Рабочая программа коррекционного курса "Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Класс: 4
рабочая программа (4 класс)

Сабирова Анжелика Бахритдиновна

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования, обучающихся с задержкой психического развития одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на основе авторской программы Н.П. Локалова «90 уроков психологического развития младших школьников» - М.: «Ось-89», 2006.

Цель коррекционной работы - оптимизация познавательно-личностного развития младших школьников с ЗПР за счёт стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Задачи коррекционной работы: -формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); -охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; -формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; -стимулирование познавательной активности; -формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; -формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, учить запрашивать и использовать помощь взрослого; -способствование развитию разных форм коммуникации; -формирование навыкам социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов -формирование основ учебной деятельности; -создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере образования; -обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovz_4_klass_psiholog.docx74.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

 _____________Е.Б. Сунцова

«27» августа 2020

Заместитель директора

___________Н.И. Фролова

« 28» августа  2020

Пункт 2.2. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря   2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») утвержденной приказом от «30» августа 2019 № 252

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающая область

Коррекционный курс: развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Класс: 4

 

г. Нефтеюганск 2020

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования, обучающихся с задержкой психического развития одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,  на основе авторской программы Н.П. Локалова «90 уроков психологического развития младших школьников» - М.: «Ось-89», 2006.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Учащиеся с ЗПР характеризуются замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой

психического развития не имеют таких тяжёлых отклонений в развитии, как

умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и

обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания

психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

У учащегося с ЗПР гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.

У детей с ЗПР отмечают недостаточную сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объёма, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определённой зависимости от нарушений внимания и восприятия. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации. Продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

В  основном у детей с ЗПР отмечается  повышенная истощаемость и в результате неё низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Основные мыслительные процессы  характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности: анализ, обобщение, абстракция, перенос.  Особенности мышления детей с задержкой психического развития показывают, что интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, определяемый главным образом отставанием в развитии отдельных компонентов мыслительной деятельности.

Мотивационная сфера учащихся с задержкой психического развития оказывается несформированной: отмечается преобладание игровых мотивов поведения и обучения. У детей не появляется чувство ответственности в отношении учебных заданий, потребность подчиняться требованиям учителя.

Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Специфические образовательные потребности:

 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учётом необходимости коррекции психофизического развития;

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учётом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

 учёт актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.

Цель коррекционной работы - оптимизация познавательно-личностного  развития  младших школьников с ЗПР за счёт стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Задачи коррекционной работы:

 -формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

-формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

-стимулирование познавательной активности;

-формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

-формирование  способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, учить запрашивать и использовать помощь взрослого;

-способствование  развитию разных форм коммуникации;

-формирование  навыкам  социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов

-формирование основ учебной деятельности;

-создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере образования;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

2. Общая характеристика коррекционного курса

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Коррекционная работа включает систематическое психолого - педагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного психолого – педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в овладении содержанием начального общего образования, особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми и взрослыми и др.

Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребёнку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.

Основная задача педагога-психолога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ЗПР. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребёнком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учёбе и ситуации школьного обучения в целом.

Особенности организация деятельности учащихся с ЗПР

В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учёт их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:

• структуре АООП НОО;

• условиям реализации АООП НОО;

• результатам освоения АООП НОО.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

•        придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

•        прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

•        существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

•        обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Реализуемые технологии:

  1. Технология интегрированного обучения детей с особенностями в  развитии  - технология, при которой при внутренней дифференциации лежит благополучное стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в  развитии в отдельные классы (группы), избегая тем самым формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся образцы для своего роста и развития в виде своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные школьники.
  2. Технологии активных форм и методов: суть этой технологии состоит в  создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (игровые ситуации, исследовательская и проектная деятельность).
  3. Здоровьесберегающие технологии: -  технология обеспечения двигательной активности, создания комфортной психологической обстановки, щадящего режима учебной деятельности)

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Основной формой организации коррекционной работы являются индивидуальные занятия. Коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю параллельно с внеурочной деятельностью. Продолжительность коррекционного  занятия – 40 минут. Общий объём программы  34 часа. Предположительные сроки диагностики: 2,9 сентября, 2 декабря, 19 мая.

