Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (1 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
рабочая программа (1 класс)

Чиркова Юлия Викторовна

Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Представленная программа отражает  содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_dlya_detey_s_zpr_1_klassispravlennaya.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета
протокол №_
___

от«____»_____________ 2018г.                                                                                    

Принята педагогическим советом

     протокол № ___

     от «  ___ » ______ __2018г.                                                                                    

«Утверждаю»

______________                                  

Директор школы

_______________

приказ №

от «___» _______2018 г.

                                       

Программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся с задержкой психического развития

(1 класс, вариант 7.1)

на 2018-2019 учебный год

Составитель: педагог-психолог

Чиркова Юлия Викторовна

с. Семилуки

2018 г.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Представленная программа отражает  содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

Общая цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем

  • познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.

  • соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются общие задачи курса:

− формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;

− совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

− стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;

− освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;

−  компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;

− освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

− содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.

− способствовать психологической адаптации ребенка к школе за счет формирования основ саморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности, уменьшения степени эмоционального неблагополучия, освоения приемов продуктивной коммуникации;

− создать условия для освоения правил поведения в школе, развития интереса к себе, одноклассникам, учителю, формировать навыки продуктивной коммуникации с одноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизирует социальное взаимодействие обучающегося;

− корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;

− корригировать недостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;

− содействовать развитию сферы жизненной компетенции, достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для первого класса.

Весь курс «Психокоррекционные занятия» ориентировочно состоит из следующих разделов:

– диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации,

активизациясенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);

– диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);

– диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции

(развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

– формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими  семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);

– формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

  • соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями психокоррекционная работа в 1 классе может быть конкретизирована и представлена следующими вариативными модулями:

Адаптационный модуль «Мы теперь ученики» (принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами).

Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по активизации познавательной деятельности, модуль по развитию пространственно-временных представлений).

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по

развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).

Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (модуль по

развитию способности к взаимодействию с одноклассниками).

Развитие  эмоционально-личностной  сферы  и  коррекция  ее  недостатков

(модуль по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения).

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале).

Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной модуль, определяется ОО самостоятельно. Однако начинать с адаптационного курса представляется необходимым.

Во время занятий по курсу «Психокоррекционные занятия» педагог-психолог:

−  формирует желаемые психологические качества и умения;

− ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактику нарастания негативных тенденций;

− стремится сгладить негативные моменты, оказать психотерапевтическое воздействие на обучающихся, повысить групповой статус «неблагополучных» учеников;

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Темы занятии

Содержание занятий

Дата план

Дата факт

1.Адаптационный модуль  (5 часов)

1.

Темы занятии

Содержание занятий

1.1

Знакомство. Наш класс

Игры на  знакомство. Запоминание имен одноклассников. Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, занятия

03.09

1.2

Наша школа. Наша учительница.

Рассказ-презентация об учительнице, о школе

10.09

1.3

Школьная столовая и библиотека

Экскурсии по школе и столовой, поход в библиотеку.

17.09

1.4

Что такое вежливость.

Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета. Стихи о вежливости С.Я. Маршака.

24.09

1.5

Поздравление ко Дню учителя.

Подготовка поздравлений учителю, стихи, открытки

01.10

2.

2. Модуль по развитию пространственных представлений  

(8 часов)

2.1

Игры и упражнения на ориентировку

Игры-задания  на  ориентировку  в схеме тела (справа – слева, под – над).

08.10

2.2

Что лежит на парте

Парта (на, под, спереди, сзади, правый, левый угол, верхний, нижний)

15.10

2.3

Ориентирование на листе бумаги.

Лист бумаги: верх, низ, середина, правый, верхний/нижний угол, разлиновка, строки выше/ниже

22.10

2.4

Пространство комнаты.

Составление плана комнаты (схематические изображения символов)

12.11

2.5

Пространства класса.

Взаиморасположение предметов в классе и на плане. Нахождение объектов по плану.

19.11

2.6

Схемы маршрута (ориентиры)

Составление системы ориентиров,  практическое применение  1-2 значимых ориентиров.

26.11

2.7.

Режим дня

Понятие времени, час, сутки, понятие вечер, день, утро

03.12

2.8.

Понятие вчера, сегодня, завтра.

Б. Заходер «Мартышкин дом»

10.12

3.

3. Модуль по развитию коммуникативных навыков.(3 часа)

3.1

Игровое занятие  «Мы такие разные»

Игры, привлекающие внимания к сверстникам.

17.12

3.2.

Игровое занятие «Мы такие разные»

Игры «Комплементы-похвалы»

24.12

3.3

Почему люди ссорятся.

Причины ссор. Правила дружбы с детьми и взрослыми.

14.01

4.

4.Модуль по формированию произвольной деятельности

 (5 часов)

4.1

Поэлементное копирование образцов.

Выделение схематических частей в изображении.

21.01

4.2.

Поэтапное копирование образцов.

Составление конструкций, их последовательная зарисовка в тетради

28.01

4.3.

Составление плана выполнения задачи.

Конструирование из геометрического материала (танграм)

04.02

4.4

Задание на вычеркивание. Самостоятельное выполнение упражнений.

Корректурная проба

11.02

4.5

Раскрашивание объектов по правилам.

Зарисовка предметов (зеркальное отображение)

18.02

5.

5. Модуль по активизации познавательной деятельности

(9 часов)

5.1

Восприятие. Описание объектов. Выделение значимых частей.

Значимые и украшающие элементы объекта. Анализ объекта по картинке.

25.02

5.2

Классификация: цвет, форма, величина.

Задания на узнавание предметов.

04.03

5.3

Перцептивное моделирование: сложение простых узоров, геометрическая мозаика.

Соотнесение форм окружающих предметов.

11.03

5.4

Развитие навыков произвольного внимания. Нахождение различий.

Перепутанные дорожки. Чем отличаются?

18.03

5.5

Развитие зрительной памяти

Упражнения «Восстановление картины по памяти»

01.04

5.6

Развитие слуховой памяти

Игра: «Повтори услышанное»

08.04

5.7

Развитие основ абстрактно-логического мышления  (поиск закономерностей)

Продолжение числового ряда (в пределах 10, 20)

15.04

5.8

Развитие основ абстрактно-логического мышления (поиск отличий)

Игра «Продолжи последовательность»

22.04

5.9

Произвольное длительное удержание  внимание (запутанные линии)

Упражнения на концентрацию и переключение внимания.

29.04

6.

6.Модуль по формированию интереса к себе и позитивной самооценки.(4 часа)

6.1

Фотозагадки

Угадывание одноклассников по фотографиям и описаниям

06.05

6.2

Каким я был маленьким

Игра «Что я не умел и что уже умею»

13.05

6.3

Моя семья

Составление рассказа о семье

20.05

6.4

Самопрезентация

Игра «Я люблю, я увлекаюсь, я горжусь»

24.05

Всего: 34 часа


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

– обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;

– использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь: понимаю или не понимаю;

– оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложность задания и дать аналогичную оценку возможностям одноклассника.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется:

– в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

– в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

– в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

– в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в расширении знаний правил коммуникации;

– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

– в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

– в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

– в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

– в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

– в освоении культурных форм выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

– в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляется:

– в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

– в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие;

– в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

– в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

– в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

– в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;

– в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

В области адаптации обучающегося к школьным требованиям:

− позитивное отношение к посещению школы; − соблюдение школьной дисциплины;

− ориентировка в пространстве класса и школьном здании; − социально-нормативное обращение к педагогу;

− социально-нормативное поведение в общественных местах школы; − формирование школьной мотивации.

В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:

− формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;

− формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);

− формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);

− формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);

− формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

−  способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;

− способность давать словесный отчет о проделанной работе с помощью взрослого или по представленной взрослым схеме, по заданной последовательности;

− формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:

− совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности; − улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции

(графический диктант); − способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и

на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;


−  называние пальцев рук и их взаиморасположения;

− способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;

− возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;

−  возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

− способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;

− способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики, конструкции из строительного материала, кубики Коосса и т.п.);

− способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале;

− возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его; − возможность опредметчивания графических знаков; − способность к вербализации своих действий;

−  способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

− способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане.

В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

−  уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;

− улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;

− способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости;

− отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию.

  • области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:

− способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников; − уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций; − снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;

− формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения; − овладение формулами речевого этикета;

− снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;

−  повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения групповых психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении (в т.ч. лежа). Необходимы:

− индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);

− демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.;

− магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);

− доска с магнитными держателями; − фланелеграф; − мультимедиапроектор и экран;

−  переносные носители информации;

− наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета); − плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);

− значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;

−  мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;

− маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа;

−  материал для лепки;

− защитные клеенки на столы; − тетради для записей;

−  индивидуальные полиуретановые коврики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

Комплект рабочих программ для обучения обучающихся с задержкой психического развития 2 класс (вариант 7.2)

Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития  (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального  государственного образователь...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

Рабочая   программа   по   курсу    коррекционно-развивающих   занятий      с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 2 класс на 2023-2024 учебный год

      Рабочая  программа  является  нормативно-правовым  документом, определяющим  организацию  логопедического  коррекционно-образовательного ...