Городские и сельские стройки (карандаш, акварель).Рисование по памяти и по представлению.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

НАУМОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Ознакомить с архитектурой Московского Кремля – исторического и архитектурного памятника России;

формировать у детей навыки последовательной работы над тематическим рисунком; воспитывать любовь к Родине, ее историческому прошлому.

Формировать коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_v_3_klasse.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Урок19

Тема Городские и сельские стройки (карандаш, акварель).Рисование по памяти и по представлению.

Цели: ознакомить с архитектурой Московского Кремля – исторического и архитектурного памятника России; формировать у детей навыки последовательной работы над тематическим рисунком; воспитывать любовь к Родине, ее историческому прошлому. Формировать коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД.

Оборудование:

Изобразительный ряд: слайды, репродукции, фотографии с изображением Московского Кремля, с изображением современных зданий, сельских и городских строек; образец педагогического рисунка «Городские и сельские стройки» (карандаш, акварель).

Литературный ряд: стихотворения – В. Овчинцев «Строим город», Георгий Ладонщикова «Звездочка», Владимир Каблуков «Что случилось?».

Музыкальный ряд: песня «Звезды Кремля» (музыка М. Красева, слова Н. Френкеля).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

ЗВЕЗДОЧКА

Маму видит вся столица.

Мама строит новый дом,

Да такой,

Что поселиться

Полрайона может в нем!

Дом заметно вырастает

Каждый день

И каждый час.

Будто небо подпирает

Металлический каркас.

И над самой верхней балкой,

Где подъемный кран стоит,

Огонек электросварки

Яркой звездочкой горит.

                              Г. Ладонщиков

 Как вы думаете, чему посвящен сегодня урок?

Задание сегодняшнего урока – выполнение композиции по памяти и представлению на тему «Городские и сельские стройки».

III. Актуализация знаний учащихся.

 Кот из вас знает, что обозначает слово «архитектура»?

Архитектура (греч.) – искусство проектировать и строить различные здания. Она окружает нас со всех сторон. Это и современные индустриальные сооружения – здания заводских цехов, электростанции, мосты, плотины с их четкими формами.

 Что еще относят к архитектуре?

К архитектуре относят и жилые дома, и школы, общественные здания-памятники: старинные дворцы, украшенные колоннами, лепкой и позолотой, древние храмы. К архитектуре относятся не только капитальные постройки, но и различные временные сооружения, как правило, сборные. Это различные киоски, овощные базары, павильоны.

IV. Анализ особенностей архитектуры Московского Кремля.

 Вы впервые знакомитесь с архитектурой Московского Кремля. Как вы думаете, какое значение он имеет в жизни и истории нашей страны?

Верно, это замечательный памятник старины – гордость нашей страны.

Посмотрите на эти фотографии и рисунки. На них изображен Московский Кремль таким, каким мы его видим в наши дни. Гордо высятся стены со стройными башнями, увенчанными рубиновыми звездами. Внутри раскинулись громады старинных дворцов и соборов с ослепительным блеском золотых куполов.

Но Кремль не всегда был таким. Московский Кремль строился на протяжении ряда веков. Постепенно, в течение нескольких столетий складывался его облик – расширялась территория, строились новые сооружения, обновлялись стены и башни. И вот теперь, точно остров русской истории, памятник многих эпох, окруженный со всех сторон огромным современным городом, возвышается Кремль.

Целесообразно беседу вести под музыкальное сопровождение, например, песни «Звезды Кремля».

На далеком расстоянии видны сложенные из красного кирпича еще в конце XV века зубчатые стены Кремля, углы которых подчеркнуты стройными, круглыми в основании башнями. Посмотрите, как красиво выглядит Московский Кремль.

Учитель демонстрирует слайды, репродукции, фотографии с изображением Московского Кремля.

Послушаем же, о чем рассказывает древний Московский Кремль – свидетель событий прошлого…

Дополнительный материал

В 1156 году по приказу Юрия Долгорукого на высоком холме – мысе Москвы-реки была заложена крепость, положившая начало грандиозному Московскому Кремлю. Крепость состояла из рва, насыпи и деревянных стен с дозорными башнями. Среди них была Боровиковская башня, получившая свое название от густого бора, сплошь покрывавшего когда-то кремлевский холм. Ворота этой башни служили для разного рода хозяйственных нужд, через них проезжали возы с продуктами из слобод, расположенных неподалеку. Внутри крепости стояли княжеские хоромы, деревянная церковь, дома воинских людей и различные служебные постройки: амбары, кладовые, конюшни.

