Доклад "Повышение мотивации обучающихся начальной школы на урочных занятиях".
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В докладе я рассказала о приемах мотивации учащихся наальной школы  на уроках. Мотивация необходима, чтобы создать у учащихся интерес к изучаемой теме. Игра-средство формирования познавательного интереса. Она может использоваться на этапе закрепления темы урока. Мотивация- один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_motivatsii_na_urokah.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

               Доклад на тему:

«Повышение мотивации обучающихся начальной школы на урочных занятиях».

                                             Выполнила:

                                                                Учитель нач. классов

                                                                МКОУ «Рогачевская СОШ»

                                                                Струкова С.Ю.

                                            2019г.

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС

Цель: показать роль мотивационного этапа, как основополагающего в современном уроке.

Задачи:

- через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевом понятии «мотивация»;

- используя практический опыт выявить наиболее эффективные формы и приёмы формирования мотивации;

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

 Формы и методы повышения мотивации учащихся: традиции и новации

Сложно разобраться в самом процессе мотивации, природе ее возникновения, т.к. это связано со многими психическими процессами. Итак, мы поговорим о методах и приемах ее формирования.
   Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс. 
                                                I. Мотивационный этап.
Не раз применительно к процессу обучения цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. 
Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Доказано, что устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.
II. Операционально-познавательный этап.
Итак, начнем с того, что  означает понятие мотив, мотивация, учебная мотивация.
Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность» (Немое Р. Психология. М.: Просвещение, 1995).
Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
По мнению психологов, результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов. Сформированная мотивация – это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.
1. Внутренние мотивы – мотивы, связаны с деятельностью.
2. Внешние мотивы – мотивы не связаны с деятельностью.
3.Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.
Иначе ведут себя ученики, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе; боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможности успеха.
Учащиеся со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех – с везением или лёгкостью задания. У них начинает развиваться так называемая выученная беспомощность: попытка что-то делать дальше, предпринимать усилия кажется им бессмысленной.
Отсюда вытекает основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.
Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность. ПОСМОТРИТЕ НА СЕБЯ!
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
Сотрудничество учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение.
Также немаловажную роль играет создание эмоционально-комфортной обстановки.
Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.
Учителя, с момента появления ребенка в школе, нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности. Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет.
Активизация учебно-познавательной деятельности.
1. Занимательные задачи. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Занимательные задания можно включать в каждый этап урока. 
2. Познавательные вопросы.
3. Развивающие упражнения.
4. Творческие задания.
5. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.
Максимально возможное снятие внешнего контроля. 
Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Психологи отмечают, что введение поощрений и наказаний, выполняющих функцию внешнего контроля, ослабляет внутреннюю мотивацию. У человека создается впечатление, что не он сам, а внешние оценки являются причинами его поведения. В результате этого обучение начинает выполняться не в силу его внутренних достоинств, а ради внешних наград.
Все сказанное не означает, что внешние награды и порицания совершенно бесполезны и не нужны. Они нужны, но в совершенно другой функции. Они должны не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности. Важным принципом должен стать принцип отсутствия наказания за неудачи.
Итак, мы рассмотрели разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации к обучению у учащегося.

Мотивация…Что же это такое?

Если рассматривать это понятие с точки зрения психологии, Мотивация – это побуждение к действию.

Если рассматривать этот термин с точки зрения педагогики, то

Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. 

Что касается мотивации, как этапа современного урока, то это – начальный этап урока, который призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.

Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность т.е. («хочу»); 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности т.е («надо»); 

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

                                                      Приемы  мотивации:

1. Яркое пятно

      В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, притчи, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности, просмотр фрагментов фильма.

Этот приём используют на уроках открытия нового знания.

  На уроках окружающего мира в 3 классе есть тема «Великий круговорот жизни». И чтобы подготовить учащихся к восприятию данной темы, я говорю: «Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?» (Включаю фрагмент мультфильма «Король Лев».) Король Лев был прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.

2. Прием «толстые и тонкие вопросы».

Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Примеры: Объясните, почему…? Почему вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет если…?На что похоже…?  Мог ли…? Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?

3 . Приём «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

   Например, на уроке русского языка в 3 классе есть тема «Имя существительное и его роль в речи» читаю стихотворение:

         Давно живу я в мире этом,

         Даю названия предметам.

- О какой части речи говорится в стихотворении? Что вы знаете об имени существительном?

 Далее проводится фронтальная или групповая работа, во время которой учащиеся вспоминают все то, что знают об имени существительном, приводят свои примеры.

4.Прием «Удивляй».

 Это универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

 Например, на уроке математики в 3 классе по теме «Случаи деления вида 87:29 для привлечения интереса учащихся к данной теме, я использовала такой прием.

 Предлагаю учащимся выполнить вычисления: 56:7, 40:2, 80:40,68:4, 98:14.

- Какой пример вызвал у вас затруднение? (98:14).

- Почему?

- Предложите способы его решения. Давайте проверим. Не получается.

- Вспомните взаимосвязь действий умножения и деления. (Надо найти число, которое бы при умножении на 14 давало бы 98.)

- Как найти такое число? (Подбором).

5.Прием «Отсроченная отгадка».

     В начале урока задаётся загадка (какой- то удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. Загадку можно дать и в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок.

    6.Прием «Верите ли вы, что…».

    Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в парах, группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

 Например, на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Тела, вещества, частицы». Задаю учащимся вопрос:

- Верите ли вы, что вещества состоят из частиц? (Ответы детей).- Давайте проведем опыт. Берем кусочек сахара. Опускаем его в стакан с водой и перемешиваем. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

- Попробуем воду на вкус. Какая она? (Она сладкая). Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

- Почему же мы не видим сахар? ( Потому, что сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился).

Вывод. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела состоят из частиц.

Этот приём можно использовать и на уроках рефлексии и на уроках открытия нового знания.

8. Проблемная ситуация

Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

  В учебнике литературного чтения в 3 классе есть раздел «Были-небылицы». Провожу речевую разминку в начале урока:

     Вез корабль карамель.

     Наскочил корабль на мель.

    И матросы три недели

    Карамель на мели ели.

- К какому разделу УНТ можно отнести эту скороговорку? (Были- небылицы).

-Почему?

- А что вы знаете о произведениях УНТ?

- А как вы думаете, могут ли русские писатели сочинять были-небылицы? (Ответы детей).

- Давайте проверим. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Были-небылицы».

- Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать, рассмотрите иллюстрацию к нему, подумайте, о чем он?

    После прочтения рассказа, обсуждаем, можно ли назвать его сказкой или небылицей? Что могло произойти на самом деле, а что фантазия автора?

:

 

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.

Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые разные множества.Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.

Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.

Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)

Фантазёр”.На доске записана тема урока.– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

«Игра с мячом».

Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Эмакыв” (имя существительное.)

Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.

Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.

На своих уроках я часто использую прием - яркое пятно.

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, серии картинок. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

При использовании приема «яркое пятно» у детей возникает желание изучить тему, которая была сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.

Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Творческий подход на уроке и домашние творческие работы способствуют развитию речи детей.

Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.

“Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.

На заключительном этапе урока используем метод рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Множество примеров можно привести.

Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Методическая ценность приемов:

-активное включение в работу всех учащихся;

- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);

-обеспечивается системность знаний и умений;

-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);

-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

И так, мы ответили на вопрос, который стоял перед нами:

Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся начальных классов в урочное время"

Доклад на тему "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся начальных классов в урочное время"...

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КНИГА ГОДА» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ.

Как сформировать положительную, устойчивую, внутреннюю мотивацию к чтению у обучающихся? Эту проблему решали педагоги г. Серова школы №1 с углубленным изучением отдельны предметов "Полифорум"...

Справка о результатах мониторинга развития мотивации обучающихся начальной школе

Справка о результатах мониторинга развития мотивации обучающихся начальной школе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»

Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как  нежелание ребенка учиться, то есть с   низкой учебной мотивацией обучающихся.Как правило, в начале первого класса р...

Методический семинар «Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»

laquo;Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»...

Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы на внеурочных занятиях курса «Волшебный мир»

   Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Творческое воображение более интенсивно развивает...