Методичка Психологическое сопровождение реализации ФГОС
консультация

Вахрушева Наталья Анатольевна
Формирование УУД через психологические игры и упражнения Тема: Адаптация первоклассников в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД через психологические игры и упражнения

Тема: Адаптация первоклассников в школе

Название, цель

Содержание

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Игра «Собираем рюкзачок»

Цель: формирование положительного отношения к школе, внутренней и внешней организованности, расширение словарного запаса.

Первоклассник собирается в школу. Детям предлагается сложить ему  рюкзачок, т.е. назвать те качества, которые необходимы для  обучения ребенка в школе (воспитанность, желание учиться, быть внимательным, уметь слушать, активность, умение читать, писать, дружить и др.)

Формирование мотивации учения, позиции ученика.

Формирование внутренней и внешней организованности.

Формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательств; поиск и сбор информации; умение полно и точно выражать свои мысли.

Определение цели деятельности, сотрудничество в сборе информации

2. Упражнение «Рукавичка»

Цели: развитие коммуникативных умений у детей.

Детям раздаются изображения рукавичек, вырезанные из бумаги. Дается задание украсить их так, чтобы они составили пару, были одинаковыми. Для начала ребята сами объединяются в пары для выполнения задания.

Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания.

Развитие мышления, творческого воображения.

Выбор партнера, умение договариваться, приходить к общему решению, использование продуктивных коммуникативных средств.

3.Упражнение «Потопаем, похлопаем»

Цели: тренинг навыков школьного поведения, повышение уровня школьной компетентности, развитие внимания и произвольности

Педагог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе и в игровой форме ребята закрепляют их.

Формирование мотивации учения, принятие статуса «ученика».

Развитие произвольности внимания и действий.

Развитие умения договариваться, приходить к общему решению, осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания

4. Упражнение «Магазин вежливых слов»

Цели: формирование положительного личностного фона, внутренней и внешней организованности, расширение словарного запаса

Учитель предлагает ребятам ситуацию: «На полках в магазине стояли вежливые слова

-благодарности;

- приветствия;

- извинения;

- прощания:

-успокоения,

- дружелюбия.

Но вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам и объяснить группировку понятий.

Формирование внутренней и внешней организованности.

Развитие  мышления (синтез, группирование), построение логической цепи рассуждений, формирование доказательств, выделение основных характеристик понятий; умение полно и точно выражать свои мысли.

Установление положительного эмоционального контакта между детьми, свободное выражение своих мыслей и чувств, закрепление нравственных понятий.

5.Упражнение «Почемучки»

Цели: развитие логического мышления, произвольности.

Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из играющих, при этом, называет любую фразу. Например: «Растаял снег», «На небе появилась радуга» и т.п.. Поймавший мяч ребенок, спрашивает: «Почему?» и бросает мяч обратно ведущему, который должен ответить на вопрос. Например: «Потому что пришла весна», «Идет дождь, и ярко светит солнце».

Развитие навыков произвольных действий и  поведения, концентрации внимания, развитие слухо-моторной координации.

Умение устанавливать причинно-следственные связи;  умения правильно формулировать вопросы, давать точные и правильные ответы.

Оценка действий партнёра, преодоление страха коллективного общения.

6.Упражнение «Сочиняем сказку»

Цели: развитие творческого и логического мышления, воображения, умения слушать и слышать, работать в группе.

Детям предлагается набор разнообразных картинок, сложенных в коробку. Выбирая по одной картинке, дети составляют общую сказку или рассказ.

Раскрепощение застенчивости, преодоление робости у детей,  развитие веры в свои возможности, снижение страха самовыражения.

Развитие образного, логического мышления, воображения и фантазии.

Развитие умения договариваться, сотрудничать, понимать друг друга, оценка действий партнёра, внесение своего элемента творчества в общую копилку идей.

7.Игра «Иностранец»

Цели: развивать творческие способности ребенка, научить различать явления, действия, выделяя их основные характеристики, активизировать физическую и интеллектуальную деятельность.

Учитель предлагает детям представить, что они приехали в другую страну и не знают иностранного языка. Им надо с помощью мимики и жестов спросить дорогу: в зоопарк,  в бассейн, на почту, в цветочный магазин, в школу, добраться до остановки, по нужному адресу и т.д.

Самораскрытие, допустимая раскованность, проявление артистизма, снижение телесных зажимов

Развитие понятийного мышления, операции анализа с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтеза как составления целого из частей, восполнение недостающих компонентов.

Преодоление страха коллективного общения, адекватное принятие особенностей другого человека, его видения ситуации; развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать невербально свои мысли

8.Игра «Короли»

Цели: предоставление детям возможности на  время оказаться в центре внимания, принять решение в сложившейся  ситуации.

Детям предлагается игра, в которой каждый несколько минут может побыть королем. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король.  

Самопознание, анализ своих чувств и эмоций, соотнесение с чувствами  другого человека; формирование стремления к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенок испытывает

дискомфорт.

Преодоление страха коллективного общения, адекватное принятие особенностей другого человека. Развитие эмпатийности, умения брать на себя ответственность.

9.Игра «Доброе животное»

Цели: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку, сопереживать.

Ведущий просит собравшихся встать в круг, взяться за руки и изобразить большое доброе животное.

Раскрепощение застенчивости, преодоление робости,  снижение страха самовыражения.Анализ своих чувств и эмоций, соотнесение их с чувствами  другого человека.

Четкое выполнение инструкций, координация совместных движений.

Развитие эмпатийности, умения  понять чувства другого человека.

10.Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие мышечного напряжения рук,  снижение агрессивности ребенка, установление доверительных взаимоотношений в группе.

Ребенку предлагается оголить руку по локоть,  и он должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к его руке.

Развитие чувственного восприятия, образного и логического мышления, внимания

Развитие гармонизации отношений между ребенком и взрослым, между детьми.

Игры, используемые для успешной адаптации первоклассников в школе

(с учетом формирования УУД)

1. Игра «Собираем рюкзачок»

Цель: формирование школьной мотивации, внутренней и внешней организованности, активного словаря        

Ход игры. Педагог предлагает ситуацию: первоклассник собирается в школу. Детей просят помочь сложить ему школьный рюкзачок, т.е. назвать те качества, которые необходимы для  обучения ребенка в школе (воспитанность, дисциплинированность, желание учиться, быть внимательным, уметь слушать, активность, умение читать, писать, дружить, говорить правду, быть аккуратным, не опаздывать на уроки,   и др.). Хорошо, если дети смогут пояснить свой выбор.

2.Упражнение «Рукавичка»

Цели: изучение коммуникативных умений детей.

Содержание. Детям раздаются изображения рукавички, вырезанные из бумаги. Дается задание украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были одинаковыми. Учитель поясняет, что сначала надо договориться между собой, какой узор будет рисовать каждая пара детей, каким цветом, а потом приступить к работе.

После выполнения задания анализируется:

— умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению и как они это делают, какие средства используют;

— как осуществляется взаимоконтроль по ходу выполнения задания: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

Изготовленные рукавички демонстрируются всем ученикам. Учитель спрашивает: «Почему у одних детей рукавички получились разные, а у других — одинаковые?»

3.Упражнение «Потопаем, похлопаем»

Цель: тренировка навыков школьного поведения, повышение уровня школьной компетентности, развитие внимания и произвольности.

Содержание. Психолог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе и в игровой форме закрепляют их.

- Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, общаются, отдыхают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит. А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя - потопаете ногами. Начинаем!

Слушать учительницу?

Разговаривать с соседом по парте?

Вставать и ходить по классу?

Писать в тетрадях буквы?

Рисовать в тетрадях машинки?

Есть конфеты?

Рисовать на страницах учебника?

Отвечать на вопросы учительницы?

Звонить по телефону?

Играть с игрушками?

Спать?