Триместр

Всего за триместр

Количество занятий в неделю

Количество недель

Диагностических занятий

Коррекционных занятий

Итого

I

триместр

1

12

2

10                    

12

II триместр

1

11

1

10

11

III триместр

1

11

1

10

11

Год

34

4

30

34

4. Описание ценностных ориентиров содержания курса

-Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
осознание ответственности человека за благосостояние общества;
-Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; 

-Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

-Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)

-Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать, готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении целей,  готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

5. Планируемые результаты изучения коррекционного курса: личностные, метапредметные и предметные

Личностные универсальные учебные действия

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО 1.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

1) научиться выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать  увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность;

        2) формирование опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов;

3) всестороннее развитие мыслительной деятельности, а именно таких ее операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций;

4) умения точно воспроизводить заданный образец, представляющий  собой одну из предпосылок успешного овладения учебной деятельностью.

6. Содержание коррекционного курса

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на уроках психологического развития, постепенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

Задания для основной части занятия подбирались с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания мы стремились обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней, психологической направленности.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений. «Сова», «Запомни фигуры», «Логический квадрат», «Обводи точно».

Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти.Развитие мышления (установление закономерностей). «Ленивые восьмерки», «Четвертый лишний», «Письмо инопланетянина», «Найди девятый».

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольного внимания (устойчивость). Кинезиологическое упражнение «Шапка для размышлений», «Поверни квадрат», «Найди девятый», «Пишущая машинка».

Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения. Кинезиологическое упражнение «Качание икр», «Свяжи слова», «Найди четвертый лишний», «Закончи рисунок».

Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений. Кинезиологическое упражнение  «Точки равновесия», «Муха» ,«Бери осторожно».

Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Мозговая  гимнастика «Точки Кука»,«Запомни сочетания фигур», «Раздели на группы» ,«Фигуры и значки»

Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», «Выбери главное», «Совмести фигуры», «Знай свой темп»

Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение). Мозговая гимнастика «Качание головой», «Назови четвертое слово», «Муха», «Запретное движение».

Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения. Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения», «Одинаковое, разное», «Не путай цвета», «Что это?».

Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Кинезиологическое упражнение «Ленивые восьмерки», «Объедини по смыслу», «Найди фигуры».

Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. Кинезиологическое упражнение «Сова», «Учись уменьшать и увеличивать»,  «Объедини пословицы», «Запомни и нарисуй»

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения). Мозговая гимнастика «Точки равновесия», «Найди одинаковые», «Поверни квадрат».

Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени. Кинезиологическое упражнение «Заземлитель», «Логический квадрат», «Назови по порядку», «Дружный хлопок».

Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). Кинезиологическое упражнение «Качание икр», «Составь слова», «Отыщи числа».

Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления. Кинезиологическое упражнение «Заземлитель», «Волшебники», «Где какая полоска?», «Кольца», «Говорим по-марсиански».

Развитие логического мышления. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности). Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения», «Поезд», «Не путай цвета».

Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия. Кинезиологическое упражнение «Точки равновесия», «Найди девятый», «Найди одинаковые», «Архитектор».

Развитие внутреннего плана действия. Развитие чувства времени. Развитие опосредованной памяти. Кинезиологическое упражнение «Шапка для размышлений», «Совмести фигуры», «За одну минуту», «Письмо инопланетянина».

Развитие смысловой памяти. Развитие внутреннего плана действия. Кинезиологическое упражнение  «Ленивые восьмерки», «Объедини по смыслу», «Поверни квадрат».

Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности). Кинезиологическое упражнение  «Точки пространства», «Добавь слово», «Раскрась фигуру», Игра «Флажок».

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (процессы синтеза). Кинезиологическое упражнение  «Качание головой», «Муха», «Что здесь изображено?»

Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движения). Кинезиологическое упражнение  «Качание икр», «Отыщи числа», «Преврати в квадрат»,

«Запретное движение».

Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. Кинезиологическое упражнение  «Точки мозга», «Подбери слова», «Закончи рисунки», «Найди недостающий квадрат».

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие слухового восприятия. Кинезиологическое упражнение  «Точки равновесия», «Пятый лишний», «Объясни значение», «Назови и проверь постукиванием».

Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Кинезиологическое упражнение  «Перекрестные движения», «Этажи», «Какой цвет?», «Найди девятый».

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольного внимания (устойчивость).Кинезиологическое упражнение  «Точки равновесия», «Расположи слова (от частного к общему понятию)», «Стенографы».

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие опосредованной памяти. Развитие чувства времени. Кинезиологическое упражнение  «Ленивые восьмерки», «Расположи слова (от частного к общему понятию)», «Запомни слова», «Дружный хлопок».

Развитие логической памяти. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Кинезиологическое упражнение  Мозговая  гимнастика «Ленивые восьмёрки», «Назови второе слово», «Найди правило и запомни».

Развитие понятийного мышления. Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Кинезиологическое упражнение  «Качание головой», «Вордбол», «Составь изображение», «Развёртка».

Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие   произвольности   движений   (умение   затормозить движения). Кинезиологическое упражнение  «Точки пространства», «Найди фигуры», «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)», «Замри».

При проведении занятий очень важно, чтобы при объяснении заданий все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.

Необходимо чётко соблюдать время предъявления (экспозицию) тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, психолог только помогает, объясняет, направляет.

Для того чтобы можно было оценить эффективность занятий психологического развития, рекомендуется использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь психолога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- особенности поведения учащихся на занятиях: живость, активность,  заинтересованность учащихся обеспечивают положительные результаты занятий;

-результаты выполнения контрольных развивающих заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся  учениками,  но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

-косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости   по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Планируемые результаты коррекционного курса:

-формирование учебной мотивации;

-стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

-гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;

-развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

-формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребёнка в коллективе.

8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Все больше внимания  уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивньие умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи психолога  открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.

п\п

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

1.

Вводное.

Диагностика познавательной сферы. Диагностика эмоционально-волевой сферы.

Знакомство с правилами работы. Выполняют дидактические задания, выбирают одно из слов, которое  правильно закончит начатое предложение, выделяют существенные признаки предметов, обобщают, исключают лишнее, устанавливают логическую связь между словами.

2

Диагностика психических процессов (Внимание, память). Диагностика школьной мотивации

Запоминают 10 слов, повторяют через 1 минуту, через 2 минуты, через 40 минут.  Ищут подходящий фрагмент рисунка.

 Отвечают на вопросы анкеты.

3.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).

Располагают слова от частного понятия к общему, через промежуточное слово.(Ель-хвойное дерево – дерево). При помощи набора фигур (больших и маленьких) на игровом поле  выкладывают соответствующие фигуры.

4.

Развитие понятийного мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения.

Выполняют перекрестные координированные движения руками и ногами. Находят слово не подходящее по смыслу к остальным. На примере разноцветной коробки знакомятся с понятиями  грань, ребро куба. Считают сколько граней и ребер у куба. Называют цвета ближней, дальней грани. На листе бумаги с 12 гружками, дорисовывают каждый кружок, так чтобы получились разные рисунки (лицо, цветок, солнышко и т.д.)

5.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие опосредованной памяти.

Из 6 слов, подбирают одно слово, которое является общим понятием к выделенному слову.

Тренируют прием запоминания, при котором происходить объединение в группы похожих чем-то предметов.

6.

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительной памяти.

Формулируют общий  смысл предложенных пословиц.

На листе с изображением кубиков, на основе анализа и сравнения, находят  «лишний» кубик.  Показывается плакат с фигурами и предметами, которые они в течение 1,5 мин. должны рассмотреть и запомнить. Затем дети зарисовывают их по памяти как можно точнее.

7.

 Развитие внутреннего плана действия.

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Мысленно совмещают в пространстве предложенные фигуры, и определяют несовпадающие.

 Из 6 слов, подбирают одно слово, которое является общим понятием к выделенному слову.

Тренируют внимательность при помощи цветных квадратов.

8.

Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).

Развитие умения сравнивать.

Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей)

Выполняют мозговую гимнастику на расслабление мышц шеи и головы.

Из  набор из 5 слов  находят  понятия, принадлежащие к одной и той же группе. Сравнивают рисунки.  

По аналогии находят подходящий рисунок.

9.

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

Подбирают  к пословице , близкую ей по смыслу другую пословицу.

На рисунке с изображением кубиков, находят пары одинаковых кубиков, анализируют рисунки на гранях кубиков.

