программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов " 1 кл
рабочая программа (1 класс)

Бунтова Людмила Викторовна

программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotorika_1_akl.docx970.59 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\программы\img953.jpg

  1. П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я     З А П И С К А

Рабочая программа коррекционной работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов в первом классе разработана в соответствии:

-  с Федеральным законом  от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  с Приказом от 19.12.1014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- на основе авторской программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида»  Попова С.А. (Рецензия БОУ ДПО ИРООО, апрель 2014 года)

     Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:
— учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;
— оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;
— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;
— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;
— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

     Цель программы: создание оптимальных условий для познания ребёнком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков для формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития ребёнка и эффективной социализации в обществе.

    Программа  решает следующие задачи:    

- подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках;

- восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
-  коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
  Рабочая программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, их потенциальных возможностей. Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.  

      Программа рассчитана в связи с годовым календарным учебным графиком:

В 1 А классе -  на 61 час.

Занятия проводятся по расписанию продолжительностью 20 - 30 минут, на класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Срок освоения программы: 1 год.

В сентябре и мае отводится по 4 часа на обследование детей.
    Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями развития дошкольного и младшего школьного возраста (диагностические комплексы Л. А. Венгера, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича и др.). Примерная схема обследования детей представлена в контрольно - измерительном материале.
  Беседа с учителем, психолого-педагогическое наблюдение за детьми на уроке и в других видах деятельности, несомненно, дополнят полученные сведения. 
   Важным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

      Каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.

Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы.

Соблюдение общих методических требований к проведению занятий:
— принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;
— индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;
— интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;
— активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • Развитие моторики, графомоторных навыков;
  • Тактильно-двигательное восприятие;
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • Восприятие пространства;
  • Восприятие времени;
  • Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств; барических ощущений);
  • Кинестетическое и кинетическое развитие;
  • Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

 

В результате коррекционно-развивающей работы у ребёнка поддерживается оптимальный уровень активности, он учится регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной деятельности (игре, задании). Добиваются положительной динамики в развитии моторной, сенсорной, мнестической сфер речи.

 Достижение этих целей делает возможным переход ребенка на новый уровень развития, что предполагает готовность его к элементарной целенаправленной учебной деятельности.

 Выводы о происходящей динамике можно сделать следующими способами:

  1. Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики. Результат фиксируется в карте динамического наблюдения ребенка (трижды за учебный год). Анализ доступных ребенку видов деятельности; особенностей двигательной, сенсорной и эмоциональной сферы, пассивного и активного словаря, понимания обращенной речи.
  2. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к психическим нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.
  3. Отзывы родителей и специалистов об изменениях в поведении и деятельности ребёнка.

Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся первого класса является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.  

Достигнуты личностные результаты учащихся 1 класса:

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-  формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

- различать и называть основные цвета;

- классифицировать геометрические фигуры;

- составлять предмет из 2—3 частей;

- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;

- зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;

- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

- выделять части суток и определять порядок дней недели.

Личностные БУД

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещение школы, обучением, занятиями;

- осознание себя как одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- готовность к безопасному и бережном поведению в обществе.

Коммуникативные БУД

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах

деятельности;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные БУД

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану;

- работать в общем темпе, активно участвовать в деятельности;

- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные БУД

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

II. Тематический план

1 а класс – 61 час

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов     на изучение раздела

1.

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

8 ч.

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков

9 ч.

3.

Тактильно-двигательное восприятие

4 ч.

4.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4 ч.

5.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти  

5 ч.

6.

Восприятие пространства

5 ч.

7.

Восприятие времени  

4 ч.

8.

Восприятие особых свойств предметов

4 ч.

9.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4 ч.

10.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

14 ч.

III.Содержание программы

1 а класс

Развитие моторики, графомоторных навыков - 9 часов.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Формирование чувства равновесия (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Обводка по трафарету (внутреннему) и штриховка. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание шнурков, нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, шнуровка).  Работа в технике рваной аппликации.  Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие - 4 часа.

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Игры с крупными пазлами. Игры с буквенным, числовым ковриком.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 4 часа.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишнего предмета.  Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 5 часа.

Выделение и различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шум дождя, шелест листьев и т п.). Различение речевых и неречевых звуков. Имитация речевых и неречевых звуков.

Восприятие пространства - 5 часов.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Движение в заданном направлении в пространстве. Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева).

Восприятие времени - 4 часов.

Сутки. Части суток. Упражнения на графической модели «Сутки». Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».  Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Обозначение в речи временных представлений.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) – 4 часа.

Контрастные температурные ощущения: (холодный — горячий). Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Развитие обоняния (приятный запах и неприятный запах). Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый – лёгкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.

Кинестетическое и кинетическое развитие - 4 часов.

Формирование ощущений от различных поз тела, верхних и нижних конечностей, головы.  Вербализация собственных ощущений. Движения и позы верхних и нижних конечностей. Движения и позы головы по показу. Выразительность движений. Имитационные упражнения (бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 14 часов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Выделение формы предмета, называние основных геометрических фигур. Группировка предметов и их изображений по форме, показу.  Работа с геометрическим конструктором. Различение предметов по величине (большой – маленький). Сопоставление двух предметов по высоте и длине. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, чёрный, белый). Различение и обозначение основных цветов. Конструирование геометрических фигур и предметов из составных частей. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали).

V.Контрольно - измерительный материал

Программа имеет без оценочную систему прохождения материала, но проводится сравнительный анализ первичной и повторной диагностики. Результат фиксируется в карте динамического наблюдения, учащегося. Анализ доступных ребенку видов деятельности; особенностей двигательной, сенсорной и эмоциональной сферы, пассивного и активного словаря, понимания обращенной речи.

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

Методика № 1 Оценка состояния общей моторики

Оценка статического равновесия (адаптированный вариант по Н. А. Бернштейну)

- Встаньте ноги вместе, одну ногу согнуть в колене так, чтобы стопа находилась на колене опорной ноги, руки на поясе. Сохраняйте равновесие до сигнала.

Оценка статического равновесия:
  — сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича

- встаньте на позицию, совершая прыжки на одной ноге, продвигайте перед собой кубик.

Оценка динамического равновесия:

  — преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги кубик. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
       — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема при выполнении задания;
      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, или испытывает значительные затруднения.     

Методика № 2Обследование состояния моторных функций

(адаптированный вариант по методике Н.А. Рычковой)

Оценка ручной моторики:  

  — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
 — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Для исследования зрительно-моторной координации применяется тест Л. Бендера.

Детям предлагают скопировать рисунки. Выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые надо срисовать, на одном листе бумаги.

Детям дают лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последовательно предъявляют все три схемы геометрических фигур. Взрослый повторяет, что на этом листочке надо будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы одну схему убирают и ребенку предъявляют следующую.

Оценка выполнения задания оценивается по трем качественным критериям:
      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема при выполнении задания;
      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, или испытывает значительные затруднения.

Методика № 3Оценка тактильных ощущений.

Диагностика оценки уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов

 (адаптированный вариант Земцова М.И.)

Выявление умения применять обследовательские действия для узнавания предметов, выделять форму, величину, характер поверхности предметов на ощупь, узнавать и называть предметы.

— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
   — узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

Оценка выполнения задания оценивается по трем качественным критериям:
      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции;
      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема при выполнении задания;
      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, или испытывает значительные затруднения.

Методика № 4Оценка владения сенсорными эталонами

Тесты цветоразличения (адаптированный вариант методики, использованной А.А. Катаевой.)

Выявление особенностей восприятия цвета в процессе выполнения предметных действий, понимания слов—названий сенсорных эталонов цвета и возможности самостоятельного словесного обозначения цвета детьми.

Ребенку предлагается разложить шесть кругов (по три разного цвета) на соответствующие круги следующих сочетаний цветов: красный - зеленый, желтый - синий, белый - черный. Перед ребенком круги разложены в произвольной последовательности.

Раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого.


  
Различение формы.

Коробка форм (адаптированный вариант используемой методики Е.А. Стребелевой, А.А. Катаевой).

Выявление сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной; способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

 Перед ребенком ставят коробку с фигурами, фигуры вынимают.  Ребенку нужно опустить все фигурки в коробку.

Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
      

Восприятие величины (адаптированная методика работы Л. Комаровой с палочками Кюизинера).

      — раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 1 до 10 см;
Оценка выполнения задания оценивается по трем качественным критериям:
      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания;
      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, или испытывает значительные затруднения.

Методика № 5Оценка зрительного восприятия

(адаптированная методика «Фигуры Поппельрейтера»)

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько рисунков. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов.

Если ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то ребенка просят поискать еще на предыдущей картинке. К следующему изображению можно переходить лишь тогда, когда найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке.

     — узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
      — узнавание контурных изображений (5 изображений);
      — узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);


Оценка выполнения задания оценивается по трем качественным критериям:
      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

Методика № 6 Оценка слухового восприятия

Адаптация из «Методики оценки речи при афазии» Цветкова, Ахутина, Пылаева.

Определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

Методика на исследование слухового восприятия «Узнавание неречевых звуков»

(адаптированный вариант методики развития фонематического восприятия Т. А. Ткаченко)

Выявление у детей умения узнавать неречевые звуки. Ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит. Определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

Оценка выполнения задания оценивается по трем качественным критериям:
      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

Методика № 7Оценка пространственного восприятия.

(Адаптированный вариант методики «Конструирование» С. Забрамной).

Выявление умения ребёнка создавать конструкции из элементов по образцу.

Взрослый строит фигурку из 10 палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Адаптированные задания, предложенные С.Д. Забрамной. Выявление сформированности пространственного восприятия, аналитико-синтетической деятельности, способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении. Показ и называние предметов, которые изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу. Выполнение аналогичного задания в комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.).

Оценка выполнения задания оценивается по трем качественным критериям:
      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

Методика № 8Оценка восприятия времени

(адаптированные задания, предложенные С.Д. Забрамной).