Мусорить в школе?

Пачкать стены?

Помогать своим одноклассникам?

Поднимать руку для ответа? И т. д.

4. Упражнение «Магазин вежливых слов».

Цели: формирование положительного личностного фона, внутренней и внешней организованности, расширение словарного запаса.

Учитель предлагает ребятам ситуацию: «На полках в магазине стояли вежливые слова

- благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, было очень приятно),

- приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, какая приятная встреча),

- извинения (извините, простите, жаль),

- прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи),

- пожелания (будьте здоровы, не болейте, живите долго, живите в радости, не беспокойтесь, не грустите, всего хорошего, не забывайте о встрече; наилучших, Вам, пожеланий).

Но, вдруг, подул ветер, все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам.

Преподаватель заранее пишет слова на карточках. Ребята берут по очереди карточки со словами и расставляют их на полки. Можно придумать предложения с использованием вежливых слов и, даже, целый рассказ. Можно предложить это сделать в группе (для каждой группы детей свои слова).

5. Упражнение «Почемучки»

Цели: развитие логического мышления, произвольности.

Содержание. Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из играющих, при этом называет любую фразу.

Например: «Растаял снег», «На небе появилась радуга» и т.п. Поймавший мяч ребенок спрашивает: «Почему?» и бросает мяч обратно ведущему, который должен ответить на вопрос. Например: «Потому что пришла весна», «Идет дождь, и ярко светит солнце». Вариант игры: ребенок, получивший мяч, должен сам ответить на поставленный вопрос.

6.Игра «Сочиняем сказку».

Цели: развитие творческого и логического мышления, воображения, умения работать в группе.

Ход игры. Детям предлагается набор разнообразных картинок, сложенных в коробку. Каждый ребенок выбирает одну из картинок. Учитель дает задание: «Придумайте общую сказку, которая бы имела общую тему с использованием выбранных картинок».

После выполнения задания учитель задает вопрос: «Что помогло нам сочинить общую сказку?». (Наше мышление и воображение, умение слушать и слышать других ребят из группы, согласовывать с ними свои действия).

Можно предложить ребятам обыграть придуманную историю.

7. Игра «Иностранец».

Цели: развить творческие способности научить различать явления, действия, выделяя их основные характеристики активизировать физическую и интеллектуальную деятельность.
Ход игры. Учитель предлагает детям представить, что они приехали в другую страну и не знают иностранного языка. Им надо с помощью мимики и жестов спросить дорогу: в зоопарк; в бассейн; на почту; в цветочный магазин, в школу, добраться до остановки, по нужному адресу и т.д.

Затем учитель рассказывает о значении слова, с помощью которого передается вербальная информация.

Слово может:

- приласкать

- помирить

- подбодрить

- согреть

- оттолкнуть

- поссорить

- прогнать

- убить.        Можно попросить детей привести примеры таких слов.

8. Игра «Короли».

 Цели: предоставить детям возможность на  время оказаться в центре внимания, принять решение в сложившейся  ситуации.

Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо».       В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участники чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в классе.

Инструкция. Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

             Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и т.д. Кто хочет первый стать королем?

             Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За одно занятие в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.

Анализ упражнения:

•   Как ты чувствовал себя, когда был королем?

•   Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

•   Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

•   Что ты чувствовал, когда был слугой?

•   Легко ли тебе было выполнять желания короля?

•   Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

•   Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

9. Игра «Доброе животное».

Цели: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку, сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

10. Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие мышечного напряжения рук,  снижение агрессивности ребенка, установление доверительных взаимоотношений между ребенком и взрослым, между детьми.

Ход игры. Взрослый (или ребенок) подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.

Материал к педагогическому совету, который поможет провести изучение личности ребенка....

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе...

План методического сопровождения реализации ФГОС НОО в МОУ Урлукская СОШ

МОУ Урлукская СОШ План методического сопровождения реализации ФГОС начального общего образования на I полугодие 2013-2014 учебного года ...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 1 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 2 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 3 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 4 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...