Пантомимически изображают текст.

10.

Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).

Развитие произвольности движений.

Из  набора  5 слов  находят  понятия, принадлежащие к одной и той же группе.

Проигрывают ситуации, когда человек  слепой, и глухой.

11

Развитие вербального мышления.

Развитие понятийного мышления (отношения целое - часть).

Развитие осязательного восприятия

Объясняют значение слов, подбираю близкие по смыслу слова (Открытое окно - открытый вопрос).

Из 10 предъявленных наборов  из 5 слов находят понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое - его часть.

С закрытыми глазами, карандашом водят по предмету, постукивают  по нему, но не дотрагиваются до него ничем, кроме карандаша, стараются  определить, что это за предмет, размеры, материал, из которого он сделан.

12.

Развитие зрительной памяти.

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие пространственных представлений.

По памяти,  из имеющихся наборов соответствующих геометрических фигур выкладывают на своих столах точно такое же сочетание фигур, какое им было представлено психологом.

Подбирают  к пословице, близкую ей по смыслу другую пословицу, выражающую сходную главную мысль.

Выполняют  задание на точное следование инструкции.

13.

Диагностика эмоционально-волевой сферы. Диагностика познавательной сферы

Выбирают одно из слов, которое  правильно закончит начатое предложение, выделяют существенные признаки предметов обобщают, исключают лишнее, устанавливают логическую связь между словами.

14.

Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»).

Развитие глазомера и зрительно-моторных координаций.

Из 10 предъявленных набора из 5 слов находят понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое - его часть. Находят как можно больше значений одного слова (Н-р: «фигура» - геометрическая фигура, фигура человека, фигура высшего пилотажа).

Вырезают заданные фигуры.

15.

Развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения).

Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

Из набора слов находят 2 понятия, одно из которых обозначает причину, другое –следствие.

Решают 9 задач, связанных с анализом отношений изображений, размещенных в определенном порядке.

16.

Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений).

Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

Ищут причину определённых событий и обсуждают варианты.

Находят как можно больше значений одного слова (Н-р: «фигура» - геометрическая фигура, фигура человека, фигура высшего пилотажа.).

17

Развитие опосредованной памяти.

Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»)

Запоминают трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков, т.е. обозначают  эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.

Определяют общий признак предложенных   предметов.

18

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие пространственных представлений.

Своими словами объяснить смысл пословиц. 

При помощи набора фигур (больших и маленьких) на игровом поле  выкладывают соответствующие фигуры, по инструкции.

Раскрашивают  изображение кубика так же, как на образце, учитывая, что кубик для раскрашивания имеет другое пространственное положение.

19

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания.

Определяют совпадающие в пространстве элементы, образующиеся при наложении двух рисунков. Выкладывают в логический ряд (в «вагончики») 15-20 картинок с изображением различных предметов.

Каждому ученику учитель присваивает название одной из букв алфавита. Затем придумывает слово или фразу из 2-3 слов. По сигналу ученики начинают «печатать» это слово (фразу): первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д.

20.

Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (точность).

Подбирают противоположные по смыслу слова. Находят из предложенных рисунков два одинаковых. С завязанными глазами подходят к доске, пишут мелом какое-либо слово, садятся на свое место, опять подходят к доске, берут тряпку и стирают написанное слово, затем снова возвращаются на свое место.

21.

Развитие вербального мышления (выявление отношения  противополож-ности).

Развитие мышления (абстрагирования).

Подбирают противоположные по смыслу слова. Собирают  логическое домино.

22

Развитие произвольной памяти.

Развитие понятийного мышления.

Развитие пространственных представлений

На плакате с изображением птиц, находят рисунки, соответствующие предложенным критериям.

Ловят мяч, если слово соответствует заданной теме, либо отбивают его, если не соответствует. На плакате с изображением кубиков, находят одинаковые.

23

Развитие опосредованной памяти.

Развитие глазомера и зрительно-моторных координаций

Запоминают слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков, т.е. обозначают эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова. 

Вырезают заданные фигуры.

24

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие произвольности движений»

На большом квадрате, разделенному на 9 клеточек, в центре которого сидит «муха», по инструкции психолога, мысленно следят за перемещениями «мухи» и отвечают, в каком квадрате оказалась муха в результате нескольких перемещений.