Выявление полноты и точности представлений о временах года. Запас сведений об окружающем мире. Способность на основе анализа ситуации установить причинно - следственные зависимости.  С ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем («Весна закончится, какое время года наступит?» «Сегодня вторник, а завтра будет?» «Какой месяц идет за январем?).

Оценка выполнения задания оценивается по трем качественным критериям:
      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

             Фамилия, имя _________________________Класс __________________ Дата ___________________

Общая моторика

Ручная моторика

Тактильные ощущения

Владение сенсорными эталонами

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Пространственное восприятие

Восприятие времени

        

Статическое равновесие

Динамическое равновесие

Движения

Зрительно – моторная координация

Цветоразличение

Различение формы

Восприятие величины

1

2

3

4

5

6

7

8

VI.Материально – техническое обеспечение

1.  Цветодинамический проектор «Плазма – 250»

2. Фиброоптическое волокно

3. Интерактивная воздушно-пузырьковая труба                    

4. Балансированная доска лабиринт

5. Муляжи овощей и фруктов

6. Комплект лабиринтов для развитии моторики  

7. Дидактический материал «Путаницы», «Противоположное», «Силуэт», «Транспорт, техника», «Животные, птицы, бабочки», «Одежда, обувь», «Посуда», «Цветы, растения, деревья», «Удивительные слова», «Разрезные картинки», «Шаблоны (геометрические фигуры)»

8.Сюжетные картины

9.Набор «Геометрические фигуры»

10.Развивающие игры

11.Мягкие пазлы

12.Трафареты для рисования

13.Счетный набор

14.Матрешки

15. Основание для панелей напольное

16. Игровая панель «Мишень колокольчик»

17. Игровая панель «Тир – театр»

18. Игровая панель «Охотник»

19. Игровая панель «Мышь в сыре»

20. Игровая панель «Кольцеброс»

21. Игровая панель «Шнуровка вышивание»

22.Кубики мягкие и твердые

 

  1. Учебно – методическое обеспечение

Научно-методическая литература:

  1. Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь/Л.И. Аксенова Дефектология.-1999.№ 3- с 69-71
  2. Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метод коррекционной работы. «Дефектология». – 1999, № 2.
  3. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М., - 2000.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах - М., Педагогика, 1983 год
  5. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Санкт Петербург «Детство - Пресс», 2004.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/В.В. Давыдов. -М., 1986 г.
  7. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993.
  8. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М., 2004.
  9. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М., 1998.
  10. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. – СПб: Дельта, 1998.
  11. Ильина М.В. Чувствуем – познаем – размышляем, - М., 2004.
  12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М., 1993.
  13. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. – М., 2001.
  14. Рубинштейн С.Я.  Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  15. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. – М., 2004.
  16. Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С., - М., 2006. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий.
  17. Шмидт В.В., Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. – М., 2005.

Литература  для учащихся:

  1. Гаврина С.Е. «Веселые дорожки», - Ярославль, 2011.
  2. Гаврина С.Е «Непослушные линии», - Ярославль, 2011.
  3. Гаврина С.Е «Послушные линии», - Ярославль, 2011.
  4. Гаврина С.Е «Учимся запоминать», - Ярославль, 2011.
  5. Прописи «Рисуем по точкам», - Росмэн, 2012.
  6. Прописи «Нарисуй и обведи», - Росмэн, 2011.
  7. Прописи «Линии, фигуры, точки», - Росмэн, 2012.
  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркоа И.Г., Щербинина С.В. Рабочая тетрадь: «Развиваем внимание», - М., Росмэн, 2011.
  9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркоа И.Г., Щербинина С.В. Рабочая тетрадь: «Развиваем память», - М., Росмэн, 2011.
  10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркоа И.Г., Щербинина С.В. Рабочая тетрадь: «Развиваем мышление», - М., Росмэн, 2011.
  11. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркоа И.Г., Щербинина С.В. Рабочая тетрадь: «Тренируем память», - М., Росмэн, 2011.
  12. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркоа И.Г., Щербинина С.В. Рабочая тетрадь: «Тренируем мышление», - М., Росмэн, 2011.
  13. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркоа И.Г., Щербинина С.В. Рабочая тетрадь: «Тренируем руку», - М., Росмэн, 2012.
  14. Земцова О.Н. «Умные книжки. Развиваем память», - М., 2012.
  15. Шульга Е.Л. «120 развивающих упражнений для школьников», - Минск, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Данные материалы представляют собой 2 конспекта занятий и таблицу-обследование ВПФ ребенка. Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из...

Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" Тема" Коррекция недостатков умственной деятельности"

Вся система  коррекционно-педагогической работы признана адаптировать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школьников к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным...

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема: "Там на неведомых дорожках..."

Это занятие  для учащихся с ОВЗ VIII вида. Содержание занятия подходит для проведения в весеннее время года. Используются различные методы и приёмы для развития и коррекции познавательных способн...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию        Данное занятие состоит из следующи...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....