Методические рекомендации по оформлению и ведению психологических карт
методическая разработка

Костюшина Екатерина Викторовна

В жизни каждого специалиста-психолога, особенно начинающего, бывает момент, когда надо вести личное дело клиента в частной фирме или обучающегося в школе, а как это делать - не ясно. В данном пособие кратко рассмотрено, что такое психологическая карта, каке бывают виды карт, какие есть принципы их составления, а также собраны основные макеты психологических карт, характеристик и протоколов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_vedeniyu_psihologicheskoy_karty.docx90.19 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению и ведению психологической карты


Часть 1. Что такое психологическая карта и принципы ее построения

Психологическая карта или психологическое дело – это совокупность документов (характеристики, заполненных бланков методик, заключений, протоколов встреч и т.д.) персонального учета клиента (пациента), которые содержат наиболее полные сведения о структуре личности, эмоциональном состоянии человека и результатах коррекционной, консультативной и другой психологической работы психолога с ним.

В зависимости от организации, в которой ведется личное дело или психологическая карта на клиента, можно выделить следующие виды направленностей, в которых работает психолог:

  • Социальная направленность – в данном случает упор делается на трудную жизненную ситуацию. Социальная сфера в России чрезвычайно хорошо развита, но отличается многообразием запросов (например, работа с пожилыми людьми, работа с детьми-сиротами, работа с семьями, находящимися в социально опасном положении и так далее), отсюда и отсутствие общей стандартизации ведения дел психолога и в тоже время большой простор для инноваций в данной области. Отличительная особенность – это помощь людям в адаптации, так что упор делается на стабилизацию и улучшение социального положения, далее подробно будет описана суть ведения дел в социальной сфере.
  • Педагогическая направленность – речь идет про образовательные организации, в которых психологи играют не ведущую роль, упор, в основном, делается на помощь в решении педагогических задач (успеваемость и дисциплина) и адаптацию к школе. Редко ведется работа по запросу.
  • Профессиональная (организационная) направленность – заключается в диагностических мероприятиях при приеме на работу, подборе персонала и помощи в решении организационных вопросов (как распределить людей в помещении для более продуктивной работы и прочие запросы).
  • Медицинская направленность – ограничивается кабинетом психолога или медицинским учреждением, в отличие от социальной сферы, медицина не настаивает на том, чтобы психолог совершал выходы в семью. Здесь ведется диагностика, обучение, развитие и коррекция, как словом, так и нейропсихологическими методами. Большой плюс в том, что зачастую люди замотивированы, если не брать в расчет наркологические клиники или психоневрологические диспенсеры.
  • Консультативная и психотерапевтическая направленность – имеется в виду, как консультативные Центры, так и личная практика психологов и психотерапевтов. Стандартизации вообще нет в последнем случае, так как вести ее или нет – решает специалист. Если дело касается Центра – дела, наоборот, строго стандартизированы в зависимости от целей и задач организации.
  • Правовая направленность – строго стандартизированные дела и четкая система работы – неоспоримый плюс работы в такой системе, потому что есть четкая структура работы. Еще один плюс – это компьютеризированные методики как по работе с кадровым составом, так и с людьми в правовой ситуации.

 Объективность изучения психических явлений. Этот принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внешними причинами и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.

Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.

Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтетическим принципом при построении исследований.

Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований. Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии. Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.

Часть 2. Содержание психологической карты

В данной части кратко описана общая структура психологической карты. В каждом абзаце даны уточнения.

В первую очередь, в самом начале должен быть титульный лист, на котором кратко написана следующая информация: ФИО клиента, дата его рождения (в некоторых случая и место, в плоть до паспортных данных и номера СНИЛСа), состав семьи, иногда требуется вписать дату обращения или поступления (как в социальных учреждениях, например), как зовут родителей (если ребенок) или ближайших родственников, контактные данные, иногда вписывается и жалобы с запросом. Например, при работе с детьми у которых есть соматические заболевания и даже инвалидность – следует указать это на титульном листе, так как нельзя полагаться на личную память. В сиротских учреждениях обязательно нужно указывать дату поступления и номер группы, куда помещен воспитанник, место его учебы, статус и информацию по побегам, вредным привычкам и склонности к противоправным деяниям (последние три пункта зашифровать в цвете ил буквенном варианте, чтобы не было недопонимания со стороны коллег и детей, которые могут нечаянно увидеть личное дело), а вот личную информацию (как попал, жизненный путь, возможно и паспортные данные, хобби и так далее) на титульную страницу выносить не слишком корректно – лучше указать ее на следующей странице или в социально-психолого-педагогической характеристике. Точно также и при работе с семьями – можно указать состав семьи, занятость, но не доход, вид квартиры и так далее.

В школе немного другая ситуация. Титульный лист психологической карты обучающегося включает в себя следующие пункты: фамилия и имя обучающегося, имя его законных представителей, класс, классный руководитель, контактные данные, метка о статусе ребенка (ОВЗ или не ОВЗ), пометка об учете – внутришкольный контроль или внутришкольный учет или не состоит на контроле.

Далее в зависимости от личных предпочтений или учреждения, в котором работает психолог следует либо ксерокопии документов (характеристики из школ, садов, Центров, от других специалистов и т.д., выписки из медицинской карты, заключение ПМПК и ЦПМПК, индивидуальные планы развития или планы по защите прав ребенка), либо, собственно, характеристики, которые делает психолог.

После идет «План психологической работы» с датами и тематикой занятий, где после каждого занятия психолог ставит свою роспись и отметку о выполнении. Это является обязательным почти для всех учреждений, так как это единственное доказательство, что работа велась. К сожалению, простым словам никто не верит, поэтому к ведению журнала учета психологической работы добавляется и план работы с клиентом (пациентом, учеником, получателем услуг и так далее).

Протоколы или записи встреч психолога с клиентом особенно нужны, если ведется консультирование или так называемые «профилактические беседы». В первом случае – это очень хорошая «шпаргалка», как для человека, работающего с психологом, так и для самого специалиста, плюс — это еще одно доказательство, что психолог работает, а не просто разговаривает. Во втором случае протокол – это обязательный документ встречи, этакий результат, где внизу всегда написано краткое решение, которое клиент будет выполнят. Гарантом выполнения служит подпись как психолога, так и его пациента. Вообще, в обоих случая нужны эти две подписи.

Результаты методик, заключения и продукты деятельности клиента – обязательный материал. Во-первых, так же, как и в протоколах встреч – это напоминание того, что было в «предыдущей серии», только с эмоциональным откликом клиента. Во-вторых, все это показывает прогресс или регресс, направление, куда следует идти, и тупики, из которых нужно срочно искать выход.  В-третьих, опять же это все является доказательством того, что опять же психолог работает. Протоколы диагностических обследований. Они имеют чёткую структуру (дата и время проведения обследования, где оно проводилось и кем, название методики, цель, стимульный материал, ход исследования и ее результаты). Протокол отличается от заключения более четкой структурой и чаще используется в образовательной и правовой сфере.

Отдельным пунктом можно вынести «домашние задания» и рекомендации, которые дает психолог своему подопечному или его родителю. Касательно «домашних заданий». Клиент получает непосредственную помощь психотерапевта всего лишь 1-2 часа в неделю, а остальные 166-167 часов в неделю остаётся сам с собой. И в это время его проблемы по-прежнему оказывают на него влияние. Домашние задания помогают клиенту быть «психологом самому себе». Если клиент добросовестно подходит к выполнению домашних заданий — он ускоряет процесс коррекции, быстрее добивается желаемых изменений. В этом деле главное — процесс, а не результат. Результата может и не быть (то есть упражнение может не получиться) — и это всё равно замечательно! Потому что, ещё раз, главное — это стараться делать хоть что-то. Рекомендации важны и при подборе персонала (куда лучше отправить человека трудиться – в общий офис, или на разъездную работу, в детское учреждение или на работу в пансионат к ветеранам труда).  Также рекомендации важны и при устройстве ребенка в школу для определения класса или программы обучения. В социальной и правовой сфере, как маяк – какие действия предпринять, чтобы появился позитивный сдвиг. В медицинской сфере – как помощь к какому специалисту обратиться и также указание вектора развития и коррекции. Частично рекомендации можно давать и в психологическом заключении, только в более кратком и уменьшенном объеме.

Часть 3. Особенности ведения психологической карты

В первую очередь, следует уделить внимание правилам ведения:

  • Аккуратность и грамотность,
  • Понятность изложения материала,
  • Структурированность,
  • Чистота и опрятность.

Перед тем, как описать частные случаи документооборота. Нужно дать обобщенную схему того, как нужно вести психологическую карту.

Первое, в начале заводится общая канва и как говорят некоторые аналитики «рыба». Перед самым началом работы не только с клиентом, но и в принципе в учреждении, психолог составляет пример личного дела, распечатывает бланки методик и диагностических обследований, титульные листы и так далее.

