Азбука для родителей.Лечить или подождать. Лечение ребёнка с СДВГ: необходимое условие или безосновательная тревога родителей?
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Екатерина Москаленко

Мы, родители, очень любим своих детей, волнуемся, заботимся о них и хотим, чтобы жизнь наших детей была наполненной, гармоничной, светлой и радостной. Мы готовы вкладывать время, силы, деньги в то, что принесёт ребёнку пользу и готовы пойти на всё, чтобы оградить наших детей от возможных неприятностей. К счастью, сейчас всё больше родителей осознанно и обдуманно относятся ко всему, что касается развития их детей.  И нас, как специалистов, наблюдающих развитие  детей в динамике, очень радует этот факт. Но, как показывает наш опыт практической психологической работы с детьми и семьями, всё меняется, когда ребёнок заболевает или речь идёт об отклонениях в психическом  или физическом развитии.  Иногда, желая сделать своему ребёнку как можно лучше,  родители, любящие своих малышей безмерно, пренебрегают или вовсе отказываются от рекомендаций врачей-специалистов, выписывающих детям необходимые препараты:  таблетки, уколы, медикаментозный курс лечения. Особенно часто родители отказываются от лечения детей с СДВГ.

Почему так происходит? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._azbuka_dlya_roditeley._lechit_ili_podozhdat.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская азбука. Лечить или само пройдёт? Лечение ребёнка с СДВГ –  необходимое условие или безосновательная тревога родителей?

Мы, родители, очень любим своих детей, волнуемся, заботимся о них и хотим, чтобы жизнь наших детей была наполненной, гармоничной, светлой и радостной. Мы готовы вкладывать время, силы, деньги в то, что принесёт ребёнку пользу и готовы пойти на всё, чтобы оградить наших детей от возможных неприятностей. К счастью, сейчас всё больше родителей осознанно и обдуманно относятся ко всему, что касается развития их детей.  И нас, как специалистов, наблюдающих развитие  детей в динамике, очень радует этот факт. Но, как показывает наш опыт практической психологической работы с детьми и семьями, всё меняется, когда ребёнок заболевает или речь идёт об отклонениях в психическом  или физическом развитии.  Иногда, желая сделать своему ребёнку как можно лучше,  родители, любящие своих малышей безмерно, пренебрегают или вовсе отказываются от рекомендаций врачей-специалистов, выписывающих детям необходимые препараты:  таблетки, уколы, медикаментозный курс лечения. Особенно часто родители отказываются от лечения детей с СДВГ.

Почему так происходит? Причины могут быть разные.

Хочу остановиться на некоторых из  них, так как это типичные ошибки при лечении детей:

- «Там в показаниях к применению всякие ужастики написаны – шизофрения, старческое слабоумие …»

Один и тот же препарат врач может назначать при разных состояниях. Но если ребёнку препарат назначили при СДВГ, основное показание для назначения которого – снижение артериального давления, это значит, что во время приёма этого препарата надо обязательно контролировать артериальное давление ребёнка.  

- « Я посмотрела на побочные эффекты и расхотела  давать препарат ребёнку…»

Как правило, в аннотации к препарату перечислены все возможные побочные эффекты.  Это входит в обязанность фармакомпаний. Среди частых побочных эффектов препаратов, назначенных для лечения СДВГ, указываются: головная боль, тошнота, снижение аппетита, боль в животе. Чтобы с ними справиться, как правило, достаточно просто изменить дозировку или время приёма препарата, крайне редко-отменять препарат. Всё индивидуально, надо обязательно взвешивать риск и пользу, но только, консультируясь с врачом.  Психолог, к сожалению, не может помочь Вам в решении данного вопроса, повторюсь, только врач.

- «Попробовала препарат на себе. Мне было так плохо, что решила не давать его ребёнку…»

Зачем ставить эксперименты на себе? Каждый препарат хорош только в отдельных случаях, по показаниям. Иначе мы могли бы вылечить себе любое заболевание абсолютно любым препаратом. Это тот случай, когда, не давая препарат ребёнку, мы рискуем навредить не только ему, но и себе, экспериментируя.

- «Почитала, что пишут другие мамы, очень хвалят/ругают этот препарат. Дам/не буду давать своему ребёнку…»

Самолечение, основанное на чужих отзывах, – не самый удачный эксперимент. Если вы ставите его на себе – это Ваше решение, но не эспериментируйте на ребёнке, доверьтесь специалистам. В том случае, если у Вас возникло сомнение в компетентности врача, назначившего препарат, или некорректности назначенной им медикаментозной терапии, попробуйте обратиться к другому. Если мнения врачей разошлись, к третьему. Главное - не принимайте на себя ответственность за самостоятельно принятое решение и не занимайтесь самолечением. В противном случае, можно будет наблюдать негативные эффекты для ребёнка.

