Коррекционно-развивающая программа для профилактической работы с детьми группы риска (индивидуальных занятия) «Ветер перемен».
статья

Термин «подростковая (юношеская) делинквентность», появившейся в 80 – 90 –е годы в США, часто переводится на русский язык как «преступность несовершеннолетних» и означает нарушения закона  несовершеннолетними,  т.е. молодыми людьми в возрасте до 18 лет.

         Делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения личности подростка является одной из наиболее опасных форм девиаций, проявляющаяся в воздействии на психику несовершеннолетнего целого комплекса отрицательных социально-психологических, психофизиологических факторов, проявляющихся в семейном неблагополучии, акцентуированности черт характера, психотравмирующими факторами, ситуационными особенностями и как следствие совершения различной тяжести правонарушений (С.А. Кулаков, 2001; В.Д. Менделевич, 2001; Е.В. Змановская, 2006; Е.Н. Кондрат, 2006) [4, 7, 12, 16].

                   Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

           Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения, которые объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации. Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает процесс против действительности или кажущейся несправедливости взрослых [с. 342].

        Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет социальные причины - недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. (Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983).

   

          Выделяют десять основных вариантов отклоняющегося поведения:

  1. уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;
  2. систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;
  3. антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;
  4. антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;
  5. антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;
  6. злоупотребление алкоголем;
  7. употребление наркотических и токсических веществ;
  8. уходы из дома, бродяжничество;
  9. азартные игры;
  10. прочие виды отклоняющегося поведения.

      Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения как, преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного   принуждения – наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления – 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление строгого выговора, помещение в специальное  учебно- воспитательное учреждение и др.)

      Любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение не одобряемое законом, - делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Юридический термин «подростковая делинквентность» был введен для обозначения деяний юных правонарушителей с целью не клеймить их как «преступников», а выделить несовершеннолетних из основной массы и иметь возможность обращаться с ними иначе, чем со взрослыми преступниками. В большинстве случаев их судят в специальных судах по делам несовершеннолетних, и судьи всегда стараются выносить как можно более мягкий приговор. Подростки, состоящие на учете в комнате полиции, - делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решетку.  

Необходимо отметить следующие составляющие личности с делинквентным поведением:

- постепенное усугубление отдельных негативных качеств личности, складывающихся в криминогенный комплекс;

- особое стечение обстоятельств и действие факторов, приводящих к "сонастройке" и взаимодействию криминогенных качеств, их развитию и фиксации;

- фоновым условием для образования и развития криминогенного комплекса является наличие у подростка общих трудностей и отставания в развитии личности;

- наличие криминогенного комплекса делает подростка нечувствительным к воздействию воспитательных мер, направленных на коррекцию отдельных сторон его личности.

         Остается открытым вопрос о том, стремится ли подросток перестроить отношения и поведение, которые противоречат нормам социума.

          Таким образом, можно прийти к следующему выводу, что особенностями проявления делинквентного поведения у подростков присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних – наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение,  сверхценные увлечения.

          Делинквентное поведение подростков - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это недостаточное или чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. У благополучной семьи, например, ребенок «самый-самый». Такой ребенок останется инфантильным, в жизнь вступит без подготовки, с характером трудным, неустойчивым. Эгоизм, себялюбие, желание жить за счет других - вот черты его характера в будущем, нелегко придется ему среди нормально воспитанных людей, а обществу трудно будет удовлетворить все его прихоти. Или в семье ребенок брошен на произвол судьбы. Никто, нигде его не учил, как должен вести себя человек нормальный. Для того, чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно преодолевать возникшие препятствия. Сегодня высказывается мнение, что подросток должен быть не ограничен в свободе развития. Тогда он вырастет личностью. Но, может, одному из ста, при благополучном стечении обстоятельств, и посчастливится вырасти личностью, то есть нормальным человеком, но остальным свобода принесет только девиантное поведение.

          Семейное неблагополучие, школьная дезадаптация, такие травматические события, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком в семье и вне семьи - эти факторы выступают на первый план при обсуждении нарушенной "социальной экологии " как условий жизни подростка. Это во многих случаях сопровождается полной безнадзорностью, что неблагоприятно сказывается на подростках. Тенденции криминализации подростковой среды рассматриваются в связи с такими факторами, как проживание ребенка в неполной семье, из-за чего он лишается необходимых моделей поведения для множества ситуаций, распространение в среде подростков курения и злоупотребление наркотическими веществами, внедрение в сознание агрессивных моделей поведения благодаря специальному построению программ телепередач (в частности, рекламы).

            При воспитании в семьях, где имеются отчим или мачеха, наблюдается неблагоприятный психологический климат в связи с натянутыми отношениями между подростком и приемными родителями. Особенно это выражено, когда заключается новый брак, когда ребенок уже находится в подростковом возрасте.

            Уровень образования родителей сам по себе не играет решающей роли как фактор, способствующий делинквентному поведению подростков. Даже при высоком уровне образования в отношениях между супругами часто возникают разного рода неудовлетворенность. Это порождает натянутые отношения, неискренность, порой открытую вражду. У таких родителей нет единства в воспитании детей, чаще всего оно отодвигается на второй план, что остро чувствуют и переживают дети. Большинство подростков выражают неудовлетворение семьей. Невнимание родителей к их интересам, неспособность удовлетворить духовные запросы и ожидание, потребность в интимно-личностном общении, в ощущении собственной значимости служат источником отчуждения ребенка от семьи, которое быстро углубляется. Альтернативу семье в личностном общении подростки находит в уличной компании, где они видят почву дли самоутверждения, где их понимают и поддерживают их друзья.

         В.С. Мухина, рассматривая вопросы социализации и индивидуализации личности в обществе, подчеркивает, что предрасположенность к делинквенции различной степени закладывается с детского возраста, причем не в последнюю очередь благодаря родителям. «Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в положительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия к людям» [c. 183]

          Влияние семьи, семейных отношений и стиля семейного воспитания на поведение ребёнка носит системный характер. Причем семья имеет, как минимум, два уровня. Первый – это своеобразие личности и поведения каждого члена семьи по отношению к другому члену семьи и второй – это количественно-качественные характеристики межличностного взаимодействия членов семьи. Ребёнок нарушает поведение, опираясь на «родительский образец», а также в результате неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего при неблагоприятных внутрисемейных отношениях.

         В. Н. Кудрявцев указывает на состояние отчуждения преступника от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Так, 10 % агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве (в «нормальной» выборке только 0,73 %). (Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. — М., 1998).

         Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

— фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

— физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

— недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

— острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах

— потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

— чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам [с. 61]; (Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. — Свердловск, 1988).

— несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

— смена родителей (опекунов);

— хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

— нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

— усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

        Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. (Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.) [с.52-53].

     Особое влияние оказывает и кризис системы образования. С началом радикальных экономических и политических преобразований возникли совершенно новые проблемы, несуществовавшие ранее. С одной стороны, с изменением общества нужна модернизация образования с целью обновления его содержания, с другой стороны, все больше коммерциализируется образование как таковое. Это является достаточно негативным признаком, так как ограничения доступа образования оборачиваются для общества серьезными социальными издержками – криминализацией части молодежи, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями. Коммерциализация образования снизила доступность культуры, профессиональных знаний для большинства молодых людей из малоимущих слоев населения, желающих стать специалистами. Очередная реформа школы фактически свелась лишь к созданию элитарных, преимущественно частных учебных заведений, что в определенной мере удовлетворяет образовательные потребности незначительной части населения –людей с высокими доходами, но в еще большей степени способствует социальному расслоению, затрудняет раскрытие способностей подростков из бедных слоев общества. В результате проведенного исследования, согласно экспертным оценкам, на недостаточную квалификацию учителей, воспитателей указало 10 % экспертов, на кризис системы образования – 35%, на влияние коммерциализации образования – 60% и на излишнюю стигматизацию несовершеннолетних– 20 %.

       Одним из негативных условий формирования делинквентного поведения подростков является раннее начало трудовой деятельности. Сегодняшние подростки переживают процесс социализациии приобщения к труду в условиях трансформации социально-экономических отношений. Трансформация в России обусловила применение различных нелегальных форм, в частности связанных с вовлечением безнадзорных подростков в криминальный бизнес.

       Отмечая досуговую сферу подростков, сегодняшние тенденции связаны в основном с неблагоприятными изменениями, произошедшими в обществе. Досуговая сфера также коммерциализируется. Кроме того, если ранее формированию жизненного интереса и творчества во многом способствовали работа детских кружков, секций, привлечение подростков к работе в оперативных комсомольских отрядах по охране общественного порядка, то сейчас подростки в силу своей безынициативности не посещают подобные заведения (речь идет не только о платных, но и бесплатных кружках, спортивных секциях, которые существуют). По данным экспертных оценок, в результате проведенного исследования негативными условиями досуговой сферы являются: работа секций, кружков перестала выполнять свое предназначение – отметили 10% экспертов; коммерциализацию досуговой сферы – 40 %; проведение досуга в неформальных подростковых группах – 15 %; возросшую безнадзорность и беспризорность – 55 %.

     Особым фактором, влияющим на формирование делинквентного поведения подростков, является, негативное влияние СМК (Система массовой коммуникации). Методологической основой изучения негативного влияния средств массовой информации стали работы У.Ландена, Г. Манхейма, У. Хили, С. Барта, А. Турена, М. Понятовского, Н. Лумана, Д.Беллаидр. Так, проведенный в результате исследования контент-анализ художественных фильмов показал, что в дни школьных каникул 54,4 % составляли фильмы с демонстрацией убийств, агрессии, насилия на телеэкране. Кроме того, исследования показали, что среди фильмов детективного жанра стали преобладать фильмы отечественного производства, где демонстрация насилия и агрессии наиболее откровенна (из 107 фильмов детективного жанра, только 59 зарубежного производства). В результате проведенного исследования 100 % экспертов указали на наличие связи между средствами массовой коммуникации делинквентными проявлениями подростков. Исследования, показали, что современные подростки в среднем 4 часа в день проводят за телевизором и компьютером. (Сулейманова С.Т. диссертация на тему: Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе).

      У большинства делинквентных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.  Когда становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут более острых и сильных ощущений, в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации. Нарушения поведения, делинквентность прежде всего обусловлены желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12—14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.

            Живут только настоящим, желая извлечь из него максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны первые побеги из дома и из интернатов. Повторные же побеги нередко обусловлены тягой к «свободной жизни».

             Зафиксированы следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует интерес к учебе и познанию. Подростки – делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся поведением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность.

            Личностные особенности делинквентных подростков свидетельствуют о деформации их характера: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции взрослого; заниженная у половины подростков потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением. Игнорирование девиантов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения.

        Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить о их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг.

         В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации, можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность.