Вокруг этой маленькой крепости, получившей название «Москва», шумели леса, расстилались поля, перелески, луговины. Вдали виднелись крыши ближайших поселений – Догомилова, Кунцево, Сущенова и других деревень, ставших теперь районами Москвы.

Население крепости вело оживленную торговлю с соседями, охотилось в лесах, занималось различными ремеслами, обучалось военному делу и постоянно несло караульную службу на дозорных башнях.

Главным врагом в те далекие времена были татары. Редко кто вступал с ними в бой. Но отважные москвичи стали регулярно отражать нападения татарских войск. Бои велись и в поле, и у самых стен Москвы. (В XIV веке в одной из старинных летописей крепость Москва была впервые названа «Кремль».)

От многочисленных сражений стены, башни и даже сооружения внутри крепости ломались и горели. Но разрушенная и опаленная Москва снова и снова возрождалась. На протяжении долгого времени москвичи жили напряженной жизнью военного лагеря.

О древнейших зданиях Кремля почти ничего не известно. Первые каменные соборы были воздвигнуты в XIV веке при князе Иване Калите. Как они выглядели, мы не знаем, но позднейшие соборы ставили на месте прежних, так что план Кремля в основных чертах оставался почти неизменным.

В 1367 году князь Дмитрий, готовясь к решающей битве с татарами, одел Кремль белокаменными стенами.

К концу XV века при великом князе Иване III татары были окончательно разбиты, а разоренные земли объединились в единое могучее государство. Столицей его стала Москва. Столица должна была отличаться красотой и великолепием и стать неуязвимой для врагов. Из разных княжеств приглашаются лучшие мастера, чтобы строить и украшать ее.

Именно тогда стали создаваться те сооружения Московского Кремля, которые сохранились до наших дней и до сих пор придают Кремлю непревзойденный по красоте и своеобразию облик. Строительство в Кремле велось в основном русскими мастерами и рабочими. Но в нем принимали участие также итальянские инженеры и архитекторы. Прежде чем приступить к работе, итальянские мастера тщательно знакомились с местной архитектурой.

Большинство построек, возведенных при Иване Калите и Дмитрии Донском, в том числе и белокаменные стены, к тому времени уже сильно обветшали и были целиком разобраны. Если раньше основным материалом  для  строительства  служил  белый  камень, то теперь все новые крепостные постройки возводились из более прочного строительного материала – кирпича. Белый камень употреблялся только для фундаментов и украшения стен.

Из  крепостных  укреплений  в  первую  очередь  создавались  башни. Всего было возведено 18 башен. Они имели большое значение в обороне, так как в них размещалась артиллерия. Каждая представляла собой крепость, способную самостоятельно обороняться, даже если враг и займет какие-нибудь отдельные участки стены. В толще стен были созданы особые  внутренние  ходы,  позволявшие  гарнизонам  башен  общаться  между собой.

Постройка стен началась с южной, наиболее угрожаемой стороны, откуда вершили набеги татары. Первая башня была заложена у берегов Москвы-реки в 1485 году. От нее шел подземный ход к реке (тайник), что позволяло в случае осады города свободно пользоваться водой. Отсюда название – Тайницкая. Все башни и стены, существующие ныне, сооружались в конце XV – начале XVI века. В XVII веке башни надстроили (лишь верх Никольской башни был возведен в XIX веке), и они стали такими, какими мы их видим сегодня.

Если вы посмотрите на фотографии кремлевских башен, то увидите, что их архитектура отличается большим своеобразием. Ни одна из них не похожа на другую. Особенно хороша Спасская башня с ее кружевными белокаменными украшениями. С давних пор эта башня считалась парадной. Через нее проходили торжественные процессии в дни больших праздников, проезжали московские великие князья и цари, знатные иностранные гости.

Новая стена, сложенная из кирпича, была высокая и толстая. Между ее зубцами устроили широкий проход. Эти двурогие зубцы в виде «ласточкина хвоста» являлись удобной защитой и придавали мощной стене своеобразную декоративность. Промежутки между зубцами служили бойницами для стрелков.

Одновременно со строительством стен и башен был проведен водяной ров  вдоль  Красной  площади,  соединявший  реку  Неглинную  с  Москвой-рекой.

Таким образом, Кремль со всех сторон был окружен водой и превратился в укрепленный остров, соединенный подъемными мостами с расположившимися под его стенами слободами и посадами.

На фоне древней Москвы с низкими деревянными домами новые стены и башни Кремля производили внушительное впечатление.

Силуэты башен и зубцов вырисовываются на фоне светлых построек кремлевского холма. Наиболее древние из кремлевских построек сохранились до нашего времени, они образуют ансамбль Соборной площади. Этот Ансамбль состоит из трех соборов: строгого и величественного Успенского, более нарядного Архангельского и сравнительно небольшого и уютного Благовещенского. Сюда же обращена и Грановитая палата – прямоугольное здание, служившее для торжественных церемоний, нарядно украшенное гранеными каменными выступами снаружи и расписными сводами внутри.

Внутри Грановитая палата представляет собой обширный зал, перекрытый целой системой красивых сводов, опирающихся на низкий, но мощный столб, расположенный в центре зала. Подобная контрукция Грановитой палаты свидетельствует о большом мастерстве русских строителей.

Над Соборной площадью высится стройная колокольня Ивана Великого (XVI века). Это здание было украшением не только Кремля, но и всей Москвы. Строилась колокольня около ста лет (1505–1600). Она стала символом могущества единого Русского государства. Эта пятиярусная звонница с золотым куполом до строительства высотных зданий была в Москве самым высоким сооружением. Колокольня служила главной сторожевой башней Кремля, и ее купол, возвышающийся над другими куполами, был виден далеко за пределами Москвы.

Главным архитектурным сооружением Кремля стал Успенский собор. У него интересная форма и расположение окон-щелей, шлемовидная форма куполов и четкие вертикальные стены, простое убранство – изящные декоративные арочки, опоясывающие храм.

Успенский собор имел общегосударственное значение. Здесь происходили важнейшие государственные церемонии: «посажение на стол» Московского великого князя, коронование русских царей и цариц, погребение митрополитов.

Строгая торжественность, ясная легкообозримая форма Успенского собора, увенчанного сверкающими золотыми куполами, соответствовали возросшему престижу Руси, олицетворяли ее силу и богатство, внушали уважение заморским гостям.

Одно из самых оригинальных творений русской архитектуры – Покровский собор что на рву или храм Василия Блаженного, сооруженный около Кремля в честь взятия Казани в 1555–1560 годах зодчим из Пскова Постником (совместно с Бармой).

Примечание. Постник и Барма, по некоторым источникам, одно и то же лицо.

Наш современник – поэт Дмитрий Кедрин написал поэму «Зодчие». Вот как он рассказывает о строительстве храма Василия Блаженного:

[Отрывок]

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху,

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Ране эта церковь

Краше вилл итальянских,

Пагод индийских была!

Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван…

Пестрый и затейливый собор кажется волшебным и причудливым растением, с разных сторон раскрывающим свои разноцветные лепестки. Храм «живет», «тянется» вверх, точно распускающийся цветок. В нем столько ликующей радости и веселой фантазии, что он вызывал и, наверное, вызывает больше земные чувства, чем религиозные.

Шатровая кровля на центральном столпе, восемь башен с куполами луковичной формы, открытые наружные галереи с крылечками и лестницами, сочетание красного кирпича с белым камнем, роспись и майоликовые вставки сообщают исключительную декоративность и праздничность облику этого собора.

Такие храмы-памятники являются самыми замечательными произведениями искусства. Зодчие, строившие их, были выразителями общенародных интересов, а не просто исполнителями княжеской и царской воли. Поэтому художественные вкусы, талант и фантазия мастеров проявилась в подобных памятниках особенно ярко.

V. Вводная беседа.

Слово учителя. Люди затрачивают много труда на строительство красивых зданий – жилых и общественных. Это строительство ведется круглый год – весной и летом, зимой и осенью. Но и старые здания, являясь свидетелем истории, также пользуются любовью и заботой народа. В Москве – столице нашей Родины, над Московским Кремлем горят рубиновые звезды, и развевается Государственный флаг России.

 А в нашем городе какие здания символизируют его историю?

 Можно ли по внешнему виду дома определить, когда построен он и для чего?

В старинных деревнях и селах и по сей день можно увидеть добротные просторные  бревенчатые  избы  с  двускатной  крышей,  крыльцом и наличниками на окнах, затейливо украшенные резьбой. Все это – прекрасные образцы народной архитектуры, художественного творчества народа. Однако и современные постройки, создаваемые в сельской местности, – жилые  дома,  школы,  клубы,  простые,  удобные,  красивые,  и  сами  поселки, нередко строящиеся по единому проекту, – это тоже одна из отраслей  архитектуры,  получившая в нашей стране большое и плодотворное развитие.

 Какие приметы отличают современный дом?

 Вы наблюдали за строительством современных домов. С чего начинается строительство дома?

Послушайте стихотворение, посвященное строительству современных домов.