5.  «Не понравилось, как действует на ребёнка препарат. Я всё отменила…»- самая распространённая ошибка.

Если препарат вводился постепенно, отменять его надо тоже постепенно. И только под врачебным контролем!

Бывают и другие ситуации. Часто родители сталкиваются с навязыванием мнения других родственников, также любящих своего внука, племянника, и не меньше, чем Вы, с их слов. Будьте готовы, что члены семьи могут возражать, аргументируя при этом достаточно убедительно:

- «Ты хочешь травить ребёнка таблетками!»

Не забывайте о постоянном взвешивании таких понятий, как риск и польза, в жизни они вам ещё не раз пригодятся. К тому же, родители – Вы, и решение только за Вами.

 «Посадишь печень!» - выясняем, насколько статистически вероятны указанные в листовке побочные эффекты.

 «Делаешь из ребёнка больного, затаскала по врачам…» - точно описываем суть проблем ребёнка и ожидаемый эффект от лечения.

Лечить или не лечить – ответ на этот вопрос зависит от приоритетов семьи и приоритетов ребёнка. Лечение любой ценой - также не самый подходящий вариант, иначе возможны неприятные сюрпризы.

Редко, но с таким случаем мы тоже можем сталкиваться…

Вы доверились специалисту, Вы осознали, приняли, где-то даже смирились с  мыслью о том, что Вашему ребёнку всё таки необходимы не только консультации, возможно, психокоррекция реакций и состояний ребёнка, но и медикаментозное лечение. Вам назначили препарат, а он не работает. Например, препарат должен стимулировать и бодрить, а ребёнок вялый, спит на ходу. У некоторых детей наблюдается непредсказуемая реакция на препарат. Ведь ребёнок – это живой организм, на нём не написано поможет ему данный препарат  или нет. Обратимся к статистике. Если в 70 % случаев препарат с вашим диагнозом эффективен, то данная статистика свидетельствует о высокой эффективности препарата. Но… Ведь можно попасть и в оставшиеся   30 %. Печально, но факт! Иногда у детей бывает аллергия на препарат.

Резюмируя, отмечу, что такие промашки всегда мучительны, как для врачей, так и для родителей. Когда правильно подобрать лечение не получается с первого раза, у этих решений очень высокая цена… На кону жизнь и здоровье не просто пациента, а  ребёнка.

Есть несколько моментов, на которые я хотела бы обратить Ваше внимание на приёме у врача. О чём лучше спросить врача?

Данные вопросы универсальны и подойдут для лечения любого диагноза:

  1. Какой диагноз Вы поставили моему ребёнку? Что он означает?
  2. Каковы перспективы лечения?
  3. Какие препараты Вы ему выписываете? На что влияет каждый из них?
  4. Можно ли заменять эти препараты аналогами, если нужных не найдётся в аптеке?
  5. Как они сочетаются с препаратами, которые ребёнок уже получает? Нужно ли что-то отменить, скорректировать курс лечения?
  6. По какой схеме применять препарат? Что делать, если мы случайно пропустим приём лекарства? Отменять ли препарат, если ребёнок заболеет? Если у него высокая температура?
  7. Какова длительность лечения? По каким признакам я пойму, что лечение эффективно?
  8. Что делать, если положительная динамика не появляется?
  9. Каковы побочные эффекты препаратов? Как часто они встречаются? Что делать, если они появятся?
  10. Следует ли прекратить приём препарата, если побочные эффекты выражены явно, и как это сделать корректно?

И помните, выход всегда есть! Важно любить своего ребёнка, верить в его силы, помнить, что родители не одиноки в решении проблем, возникших в  развития и воспитания ребёнка.

 Мы, специалисты Психолого-педагогического центра «Здоровье» всегда готовы прийти на помощь, проконсультировать Вас по вопросам воспитания и обучения детей,  также  в случае необходимости, направить и к другим специалистам.  Главное,  двигаться дальше! Вместе у нас всё обязательно получится!

                                  Материал подготовлен педагогом-психологом Москаленко Е. В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ".

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся

Данный материал является обобщением работы над темой по самообразованию. Формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности...

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Питание - необходимое условие для жизни человека и животных"

Разработка урока по окружающему миру. Тема урока: "Питание - необходимое условие для жизни человека и животных"...

Ребёнок с СДВГ (дефицитом внимания и гиперактивности) (рекомендации для родителей)

Данная памятка поможет родителям понять своих  детей и подобрать нужные приёмы общения....

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...