Описание психолого-педагогических технологий работы педагога-психолога
статья

ЗИНЧЕНКО ИННА НИКОЛАЕВНА

Целью моей профессиональной деятельности в школе является: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, создание благоприятных условий, способствующих успешному обучению и развитию личности обучающихся, повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Задачи:

  1. Проводить индивидуальное групповое диагностическое обследование обучающихся;
  2. Проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  3. Создавать благоприятные социально-психологические условия для успешного процесса адаптации обучающихся 1 и 5 классов;
  4. Выявлять и оказывать помощь учащимся, имеющим трудности в обучении;
  5. Содействовать созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;
  6. Проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение отклонений в развитии обучающихся, поведении;
  7. Расширять психологические знания, умения, навыки участников образовательного процесса;
  8. Создавать условия для успешной социализации несовершеннолетних через технологии конструктивного общения, содействовать профилактике правонарушений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_psihologo-pedagogicheskih_tehnologiy.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Описание психолого-педагогической технологии работы

педагога-психолога МБОУ Новоприморской ООШ

Зинченко Инны Николаевны

Целью моей профессиональной деятельности в школе является: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, создание благоприятных условий, способствующих успешному обучению и развитию личности обучающихся, повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Задачи:

  1. Проводить индивидуальное групповое диагностическое обследование обучающихся;
  2. Проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  3. Создавать благоприятные социально-психологические условия для успешного процесса адаптации обучающихся 1 и 5 классов;
  4. Выявлять и оказывать помощь учащимся, имеющим трудности в обучении;
  5. Содействовать созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;
  6. Проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение отклонений в развитии обучающихся, поведении;
  7. Расширять психологические знания, умения, навыки участников образовательного процесса;
  8. Создавать условия для успешной социализации несовершеннолетних через технологии конструктивного общения, содействовать профилактике правонарушений.

Для достижения поставленной передо мной цели и реализации задач, я применяю различные технологии работы:

- игротерапия

- здоровье сберегающие технологии;

- информационные технологии;

- арт-терапия:

- сказкотерапия;

- изотерапия;

- музыкотерапия.

Основной технологией моей работы является игровая терапия. Метод игровой терапии применяется мной как со школьниками, так и с педагогами и родителями, как известно играть любят все. Именно игра оказывает сильное влияние на развитие личности обучающихся. С помощью игры у обучающихся развиваются коммуникативные навыки, игра способствует сплочению классных коллективов. Игра у детей является средством отражения окружающей действительности и взаимоотношений людей. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

Информационные технологии. Данные технологии я применяю при проведении диагностического обследования обучающихся, обработке анкет и анализе результатов тестов. Использую и при коррекционно-развивающей работе с обучающимися, показываю интересные презентации, даю выполнять развивающие задания, просматриваем короткометражные обучающие мультфильмы, слушаем расслабляющую музыку.

При проведении родительских собраний, педвсеобучей наглядно демонстрирую в презентациях и фильмах проблемы воспитания и способы их разрешения.

Здоровье сберегающие технологии – использую методы, способные снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию.

Арт-терапия – одно из ведущих направлений в психотерапии. С помощью этого метода можно проводить реабилитационную, терапевтическую и коррекционную работу. Арт-терапия отлично подходит для диагностики психического состояния. Арт-терапия – это такой метод, который является одновременно и безопасным, и глубинным. Глубинность его состоит в том, что человек может проникнуть в свою проблему в символической форме и проникнуть может в нее настолько, насколько он готов ее решить. В этом состоит безопасность арт-терапевтического метода. Еще очень важной чертой арт-терапии является удовольствие от участия в этом процессе, и очень важна та радость, которую испытывает человек в общении с художественными материалами, в создании продукта творчества.

Основные виды арт-терапии следующие:

  • сказкотерапия
  • изотерапия
  • музыкотерапия

Сказкотерапия используется при проведении индивидуальных занятий с учащимися для коррекции эмоционального нарушения поведения. Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста Сказкотерапия позволяет снизить у детей тревожность, агрессию, преодолеть страхи, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей. В сказке легче принять и проработать проблему. Для героя, ребенок сам придумывает выход из сложившийся ситуации, помогает решить ее.

Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии. Она заключается в использовании изобразительного искусства в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педогогических целях. Данную методику я применяю при работе с детьми, также она не менее эффективна и у взрослых людей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние. В конечном итоге эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.

Релаксация – один из любимых детьми методов, так как здесь так же присутствует элемент игры. Умение  расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, сконцентрировать внимание. Для более глубокого эффекта я подбираю музыкальный репертуар очень тщательно. Музыка  способствует спокойствию и умиротворению: пение птиц, шум дождя, плеск волн и т.д., помогает расслабиться и постепенно подготовиться к  другому виду деятельности.

Применяемые мной в работе психолого-педагогические технологии способствуют укреплению физического и психического здоровья детей и педагогов, в том числе их эмоционального благополучия.

На своих занятиях, я создаю доверительную обстановку между участниками игрового процесса, отражаю и вербализую их чувства и переживания, помогаю найти выход и способ из сложившейся ситуации, даю рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога как один из путей реформирования системы начального образования.

Переход к новой стратегии развития общества предполагает широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.Необходима перестройка существую...

«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...

Описание практики профориентационной работы «Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в школе»

В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние ...