Семейная гостиная "Профилактика школьной неуспешности"
методическая разработка

Волкова Любовь Владимировна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostinaya_profilaktika_shkolnoy_neuspeshnosti.docx344.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семейная гостиная для родителей 

«Профилактика школьной неуспешности»

Участники мероприятия: родители учащихся младших классов.
Цели консультирования: Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения.
Задачи консультирования:
1. Активизировать работу родителей.
2. Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.
3. Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.
Этапы проведения консультации:
1 слайд - Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о причинах школьной неуспешности и способах их преодоления.

2 слайд Упражнение: «Колесо»
- Для начала, давайте подумаем, а зачем  ребенок посещает школу?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/6053_b187766d2bfb2417ad0a85fae71d1d5e.jpg.jpg

- По вашему мнению, какая наиболее важная цель посещения Вашим ребенком учебного заведения? /получение знаний, обучение…/.
3 слайд
- Необходимо различать понятия "неуспеваемость" и "Неуспешность"

  • Школьная неуспеваемость  -  отставание в учении, при

        котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

  • Школьная неуспешность:

- учебная неуспеваемость

- высокий уровень тревожности

- низкая мотивация к учебе

- нарушения внимания, памяти

- неусидчивость, уход в себя

- неадекватная самооценка

- неуверенность в себе

- неверие в возможность удачи

- ожидание помощи

- Под неуспешностью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

4 слайд

 - Чтобы найти средство для преодоления неуспешности, надо знать причины, порождающие ее. 
- Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты окажутся напрасными.

Определите, какие, на ваш взгляд есть причины, мешающие Вашему ребенку заниматься лучше.
5 слайд

Обратимся к статистике

Родители считают причиной неуспеваемости своих детей:

-неумение найти подход к ребенку - 48%

-неинтересное преподавание предмета - 36%

-лень ребенка - 32%

-несправедливость учителей - 29%

-недостаток внимания к ребенку со стороны учителя - 28%

-учебные нагрузки - 24%

-низкая квалификация учителя - 23%

6 слайд Учителя считают:

-здоровье ребенка - 60%

-семейные проблемы - 32%

-пассивность родителей - 31%

-педагогическая запущенность - 24%

-неумение родителей помочь своему ребенку - 18%

-тревожность ребенка - 18%

-сложность программы – 16,5%

-низкая самооценка ученика - 16%

7 слайд Психологи считают:

-амбиции родителей - 30%

-незрелость психических функций - 28%

-недостаточный учет индивидуальных особенностей - 28%

-здоровье - 20%

Самое важное место принадлежит недостаткам в развитии познавательной сферы школьников.

8 слайд

Ученые и педагоги предлагают разные классификации причин школьной неуспешности.

Юрий Константинович Бабанский выделяет две группы причин неуспешности: внешние и внутренние.

Внешние  причины

  • педагогические

- несовершенство организации учебного процесса( отношения с педагогом, отношения с одноклассниками, программа обучения, неправильный перевод в следующий класс)

  • социально-бытовые

- отрицательное влияние семьи (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, несоблюдение режима дня, завышенные ожидания, негативная оценка, захваливание)

Внутренние причины:

  • физиологические

- состояние здоровья, особенности организма обучающегося (общая слабость здоровья, возбудимость или малая активность, повышенный или пониженный тонус мышц, задержка речевого развития)

  • психологические

- низкое развитие интеллекта (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания

- отсутствие устойчивой положительной мотивации (несформированность познавательных интересов)

- эмоционально-волевая сфера (тревожность, отрицательное отношение к школе, низкая или завышенная самооценка)
9 слайд

Исходя из этого выделяют 3 типа неуспевающих школьников

1 хочу, но не могу

2 могу, но не хочу

3 не могу и не хочу

10 слайд

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться.

 Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках  этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности!

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. Как не грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

11 слайд

А теперь рассмотрим типичные трудности в обучении младших школьников и пути их устранения

12 - 15 слайды

16 слайд

Правила организации занятий родителей с ребенком

  • Системная работа.
  • Взаимодействие со специалистами.
  • Длительность занятия.
  • Уменьшение сложности заданий.
  • Отдых.
  • Повторение материала.
  • Похвала.

17- 18 слайд

Общие рекомендации

  • Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
  •  Не забывайте про умеренную физическую активность.
  •  Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка, избегайте чрезмерных перегрузок. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
  •  Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
  •  Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, изменения, авансируйте успех.
  •  Организовывайте досуг ребенка по интересам. Поощряйте его увлечения. Старайтесь сами формировать у него различные интересы к окружающему.
  • Помогайте в преодолении учебных трудностей, но не делайте (!) за него уроки.
  •  Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.
  •  Играйте в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.
  • Предлагайте ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.  
  •  Развивайте познавательную активность ребёнка: отвечайте на все интересующие его вопросы, спрашивайте совета.

Обучайте приемам и способам учебной деятельности, учите ребенка пользоваться словарями, книгами, объясняйте необходимость хорошо знать правила, отрабатывать навыки их применения

19 слайд

Занимательные сайты

- Если ваш ребенок любит играть в компьютерные игры, пусть это будут полезные игры, на развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции и т.д.

  • wikium.ru
  • igraemsa.ru
  • boostbrain.ru
  • igraem.pro
  • 4brain.ru
  • multiurok.ru
  • QuichSave.su
  • ru-deti.ru
  • logiclike.com
  • orient-murman.ru
  • b-trainika.com
  • игрыдетей.рф
  • malysh.club
  • AdMe.ru

20 слайд

Все будет хорошо! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные трудности или школьная неуспешность.

Статья для родителей,которые хотят,чтобы их дети были успешными!...

Проблема школьной неуспешности и пути её преодоления.

 Публичная лекция.В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспешности в учёбе отдельных учеников. Неуспешность выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, ...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

Значение игр для коррекционно-развивающего обученияКоррекционно-развивающие занятия необходимы школьникам, не успевающим в школе как из-за отставания в развитии отдельных психических функций (ин...

Преодоление школьной неуспешности в начальной школе.

В данной статье описываются факторы усиливающие и подавляющие неуспешность.Рассказывается об истории построения сиситемы предупреждения школьной неуспешности. Как  необходимо выстраивать работу п...

для родителей : " Игровые методы коррекции школьной неуспешности."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6375922","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"354","width":"480"}}]]...

«Профилактика школьной неуспешности в условиях реализации ФГОС НОО»

Работа раскрывает понятие адаптивная педагогика....