Причины конфликтного поведения младших школьников
статья

Кудряшова Нонна Альбертовна

В статье проанализированы основные причины конфликтного поведения младших школьников, выделяемые различными авторами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_konfliktnogo_povedeniya_mladshih_shkolnikov.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Причины конфликтного поведения младших школьников

Младший школьный возраст – это период жизни ребёнка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в 1-4 классах школы. В это время ребёнок активно усваивает общественный опыт человечества, привыкает к новым требованиям, встречающимся в школьной жизни, к новой системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, приобретает опыт произвольного общения.

Отношения между детьми ещё не имеют организации и носят стихийный характер. В первые два года обучения формируется социальный статус каждого ученика в группе сверстников, который обычно становится устойчивым, оказывает влияние на социальное развитие ребёнка, на его отношение к одноклассникам и к школе в целом [3]. Конфликтность не является типичным и устойчивым личностным качеством для младших школьников, она встречается у отдельных детей в силу разных причин.

С.В. Коваль и К.А. Холодова отмечают, что вначале взаимоотношения младших школьников в классе носят функционально-ролевой характер и строятся исключительно на непосредственной, эмоциональной основе [5]. Первые впечатления друг о друге у первоклассников обычно благоприятные, что создаёт у ребят положительный эмоциональный настрой. В процессе дальнейшего обучения и взаимодействия дети начинают присматриваться друг к другу, замечать недостатки. В результате этого возникают конфликтные ситуации.

Принято выделять три основных источника нарушений общения у детей:

1) некритично усвоенные ребёнком семейные стереотипы поведения, ригидно воспроизводимые во внесемейных ситуациях общения и неадекватные кругу сверстников (например, склонность родителей разрешать трудные ситуации методом давления). Такое поведение наиболее характерно для детей, не посещавших детский сад;

2) индивидуальные особенности ребёнка, не способствующие его адаптации к школьному коллективу (особенности темперамента, высокая возбудимость и динамичность, слабость механизмов эмоционально-волевой саморегуляции). Вследствие стереотипно повторяющихся конфликтов у ребёнка возникает отгороженность, ощущение невозможности дружбы и понимания;

3) внутренние конфликты самого ребёнка.

Таким образом, конфликты ребёнка с окружающими – это внешнее проявление психологических трудностей. Конфликтуя, ребёнок пытается компенсировать, преодолеть собственные невротические реакции.

Кроме вышесказанного, детям часто бывает трудно ориентироваться на желания сверстников, понять их чувства. В первую очередь многие младшие школьники стремятся удовлетворить собственные желания и потребности, не считаясь с потребностями других. Свою точку зрения они считают единственно правильной и пытаются навязать её одноклассникам. На различные замечания многие дети реагируют очень остро. Это связано с недостаточно развитой эмпатией, сформировавшимися деструктивными способами разрешения конфликтов (уход от конфликтной ситуации или агрессивные решения), а также с затруднённой рефлексией, неумением выходить за пределы ситуации и находить причины происходящего, анализируя своё поведение. Кроме того, у некоторых младших школьников ещё недостаточно сформирована произвольность поведения, поэтому они могут выполнять просьбы и запреты педагога в течение непродолжительного времени, после чего продолжить выполнять то, насчёт чего было сделано замечание (например, гоняться за соседом). Часто детям недостаёт сочувствия, доброты и интуитивного понимания их поведения со стороны учителей. Частые запреты и угрозы могут формировать озлобленность и стремление решать конфликты силовым путём за спиной педагога.

Иногда более конфликтными оказываются дети, не посещавшие детский сад. Это связано с отсутствием опыта пребывания детей в конфликтных ситуациях, с отсутствием психологической устойчивости к внешнему отрицательному воздействию со стороны окружающих [7].

Психологами отмечается, что на возникновение, развитие и разрешение конфликтов младших школьников влияют такие их возрастные особенности, как изменение привычного распорядка дня, физические изменения в организме и избыток физической энергии, излишняя впечатлительность, неустойчивость внимания, формирование самооценки, потребность в защите со стороны взрослых, преобладание игровой деятельности при возрастающей роли учебной деятельности. Важно и отношение младших школьников к конфликтам, понимание самого термина «конфликт», причин его возникновения и возможных действий для его разрешения [8].

Одной из причин конфликтного поведения детей является такое качество личности, как агрессивность. Под агрессивностью следует понимать целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [1]. Два основных фактора, влияющих на возможное развитие агрессивности у ребёнка – низкая снисходительность родителей (неготовность родителей понимать и принимать ребёнка, прощать его поступки, что приводит к высокой тревожности, нерешительности в общении со сверстниками, аутоагрессии, склонности к ссорам) и строгие наказания в семье за агрессивное поведение (суровые наказания формируют у ребёнка ещё большую враждебность и склонность к насилию и жестокости). Также формированию агрессии способствуют длительные и частые фрустрации, нарушения мотивационной сферы, неблагоприятная атмосфера в семье или в школе, отставание в усвоении школьных знаний, авторитарный и агрессивный стиль воспитания и преподавания в школе. Агрессивное поведение может выполнять защитную функцию, способствуя сохранению индивидуальности, защите и росту чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний. Порой оно может свидетельствовать об отчаянии ребёнка, испытывающего дефицит любви и внимания. С помощью агрессивных форм поведения такой ребёнок будет пытаться заявить о себе, добиться признания родителей, учителей и сверстников.

А.К. Осницкий экспериментально доказал, что большое влияние на формирование конфликтного поведения у детей имеет агрессивность педагогов. По результатам его исследований, в классах, в которых учителя проявляли физическую и вербальную агрессию, раздражительность и подозрительность по отношению к обучающимся и коллегам, у школьников также наблюдалась повышенная агрессивность и конфликтность, в то время как в классах, где хотя бы один учитель был доброжелательным и не проявлял агрессию, данные показатели были значительно ниже.

Негативное влияние на детей оказывает авторитарный или попустительский стиль общения педагога, эмоциональное реагирование учителя на возникающие проблемы, неспособность рационально разрешить конфликтную ситуацию, прибегание к таким инерционным механизмам, как крик, чтение нотаций и вызов родителей в школу. Кроме того, некоторые учителя имеют низкую культуру общения. Не сдерживая отрицательных эмоций, они произносят резкие и обидные слова в адрес своих учеников [2]. Однако и ярко выраженная опека со стороны учителя может увеличить напряжённость межличностных отношений в классе. Педагог должен уметь быть гибким, применять элементы различных стилей общения тогда, когда они уместны.

Конфликты в младшем школьном возрасте неизбежны и играют важную роль в развитии личности каждого ребёнка. Конфликты – непременное условие нравственного развития детей, средство развития межличностных отношений, расширения сферы и способов взаимодействия с окружающими. Именно в конфликте младший школьник приобретает социальный опыт решения трудных жизненных ситуаций, а также снимает накопившееся на уроках напряжение. Однако закрепление конфликтных форм взаимодействия в поведении детей может привести к дальнейшему использованию их во взрослой жизни, к дезинтеграции в социуме и склонности к деструктивному поведению. Поэтому педагогам необходимо знать причины возникновения конфликтного поведения у младших школьников, его особенности и методы его коррекции и использовать данные методы в своей работе.

Список использованных источников:

1. Амбалова С.А., Бекоева М.И. К вопросу о психологических особенностях учебной деятельности и агрессивном поведении младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 183-185.

2. Варнаева А.Е. Особенности конфликтов в начальной школе // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2017. – № 4. – С. 100-105.

3. Волков Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 343 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

5. Коваль С.В., Холодова К.А. К вопросу об особенностях конфликтного поведения младшего школьника // МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА. ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Ответственный редактор: В.А. Адольф. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2017. – С. 48-50.

6. Кудряшова И.Ю. Основные причины конфликтного поведения младших школьников // Академия профессионального образования / под ред. Кривых С.В. – СПб.: Институт непрерывного образования взрослых. – № 4. – 2019.

7. Панина Е.А. Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. Материалы Всероссийской заочной научной интернет-конференции: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. – М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2015. – С. 66-69.

8. Тюменцева Т.Д., Сарайкина О.Г. Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 1 (4). – С. 123-127.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические причины трудного поведения младших школьников

Материал содержит классификацию причин трудного поведения младших школьников....

психологические причины трудного поведения младших школьников

ПРЕЗЕНТАЦИЯ"психологические причины трудного поведения младших школьников"...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников

Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников...

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1. Физические особенности ребенка2. Повреждение головного мозга, трудно поддающегося диагнозу (родовая травма, заболевание во время беременности). Симп...

Из опыта работы с детьми неконструктивного, импульсивного, демонстративного,протестного, агрессивного и конформного поведения.Коррекция неконструктивного поведения младших школьников с помощью игры.

Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника - его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажен...

Общешкольное родительское собрание. Выступление на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРУДНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кто-то когда-то должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словно стена бе...