Решают 9 задач, связанных с анализом отношений изображений, размещенных в определенном порядке. Запоминают расположение изображений кружков на доске. После чего  с завязанными глазами по очереди подходят к доске и в центре каждого кружка ставят свой знак (один – «галочку», другой - «крестик», третий - «треугольник»).

25

Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений.

Разгадывают ребусы, собирают  логическое домино. На плакате с изображениями развертки куба и трех кубиков  рассматривают развертку куба и выбирают кубик, который можно из нее сделать.

26

Развитие произвольного внимания.

Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

На таблице с числами белого и черного цветов от 1 до 12, написанных не по порядку  называют и показывают  числа сначала только черного цвета от 1 до 12 в возрастающем порядке, затем только числа белого цвета от 12 до 1 в убывающем порядке и т.д. Делятся на 3 команды, выбирают 3 четверостишья, друг за другом  по очереди читают только первую строчку каждого стихотворения, затем только вторую, третью и, наконец, четвертую. После этого ученики из первой группы пересказывают содержание первого стихотворения, из второй - второго, из третьей - третьего стихотворения.

27

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания

Выкладывают в логический ряд (в «вагончики») 15-20 картинок с изображением различных предметов. Проигрывают ситуации, когда человек  слепой, и глухой.

28

Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (помехоустой-чивость).

Определяют общий признак предложенных   предметов. На плакате с изображением «разорванной» ленточки и набором вкладышей определяют, какие именно вкладыши заполнят вырезы в ленточках. Делятся на две команды и каждая команда, выстроившись в шеренгу, выполняет одно и то же заданное упражнение, но в разном темпе.

29

Развитие понятийного мышления (обобщение). Развитие мышления (абстрагирование)

Подбирают общее понятие для предложенных пар слов. 

Собирают  логическое домино

30

Развитие понятийного мышления (обобщение). Развитие мышления (абстрагирование).

Подбирают общее понятие для предложенных пар слов. 

При помощи набора фигур (больших и маленьких) на игровом поле  выкладывают соответствующие фигуры.

31

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие непосредственной памяти.

Развитие смысловой вербальной памяти.

На плакате с рисунками автобусов отыскивают в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами, ту, которая подходит на свободное место между автобусами.  

Запоминают рисунки автобусов, затем по памяти отвечают на вопросы о каких-либо признаках того или иного изображения. 

Прослушивают  слова, и мысленно объединяют в группы по смыслу, что облегчает запоминание.

32

Развитие вербального мышления (отношения по-следовательности) .

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие произвольных движений.

Подбирают к заданным понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях последовательности. 

Психолог  читает какой-либо рассказ в течение 1-2 мин. Каждый ученик должен указать, сколько в рассказе слов, отмечая во время чтения каждое слово одним штрихом. 

Выполняют динамическое упражнение.

33

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие осязательного восприятия.

Решают 9 задач, связанных с анализом отношений изображений, размещенных в определенном порядке. Запоминают слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков, т.е. обозначают эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова. 

С закрытыми глазами, карандашом водят по предмету, постукивают  по нему, но не дотрагиваются до него ничем, кроме карандаша, стараются  определить, что это за предмет, размеры, материал, из которого он сделан.

34

Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сфер

Выполняют дидактические задания, выбирают одно из слов, которое  правильно закончит начатое предложение, выделяют существенные признаки предметов, обобщают, исключают лишнее, устанавливают логическую связь между словами. Отвечают на вопросы анкеты.

8. Описание материально- технического обеспечения

образовательного процесса

Информационно-методические ресурсы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования, обучающихся с задержкой психического развития одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

«Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов» Н.П. Локалова - М.: «Ось-89», 2006;

«Педагогическая коррекция» Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.

Концепции и методы психологической помощи/ Елизаров А.Н. Ось – 89, 2007.

Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М. --Тула, 1993

http://festival.1september

http://pedsovet.org

http://metodist.ru
Материально-технические ресурсы

аудиторная доска с магнитной поверхностью,  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, локальные школьные сети,  выход в Интернет, стол учителя, парта ученическая,  жалюзи, компьютерный стол, шкаф для хранения литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 1 (доп.) кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 1 (доп.) кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. (Вариант 1)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие эмоционально – волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на занятиях ГПД»

Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка пс...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...