ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья (3 класс)

Кузьмина Екатерина Сергеевна

 

Отражена актуальность исследования особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития, приведены результаты диагностического исследования.

Ключевые слова: мыслительная деятельность, дети с задержкой психического развития, особенности мышления детей с задержкой психического развития.

   Проблема развития мышления, его структуры и механизмов является одной из центральных как в общей, так и в специальной психологии и педагогике. Мышление – важнейшая психическая функция, являющаяся стержнем

познавательной деятельности. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось в России с 1950-х гг. До 1970-х гг. психологические работы на эту тему имели более общую направленность: в них рассматривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую входили детей с задержкой психического развития, однако лишь как ее часть.

   В исследованиях В.И. Лубовского, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой, Н.А. Цимбалюк, В.Ф. Мачихиной, Г.А. Стрекаловой и других отмечается недоразвитие мыслительной деятельности у изучаемой категории детей, что,

несомненно, отражается на их подготовке к школьному обучению.

   Изучением особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития занимались В.И. Лубовский, Г.М. Капустина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова и др. В настоящее время изучение особенностей психического развития, в том числе и мышления, не потеряло актуальности и требует проведения новых исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

1Е.С. Кузьмина

Т.Н. Рождественская

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

   Отражена актуальность исследования особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития, приведены результаты диагностического исследования.

Ключевые слова: мыслительная деятельность, дети с задержкой психического развития, особенности мышления детей с задержкой психического развития.

   Проблема развития мышления, его структуры и механизмов является одной из центральных как в общей, так и в специальной психологии и педагогике. Мышление – важнейшая психическая функция, являющаяся стержнем

познавательной деятельности. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось в России с 1950-х гг. До 1970-х гг. психологические работы на эту тему имели более общую направленность: в них рассматривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую входили детей с задержкой психического развития, однако лишь как ее часть.

   В исследованиях В.И. Лубовского, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой, Н.А. Цимбалюк, В.Ф. Мачихиной, Г.А. Стрекаловой и других отмечается недоразвитие мыслительной деятельности у изучаемой категории детей, что,

несомненно, отражается на их подготовке к школьному обучению.

   Изучением особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития занимались В.И. Лубовский, Г.М. Капустина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова и др. В настоящее время изучение особенностей психического развития, в том числе и мышления, не потеряло актуальности и требует проведения новых исследований.

   Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей мыслительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

    Наше исследование проводилось на базе ГКОУ СКОШИ № 73 г. Москвы. В исследовании участвовали две группы детей: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В каждую группу вошли по 10 детей 9–10 лет с диагнозом «задержка психического развития».

   Для выявления особенностей мыслительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития детям последовательно предлагался ряд диагностических заданий. Эти задания предъявлялись в индивидуальной форме. Испытуемым были предложены следующие задания:

• исключение предметов;

• установление последовательности событий;

• понимание и объяснение пословиц.

   Предъявлялись задания следующего содержания.

Исключение предметов

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения. Для проведения исследования необходимы наборы карточек, где изображены четыре предмета. Эти карточки могут быть дифференцированы по сложности (от легких до трудных). Ребенку предлагалось из четырех предметов исключить четвертый лишний и объяснить принцип выбора.

   Цель: выявить способность к обобщению.

   Оборудование: карточки с напечатанными словами:

• Морковь, яблоко, свекла, капуста.

• Береза, осина, ромашка, дуб.

• Корова, собака, кошка, хомяк и т.д.

  Инструкции и порядок проведения эксперимента.

После выбора слова испытуемого просили объяснить принцип выбора. Ребенок самостоятельно читал слова. В процессе работы велся протокол, где записывалось название предмета, который ребенок считал нужным исключить, объяснение принципа исключения и название, которое он давал

оставшимся трем предметам.

   Критерии оценки:

• выделяет или не выделяет лишнее слово;

• принцип выделения лишнего слова (по существенному признаку или по случайному);

• степень владения обобщающими понятиями.

  Установление последовательности событий.

Методика предназначена для выявления способности самостоятельно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, а также для выявления особенностей речи и критичности мышления (А.Н. Бернштейн).   Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (от 3 до 6 штук), на которых изображены этапы какого- либо события. Пронумерованные сзади картинки ребенку предлагают последовательно разложить, а затем составить рассказ.

   Цель: установить последовательность или непоследовательность мышления и способность самостоятельно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.

  Оборудование: три серии сюжетных картинок (3, 4, 6 штук).

Инструкция и порядок проведения. Ребенку давали картинки в перемешанном порядке и говорили: «Здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно определить, с чего все началось, что было дальше и чем все закончилось». После того как ребенок выполнял задание,

экспериментатор просил рассказать по порядку о том, что случилось.

   Критерии оценки:

• правильность и последовательность раскладывания картинок;

• логичность рассказа;

• способность устанавливать причинно-следственные связи.

   Понимание и объяснение пословиц

   Цель: выявить способность к абстрагированию и умение улавливать и объяснять скрытый смысл.

   Оборудование: карточки с пословицами.

• Любишь кататься, люби и саночки возить.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

  Инструкция и порядок проведения эксперимента.

Экспериментатор читал по одной пословице. Уточнял, все ли слова понятны детям. После прочтения каждый ребенок должен был ответить, как он понимает эту пословицу.

Критерии оценки:

• умение/неумение улавливать скрытый смысл;

• способность/неспособность объяснить скрытый смысл пословицы.

