Школьная дезадаптация
учебно-методический материал

Коблик Наталья Романовна

Готовность к школе. Причины школьной дезадаптации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kharakteristika_shd_gotovnost_k_shkole.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Физическая готовность к школе- это общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста: зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшей формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся произвольности психических процессов, в т.ч. мотивационную готовность, объединяют термином «психологическая готовность» в отличие от нравственной и физической.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1)    нормальное физическое развитие и координация движений;

2)    желание учиться;

3)    управление своим поведением;

4)    владение приемами умственной деятельности;

5)    проявление самостоятельности;

6)    отношение к товарищам и взрослым;

7)    отношение к труду;

8)    умение ориентироваться в пространстве и тетради

Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса. Как правило, чаще всего дезадаптация развивается среди школьников младших классов, однако может проявиться и у детей более старшего возраст

Причины школьной дезадаптации учащихся

По подсчетам специалистов, возникновение признаков данного психологического расстройства наблюдается у 15-20 % школьников. Это может быть связано как с медицинскими факторами, так и с особенностями психологического развития ребенка.

Несмотря на постулирование принципа индивидуального подхода к каждому ученику, учителям, как правило, некогда вникать в причины школьной дезадаптации учащихся. На таких детей ими обычно навешиваются ярлыки из психопатологического лексикона: «истерик», «шизоид», «псих». За подобными псевдонаучными «вывесками» скрывается профессиональная некомпетентность.

Что же является основными причинами школьной дезадаптации учащихся? Специалисты выделяют здесь следующие ключевые факторы:

  • недостаточная подготовка ребенка к условиям школьного процесса: нехватка базовых знаний и навыков либо несовершенное развитие психомоторики;
  • дефицит самоконтроля поведения ученика, которому не удается усидеть целый урок на одном месте, не нарушая дисциплины;
  • неспособность совладать с темпом программы обучения;
  • проблемы, возникающие при контактах с учителями и одноклассниками;
  • критически низкое развитие познавательных возможностей.

Среди причин дезадаптации школьника психологи особое место отводят атмосфере, в которой воспитывается ребенок. Некоторые родители настолько строго и эмоционально выговаривают чаду за допущенные им ошибки в учебе, что этим невольно задевают его психическое равновесие.

Это зачастую приводит к тому, что школьник может поверить в свою «бездарность». Дальнейшим следствием педагогических промахов родителей становится отвращение ребенка ко всему, что так или иначе связано с учебным процессом.

Виды школьной дезадаптации

Природа этого психологического явления не однообразна и может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Наиболее частыми являются следующие виды школьной дезадаптации учащихся:

  1. Социальная. Характеризуется категорическим отрицанием моральных установок общества, антисоциальным поведением школьника, полной деструкцией системы его внутренней регуляции.
  2. Психосоциальная. Обусловливается психологическими и половозрастными особенностями развития школьника. Степень выраженности является лакмусовой бумажкой на предмет отсутствия индивидуального подхода к каждому ученику.
  3. Патогенная. Вызывается нарушениями в функционировании головного мозга, нервными расстройствами, а также разнообразными фобиями ребенка.
  4. Интеллектуальная. Проявляется в основном у учащихся старших классов и напрямую связана с теми «пробелами» в знаниях, которые не были «закрыты» в процессе обучения раннее.
  5. Эмоциональная. Главный признак этого вида дезадаптации учащихся — повышенный уровень тревожности, переживаний за успеваемость. Все это обычно сопряжено с высокой мотивацией и низкой самооценкой.

Родителям и учителям следует помнить, что все эти разновидности дезадаптации могут переплетаться и создавать сложный комплекс психологических отклонений. Принимать меры для его устранения необходимо безотлагательно. Как и в случае с медицинскими проблемами, здесь так же верен извечный принцип – «лучше предотвратить, чем лечить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Понятие школьной дезаптации. Уровни и формы школьной дезадаптации.

Описание основных уровней и форм школьной дезедаптации....

школьная дезадаптация

«школьная дезадаптация»    "Школьная дезадаптация" - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройств...

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА ЕЁ ПОЯВЛЕНИЯ

Каждый педагог начальных классов сталкивался с проблемой обеспечения благополучной школьной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог умеет решать проблемы адаптационного перио...

Школьная дезадаптация. Причины, пути коррекции

Младший школьный возраст - Адаптация к школе  ...

Школьная дезадаптация

Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников...