Свойства памяти: сравнительный обзор представлений о них у школьных учителей и психологов
статья

АФАНАСЬЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Классификация видов памяти. Продолжительность закрепления и сохранения материала. Степень осмысления запоминаемого материала. Свойства памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sv-va_pamyati_sravnit_obzor.docx217.21 КБ

Предварительный просмотр:

Свойства памяти: сравнительный обзор представлений о них у школьных учителей и психологов

Подготовила учитель начальных классов МБОУ Дячкинской СОШ Афанасьева Наталья Николаевна

        

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности- воспроизводятся.

Эти процессы называются памятью.

Без памяти невозможно нормальное функционирование не личности, ни общества.

Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше , так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.(Х/Ф «50 ПЕРВЫХ ПОЦЕЛУЕВ»).Каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее.

                     Классификация видов памяти

Характер психической активности, преобладающей в деятельности.

Образная память- это память на представления. Представления- это образ предмета или явления, не воздействующий в данный момент на органы чувств.

Выделяют:      зрительную - лицо ученика, не выучившего уроки

                                  слуховую – песня «День Победы»

 двигательную- ходьба по узкой доске

                                  обонятельную- жаренные котлеты

                                  вкусовую- лимон

Зрительная                               Слуховая                                                   Двигательная

                               (моторная)

5239                                             0426                                                                  5672

89 765                                        12 785                                                                 98 761

224 896                                      651 801                                                             675 413

1267 412                                    7082 409                                                            7841 095

Не двигая губами        Восприятие на                     Правила 1 столбика,

прочитать ( 1ц=1сек)        слух.        но + шевеление

Отвернуться, записать        губами.

число. Переписать все

не проверяя . Ваши

возможности определять.                  Определите свой тип памяти.

самое длинное число.

Обычно :7-8 цифр подряд        Слабая :4 цифры и меньше.

Очень хорошо : до 12

Словесно - логическая память свойственна только людям. Содержанием ее являются наши мысли.

Эмоциональная память - это память на эмоции и чувства. Наиболее  сильный вид памяти. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как  регулирующие сигналы, они  либо побуждают к действию, либо удерживают от действий, если эти действия  вызвали в прошлом отрицательные переживания.

Продолжительность закрепления и сохранения материала.

Кратковременная память - характеризуется непродолжительным сохранением материала после его восприятия. Процессы кратковременной памяти неустойчивы и обратимы. Кратковременная память переживается как что-то «стоящее перед глазами», «звучащее в ушах».

Оперативная память – включает процессы, обслуживающие непосредственно действия личности человека. Человек, обладающий  хорошей оперативной памятью помнить все, что касается текущего задания, но после окончания работы он может забыть большую часть информации. Забывается второстепенное: детали, штрихи, нюансы.

Долговременная память - наиболее важная и сложная система памяти. Емкость долговременной памяти практически неограниченна. Весь приобретенный опыт, все знания человека хранятся в долговременной памяти.

Зависимость от целей деятельности

Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение в том случае, когда отсутствует специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

Произвольная память - это запоминание, воспроизведение движимые определённой целью что- то запомнить, выучить.

 

Степень осмысления запоминаемого материала.

Механическая память - это память как функция только повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей.

Смысловая память - это вид памяти, опирающийся на установление и запоминания смысловых связей и понятий.

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической. Четкое разграничение этих двух видов памяти для психологов до сих пор представляет сложную задачу.

                  Свойства памяти.

Запоминание - это свойство памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Сохранение - наименее изученное свойство памяти. Все, что мы помним, помним и днем, и ночью, и в любом состоянии; процесс сохранения идет непрерывно, мы не умеем его регулировать и оценивать.

Существует  гипотеза - в памяти человека хранится  все, но в обычном состоянии он не может воспроизвести всю имеющуюся информацию. Мы помним гораздо больше, чем можем воспроизвести.

Воспроизведение - свойство памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом.

Забывание -  очень сложный процесс памяти, изучен недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.

Память школьника - первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему  материал, а потом его воспроизводят. Школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление.

Ребенок часто стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устранится этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания:

- формирование приемов осмысления запоминания (расчленить на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловые сопоставления);

- формирование приемов воспроизведения, распределенного во времени;

- формирование приемов сопоставления (отдельные части , вопросы внутри запоминаемого);

- формирование приемов соотнесения ( с чем- либо хорошо известным).

 

        ТРЕНИРОВКА ПРИРОДНОЙ ПАМЯТИ

1. Три веселых теленка.

- Посмотри и скажи, чем они отличаются.

2. Глупый кот. (1 мин.)

- Сколько мышей изображено на рисунке?

- Почему картинка называется «Глупый кот»?

3. Беспорядок на кухне. (1 мин.)

- Наведи порядок. Расставь все по своим местам.

4. Часы и время. (1 мин.)

- Который час показывают часы         №1 - 8 ч.

         №2 - 3ч.

- Чем отличаются часы                              №3 - 3ч. 05 мин.

№1 от №5                   №4 – 10ч.

№2 от №4                              №5 – 7ч. 30мин.

5. Разрезная открытка

- Собери из частей картинку так, чтобы она выглядела целой.

6. Сюзи любит и не любит.

7. Таинственная фигура (развитие осязательной памяти)

- С закрытыми глазами  «осмотри» фигуру руками.

- Как выглядит фигура. Нарисуй.

           ТРЕНИРОВКА КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

1. Таблица умножения девяти . ( использование готовых мнемотехнических приемов).

- С помощью  движения пальцами рук,  7 * 9

Палец вверх

2. Глазомер ( 1 минута)  ( точность восприятия и развития глазомера)

- Что изображено?

- Как ты думаешь, из какого материала изготовлена ваза?

- Соразмерны ли яблоко и ваза?

- Гроздь винограда справа больше грозди винограда слева?

- Сколько ягод справа,- слева?

- Симметричны ли гроздья?

- Есть ли на вазе узоры?

- Что больше основание или верхняя часть?

- Листья принадлежат винограду или нет?

- Сколько листьев изображено српава?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор образовательных Интернет-ресурсов в помощь учителю начальных классов

Статья поможет учителю начальных классов ориентироваться во множестве образовательных Интернет-ресурсов. Здесь Вы также найдете ссылки на сайты виртуальных энциклопедий, библиотек, электорнных периоди...

Городские и сельские стройки (карандаш, акварель).Рисование по памяти и по представлению.

Ознакомить с архитектурой Московского Кремля – исторического и архитектурного памятника России; формировать у детей навыки последовательной работы над тематическим рисунком; воспитывать любовь к Родин...

Проблема развития представления младших школьников в исследованиях педагогов и психологов

Статья на тему "Проблема развития представления младших школьников в исследованиях педагогов и психологов"...

Конспект занятия «Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений» во 2 классе.

Данное занятие является 33-им в коррекционно-развивающей  программе Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»  (Психологической программы развития ...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина – портрет. Изображение портрета по памяти или по представлению" 3класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанре «портрет»; ознакомление с известными картинами – портретами; развитие практических навыков изображения портретаПланируемые резу...

Урок мужества "Памяти школьных учителей - фронтовиков"

Привлечение школьников к изучению истории своей школы и истории ВОВ на примере биографий учителей-фронтовиков....

Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Лихачёв

Материалы по теме: Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Лихачёв...