Далее психолог знакомится с личном делом, медицинской картой или другими документами, которые есть в наличие относительно клиента. Хотя, есть сторонники, что сначала нужно познакомиться с клиентом, а потом с документами.  Информацию, полученную из этой документации, психолог вписывает в титульный лист и на основании запроса подготавливает модель обследования (бланки и протоколы).

После диагностики составляется индивидуальный план психологической работы с клиентом. Иногда в него включаются групповые занятия (например, в условиях Центра содействия семейному воспитанию или при работе с зависимыми людьми, или при работе реабилитационного Центра). Как уже писалось выше, такой план представляет собой таблицу, которая разделена на несколько столбцов. Первый – дата, второй – название и структуру занятия (может заполняться вручную и включать межведомственное взаимодействие), третий – роспись и отметка о выполнении. Иногда план составляется до первичной диагностики и включает в себя диагностику, количество и тематику встреч, комплексные занятия, групповые занятия, междисциплинарное взаимодействие, но лучше исходить из запроса, ознакомления с документацией и первичной диагностики и только после этого составлять план работы с клиентом.

После первичной встречи, диагностики и составления плана можно составить предварительное заключение, если требуется, то проводится дополнительная диагностика.

Отдельно складываются описания (протоколы) каждой встречи, которые лучше после написания нужно подписать. Протокол занятия или встречи – это внутренняя документация психолога, она не подлежит копированию и передаче на руки клиенту, если это только не описание сессии (иногда это нужно в рамках психотерапии и клиенты даже делают аудиозаписи встреч).

Каждый лист, написанный психологом, нужно нумеровать, чтобы не было потерянной информации. Личные психологические дела нужно хранить в закрытом шкафу или сейфе (как это делается в правовой системе), чтобы никто из клиентов не мог посмотреть их.

Далее разберем частные случаи. В работе практического психолога есть специальная документация – особый вид документации, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения: коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Из выше перечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида свободные для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель – ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного человека (той или иной группы).

Выписка считается внешним видом документации и оформляется как по запросу частных лиц, так и по официальному запросу государственных учреждений. Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование и административного лица учреждения.  При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге подтверждение либо опровержение по факту запроса.  В случае выписок из психологических карт к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области психологии и юридически ответственным за данные документы.  

Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет человека либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных психологических особенностях развития, т.е. об особенностях его познавательной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом. Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.

Встречается несколько вариантов психологического заключения.  

Вариант 1. Структурированное по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях.

Вариант 2. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития, а также оценку его образования. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях используется при оценке отклонения психического развития.

Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к определенному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития. Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательной, личностно-эмоциональной и коммуникативной сферы, а также психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционных, развивающих и обучающих воздействий либо работу по определённым программа.

Приложение 1. Макет психологического заключения

1. Общие характеристики психического развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.

2. Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.

3. Личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.

4. Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения.

5. Профессиональная компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов профессиональной деятельности.

6. Далее – блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:

7. Особенности психического развития.

8. Проблемные аспекты.

9. Психологический прогноз развития.

10. Рекомендации.  

Приложение 2. Примерный состав психологичной карты (бланки)

НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Психологическая карта

№____

_____________________________________________________

Ф.И.О.  ребенка

_____________________________________

дата рождения

______________________________________________________

______________________________________________________

Ф.И.О.  родителей (законных представителей)

Прибыл (поступил): _____________________________________

Дата зачисления, № приказа о зачислении: __________________

Группа (класс, номер офиса и т.д.): ________________________

Выбыл: ________________________________________________

Дата выбытия, № приказа об отчислении: __________________

Социальный статус (Например, ЛРП – лишен родительски прав)

Склонность к побегам (по цвету – красный – сбегал, желтый – склонен, зеленый – норма)

Склонность к асоциальному поведению (черный – были попытки)

Вредные привычки (зависимости) – (курение – оранжевый, алкоголь – синий, наркотики – коричневый)

Другое

Протокол психодиагностического обследования

Ф.И.О. (испытуемого): ______________________________________________

Ф.И.О. (психолога): _________________________________________________

Дата проведения: ______________________

Место проведения: __________________________________________________

Запрос (от кого исходит, причина обращения, заявленная проблема):________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель обследования (исследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и пр.), обоснование выбора методов, методик психодиагностического обследования: _________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы исследования, методики, психодиагностический материал: _________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание хода исследования: ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

ФИО ребенка: _________________________________________________          

Дата заполнения: ______________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог _________________________________

Характер нарушения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

 

Агрессивность

физическая

Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется

 

Скрытая

Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый

 

Вербальная

Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова

 

В виде угрозы

Замахивается, но не ударяет, пугает других

 

В мимике

Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки

 

Как реакция на ограничение

Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие

 

Направленная на себя

Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз

 

вспыльчивость

В физических действиях

Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть

 

В речи

Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово

 

негативизм

В физических действиях

Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру

 

И отказы

Отказывается даже от интересной деятельности

 

вербальный

Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет

 

демонстративность

В движениях

Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии

 

Как ориентация на собственное состояние и поведение

Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

 

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

Как реакция на препятствие

Обижается при проигрыше в игре

 

В мимике

Недовольное выражение лица, плачет

 

Реакция на оценку других

Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

 

конфликтность

Активная или реактивная

Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других

 

Вследствие эгоцентризма

Не учитывает желаний и интересов сверстников

 

Как недостаточность опыта

Совместной деятельности, взаимоотношений

 

Вследствие трудности переключения

Не уступает игрушек

 

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции

Когда все дети вместе, стремится уединиться

 

И эмоциональная поглощенность деятельностью

Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих

 

И особенности речевого поведения

Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику

 

Как псевдоглухота

Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную

 

И особенности зрительного контакта

Избегает смотреть в лицо собеседнику.

 

Дурашливость

Реакция на замечание

Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении

 

В физических действиях и мимике

Дурачится, передразнивает в движениях

 

нерешительность

В социальных отношениях с другими

Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

 

Проявляется в речи

Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ

 

В физических действиях

Боится прыгнуть с возвышения

 

Реакция на новизну

В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной

 

Стархи

Конкретные

Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра

 

Реакция на новизну

Боится входить в новое помещение

 

Социальные

Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному

 

тревога

В мимике

Блуждающий, отстраненный взгляд

 

В речи

В речи

 

В движениях

В движениях

 

Во взаимоотношениях с другими

Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому

 

скованность

В движениях

Двигательно скован

 

В речи

Запинается в речи

 

Реакция на новизну

Реакция на новизну

 

заторможенность

В познавательной деятельности

На знает чем заняться

 

В зрительном восприятии

Бездеятельно смотрит по сторонам

 

В речи

Говорит слишком тихо

 

Время реакции

Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает

 

Эгоцентричность

Как отношение к себе

Считает, что все игрушки, все конфеты для него

 

Во взаимоотношениях

Считает, что все игрушки, все конфеты для него

 

В речи

Часто использует местоимение «Я»

 

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности

Не смотрит мультики

 

На организованных занятиях

Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

 

Дефицит внимания

Сосредоточенность

Смотрит по сторонам на занятии

 

В содержание и помощи ребенку

Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия

 

В речи

Условия выполнения задания и пр.

 

Двигательная расторможенность

Особенности планирования действий

Поспешно планирует собственные действия

 

Избыточный темп и количество действий

Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала

 

Длительность сдерживания гиперактивности

Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят

 

Длительность овладения состоянием

Быстро возбуждается и медленно успокаивается

 

Речевая расторможенность

Громкость речи

Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса

 

Темп речи

Темп речи убыстрен, речь взахлеб

 

В социальных отношениях

Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого

 

Непонимание сложных словесных инструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции

 

Непонимание сложных словесных инструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

 

Застреваемость

В движениях

Рисует многократно повторяющиеся элементы

 

Во взаимоотношениях

Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу

 

В речи

Повторяет многократно одну и ту же фразу

 

 На чувствах и эмоциях

Застревает на обиде

 

Трудности переключения

С трудом переключается и пр.

 

Работоспособность (умственная)

Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия

 

Работоспособность (физическая)

Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности

Психологическая характеристика №______

на  (воспитанника, осужденного, клиента, пациента и т.д.)

______________________________________________________________

Используемые методы психологического обследования: _________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образование: ______________________________________________________

На момент психологического обследования у ___________________ отмечаются следующие индивидуальные и психологические особенности.

Индивидуальные особенности личности (особенности воспитания, значимые

биографические факторы): с кем проживает, кто воспитывает, с кем дружит, кто является значимой фигурой, есть ли в семье люди с зависимостями, доход и т.д.

