

Формирование и использование методики дидактических игр на уроках математики в малокомплектной школеОбучение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставл...

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ...

методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...

Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

Как показывает практика, традиционные методики обучения детей со сложной структурой дефекта часто не дают высокого коэффициента полезного действия. В статье рассмотрен ряд методик, которые могут в той...

: «Использование методики Н.В. Зай-цева при обучении грамоте и чтению детей с ОВЗ».

В адаптированном варианте методика Зайцева дает хорошие результаты и в работе с детьми с умственной отсталостью, с глухими учащимися. Преподавание по методике Зайцева - это преподавание в игре, а игра...

Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"

Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"...