Понятие «регулятивные универсальные учебные действия»
статья (2 класс)

Рудецкая Анна Николаевна

Современная начальная школа переживает качественно новый этап в своем развитии, который связан с кардинальным изменением приоритетов обучения в начальной школе: на первое место выдвигается задача не формирования знаний, умений и навыков, а развитие универсальных учебных действий, умений учиться, творчески использовать в процессе учебной деятельности приобретенные знания и умения, навыки, самостоятельно учиться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по психологии на тему:

Понятие «регулятивные универсальные учебные действия»

                                Автор: Рудецкая Анна Николаевна

Понятие «регулятивные универсальные учебные действия»

Готовность к самостоятельному усвоению новых знаний, в том числе и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые необходимо закладывать в начальных классах как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Е.М.Елизаровой, Ю.А.Киселевой выделены следующие функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей ученика самостоятельно обучаться, формулировать учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основании готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области .

А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская группируют универсальные учебные действия в четыре основных блока:

  • личностные УУД, которые способствуют формированию учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способности к самооценке, а также воспитанию бережного отношения к животным;
  • регулятивные УУД, предполагающие формирование умения понимать и принимать задачу учебной деятельности, умения планировать свои действия согласно с этой задачей, умения осуществлять рефлексию;
  • познавательные УУД, способствующие формированию умения строить логические рассуждения и находить необходимую информацию в разных источниках, а также осуществлять наблюдение и делать выводы;
  • коммуникативные УУД: способствуют формированию умения строить устный диалог, слушать и вступать в диалог .

В нашем исследовании мы рассмотрим подробно регулятивные универсальные учебные действия.

С введением ФГОС НОО актуальной стала проблема формирования регулятивной деятельности ребенка. Регуляция представляет собою процесс управления действиями, основу основ успешности любой деятельности, умение осуществлять управление своей деятельностью. 

Понятие «регулятивные универсальные учебные действия» возникло сравнительно недавно, но вопросы формирования способности учащихся младших классов к самоорганизации учебной деятельности в последние десятилетия не один раз рассматривали многие ученые (Ю.К.Бабанский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Хуторской, Д.Б.Эльконин и т.д.) .

По мнению А.Г.Асмолова, сформированность регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает учащемуся успешное существование в современном мире и обществе, где ему необходимо:

  • уметь ставить себе конкретную цель;
  • осуществлять планирование своей жизни;
  • прогнозировать ситуации, которые могут возникать в его жизни .

Авторы ФГОС НОО считают, что «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» .

При определении регулятивных универсальных учебных действий мы опирались на работу А.Г.Асмолова, где автор подчеркивает, что «регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности» .

Регулятивные УУД представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Регулятивные универсальные учебные действия

Дадим определение умениям, входящим в группу регулятивных УУД.

Целеполагание – постановка учебной задачи на основании соотношения уже известного и усвоенного учеником с еще неизвестным.

Планирование предполагает определение последовательности промежуточных целей, учитывая конечный результат; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование заключается в предвосхищении результатов и уровней усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль – сравнение способов действия и его результатов с заданным образцом с целью определения отклонений и отличий от образца.

Коррекция заключается во внесении необходимых дополнений и корректив в план и способ действия при расхождении образца, реального действия и его результатов.

Оценка состоит в выделении и осознании учеником того, что уже изучено и что еще необходимо изучить, осознании качества и уровня изучения.

Саморегуляция, которая рассматривается как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий .

Процесс развития регулятивных универсальных учебных действий связан с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности способствует обеспечению целенаправленности и планомерности управления учеников своей деятельностью и поведением. Воля отражается в возможности соподчинения мотивов, целеполагания и сохранения цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность согласно предлагаемых образцов и правил, планировать, контролировать и корректировать выполняемые действия с использованием соответствующих средств .

Согласно ФГОС НОО в начальной школе выделяют группы регулятивных учебных действий, отражающих содержание ведущей деятельности младших школьников .  

 Таким образом, начальная школа выступает как важнейшее средство самореализации и самоутверждения детей как субъектов, уже способных определять цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Навыки, которые формируются на данном этапе, способствуют обеспечению не только дальнейшему развитию детей, но и активному восприятию, и осмыслению текущей повседневной жизни. При этом на сегодняшний день огромная роль в процессе подготовки учащихся принадлежит формированию универсальных учебных действий.

Педагогу необходимо и во время уроков, и во внеурочной деятельности учить учеников самостоятельно формулировать цель и составлять план для ее достижения. Принимая во внимание цель и план, учащимся необходимо сделать предположение в отношении результатов, которых они могут достичь, определяя и формулируя цель деятельности, составляя план действий по решению проблемы.

Целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые являются основой для процесса обучения. Учащийся, который овладел регулятивными универсальными учебными действиями, на занятиях внеурочной деятельности, сможет перенести их и на учебные предметы и внеурочную деятельность.

Приложение 1

Группы регулятивных учебных действий, отражающих содержание ведущей деятельности младших школьников

1. Умение учиться и способность организовывать свою деятельность (планировать, контролировать, оценивать):

  • способность к принятию, сохранению цели и следовать им в процессе обучения;
  • умение действовать в соответствии с планом и осуществлять планирование своей деятельности;
  • способность преодолевать импульсивность, непроизвольность;
  • умение осуществлять контроль процесса и результатов своей деятельности, в том числе осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками;
  • умение адекватного восприятия оценок и отметок;
  • умение различать объективные трудности задач и субъективные сложности;
  • умение осуществлять взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в процессе обучения.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма и готовности преодолевать трудности:

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность преодолевать трудности, формирование установки поиска способов разрешения трудностей (стратегия совладения);

формирование основ оптимистического восприятия мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.   1.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция 2016 г.).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказа от 31 декабря 2015 г. № 1576).
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст]: пособие  для  учителя /  А.Г.Асмолов, Г.В.Бупменская, И.А.Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – С. 46.
  4. Лукьянович А.К. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «Образовательная роботехника» [Текст] / А.К.Лукъянович //Начальная школа плюс до и после [Текст] . 2013. – № 2 – С. 61-66. 
  5. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы [Текст]/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Регулятивные универсальные учебные действия

Материал содержит описание основных видов регулятивных универсальных учебных действий, а также варианты упражнений на формирование и развитие регулятивных УУД....

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...

Компьютерное тестирование как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

Данный материал я использую на уроках как тренинги. Интересно мнение коллег....

«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...

Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи

йПрактика  многолетней деятельности решения поставленных ФГОС  НОО задач показывает,  что  для успешного их  решения необходим переход-  от обучения, как преподнесения...

Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы.

Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы....