Комплекс занятий для учащихся с высокой потребностью в стимуляции вестибулярной и проприоцептивной системы.
методическая разработка

Бобрикова Алёна Вячеславовна

развитие сенсорной интеграции для учащихся с ОВЗ в зале эрготерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_v_zale.docx160.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа  № 46 "Центр реабилитации и милосердия"  Калининского района Санкт-Петербурга

Комплекс занятий для учащихся с высокой потребностью в стимуляции вестибулярной и проприоцептивной системы.

                     

                       Разработала:

                                                              педагог-психолог  Бобрикова А.В.

Санкт-Петербург, 2019

Пояснительная записка.

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС активно используется метод сенсорной интеграции. Этот метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в поведении.

Проблема сенсорной интеграции у детей с РАС стоит особенно остро, дети либо ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия, либо перегружены зрительно – слуховыми стимулами и при этом испытывают сенсорный голод всего остального. Диагностика сенсорных предпочтений показала, что наиболее часто у детей с РАС возникают потребности в дополнительной стимуляции вестибулярной и проприоцептивной систем, что и является часто причиной проблемного поведения.

Вестибулярная система обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направлении движения), а также о движущихся вокруг нас объектах. 

Проприоцептивная - обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении.

В связи с этим, цель данных занятий: помочь детям получить необходимые сенсорные ощущения и предотвратить тем самым нежелательное поведение.

Задачи:

- развитие проприоцептивной сферы;

- развитие вестибулярной сферы;

- релаксация;

- улучшение психоэмоционального состояния.

Зал сенсорной интеграции в нашей школе представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными модулями, при сопровождении специалиста исследует среду. Здесь  предлагается гораздо больше различных впечатлений, чем в традиционном окружении и  появляется возможность их использовать более длительное время. Обязательно используется зрительное расписание, которое выставляется в начале занятия.

Комплекс состоит из 20 занятий по 20 минут, которые наполняются в зависимости от сенсорных потребностей и уровня развития ребёнка. Занятия проводятся один раз в неделю.

1 занятие . Вводное. Знакомство с ЗСИ. Предлагается бегать по матам, падать на пуфик, лазать по лестнице, всё, к чему проявит интерес ребенок. Можно использовать один – два подвесных модуль для повышения интереса к занятиям в ЗСИ.

2 -5 занятие. Начинаем с бега и падения. Можно использовать толкание, если есть в этом потребность. Знакомимся с новыми модулями. Отмечаем те, которые наиболее понравились ребёнку, чтобы использовать их в качестве подкрепления. Примерно 3-5 мин. на каждый модуль. Используем не более 3 модулей.

6 – 10 занятие. Выбираем модули  сами в зависимости от направленности коррекции.

  Начинаем с бега и падения, заканчиваем успокаивающими модулями.

11-20 занятие. Выбираем модули, которые хочет ребенок по картинкам или сами, в зависимости от уровня развития ребенка и направленности коррекции.

  Начинаем с бега и падения, заканчиваем успокаивающими модулями.

Занятия носят вариативный характер.

Комплекс занятий для Дани К (в качестве примера)

1  Вводное. Знакомство с ЗСИ.

- Бегает по матам, падает на пуфик при толкании.

- выбор модуля из предлагаемых (выбирает грушу, платформу)

- добавляю карточку "Лежим на пуфике" в конец занятия для релаксации.

- выполняем упражнения на выбранных модулях.

Очень нравится падать с модуля.

2. Начинаем с бега и падения. Знакомимся с новыми модулями (конь,шина). Добавляет по желанию модуль груша.

- добавляю карточку "Лежим на пуфике"

- выполняем упражнения на выбранных модулях.

3  Начинаем с бега и падения. Знакомимся с новыми модулями (бревно, гамак). Добавляет по желанию модуль груша.

- добавляю карточку "Лежим на пуфике"

- выполняем упражнения на выбранных модулях.

4.  Начинаем с бега и падения. Знакомимся с новыми модулями (бревно, гамак). Добавляет по желанию модуль бревно.

- добавляет сам карточку "Лежим на пуфике"

- выполняем упражнения на выбранных модулях.

5.  Начинаем с бега и падения. Знакомимся с новыми модулями (диск, труба). Добавляет по желанию модуль платформа.

- добавляет карточку "Лежим на пуфике"

- выполняем упражнения на выбранных модулях.

6 – 20  Выбирает модули  сам.

  Начинаем с бега и падения, заканчиваем успокаивающими модулями.

Вот некоторые модули, используемые мной для насыщения вестибулярной системы.

C:\Users\Kab203\Desktop\1.jpg           C:\Users\Kab203\Desktop\12.jpg         C:\Users\Kab203\Desktop\13.jpg

         Бревно                              качели шина                       Диск

C:\Users\Kab203\Desktop\22.jpg        C:\Users\Kab203\Desktop\21.jpg           C:\Users\Kab203\Desktop\11.jpg

      Гамак                          груша                            доска, платформа                

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИКИ ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 -2 КЛАССОВ

Спортивные занятия важные для физического развития детей....

Методическая разработка занятия из цикла " Ознакомление детей с миром растений "тема занятия "Комнатные растения, условия роста, потребности, особенности ухода"

Продолжаем знакомить детей с миром растений,уточняем представления детей об основных потребностях растений.Рассматриваем растение,называем части,сравниваем такие растения как фиалка, фикус,бальзамин.В...