СТРОИМ ГОРОД

Строят дом! Строят дом!

Стал наш двор как космодром.

Будит утром рано-рано

Неподъемный грохот крана.

Молотков веселый стук

Отзывается вокруг.

Во дворе песка гора,

На горе идет игра.

Строим мы мосты и школы,

Стадионы для футбола,

На глазах растут кварталы,

Парки, улицы, вокзалы.

Только Ленка вдруг сказала:

– Этот город слишком малый:

Очень тесно будет в нем –

Мы же скоро подрастем!

Но смеется дядя с крана:

– Опечалились вы рано.

Этот город вам пойдет –

Город тоже ведь растет.

                              В. Овчинцев

VI. Работа над новым материалом.

 Кто строит дом?

Назначение дома во многом определяет его форму, внешний и внутренний вид. Вы должны понимать, что дом, в котором живут, не похож на дом, в котором работают. Вид дома определяет также и время. В различные века по-разному понимали красоту здания, да и разные были технические возможности, строительные материалы.

Все когда-то начиналось с деревни. Деревня кормила народ, поставляла рабочих городу, воинов – армии, дарила стране ученых, писателей. Деревня, наконец, хранила и по сей день хранит обычаи, народные песни, пословицы и рецепты кухни…

Словом, деревней гордились мы по праву: она начало, истоки нашей истории. Так что учились у деревни без стеснения и большому – возвышенной любви к Отечеству – и малому. А строились деревни плотниками, главные инструменты плотника – топор, тесло, позже – пила.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Что случилось?

В каком озаренье,

От каких непонятных причин

Возвращаются люди в деревни…

Вслед летят городские грачи.

Крестовины сбиваются с окон.

Вновь взметнулся над крышей конек.

И крыльцо нарядил –

Любо оку! –

Кружевной деревянный платок.

Дар наследный, талант?

Вспоминаю –

Мог мой дед и не это уметь!

Правил избам венцы он, играя,

Ладил горницу, сени, подклеть…

Топора

Первобытная тяжесть

И пилы звонкозубой заход…

Мне не в тягость,

А в бодрую ярость

Деревянного дома оплот.

Час пришел –

И моим вдохновеньем

Встал у леса, сияя крыльцом,

Дом –

Напев

В хоре русской деревни

Со своим,

Неподдельным, лицом.

Суждено, значит, рано иль поздно

В череде

Хлопотливых годов

Поменять на прадедовы гнезда

Нам бетонный

Пейзаж городов.

И отнюдь не жилищем доволен,

Не одной лишь привольности рад –

Стал мне нужен

Неведомой болью

Позабытый отцовский уклад.

Добр и прост он:

Деревья, деревня…

Из дерев. Из весны. Из зимы

Среди рек и ржаного цветенья,

Из природы,

Откуда все мы.

…Не случилось?

Случится. Напевней

И больней память душу росит.

Возвращаются люди в деревни.

К деревянным

Истокам Руси.

                     В. Каблуков

И возводили эти мастера храмы, ставили избы, вытачивали наличники, которые до наших дней живут.

Современному горожанину, с головой ушедшему в бетонно-стекольную цивилизацию, русская изба представляется нередко чем-то сказочно нереальным, безвозвратно канувшим в далекое детство. Да и типовое деревенское жилье наших дней избой в полном смысле этого слова не назовешь. Потому что современный селянин все изменил в соответствии с техническими возможностями века и, разумеется, чрезвычайно возросшими собственными материальными возможностями.

Крышу дома он норовит покрыть шифером или железом (о тесе и дранке в наше время и говорить-то неприлично), фундамент под него подвести каменный, чтобы не гнили нижние венцы сруба, чтоб не было надобности все время их из земли вытаскивать, заменять новыми.

Недаром же в последнее время появился специальный термин – обустройство. В это понятие входит, прежде всего, и внутрихозяйственная планировка, строительство магазинов, больниц, детских садов, библиотек. И все это строится, а вернее монтируется, из сборных конструкций.

А это значит, что современные и село, и город как никогда нуждаются в строителях. Грамотных, владеющих множеством смежных профессий, прекрасно знающих историю народного строительства и его традиции и нужды сегодняшних деревень и городов.

Учитель демонстрирует слайды, репродукции, фотографии с изображением современных зданий.

Обратите внимание на простоту форм зданий, их устремленность ввысь, преобладание в облике вертикальных и горизонтальных линий.

 А какую строительную технику вы знаете?

Верно, к строительной технике относятся подъемные краны, самосвалы, бульдозеры.

 Какой формы эти машины?

 Какого цвета обычно строительная техника?