         При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи. При социальной запущенности, наряду с асоциальным поведением, резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой" жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

         Однако как среди несовершеннолетних, так и среди более взрослых преступников и большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении, либо оправдывают себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

     Наше будущее - в детях, в подрастающем поколении, истина всем хорошо известная и понятная. Но в нашем государстве детство не оформлено как особое социальное явление, до настоящего времени не получило статус приоритетной защиты общества и поэтому положение детей и подростков может быть охарактеризовано как социальная и культурная депривация. .К основным показателям депривации  могут быть отнесены: низкая рождаемость, высокая смертность, ухудшение здоровья, а так же детская и подростковая преступность, правонарушения, рост социального сиротства,

     Как часто дети  совершают  необдуманные поступки, переходящие грань, за которой обычная жизнь обрывается  и следует другая жизнь, когда мир вдруг сдавливают четыре стены, а огромное небо уменьшается в маленький зарешеченный квадрат.

     Преступление. Дети редко совершают преступления обдуманно. Чаще эта беда обрушивается на них случайно, от стечения обстоятельств, от отсутствия самоконтроля.

     Простая игра, озорство могут вдруг обернуться преступлением. Недаром Корчак говорил, что «Лев ни тогда опасен, когда сердится, а когда разыграется, хочет пошалить, »

     Актуальность исследования проблемы социально- педагогической запущенности «трудновоспитуемых подростков» занимает одно из центральных социально-педагогических проблем общества. Особенно она актуально сегодня в связи с тем, что подростки, живя в современном противоречивом мире, зачастую хотят быть свободными от установленных веками норм общечеловеческого поведения, нравственных ценностей и сложившихся в обществе законов межличностных отношений.

     Для того чтобы помочь подросткам с девиантным и делинквентным поведением адаптироваться в социуме, для систематизации и улучшения результативности  работы с данной категорией несовершеннолетних  мною разработана  программа «Адаптация» Данная программа состоит из серии специально организованных занятий, составлена на основе авторской программы «Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям» А.Ф.Березина и Н.Н.Березиной.. Данная  программа рассчитана на индивидуальные занятия с подростком, имеющим отклонения в поведении. Объем программы – 15занятий. Продолжительность одного занятия – 30-40 минут.

Цель: адаптация подростков с девиантным и делинквентным поведением в социуме, формирование личностных нравственных качеств подростка.

Задачи:

помощь « трудным» подросткам преодолеть возникший кризис  и самостоятельно изменить свою жизнь,

- перестройка отношений «трудного» подростка (снять настрой у подростка на ситуацию конфликта в отношениях с учителем, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, к себе).

- перестройка воспитательной ситуации в семье, коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем, включение «трудного» в общение со сверстниками, системы деловых и межличностных отношений, в коллективно-организуемые виды деятельности).

- пропаганда здорового образа жизни.

Методы работы:

- метод наблюдения;

методы диагностики личности, семьи социума;

- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

- методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирование и приобщение к действию, положительный пример);                                                                                                                                                                                                                                  -метод содействия и сотворчества;

- организационно-распорядительные методы (инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика).

Формы работы:

- индивидуальная работа;

- индивидуальное консультирование

Ожидаемые результаты:

- формирование у « трудных» подростков самостоятельности в оценки своих поступков, умение видеть их положительные  и отрицательные стороны, причины и самому находить путь дальнейшего поведения,

- адаптация «трудных» подростков  т.е. усвоение ими образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе,

- формирование у «трудных» подростков процессов приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых подросток приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни общества.

- формирование у «трудных» подростков умение видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развитие сознания причастности к своему коллективу и к социальному целому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno.docx64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа для  профилактической работы с детьми группы  риска

(индивидуальных занятия)

«Ветер перемен».

         

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Цели и задачи

Кол-во часов

Занятие №1

«Прогноз погоды».

формирование адекватной оценки основным эмоциональным состояниям.

1

Занятие №2

«Хороший друг».

Развитие навыка налаживания дружеских отношений.

Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников.

1

Занятие  №3

«Значимый человек».

 Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения..

1

Занятие  №4

«Разговор со взрослым».

Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми.

1

Занятие №5 

«Я хочу сказать «Спасибо»».

Дать возможность осознать, как важно проявлять в жизни чувство благодарности к людям; показать роль дружбы в жизни человека; объяснить, что способность иметь друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих.

1

Занятие №6 «Агрессивное поведение».

Разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

1

Занятие№7 «Портрет твоего врага».

В проективной форме обнажить агрессию для активизации дальнейшей работы.

1

Занятие  № 8

«Шутливое письмо»

Сформировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях.

Занятие №9

«Любовь и злость».

Сформировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях.

1

Занятие №10

«Что, когда и кому я должен?!

Овладение навыками позитивного поведения.

1

Занятие №11

«Без рук.»

1. Развитие конструктивных навыков общения.

2. Развитие толерантного отношения друг к другу.

1

Занятие №12

«Банк переживаний».

1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального  реагирования.

1

Занятие №13

«Словарь чувств».

 Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального  реагирования.

1

Занятие №14

«На ошибках учатся».

Формирование основ толерантной коммуникативной культуры:

- раскрытие содержания понятий «позитивное и негативное мышление»;

- преодоление у  воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях;

- овладение навыками позитивного мышления.  

1

Занятие №15

«Была бы проблема!».

Отработка навыков преодоления трудностей.

1

Занятие 1. «Прогноз погоды».

Цели и задачи: формирование адекватной оценки основным эмоциональным состояниям.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Прогноз погоды».

Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже ваше настроение? На какую погоду? Цветок?»

 3.Игра  Умение управлять своей реакцией.

Запрещается говорить «да» и «нет», называть цвета: «голубой», «зеленый», «желтый». Отвечать быстро.

Вопросы:

  • Вы любите лето?
  • Вам нравится зелень парков?
  • Какого цвета небо летом?
  • Какие цвета летом основные?
  • Вы любите солнце?
  • Какого цвета песок у моря?
  • Могут ли быть огурцы только зеленого цвета?
  • Встречаются ли абрикосы других цветов? Каких?
  • Загорать – это ваша стихия?

4. «Самопохвала».

 Предлагается похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.

 Это упражнение очень важное, так как помогает участнику осознать, что самопознание — тяжелый труд.

5.Упражнение-релаксация.

    Внимательно следите за своим дыханием, за тем как воздух проходит через нос. Попробуйте заметить, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своём дыхании несколько минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

6.Рефлексия.

  • Что я сегодня узнал нового о себе и других?
  • Как вы чувствовали себя во время занятий?
  • Что понравилось, что не понравилось?
  • Что было сложным для вас?
  • Что было для вас важным?
  • Какой опыт вы приобрели?
  • Как новый опыт повлияет на вашу жизнь?

Занятие №2. «Хороший друг».

Цели и задачи: 

  • Развитие навыка налаживания дружеских отношений.                        
  • Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Хороший друг».

Инструкция:

  • Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. А можешь подумать и том, с кем только собираешься подружиться.
  • Что ты можешь сказать об этом человеке?
  • Что вы любите делать вместе?
  • Как выглядит твой друг?
  • Что тебе больше всего нравится в нем?
  • Что вы делаете для того чтобы ваша дружба больше и больше крепла?

Обсуждение ответов.

Вопросы для обсуждения:

1.Как человек находит друга?

2.Почему так важны в жизни хорошие друзья? 

3.Упражнение «Каков я? Кто я?».

Познание самого себя (самопознание) предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать и помогать ему реализовывать себя как личность. Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире – всегда было его важной потребностью.

1 вариант

«Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, с помощью схем. цвета, коллажа или как-то еще, как вам захочется. Для рисования вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности.

2 вариант

Вообразите, что мир, в котором мы живем, является Вселенной, а каждый человек — планета в ней. Если бы вы были планетой, то какой! Представьте ее, а затем с помощью карандашей или красок изобразите на бумаге.

Ведущий включает медитативную музыку, и участник занятия рисует свои планеты.

По завершении упражнения ведущий предлагает участнику  на обратной стороне листа написать 5 характеристик своей планеты, ответив на вопрос — какая она?

Например: зеленая, цветущая, яркая, большая, добрая.

Или: суровая, сильная, быстрая, красивая, холодная.

3 вариант

Я думаю, что я ……

Другие считают, что я ….

Мне хочется быть …..

Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов

 «Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».

4.Упражнение «Найди свою звезду».

 Цель: даёт возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себя.

 Инструкция: Закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха…(музыка)

 -А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других- бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

 -посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду себе. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напоминает о минутах счастья, радости, удачи. Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотронуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

   А теперь сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, фломастеры и нарисуйте свою звезду. Напиши в ней свои достоинства, чем вы можете гордиться.

5.Рефлексия

1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

2. Как вы чувствовали себя во время занятий?

3. Что понравилось, что не понравилось?

4. Что было сложным для вас?

5. Что было для вас важным?

6. Какой опыт вы приобрели?

7. Как новый опыт повлияет на вашу жизнь?

Занятие №3.  «Значимый человек».

Цели задачи: развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Значимый человек».

Инструкция:

Вспомни какого-нибудь человека, который играет важную роль в твоей жизни. Это может быть человек, которого ты любишь, или человек, с которым у тебя есть проблемы. А теперь представь себе, что  этот человек будет рассказывать о себе. А теперь представь себе, что  этот человек будет рассказывать о себе. Пусть он опишет, что он думает или чувствует. Запиши то, что он говорит, от первого лица, например: «Меня зовут… Я очень люблю… А еще мне нравится…» (5-10минут).

        А теперь ты можешь записать то, что ты сам хотел бы сказать этому человеку. Возможно, ты захочешь сказать ему, что тебе в нем нравится; возможно, выскажешь какое-то свое пожелание. Возможно, тебе захочется попросить его, чтобы он что-то делал по-другому (5минут).

Вопросы для обсуждения:

  • Какого значимого для себя человека ты выбрал?
  • Было ли трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?
  • Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?
  • Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя?

3.Методика «Моя вселенная».

Предлагается на листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений:

Мое любимое занятие…

Мой любимый цвет…

Мой лучший друг…

Моё любимое животное…

Моё любимое время года…

Мой любимый сказочный герой…

Моя любимая музыка…

4.Игра «Ярмарка достоинств».

Ведущий предлагает  на одном листе, под надписью «Продаю»,  написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести.

Вопросы для обсуждения:

  • Трудно ли было признавать свои недостатки?
  • Были ли вы откровенны в оценке своих достоинств?

 5.Упражнение-релаксация.

Понаблюдайте за окружающими звуками. Старайтесь воспринимать физическую сторону звука: там звук, здесь звук. Попробуйте не придавать звукам какого-то особенного значения. Если рядом говорит кто-то, попробуйте представить себя животным, не понимающим человеческой речи. Понаблюдайте за своими мыслям. Попробуйте и к своим мыслям отнестись как к ничему не обязывающему, постороннему явлению.

6. Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2. Что было для вас важным?

 3. Как новый опыт повлияет на вашу жизнь?

Занятие №4.  «Разговор со взрослыми».

Цели и задачи:  развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Разговор со взрослыми».

Инструкция:

Иногда у подростков складывается впечатление, что взрослые не хотят их понимать. Вспомните конкретную ситуацию, когда взрослые (Учителя, родители и др.), по-вашему мнению, не хотят вас слушать. Теперь возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете попытаться им объяснить свою позицию. Запишите пять вариантов того, что вы могли бы им сказать (5-10 минут).

        Теперь еще раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов разговора. Поставьте «плюс» около трех формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте «минус». Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около нее знак вопроса.

Вопросы для обсуждения:

  • С какими взрослыми ты хорошо ладишь, а с какими – плохо?
  • Бываешь ли ты слишком неуверенным или слишком дерзким?
  • Что ты сам можешь изменить для того, чтобы лучше ладить со взрослыми?
  • Как ты можешь учесть характер того или иного взрослого, чтобы бесконфликтно взаимодействовать с ним?
  • Насколько хорошо ты понимаешь взрослых?
  • В каких вещах тебе с трудом удается понять взрослых?
  • Представь себе, что ты сам действуешь на нервы окружающим. Как другому человеку лучше тебе об этом сказать?

3. Упражнение. «Объявление «Ищу друга»».

«Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто пытается найти друзей или единомышленников. Мы попробуем  тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга».

Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним».

4. Упражнение «Футболка с надписью»

Представьте, что вам дали возможность написать на своёй футболке, какую - то надпись (девиз, пословицу, любимое изречение). Важно, чтобы она рассказывала о вас, отражала ваше отношение к жизни.

5.Упражнение-релаксация.

Перед началом упражнения займите удобное положение. Желательно откинуться на спинку кресла или стула, ноги опустить на пол. Руки либо положите на колени, либо оставьте свободно свисать в воздухе. Глаза обязательно нужно закрыть и не открывать их до конца упражнения (данная рекомендация  относится и к этому, и ко всем последующим пунктам). Это поможет вам лучше сконцентрироваться, почувствовать свое тело.Теперь максимально расслабьтесь и представьте, что в вашей правой руке вы держите целый лимон. Сожмите его изо всей силы! Сжимайте так, будто бы хотите выжать из него как можно больше сока. Почувствовав достаточное напряжение в руке и ладони, выброси лимон. Затем мысленно представьте другой, еще более свежий целый лимон. Повторите с ним то же самое, сжимая еще сильнее, чем первый раз, затем энергично выроните его. Процесс выдавливания лимонного сока до капельки повторите для левой руки. Только после окончания этого упражнения для релаксации можно открывать глаза.

6.Рефлексия

 1.Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие №5.  «Я хочу сказать «Спасибо».

Цели: дать возможность осознать, как важно проявлять в жизни чувство благодарности к людям; показать роль дружбы в жизни человека; объяснить, что способность иметь друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Я хочу сказать «Спасибо»».

Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим "спасибо". Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово "спасибо" приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча. В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать "спасибо", и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со слов: "Я хочу сказать "спасибо"..."

3. Упражнение «Телеграмма».

Психолог предлагает написать на бланке телеграммы с представленным именем адресата, только хорошее об этом адресате.

4.Упражнение «Ласковое слово»

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

Ход упражнения: Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.

Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?

Когда вам что-то требуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?

Или когда у вас хорошее настроение?

Часто ли вы делаете это?

Если нет, то почему?

Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям?

Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами?

А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение

5.Упражнение «Эмиграция».

Представим, что вы захотели уехать совсем из этого города. Подумайте, кого бы из людей, с которыми вы общались здесь, может высказать вам свои слова благодарности; сколько их, какие отношения у вас с ними? Обсуждение

А теперь пришла пора «наградить» ваших близких, родных, знакомых, какими - нибудь тёплыми словами. Как вы их называете постоянно. Как реагируют на это люди? Что мешает проявлять вам теплые чувства? Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще всего, в каких нет?

6.  Упражнение-релаксация.

Можно выбрать любое из более приятных вам исходных положений: сидя или стоя. Закройте глаза и вообразите себя ленивой кошкой или котом. Начинаем потягиваться подобно этим грациозным животным. Руки вытягиваем вперед, затем поднимаем вверх над головой, теперь откидываем назад, тянемся-тянемся и окидываем руки вниз к бокам резко и с расслаблением. Затем снова повторяем тоже самое, тянемся к потолку, откидываем руки назад и возвращаемся с упоением и наслаждением в исходную позу.

7. Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие № 6. «Агрессивное поведение».

Цели и задачи: разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Агрессивное поведение»

Цели: В ходе этого упражнения психолог поможет   разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)

 А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

 Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

 На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

  • Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"?
  • Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?
  • Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?
  • Как ведет себя жертва агрессии?
  • Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?
  • В чем проявляется равноправие между детьми?
  • Как бы ты описал свое собственное поведение?

3. Упражнение «Я – реальный, я - идеальный» .

Я- реальное –внешность, поступки, способности, качества, мысли, чувства, ценности, мечты и т. д., осознающиеся человеком.

Я- идеальное – представления о внешности, способностях, качествах, которые хотелось бы иметь.

Я – зеркальное – представление других людей о тебе, твоих качествах, способностях, поступках, мыслях.

Работа подростка с таблицей.