Анализ результатов эксперимента

Исключение предметов. Результаты эксперимента подтвердили теоретические сведения о недоразвитии у детей с задержкой психического развития операции обобщения. Нарушение данной операции мышления наблюдалось у большинства детей экспериментальной группы. Особенно

вызвали затруднения такие понятия, как транспорт, столовые приборы, посуда. Эти понятия были заменены такими высказываниями: транспорт – летает, плавает,  ездит по земле; столовые приборы – чем кушать, ими едят;

посуда – для еды, из нее едят, кладут в нее. Все дети четко дифференцировали понятия фрукт – овощи, цветы – деревья. Многие дети, правильно выделяя лишнее слово, объясняли свой ответ, называя случайный признак. В большинстве случаев исключение лишнего предмета происходило по несущественному признаку. Отмечалась несформированность  и нечеткость обобщающих понятий. Выявлено недоразвитие операции обобщения. Среди испытуемых детей ЭГ и КГ были  выделены три подгруппы.

Первая подгруппа – ее составили учащиеся, которые верно исключили лишний предмет, выделив его существенные признаки, смогли в большинстве случаев подобрать обобщающее слово (в ЭГ – 3 ребенка, в КГ – 2 ребенка).

Вторая подгруппа – это ученики, которые в большинстве случаев смогли верно исключить лишнее слово по случайному признаку (или недостаточно аргументировали выбор) (в ЭГ –4 ребенка, в КГ – 4 ребенка). Третья подгруппа – в нее вошли ученики, которые не справились с большинством заданий (в ЭГ – 3 ребенка, в КГ –4 ребенка).

Установление последовательности событий. Наибольшее число детей ЭГ справились с серией из четырех сюжетных картинок. Самые большие трудности возникли при раскладывании серии из шести картинок. Следовательно, увеличение числа картинок приводило к ухудшению результата. Характерной особенностью стало то, что даже при правильной раскладке дети не могли осознать смысл изображенного и составить рассказ. Описание заменялось перечислением событий. Учащиеся не в состоянии детально проанализировать изображение на картинках и установить причинно-следственные связи. При неправильной раскладке и в дальнейшем при составлении рассказа нарушена логика повествования, речь аграмматична.

У детей контрольной группы были выявлены сходные результаты.

На основании данного исследования ясно, что у испытуемых нарушены мыслительные операции анализа, синтеза, классификации. Дети ЭГ и КГ с трудом устанавливали или совсем не устанавливали причинно-следственные связи, испытывали затруднения при составлении рассказа. Однако при небольшом количестве картинок и на доступном материале дети способны справляться с заданием. Это важно для дальнейшей коррекционной работы. По результатам исследования как в КГ, так и в ЭГ выделились три подгруппы учащихся (табл.).

Таблица 

Результаты выполнения задания «Установление последовательности событий» детьми ЭГ и КГ (в абсолютных числах)

Подгруппы детей

Последовательность

раскладки карточек

Рассказ

ЭГ

КГ

Первая подгруппа

Правильная

3

4

Вторая подгруппа

Правильная

4

5

Третья подгруппа

Неправильная

3

1

 

Первая подгруппа – учащиеся, которые разложили картинки в правильной последовательности и смогли составить логичный рассказ.

Вторая подгруппа – испытуемые, разложившие картинки в нужной последовательности, но не справившиеся с составлением рассказа. Учащиеся заменяли рассказ описанием каждой картинки в отдельности, не прослеживая

причинно-следственных связей.

Третья подгруппа – учащиеся, которые не справились с последовательной раскладкой и не сумевшие составить рассказ.

Понимание и объяснение пословиц.

Толкование пословиц вызвало серьезные затруднения у детей. Многим детям

оказались непонятны слова «калачи» и «потеха». После разъяснения экспериментатором этих слов результат не улучшился. Дети испытывали трудности при толковании пословиц (или объясняют буквально: «без удочки не выловишь рыбку»). Неуспешность выполнения задания можно объяснить несколькими причинами: недоразвитием операции абстрагирования и, как следствие, неспособностью улавливать переносное значение слов, а также узким кругозором, бедностью словарного запаса, недоразвитием общего запаса знаний и представлений. Примерно одинаковые результаты показали обе группы (ЭГ и КГ). Итак, не справились с заданием около 70% обследованных детей, остальные справились частично. Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод о том, что словесно-логическое мышление у младших школьников с задержкой психического развития развито недостаточно. Не все дети ЭГ и КГ успешно справлялись с предложенными заданиями, что говорит о недоразвитии мышления обследуемых детей. У учащихся младших классов с задержкой психического развития были выявлены нарушения операционной стороны мышления,

в частности недоразвитие анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, классификации. У младших школьников с задержкой психического развития страдают все виды мышления: в наибольшей степени – словесно-логическое. Это проявляется в непоследовательности мышления, в трудностях обоснования принципа выбора при исключении предметов, в неспособности осознать и объяснить скрытый смысл пословиц. Проблема развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития сложна и многогранна. Исследование подтвердило необходимость проведения длительной коррекционной работы по развитию мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности понимания текстов на уроках чтения глухими младшими школьниками имеющими задержку психического развития.

В работе рассматриваются следующие вопросы:-Проблема обучения чтению глухих детей-Проблема обучения чтению  глухих детей        с задержкой психического развити...

Статья по теме: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Статья по теме:«ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Мышление и его особенности у детей младшего шко...

Презентация «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»

В презентации представлен материал по теме «Формирование школьной мотивации младших школьников с  задержкой психического развития»...

Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста....

Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

Особенности общения младших школьников с задержкой психического развития

Вопросы изучения общения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями изучены недостаточно. От уровня овладения коммуникативными навыками зависит успешность об...