Главные вкладки

    Семейная гостиная "Профилактика школьной неуспешности"
    методическая разработка

    Волкова Любовь Владимировна

    Методическая разработка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gostinaya_profilaktika_shkolnoy_neuspeshnosti.docx344.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семейная гостиная для родителей 

    «Профилактика школьной неуспешности»

    Участники мероприятия: родители учащихся младших классов.
    Цели консультирования: Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения.
    Задачи консультирования:
    1. Активизировать работу родителей.
    2. Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.
    3. Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.
    Этапы проведения консультации:
    1 слайд - Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о причинах школьной неуспешности и способах их преодоления.

    2 слайд Упражнение: «Колесо»
    - Для начала, давайте подумаем, а зачем  ребенок посещает школу?

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/6053_b187766d2bfb2417ad0a85fae71d1d5e.jpg.jpg

    - По вашему мнению, какая наиболее важная цель посещения Вашим ребенком учебного заведения? /получение знаний, обучение…/.
    3 слайд
    - Необходимо различать понятия "неуспеваемость" и "Неуспешность"

    • Школьная неуспеваемость  -  отставание в учении, при

            котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

    • Школьная неуспешность:

    - учебная неуспеваемость

    - высокий уровень тревожности

    - низкая мотивация к учебе

    - нарушения внимания, памяти

    - неусидчивость, уход в себя

    - неадекватная самооценка

    - неуверенность в себе

    - неверие в возможность удачи

    - ожидание помощи

    - Под неуспешностью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

    4 слайд

     - Чтобы найти средство для преодоления неуспешности, надо знать причины, порождающие ее. 
    - Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты окажутся напрасными.

    Определите, какие, на ваш взгляд есть причины, мешающие Вашему ребенку заниматься лучше.
    5 слайд

    Обратимся к статистике

    Родители считают причиной неуспеваемости своих детей:

    -неумение найти подход к ребенку - 48%

    -неинтересное преподавание предмета - 36%

    -лень ребенка - 32%

    -несправедливость учителей - 29%

    -недостаток внимания к ребенку со стороны учителя - 28%

    -учебные нагрузки - 24%

    -низкая квалификация учителя - 23%

    6 слайд Учителя считают:

    -здоровье ребенка - 60%

    -семейные проблемы - 32%

    -пассивность родителей - 31%

    -педагогическая запущенность - 24%

    -неумение родителей помочь своему ребенку - 18%

    -тревожность ребенка - 18%

    -сложность программы – 16,5%

    -низкая самооценка ученика - 16%

    7 слайд Психологи считают:

    -амбиции родителей - 30%

    -незрелость психических функций - 28%

    -недостаточный учет индивидуальных особенностей - 28%

    -здоровье - 20%

    Самое важное место принадлежит недостаткам в развитии познавательной сферы школьников.

    8 слайд

    Ученые и педагоги предлагают разные классификации причин школьной неуспешности.

    Юрий Константинович Бабанский выделяет две группы причин неуспешности: внешние и внутренние.

    Внешние  причины

    • педагогические

    - несовершенство организации учебного процесса( отношения с педагогом, отношения с одноклассниками, программа обучения, неправильный перевод в следующий класс)

    • социально-бытовые

    - отрицательное влияние семьи (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, несоблюдение режима дня, завышенные ожидания, негативная оценка, захваливание)

    Внутренние причины:

    • физиологические

    - состояние здоровья, особенности организма обучающегося (общая слабость здоровья, возбудимость или малая активность, повышенный или пониженный тонус мышц, задержка речевого развития)

    • психологические

    - низкое развитие интеллекта (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания

    - отсутствие устойчивой положительной мотивации (несформированность познавательных интересов)

    - эмоционально-волевая сфера (тревожность, отрицательное отношение к школе, низкая или завышенная самооценка)
    9 слайд

    Исходя из этого выделяют 3 типа неуспевающих школьников

    1 хочу, но не могу

    2 могу, но не хочу

    3 не могу и не хочу

    10 слайд

    Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться.

     Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках  этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности!

    И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. Как не грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

    11 слайд

    А теперь рассмотрим типичные трудности в обучении младших школьников и пути их устранения

    12 - 15 слайды

    16 слайд

    Правила организации занятий родителей с ребенком

    • Системная работа.
    • Взаимодействие со специалистами.
    • Длительность занятия.
    • Уменьшение сложности заданий.
    • Отдых.
    • Повторение материала.
    • Похвала.

    17- 18 слайд

    Общие рекомендации

    • Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
    •  Не забывайте про умеренную физическую активность.
    •  Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка, избегайте чрезмерных перегрузок. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
    •  Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
    •  Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, изменения, авансируйте успех.
    •  Организовывайте досуг ребенка по интересам. Поощряйте его увлечения. Старайтесь сами формировать у него различные интересы к окружающему.
    • Помогайте в преодолении учебных трудностей, но не делайте (!) за него уроки.
    •  Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.
    •  Играйте в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.
    • Предлагайте ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.  
    •  Развивайте познавательную активность ребёнка: отвечайте на все интересующие его вопросы, спрашивайте совета.

    Обучайте приемам и способам учебной деятельности, учите ребенка пользоваться словарями, книгами, объясняйте необходимость хорошо знать правила, отрабатывать навыки их применения

    19 слайд

    Занимательные сайты

    - Если ваш ребенок любит играть в компьютерные игры, пусть это будут полезные игры, на развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции и т.д.

    • wikium.ru
    • igraemsa.ru
    • boostbrain.ru
    • igraem.pro
    • 4brain.ru
    • multiurok.ru
    • QuichSave.su
    • ru-deti.ru
    • logiclike.com
    • orient-murman.ru
    • b-trainika.com
    • игрыдетей.рф
    • malysh.club
    • AdMe.ru

    20 слайд

    Все будет хорошо! Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школьные трудности или школьная неуспешность.

    Статья для родителей,которые хотят,чтобы их дети были успешными!...

    Проблема школьной неуспешности и пути её преодоления.

     Публичная лекция.В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспешности в учёбе отдельных учеников. Неуспешность выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, ...

    ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

    Значение игр для коррекционно-развивающего обученияКоррекционно-развивающие занятия необходимы школьникам, не успевающим в школе как из-за отставания в развитии отдельных психических функций (ин...

    Преодоление школьной неуспешности в начальной школе.

    В данной статье описываются факторы усиливающие и подавляющие неуспешность.Рассказывается об истории построения сиситемы предупреждения школьной неуспешности. Как  необходимо выстраивать работу п...

    для родителей : " Игровые методы коррекции школьной неуспешности."

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6375922","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"354","width":"480"}}]]...

    «Профилактика школьной неуспешности в условиях реализации ФГОС НОО»

    Работа раскрывает понятие адаптивная педагогика....