Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей
статья

Чекалева Ольга Николаевна

В данной статье содержится материал о создании психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей

Введение в школы нового Федерального государственного образовательного стандарта требует осуществления ряда мероприятий, которые позволят сохранить физическое и психическое здоровье детей. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Наряду с формированием знаний, умений и навыков, огромное значение уделяется и сохранению психологического здоровья учащихся. Как же выполнить эти два условия?  Как работать учителю с учащимися так, чтобы был результат?

По моему мнению, для эффективной работы учителю необходимо  выполнять следующие условия: осваивать современные психолого-педагогические методики и технологии; изучать и внедрять новые технологии обучения, направленные на выявление и развитие одаренных детей; вести коррекционную работу с теми, кто не справляется с объемами и нагрузками обучения.

Главная задача учителя- создать психолого-педагогические условия, при которых возможно развитие способностей учащихся, т.к. способны все дети, но эти способности различны. Многое зависит от внимательности, грамотности педагога.

Выделяют виды одаренности:

 1. Интеллектуальная одаренность (предметно-академическая, научно-исследовательская, научно-техническая, проектно-инновационная);

2. Коммуникативная одаренность (организационно-лидерская, ораторская);

3. Художественно-творческая одаренность (литературно-поэтическая, хореографическая, сценическая, музыкальная, изобразительная);

4.   Спортивная одаренность (общефизическая, отдельный вид спорта).

Для выявления у обучающихся  признаков одаренности необходимо  воспользоваться диагностическим материалом .

Для педагогов могут быть предложены следующие методики:

1. Опросник для педагога по выявлению общей одаренности (А.И. Савенков);

2. Опросник креативности Дж. Рензулли;

3. Опросник по выявлению степени развитости черт личности обучающихся;

4. Методика Гребенюк для выявления учебной мотивации к учебному предмету.

Для родителей:

1. Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

2. Карта одаренности (А.И. Савенков).

3. «Карта одаренности» (Фельдхусена Д. в адаптации)

4. «Анкета для родителей» (Рензулли Дж. в адаптации).

По результатам диагностики необходимо составить вариативные образовательные маршруты, индивидуальные программы сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей по взаимодействию с одаренным ребенком.

Из опыта своей работы могу сказать, что работа с одаренными детьми  проходит как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности.

По первому направлению — интеллектуальная одаренность — дети под моим руководством ведут исследовательскую и проектную деятельность в рамках программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность», результаты своей работы демонстрируют на школьной научно-практической конференции «Росток», на открытой конференции младших школьников им. Власов и Богданова, где занимают призовые места. Исследовательские проекты высоко оценены и на всероссийском конкурсе «Юный исследователь».  Программа внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» позволяет моим ученикам участвовать в предметных олимпиадах муниципального всероссийского уровня, конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок» и др., где также становятся победителя и призерами. Ежегодно проводятся  метапредметные недели в школе, к участию в которых вовлекаются почти все ученики. Это и решение проектных задач, и различные состязания между классами. Следует отметить, что всему этому предшествовала серьезная подготовительная работа, психологическая подготовка. Это, прежде всего, обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.  

По второму направлению — коммуникативная одаренность — проводим в классе выборы актива, выбираем совет класса, командира класса, участвуем в школьном самоуправлении. Доклады, рекламы прочитанных книг, конкурсы чтецов позволяют развивать ораторские способности.

По третьему направлению — художественно-творческая одаренность — принимаем с классом участие в школьных, районных, областных конкурсах рисунков и поделок, подготовке номеров к праздникам. Наш класс представляет школу как на муниципальных, так и региональных конкурсах «Танцующая школа», где вот уже несколько  лет подряд становимся победителями в номинации «Народный танец» в младшей возрастной группе.

По четвертому направлению — спортивная одаренность — участвуем в спортивных соревнованиях, принимаем активное участие в днях здоровья, в «Веселых стартах», кроме того принимаем участие в муниципальной акции «Мой пап- спортсмен», «ГТО – всей семьей».

В заключении хочется сказать, что человек может прожить всю свою жизнь и даже не подозревать о тех возможностях, которые заложены в него природой. Он может не раскрыться ни в семье, ни в школе. Моя задача как педагога помочь ребятам найти и понять себя. И становится очень актуальным то, что, выйдя из стен школы в большой мир, молодые современные люди должны быть адаптированы к этому миру, а мы, педагоги, должны им в этом помочь. Ведь одаренность — это и исключение, и правило. Каждый человек одарен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...

"Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы"

«На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде»....

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,  реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.  Наличие с...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов «Всё возможно!» На 2021-2025 уч. год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов была разработана на основе программы психологического развития младших школьников ...