Особенности взаимоотношений с родственниками: _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности высших психических функций (память, внимание, интеллект, речь, мышление, воображение, воля): __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности личностной сферы (саморегуляция, темперамент, самооценка, правосознание): ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-волевые качества: _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стиль взаимодействия: ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Адаптация: ________________________________________________________

__________________________________________________________________

В стрессе: _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Отношение (к работе, к социальным требованиям, к учебе, к сложившейся ситуации): _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Планы и цели на будущее: ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведений об имеющихся отклонениях в психике и анамнез: ________________

__________________________________________________________________

Уровень психологического благополучия: ______________________________

Вредные привычки: _________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог                                                        ______________/________________

«___»______________20___ г.                         Ф.И.О. Психолога / роспись

                                                    ПРОТОКОЛ

Индивидуальной (воспитательной, профилактической) беседы

     

От «__»  ______   20____г.

Ф.И.О.собеседника__________________________________________________

Дата рождения _______________

Цель беседы_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Содержание беседы_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Беседу проводили:

  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________

Подпись собеседника______________

Протокол индивидуальной консультации

Ф.И.О. клиента:___________________________________

Возраст:_____________

Цель: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ход встречи:

 

Ход беседы

Анализ деятельности консультанта (примечание)

Подготовительный этап.

Настроечный этап.

Диагностический этап.

Рекомендательный этап.

Контрольный этап.

          

Выводы: __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата:_________________________

Психолог: _______________________/__________________

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА _________

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

_________«Школа № ______»

Адрес и индекс учреждения

Телефон:(___) ___-__-__   Факс (___) ___-__-__                                                                    Е-mail:

ОКПО   ___________            ОГРН    __________________                                                               ИНН/КПП   ____________ / ___________                                                                                                              

Психолого-педагогическая характеристика

обучающегося __ «__» класса

ФИО ученика в родительном падеже, дата рождения

проживающей(его) по адресу: _________________

телефон: +7_________

ФИО обучающегося, обучается в ГБОУ «Школа №950» с _ класса. На данный момент обучается по основной общеобразовательной программе (адаптированной основой общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением слуха, зрения, опроно-двигательного аппарата, для детей с расстройством аутистического спектра), форма обучения очная (заочная с применением дистанционных форм обучения, очно-заочная (на дому), семейная форма обучения). Обучающийся регулярно (изредка, не часто, периодически) посещает индидивуальные/групповые занятия с педагогом-психологом (учителем логопедом, учителем дефектологом) в рамках коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка (мотивационной, высших психических функций, навыков общения, профилактики отклоняющегося поведения, сопровождения адаптационного периода, развитие устной или письменной речи, математических представлений).  

В классе обучающийся занимает положение лидера (популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный). К мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям чаще относится благожелательно (серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно). Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; гибкий, ригидный, манипулятивный). Пользуется/ не пользуется авторитетом (у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не пользуется авторитетом). У обучающегося(ейся) есть друзья (только в своем классе, вне класса, и в классе, и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит) В школьных мероприятиях участвует как инициатор (организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует). Общественные поручения выполняет (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений). Чаще всего у ФИО обучающегося бывают конфликты с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками.

Обучающийся(аяся) адекватно/неадекватно оценивает свои возможности и способности, себя и отношения к себе, физические и духовные силы (завышена самооценка своих способностей, высокий уровень притязаний, низкая самооценка, заниженный уровень притязаний).

Познавательные мотивы сформированы/не сформированы, ФИО обучающегося проявляет  или не проявляет интерес к новому/ к способу решения и общему способу действия; сформированы/ не сформированы социальные мотивы  у него есть/нет стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным, учебные мотивы сформированы полностью (слабо, частично, сформированы не до конца, отсутствуют).  

Обучающаяся активно интересуется спортом (художественной деятельностью, прикладным искусством, наукой, математикой, литературой и т.д.), состоит в следующих кружках и секциях (название секции). Участвует/не участвует в жизни класса и школы (сбор макулатуры, самодеятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, защита проектов). Успеваемость в основном хорошая (средняя, низкая), трудности/ успехи вызывает изучение таких предметов как (перечислить). Школьные правила и нормы соблюдает/не соблюдает (уроки посещает регулярно, выполняет все домашние задания, прогуливает, систематически не желает посещать школу или выполнять домашние задания, опаздывает на уроки).