 Каковы пропорции частей этих машин?

Выбор сюжетов для рисования.

Можно, например, нарисовать дом, только начинающий строиться или почти построенный. В рисунках возможны изображения людей, строительной техники, строительных материалов.

Обсуждение композиции.

Можно изобразить как весь дом, так и его фрагмент. Композицию можно строить так, чтобы изображение дома занимало большую часть листа или же, наоборот, незначительную. В последнем случае внимание концентрируется на строительной площадке.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

– Вспомните последовательность работы над рисунком карандашом и красками. Какова она?

Верно, от общего к частному. Кроме работы над рисунками в правильной последовательности важно, чтобы вы передавали пропорциональные отношения частей изображаемых объектов, их масштаб и цвет.

Внимательно  посмотрите,  как  я  выполню  свой  рисунок.  Сюжетом рисунка  я  выбрала  момент,  когда  идет  укладка  строителем  кирпичной стены, а позади героя будет изображен фрагмент стрелки башенного крана (см. Приложение).

1. Располагаю лист по горизонтали и тонкими линиями намечаю положение главного героя – в центре листа и его окружения.

2. Определяю движение героя-строителя. Рисую его фигуру согласно пропорциям взрослого человека. Намечаю стрелу башенного крана за спиной строителя. Пространство в рисунке передаю с помощью загораживания человека стеной, а человек, в свою очередь, загораживает стрелу крана. Детально прорабатываю фигуру человека и кирпичную стену.

3. Заливаю основными цветами большие поверхности. Небо закрашиваю синей краской, при этом высветлю его к линии горизонта. Кирпичную стену выполню охристым цветом, а стрелку башенного крана – коричневым.

4. Более тонкой кистью выполню в цвете фигуру строителя. Прорисую детально кирпичи и стрелку крана. Теперь возвращаюсь к главному герою. Краска высохла, и теперь можно вводить дополнительные цвета для передачи объема.

Обязательно работайте над рисунками в правильной последовательности. В своих работах постарайтесь передать особенности архитектурных форм, форм строительной техники, пропорциональные, масштабные отношения, пространство, цвета изображаемых объектов.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Приступайте к работе над рисунками. Следите за тем, чтобы пространство в рисунках передавалось с помощью загораживания одних изображений другими. Можно пространство передать также тем, что основания более удаленных от зрителя предметов будут расположены выше, чем более близких.

Во время самостоятельной работы детей для стимулирования их деятельности, повышения интереса к ней необходимо показывать классу лучшие работы.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют лучшие работы. Многие из вас грамотно вели работу над рисунками. Правильную последовательность ведения рисунка – от общего к частному вели … (фамилии, имена учеников). Передавали пропорциональные отношения частей изображаемых объектов, их масштаб и цвет … (фамилии, имена учеников). В своих работах … (фамилии, имена учеников) постарались передать особенности архитектурных форм. У … (фамилия, имя ученика) удачно переданы формы строительной техники. Грамотно выдержаны пропорциональные, масштабные отношения у … (фамилия, имя ученика). А …
(фамилия, имя ученика) верно передал в своих композициях пространство и цвета изображаемых объектов.

2. Обобщение изученного материала.

 С каким историческим и архитектурным памятником вы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые проектные решения для школ (городских и сельских) в развитии новых федеральных государственных образовательных стандартов Проекты создания учебного пространства: кабинет начальных классов

Авторский проект решения образовательного пространства класса, получивший диплом победителя Всероссийского конкурса авторских и коллективных проектов, направленных на развитие инновационной сферы, нау...

Конспект занятия «Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений» во 2 классе.

Данное занятие является 33-им в коррекционно-развивающей  программе Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»  (Психологической программы развития ...

Свойства памяти: сравнительный обзор представлений о них у школьных учителей и психологов

Классификация видов памяти. Продолжительность закрепления и сохранения материала. Степень осмысления запоминаемого материала. Свойства памяти....

Урок по ИЗО в 1 классе "Акварель. Рисование подснежников".

Цели: создать условия для развития творческих и познавательных способностей учащихся; развивать умение учащихся рисовать цветы; развивать внимание, художественный вкус; воспитывать эмоциональную отзы...

"Акварель. Рисование подснежника", 1 класс

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству "Акварель. Рисование подснежника", 1 класс...

Технологическая карта к уроку английского языка во 2 классе "Городская и сельская мышь"

В данной разработке даны задачи урока, УУД, технологии, этапы урока с описанием деятельности учителя и учащихся. Урок занкомит учащихся 2 класса со сказкой, которая приведена в учебнике...