Рекомендации для учителей по развитию мышления у слабовидящих детей
методическая разработка

Кузнецова Дарья Сергеевна

Рекомендации для учителей по развитию мышления у слабовидящих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_uchiteley.docx411.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителей по развитию мышления у слабовидящих детей

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, детей с нарушением зрения.

Важно сохранить остаточное зрение слабовидящего школьника для его развития, учебной и социальной адаптации. Для этого необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога. [2]

В условиях специального обучения формируются соответствующие приёмы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. [2]

Особое значение для обучения в школе носит процесс мышления.

Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. В своем развитии оно опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Однако у детей с дефектами зрения и, особенно у слепых, из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. [1] 

Мыслительная деятельность детей с нарушениями зрения  развивается по тем же закономерностями, что и мышление нормально видящих. Хотя определенные специфические особенности этого процесса, вызванные ограничением чувственного опыта, замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления, его сущности они изменить не могут. [3]

Младший школьный возраст – наилучший период для целенаправленной работы по активному развитию мышления.

Помочь сделать этот период продуктивным и результативным могут всевозможные дидактические игры, упражнения, задачи и задания, направленные на:

  • формирование умения самостоятельно мыслить;
  • обучение умению делать выводы;
  • эффективному использованию полученных знаний в

    мыслительных операциях;

  • поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнение,

группирование, классификацию по определённым признакам, обобщение использование имеющихся знаний в различных ситуациях.

                                     

Рекомендации:

  • Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика.
  • Мышление активно развивается в процессе беседы с детьми о природе, социальных явлениях. Также можно обсуждать с ними прочитанные книжки, анализировать поведение людей. 
  •       Важно проявлять терпение, и не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности на данном этапе.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  • Не стоит проявлять излишней тревоги относительно немногочисленных успехов или не слишком быстрого  продвижения вперед, а порой даже небольшого регресса. 
  •       Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
  • В занятиях с особым ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.

Научите ребенка:

  •   Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Список литературы

  1. Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. - М.: СГПИ, 2009. - 137 с. [1]
  2. Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с.. 2005 [2]
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271с. [3]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Памятка облегчит работу родителей по развитию читательского интереса у детей...

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей....

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Рекомендации для родителей по развитию читательского  интереса у детей...

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.

Уважаемые мамы и папы!. Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы , и Ваша желания исполнятся!...

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Рекомендации можно использовать при подготовке к родительскому собранию .Особенно актуально , когда речь заходит о летнем чтении....

Практические рекомендации родителям по теме "Развитие мышления младшего школьника"

Во многих сказках главному герою при­ходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или по­лучить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых труд­ных загадок считается так...

Рекомендации для учителя начальных классов с целью поддержки детей, имеющих логопедические нарушения

Рекомендации для учителя начальных классов с целью поддержки детей, имеющих логопедические нарушения...