Помощь принимает охотно (с обидой, грубо реагирует на оказание помощи, после оказания помощи старается улучшить свои результаты, оказание помощи для ученика является не эффективным методом обучения). ФИО обучающегося тяготеет к самостоятельной работе/ к работе в коллективе. Навыками самообслуживания и бытовыми навыками владеет в полной мере/ согласно возрасту/ владеет частично/ не владеет.

У него (нее) хорошо развита как крупная, так и мелкая моторика (есть особенности в развитии крупной моторики в виде хромоты, есть неловкость при ходьбе, нарушения координации, есть судороги и т.д., хороший почерк или корявый, доступны или нет точные движения пальцев рук и т.д).  

Обучающаяся(ийся) умеет учиться и у него есть способность к организации своей деятельности. Ему доступны такие универсальные учебные действия, как целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что усвоено и известно учащимся, и того, что еще не известно), планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий),  прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик), контроль (форма сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае с расхождения эталона, реального действия и его результата), оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения) и саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий).

На уроках в основном внимательный (испытывает трудности в концентрации внимания, быстро отвлекается, переключается с одной деятельности на другую), усидчивость находится в границах нормы (высокая, низкая), работоспособность низкая (высокая, средняя, легко приступает к новой деятельности, трудно включается в работу). Долговременная память у него (нее) развита хорошо (способен пересказывать тексты, запоминает большой объем материала, слабая, быстро забывает изученный материал), кратковременная память в норме (объем запоминания низкий, высокий). ФИО обучающегося владеет большинством (некоторыми, всеми) логических операций: сравнение, анализ, синтез, сериация (упорядочение объектов по выделенному признаку), классификация, обобщение, установление аналогий.

Личностные качества: лживость, лицемерие, безответственность, грубость, вспыльчивость, лень, агрессивность, нетерпимость, пассивность, безволие, нерешительность, обидчивость, заносчивость, бесчувственность, чрезмерная самокритичность, мстительность, неряшливость, доброта, отзывчивость, трудолюбие, терпеливость, усердие, ответственность, нравственность, высокая культура личности, бескорыстие, искренность, честность, уверенность в себе, рассудительность, целеустремленность, жизнерадостность, активность, инициативность, решительность, смелость, аккуратность, бережливость, пунктуальность, осторожность, внимательность.

Можно выбрать один из ниже описанных профилей личности:

  • В основном медлителен, пассивен, принимает все на веру, покорен власти, медленно приспосабливается, плохо переносит смену обстановки, легко теряет равновесие в социальных конфликтах.
  • Чувствителен, сенситивен, он/она склонен к тревогам, робкий, застенчивый. В делах они старателен, добросовестен, высокоморален и обязателен, но неспособен принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах он впадает в отчаяние.
  • Склонен использовать симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главными особенностями являются стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства поверхностны и интересы неглубоки.
  • В поведении ученика есть признаки социальной дезадаптации. Он человек агрессивный, конфликтный, пренебрегающий социальными нормами и ценностями. Настроение у него неустойчивое, они обидчив, возбудим и чувствителен.
  • Основная его черта— склонность к формированию сверхценных идей. Он односторонний, агрессивный и злопамятный. Кто не согласен с ним, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждает, поэтому имеет частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи он всегда переоценивают.
  • У обучающегося тревожно-мнительный тип характера, ему свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.
  • Обучающийся способен тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у него эмоционального отклика. В его характере сочетаются повышенная чувствительность с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.
  • Для него характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Он активен, деятелен, энергичен и жизнерадостен. Он любят учебу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, часто меняет круг знакомств и интересов, увлечения его поверхностны и неустойчивы, ученику не хватает выдержки и настойчивости.

 Таким образом на первый план выходят нарушения в _____. Сохранны __________. Рекомендовано_________________

Классный руководитель                                                    /ФИО/  

Педагог-психолог                                                                /ФИО/        

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оформлению письменных работ

Методические рекомендации по оформлению письменных работ ...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

В данном документе собраны рекомендации по оформлению  классных и контрольных  работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...

Методические рекомендации при создании и ведении портфолио обучающихся в начальной школе.

Данные рекомендации помогут учителю начальной школы при работе с ученическими портфолиями....

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальной школы

В рекомендациях сформулированы единые подходы к ведению и проверке ученических рабочих  тетрадей и тетрадей для контрольных работ....

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

ull;  Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:•  а) являются частью воспитания внутренней культуры учащих...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальных классов

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся  начальных   классов      Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. В настоящее время...