Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения начальной школы как основа для планирования индивидуального маршрута развития обучающегося с ОВЗ.
учебно-методическое пособие (2 класс) на тему

Соина Юлия Дмитриевна

Проблема оценки знаний учащихся с ЗПР давно беспокоит педагогов и специалистов, сопровождающих данные классы. Учителям прихо­дится самостоятельно разрабатывать контрольно-диагностические материалы по различным предметам. 

 Уже не первый год в практической работе по контролю и оценке  ЗУН мы применяем  технологические карты по основным предметам. Среди педагогов начальной школы  успешно  адаптировано  методическое пособие  Екжановой Е.А., Е.В. Резникова «Контроль знаний в системе коррекционного  обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд№1 Мониторинг  и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения начальной школы как основа для планирования индивидуального маршрута  развития обучающегося с ОВЗ.

Куликова Юлия Дмитриевна,

учитель начальных классов

МОУ-СОШ № 18 г. Нерюнгри

Слайд №2    Главное в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов - это создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, включающее  воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, лечение и оздоровление, а также социальную адаптацию. Отсюда вытекают основные цели и задачи работы с детьми.

Слайд №3   Проблема оценки знаний учащихся с ЗПР давно беспокоит педагогов и специалистов, сопровождающих данные классы. Учителям приходится самостоятельно разрабатывать контрольно-диагностические материалы по различным предметам.

                Уже не первый год в практической работе по контролю и оценке  ЗУН мы применяем  технологические карты по основным предметам. Среди педагогов начальной школы  успешно  адаптировано  методическое пособие  Ежановой Е.А., Е.В. Резникова «Контроль знаний в системе коррекционного  обучения», где  представлены  карты анализа  контрольных работ по русскому языку, чтению и математике для начальной школы.

Слайд №4  Результаты мониторинга позволяют отследить  общую успеваемость и качество знаний по основным предметам  образовательной программы, а также позволяют увидеть трудности  каждого обучающегося в изучении темы предмета.    

Слайд № 5 -9  Рассмотрим примеры технологических карт… 

Результаты анализа контрольных работ, выполненных учащимися разного возраста, помогут педагогу своевременно принять меры для устранения наметившихся пробелов в знаниях и умениях детей и спланировать адекватную коррекционную и развивающую работу.

Слайд№10-11  Исходя из определения возникших трудностей, формируется  индивидуальный образовательный маршрут. Здесь представлены основные направления коррекционной деятельности с ребенком и сопровождение специалистами по отдельным темам и направлениям работы.  

Слайд№12 Учитель, анализируя работы учащихся, видит сбои в формирующихся умственных действиях и операциях и может построить мотивированный «обходной путь» для коррекции имеющихся нарушений в познавательной сфере ребенка. Учитель – логопед сможет увидеть проблемы усвоения программы по русскому языку и чтению и предложить коррекционную программу. Педагог-психолог, исходя из анализа работ может предложить конкретному ученику адресную программу личностного развития и эмоциональной поддержки, а членам его семьи разъяснит, как оказать помощь ребенку в домашних условиях. Все вместе эти специалисты, входящие в состав школьного ПМПк, корректируют индивидуальный образовательный маршрут ребенка по определенным периодам.

 Использование данных материалов помогает всем специалистам коррекционного обучения в их практической работе, важная часть которой — научить детей осознанно относиться к допущенным ошибкам и отработать грамматические и математические правила, вызывающие у них наибольшие затруднения.

Целенаправленный и систематический анализ ошибок, допущенных учащимися в контрольных и самостоятельных работах, служит основой для планирования и организации коррекционной работы по предупреждению пробелов в рамках изучаемой дисциплины. Также он позволяет учителю увидеть недостатки познавательной деятельности учащихся в целом и осуществлять межпредметное взаимодействие не только в рамках своего предмета, но и при организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в рамках его образовательного маршрута.

Слайд №13   В подборе карт по предметам  представлены требования и критерии оценивания  специальных образовательных программ к знаниям, умениям, навыкам учащихся по годам обучения, а также учитываются и требования типовых общеобразовательных программ.  Выявленные в процессе выполнения детьми контрольных работ и в ходе последующего анализа особенности их индивидуального развития необходимо учитывать при планировании учебного материала, организации коррекционных и дополнительных занятий, а также в консультировании родителей.

Слайд №14 Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куликова Ю.Д., учитель начальных классов, руководитель РМО КРО.

Слайд 2

Концептуальные основы системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Цель педагогической работы с детьми ЗПР – реализации коррекционно-развивающего и деятельностного подхода при обучении детей с ЗПР. Задачи: повышение результативности обучения, стимуляция познавательной мотивации, адаптация в образовательном учреждении, развитие общеучебных и социальных навыков, реализация здоровьесберегающих технологий. Ведущая педагогическая идея

Слайд 3

Мониторинг знаний, как средство анализа успешности развития и обучения ребенка с ОВЗ. образовательных достижений обучающихся с ОВЗ . Карты анализа контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ. Динамика развития отслеживается через технологические карты, на протяжении 4 лет обучения Портфолио ученика Личные достижения, данные обследований, лист динамики развития, характеристика обучающегося Портфолио обучающегося.

Слайд 4

Результаты обучения по основным предметам 2 г с(к)класса.

Слайд 5

Предметные технологические карты 1-4 классы. АНАЛИЗ ДИКТАНТА «Лес зимой» 2г С(К)класс. Дата- 2.12.14

Слайд 6

III . Лексико-грамматические ошибки 1. Нарушение согласования 2. Нарушение управления 3. Замена слов по звуковому сходству + 1 4. Замена слов по семантическому сходству + 1 11. Нарушение границ предложений + 1 IV . Графические ошибки 1. Замена букв по количеству элементов 2. Замена букв по пространственному расположению 3. Зеркальное письмо букв 4. Общее искажение букв + + 2 V . Ошибки на правописание (орфографические) 1. Гласные после шипящих (жи,ши, ча, ща, чу,щу) + 1 4. Мягких и твердых согласных + 1 11. Безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением + 1 12. Безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением + + + 3 13. Заглавной буквы в начале предложения + + 2 19. Падежных окончаний имен существительных + + 2 20. Безударных окончаний имен прилагательных + + 2 оценка 3/3 2/2 5/4 Н 3/3 5/3 Н 3/2 Н ИОМ внести коррективы Б.А. (пункты 8,11,4,20), В.А. ( пункты, 6,3,4,12,13), П.В., М.Д., Ч.М, ( индивид. занятия с логопедом).

Слайд 7

Анализ словарного диктанта по русскому языку во 2г с(к) классе. Дата – 23.12.14

Слайд 8

Анализ контрольной работы по математике во 2г с(к) классе. «Устные приемы вычислений в пределах 100» Дата. 11.12.14 Вывод: тему усвоили хорошо. Необходимо уделить внимание таким разделах: решение задач, вычитание в выражениях, сравнение именованных чисел. В ИОМ внести коррективы П.В., Б.А, М.Д., Ф.В.

Слайд 10

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ. Сильные стороны ребенка Слабые стороны ребёнка Дисциплинирован, аккуратен при работе в тетрадях. При неудачах бывает плаксив, замкнут, но быстро отходчив. Предложенные задания и упражнения при незначительной Инициативы на уроке не проявляет. Испытывает помощи учителя. затруднения при решении математических задач, понимании прочитанного текста, применения правил в письменной речи. Фамилия, имя: Храмцов А. Период: 1 полугодие 2014-2015 учебный год. Проведение коррекционно-развивающей работы: № Название проводимой работы Форма (инд-ная, групповая) Что корректировалось Период 1. Развитие уверенности в себе, своих силах с помощью создания ситуации успеха. индивидуально- групповая личностная сфера уч.г. 2. Развитие понимания логико-грамматических конструкций на материале учебной деятельности. индивидуальная понимание предложно-падежных отношений уч.г. 3. Игры и упражнения, способствующие развитию навыков самоконтроля. индивидуально- групповая учебные ЗУН уч.г. 4. Развитие всех видов языкового анализа и синтеза индивидуально-групповая письменная речь уч.г. Динамика коррекционно-развивающего обучения: За прошедший период с сентября по декабрь 2014 года произошли следующие изменения: За период обучения в 2г классе Артем адаптировался в классном коллективе, принял требования педагога. Менее заметны резкие перепады в настроении. Адекватная его психофизиологическим возможностям учебная программа придала ему уверенности в своих силах, что способствовало появлению желания учиться. Решает математические задачи с опорой на наглядность. Чтение слог+целое слово, но не всегда выразительное. Пишет под диктовку с незначительным количеством ошибок (в основном ошибки правописания безударной гласной в корне). Необходимо: продолжить работу над развитием понимания логико-грамматических конструкций, обучением правилам приёма переноса знаний в новые условия; поддерживать интерес к учебе, путем создания ситуации успеха и дозирования нагрузки. Учитель: Куликова Ю.Д.

Слайд 11

Направления и формы пропедевтической и коррекционной работы с учащимся Храмцовым Артемом. Дата Проблема Что должен делать учитель Прогнозируемый результат 2013 – 2014 учебный год 22.10. Часто отвлекается, не может долго на чем-либо сконцентрироваться. Трудно понимает обращенную учебную инструкцию. педагог: Выполнение игр и упражнений типа «Лабиринт», «Что спрятано?», «Раскрась правильно»; использование сюрпризных моментов; при объяснении четко следовать поставленной цели, не отвлекаясь; давать время для осмысления воспринятого – сделать паузу; улучшение концентрации, объема и устойчивости внимания стабилизация интереса к обучению 17.11. Отмечается нервозность при проверке домашнего задания, перед проведением контрольных работ, диктантов. педагог: Подготовка и проведение данных видов работ должны быть без афиширования, по типу повседневных. Перед проведением использовать слова-стимуляторы на положительный результат. Находить положительные моменты в любой деятельности, за которые можно похвалить. снижение уровня тревожности 11.02. Испытывает значительные трудности при решении арифметических задач. педагог: При разборе задачи использовать наглядно-практический материал (схемы, таблицы, опоры), побуждая к самостоятельным выводам, умозаключениям. Игры и упражнения на овладение операциями анализа. учитель-логопед: Игры и упр-я на развитие понимания предложно-падежных отношений («Кому сколько», «Кто за кем», «Кто самый умный» и т.п.) развитие мыслительных операций развитие понимания логико-грамматических конструкций, лежащих в основе навыка решения задач 25.04. Стал нервозным, участились случаи отказа от выполнения заданий, поручений. педагог-психолог: Не провоцировать нервные реакции, сглаживание аффективных вспышек, соблюдение щадящего режима, учет индивидуальных особенностей ребенка. улучшение психоэмоционального состояния

Слайд 12

Социальный педагог Педагог-психолог Учитель-логопед Взаимодействие со специалистами, сопровождающими класс. Разработка индивидуального маршрута сопровождения обучающегося с ОВЗ.

Слайд 13

Отметка Программа общеобразовательной школы Программа коррекционно-развивающего обучения «5» Нет ошибок Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более 1 недочёта «4» 1-2 негрубые ошибки Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу. «3» 2-3 ошибки. 3-4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу: не более 8 недочетов по пройденному материалу «2» Более 4 грубых ошибок, не решена задача Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу. Ошибки: Незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; Неправильный выбор действий; Неверные вычисления в случае, когда цель задания- проверка вычислительных умений и навыков; Пропуск части математических действий, влияющих на получение правильного ответа; Несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: Неправильное списывание данных; Ошибки в записи математических терминов; Неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; Наличие записи действий Отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Оценивание результатов выполнения контрольных работ Критерии оценивания

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы коррекционно-развивающих заданий.

«Развитие логического мышления учащихся начальных   классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики».Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в ...

Коррекционно-развивающая среда в начальной школе

Для создания коррекционно-развивающей среды необходимо соблюдение ряда задач и условий.Задачи: -коррекционная – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение труднос...

Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития)

Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих. Вся работа, как форма допол...

Коррекционно-развивающая работа в начальной школе.

Коррекционно-развивающая работа в начальной щколе относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психи...

Осуществление контроля усвоенных знаний по английскому языку в начальной школе на основе учебника «Английский язык» авторов Быкова Н.И., Дули Д.

В настоящей методической разработке описана методика составления проверочных работ по английскому языку для учащихся начальной школы. Для каждого разработанного задания приведен пример с подробными ко...

Система коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ

Система коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ (ЗПР) в начальной школе МБОУ СОШ №1 в рамках реализации АОП...

Доклад на тему: «Система коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательной школы с введением ФГОС»

Новая социальная обстановка, новые гуманистические взгляды педагогов и психологов требуют изменений в сложившиеся за многие годы российской образовательной системе, которой нужен иной подход в организ...