  1.  Я - реальное        

Я - идеальное        

Я - зеркальное

Представление о том, кто я есть на самом деле.        

Представление о том, каким Я хотел бы быть.        

Представление о том, как меня воспринимают окружающие.

        

2        Я - реальное

Я - идеальное        

Я - зеркальное

Какие качества ты больше всего ценишь в себе?        

Чем гордишься?

Существует ли человек, на которого ты хотел бы быть похожим? Что бы ты хотел изменить в себе?         

Что думают о тебе сверстники? Что думают о тебе  взрослые?

        

        

4.Упражнение « Моё Я».

Психолог предлагает нарисовать Я – реальное, Я – идеальное, Я – зеркальное. ( рисование 15-20 минут под спокойную музыку)

Ответить на вопрос: какое из трёх Я самое важное для тебя сейчас и почему?

5.Упражнение-релаксация.

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

6.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие №7. «Портрет твоего врага».

Цели и задачи: в проективной форме обнажить агрессию для активизации дальнейшей работы.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Портрет твоего врага».

Цель: в проективной форме обнажить агрессию для активизации дальнейшей работы.

Время: 10 минут.

Материалы: листы бумаги и карандаши.

Техника проведения: участникам предлагается нарисовать портрет человека, к которому они питают самые негативные чувства или агрессивные намерения, или написать его имя уродливыми буквами. Когда это будет сделано, все должны одно¬временно по команде скомкать или разорвать листы и бросить в приготовленную корзину для бумаг.

Инструкция: «Нарисуйте на листе бумаги портрет человека, к которому испытываете самые негативные чувства, или напишите его имя уродливыми буквами. Затем по команде скомкайте или разорвите листы и бросьте в приготовленную корзину».

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы испытывали, когда рисовали портрет своего недруга?
  • Что вы чувствовали, когда разрывали получившийся портрет?

 3. Упражнение «Злая фигурка».

Цель: перевести агрессивно настроенных участников из негативного эмоционального состояния в позитивное.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Психолог предлагает собрать фигурку из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом участнике группы. Участники по очереди отдают на общее дело свои отрицательные качества («когти», «зубы», «шипы», «жала»). Существо, получившееся в итоге, полностью состоит из угловатого, кусающего, царапающего монстра. Затем его «сажают» на пустой стул и по команде, с одновременным нажатием кнопки, осуществляется «старт стула» в виртуальное межзвёздное пространство, где оно канет навеки.

Инструкция: «Давайте соберем фигурку из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом из нас, а затем отправить в виртуальное межзвездное пространство, где оно навеки канет в пучину забвения».

Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства вы испытывали, когда собирали «злую» фигурку?
  • Какие чувства у вас вызвала получившаяся фигурка?
  • С каким настроением вы с ней прощались?

4.Упражнение-релаксация.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт  и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

5.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие № 8. «Шутливое письмо»

Цели: Сформировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Шутливое письмо».

Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

 Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ упражнения:

  • Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?
  • Что было при этом труднее всего?
  • Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?
  • Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?
  • Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?
  • Когда полезно смеяться над конфликтом?

3.Упражнение Проективное рисование.

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния.

Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Сядьте поудобней, расслабьтесь, сделайте 2 — глубоких вдоха и закройте глаза.

Сосредоточьтесь и вспомните ваше любимое место. Это самое безопасное место, где вы себя

чувствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки

цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом,

побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. Сделайте 2— 3 глубоких вдоха и откройте глаза. Возьмите бумагу и цветные карандаши, постарайтесь

нарисовать это место.

Теперь покажите картину своего безопасного места и расскажите о нем: где это, что там

происходило. Поделитесь с группой чувствами, которые испытали тогда, когда мысленно

находились в этом месте. О чем думали? Есть ли такое место сейчас. Чем оно похоже на то

место, которое вы видели, чем отличается?

4.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

 

Занятие № 9. «Любовь и злость».

Цели: Овладение навыками позитивного поведения.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Любовь и злость».

Цели: В ходе этого упражнения  необходимо обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям можно одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с этим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста,  и закройте глаза.

 Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: "Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради". Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: "Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки". Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: "Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе". (1-2 минуты.)

 А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: "Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня" или: "Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки". (1-2 минуты.)

 А теперь подумай немного о том, кто в группе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)

 Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

А сейчас мы можем обсудить, что ты пережил в своем воображении.

. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды нужно заметить, что чаще всего мы  отвергаем не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

  • Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?
  • А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?
  • А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?
  • Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?
  • Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?
  • Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?
  • Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

3.Упражнение « Незаконченные предложения».

Я радуюсь, когда…

Я грущу, когда,  …

Я нервничаю, когда…

Я горжусь, когда…

Я тревожусь, когда…

Я спокоен, когда…

Я злюсь, когда…

Я боюсь, когда…

Я люблю, когда…

4Упражнение « Моя полянка».

Психолог предлагает в занять удобную позу, сидя в кругу, закрыть глаза и представить ( спокойная музыка)

« Все мы находимся на полянке, каждый на своей. У кого – то она маленькая, у кого – то большая. У кого – то светит солнышко, у кого-то идёт дождь. Какое время года на вашей полянке? Какое время суток? Кто вы на этой полянке: гриб, растение, животное, птица? Что вы чувствуете, как взаимодействуете с окружающими, если они есть?

После упражнения подростку  предлагается нарисовать свою полянку.

5.Упражнение-релаксация.

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

6.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие №10.  Что, когда и кому я должен».

Цель: Овладение навыками позитивного поведения.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Что, когда и кому я должен».

Инструкция:

        Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы сами  и несомненно хотим это делать. Например, друг приглашает тебя пойти вместе с ним в кино. А у меня в этот день нет настроения идти в кино. Надо ли мне в этом случае идти или нет? Я чувствую, что должен это сделать, ведь это же мой друг. Но в то же время я знаю,  что мне самому этого не хочется. У меня были другие планы.

        Я думаю, что это вам знакомо. Вспомните и опишите два-три случая, когда кто-нибудь ждал от вас того, чего вам делать не хотелось, и, несмотря на свое нежелание, вы все-таки сделали. Возможно, это было в школе или дома, или в какой-то другой ситуации. Как вы при этом себя чувствовали?

         А иной раз мы не делаем того, чего ждут от нас другие. Опишите два-три случая, когда вы не сделали того, чего хотели от вас другие (друзья, родители или кто-то еще) Как вы себя чувствовали в такой ситуации?

Вопросы для обсуждения:

  • Каким людям тебе труднее всего говорить «нет»?
  • Каким людям тебе легче всего говорить «нет»?
  • Если ты хочешь выполнить желание другого человека, говоришь ли ты ему четкое «да»?
  • Когда подросток должен делать то, что от него ждут, а когда не должен?

2.Упражнение «Спасибо, мне это не нужно!».

Ведущий предлагает ситуации, в которых подростку предлагают употребить алкоголь.

Подросток под различными предлогами должен отказаться.

3.Упражнение  «Стоп! Подумай! Действуй!».

Цель: Отработка уверенного и эффективного поведения.

Ведущий предлагает ситуацию, в которой присутствует реальная опасность, связанная с алкоголем. После ознакомления с ситуацией, подросток берет карточку «Стоп!», на ней раскрываются чувства, переживание, желания, которые могут возникнуть в этой ситуации. Подросток обсуждает, сходятся ли эти переживание с его личными.

        Затем берется вторая карточка «Подумай!». На ней записаны три возможные реакции. Подросток должен определить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.

        На последней карточке написано слово «Действуй!». На листке бумаги подросток должен изложить свое решение проблемы.

4.Упражнение.

Трите ладони друг о друга пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее «умойтесь» ладонями, потеребите пальцами мочки ушей, потрите уши.

5.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие №11.  «Без рук!».

Цель: развитие конструктивных навыков общения.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Без рук!».

Инструкция:

Иногда мы пытаемся доказать свою правоту во что бы то ни стало. В таком споре может не быть ничего плохого, но он может превратиться и в настоящую открытую борьбу. Вспомни тот случай, когда твой спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей дракой. Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба готовы были драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства… Опиши, что происходило тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Дай этой истории какое-нибудь название.

Вопросы для обсуждения:

  • Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?
  • Драка – это хороший способ разрешить спор?
  • Что ты может сделать, чтобы спор не превратился в драку?
  • Что ты делаешь, когда кто-нибудь оскорбляет тебя словами?
  •  В чем различие между спором и дракой?

3. Упражнение «Фантазия».

Инструкция. Необходимо ответить на следующие вопросы.

 1. Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

 2. Если бы вы могли на недельку поменяться с кем-либо местами, то кого бы (из родственников) вы для этого выбрали? Почему?

 3. Если бы добрая фея обещала исполнить три ваших желания, что бы вы пожелали?

 4. Если бы вы были три дня невидимы, как бы вы этим воспользовались?

 5. Если бы вы обладали способностью читать мысли другого человека, кого бы (из родственников) вы для этого выбрали?

 6. Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле или даже во Вселенной либо в другую эпоху, то куда бы вы предпочли отправиться?

4.Упражнение «Улыбка».

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

5.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие №12.  «Банк переживаний».

Цель: Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального  реагирования.

развитие конструктивных навыков общения.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Банк переживаний».

Источник многих проблем – чрезмерные опасения и заботы. Осложнить себе жизнь достаточно просто: надо меньше думать и переживать о том, что может случиться с нами или нашими близкими. «А вдруг…», «А что, если…». Тот, кто много размышляет об этом, тратит свои силы на переживание и преодоление того, чего нет и, может быть, никогда не будет. У такого человека не остается сил на решение отдельных вполне посильных проблем.

Инструкция:

Подумай, вспомни, о чем ты обычно переживаешь? Есть ли сейчас какая-нибудь важная проблема, стоящая перед тобой. Запиши проблему и связанные с ней переживания на небольшом листочке бумаги и положи в коробку. Храни его у себя дома. Раз в неделю в спокойной обстановке садись за стол, записывай свои  заботы и переживания и добавляйте их в коробку. Через две недели переберите свои заботы и посмотрите, что с ними стало за это время. Процедуру можно повторить через месяц и более.

Вопросы для обсуждения (минимум через две недели):

- Не исчезли ли многие заботы и переживания сами собой?

- Можно ли отличить преодолимые и непреодолимые трудности? Если да, то как?

3.Упражнение Волшебное слово «Да».

Цель: работа с различными стереотипами, Выход из привычного отношения к себе.

Инструкция: Ведущий готовит основной перечень вопросов Пример:

У тебя есть миллион рублей?

Тебе нравиться океан?

Ты творческий человек?

Ты добрый?

У тебя бывают рваные носки?

Тебе нравится танцевать?

Ты любишь кого-нибудь?

На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа,  участник должен ответить «Да».

Это упражнение позволяет посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

4.Упражнение «Врасти в землю».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

«Попробуй сильно-сильно  надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны». Это поза уверенного человека.

5.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие №13. «Словарь чувств».

Цель: отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального  реагирования.

развитие конструктивных навыков общения.

Ход занятия.

1.Привествие.

2.Упражнение «Словарь чувств».

Цель: отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального  реагирования.

Инструкция.

Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, ты можешь назвать за одну минуту. Ты будешь называть, а я считать. Теперь напиши, пожалуйста, какие чувства испытываешь после контрольной работы (1минута). А теперь вспомни значимую для тебя ситуацию. Можешь ли ты ее описать на языке чувств? (2-3 минуты).

Вопросы для обсуждения:

- С кем ты говоришь о своих чувствах?

- О каких чувствах тебе бывает легче говорить?

- О каком чувстве тебе говорить труднее?

- Какое чувство нравится тебе больше других?

- Какое, по-твоему, самое неприятное чувство?

- Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?

3. Упражнение « Мои ресурсы».

Подростку раздаются карточки с позитивными утверждениями, он отмечает те, которые ему подходят:

Я могу это сделать.

Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.

Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.

Я могу измениться так, как считаю нужным.

Я имею право вслух говорить о своём мнении.

Моё мнение может отличаться от остальных.

Я ощущаю свою ценность и уникальность.

Я понимаю , что способен на многое.

  Я осознаю богатство своего внутреннего мира.

4.Упражнение «Дыши и думай красиво».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:

мысленно

скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я спокоен» – выдохни.

Ты действительно успокоишься».

5.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие №14.  «На ошибках учатся».

Цель: Формирование толерантной коммуникативной культуры.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «На ошибках учатся».

Инструкция:

Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можешь ли ты вспомнить сейчас какую-нибудь свою большую ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, очень строго судят себя. Другие просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не создают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как ты реагируешь на свои ошибки? 

Вопросы для обсуждения:

- Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?

- Можешь ли ты, после того как совершишь ошибку, начать делать что-то другое?

- Пытаешься ли ты многократно совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать?

- Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

3. Упражнение «Закончи предложение».

Я умею...

Я хочу...

У меня есть...

Внешне я...

Мне хотелось бы 6ыть в идеале...

Мне можно

Мне нельзя...

Я могу научиться...

В группе я...

На улице я...

Дома я...

Когда окончу школу я...

Я могу быть партнером...

Я могу работать...

Я буду...

Я люблю...

Я не люблю...

Я мечтаю...

Я надеюсь...

Я верю...

4.Упражнение.

 Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

5.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?

Занятие №15 .«Была бы проблема».

Цель: отработка навыков преодоления трудностей.

Ход занятия.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Была бы проблема».

Отработка навыков преодоления трудностей.

Один из важных ресурсов преодоления жизненных трудностей – это успешный опыт такого  преодоления. «Закон накопления опыта» действует и тогда, когда речь идет о жизненных трудностях и кризисах. Чем успешнее человек справлялся с ними в прошлом, тем лучше это у него получится в будущем. Опыт преодоления трудностей есть у каждого человека. Вспомнить его, получить доступ к этому личностному ресурсу поможет упражнение, девиз которого – «Была бы проблема, а решение найдется!»

Инструкция:

Удавалось ли тебе когда-нибудь сделать что-то, что было для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты все же справился с ней! Возможно, остальные не обратили внимания на то, что ты сделал что-то очень важное для себя, но сам ты был доволен, что смог преодолеть себя и справиться с такой сложной проблемой.. Вспомни пару таких случаев из твоего личного опыта и опиши их.

Вопросы для обсуждения:

  • Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты расскажешь об этом?
  • По каким признакам окружающие могут заметить, что ты гордишься собой?
  • Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чем ты рассказал?
  • Когда тебе нужно сделать что-то очень сложное, сколько попыток ты предпринимаешь?
  • В каких случаях ты бываешь готов сделать и все бросить?

3. Упражнение «Неоконченное предложение».

Цель: самостоятельный анализ результативности деятельности, самооценка ресурсов и достижений, присвоение и переживание полученного в ходе занятий опыта.

Инструкция:

Допиши предложения:

  •  Я научился…
  • Я узнал, что…
  • Я нашел подтверждение тому, что…
  • Я обнаружил, что…
  •  Я был удивлен тем, что…
  • Самым важным для меня было…

4.Упражнение «Лимон».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руку так, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабляется, ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… И так по 3 раза на каждую руку.

5.Рефлексия.

 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?

 2.Чему я сегодня научился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения начальной школы как основа для планирования индивидуального маршрута развития обучающегося с ОВЗ.

Проблема оценки знаний учащихся с ЗПР давно беспокоит педагогов и специалистов, сопровождающих данные классы. Учителям прихо­дится самостоятельно разрабатывать контрольно-диагностические материалы по ...

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Нетрадиционный метод коррекционно – развивающего обучения - гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий.

О  нетрадиционном методе  - гимнастика Брейн Джим - познакомилась в книге.  Использую в своей работе не первый год. Простые движения и действия, которые используешь для стимуляции спосо...

Коррекционно-развивающие упражнения для самостоятельной работы дома

В этой рабочей тетради содержатся задания по развитию психических процессов учащихся начальной школы.Задания можно использовать частично, по принципу ,,от легкого к сложному,,в зависимости от индивиду...

Коррекционно - развивающая программа для работы с детьми ОВЗ – 2 класс.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития высших психических функций у детей с ОВЗ. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ резуль...

Индивидуальная программа по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Создание факторов успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, в условиях общеобразовательного учреждения, обеспечивает подготовку своих выпускников к само...